Вопросы по бухгалтерскому (бюджетному) учету

Куда зачисляется плата по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами местного самоуправления?

В соответствии с по­ложениями Закона от 23 июня 2014 г. № 171?ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 марта 2015 года полномочия органов местного самоуправления дополняются полномочиями в том числе по заключению соглашений об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. При этом положениями Закона от 26 декабря 2014 г. № 450?ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» установлено, что:

  • плата по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами местного самоуправления муниципальных районов, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, по нормативу 50 процентов подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов;
  • плата по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами местного самоуправления городских поселений, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, по нормативу 50 процентов подлежит зачислению в бюджеты городских поселений.

Согласно положениям статьи 184.1 Бюджетного кодекса в решении представительного органа муниципального района (городского округа с внутригородским делением) о бюджете муниципального района (городского округа с внутригородским делением) должны содержаться нормативы распределения доходов между бюджетами городских, сельских поселений (внутригородских районов) в случае, если они не установлены Бюджетным кодексом, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Бюджетного кодекса.

С целью обеспечения распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации поступлений платы по соглашениям об установлении сервитута на территориях городских поселений необходимо в решениях представительных органов муниципальных районов о бюджете муниципального района в соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса предусмотреть в том числе нормативы распределения следующих доходов:

  • плата по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами местного самоуправления муниципальных районов, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, — по нормативу 50 процентов в бюджеты городских поселений;
  • плата по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами местного самоуправления городских поселений, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, — по нормативу 50 процентов в бюджеты муниципальных районов.

Отвечала О. В. ПАРШИНА,  государственный советник Российской Федерации 2 класса

Просим разъяснить порядок зачисления доходов от государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в бюджеты муниципальных образований.

С 1 января 2015 года вступили в силу положения Закона от 21 июля 2014 г. № 249?ФЗ «О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 249?ФЗ) в части зачисления доходов от государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ) по нормативу 50 процентов в федеральный бюджет и 50 процентов в бюджет субъекта Российской Федерации.

Положениями статьи 2 Закона от 27 июля 2010 г. № 210?ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что МФЦ — это организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу одного окна.

Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» предусмотрено, что материально-техническое и финансовое обеспечение МФЦ осуществляется за счет средств бюджета публично-правового образования, являющегося учредителем МФЦ.

Вместе с тем считаем необходимым отметить, что Закон № 249?ФЗ разработан в целях компенсации расходов субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением государственных услуг федеральных органов исполнительной власти на базе МФЦ.

Согласно пункту 1 статьи 58 Бюджетного кодекса законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены в том числе:

  • единые для всех муниципальных районов субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации;
  • единые для всех городских округов субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в бюджеты городских округов от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации.

На основании вышеизложенного зачисление доходов от уплаты государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в МФЦ должно осуществляться в бюджеты муниципальных образований, которые являются учредителями МФЦ, с указанием в распоряжении о переводе денежных средств ОКТМО соответствующего муниципального образования.

Отвечала О. В. ПАРШИНА, государственный советник Российской Федерации 2 класса

Просим разъяснить порядок проведения инвентаризации водопроводных и канализационных сетей в соответствии с требованиями Закона от 7 декабря 2011 г. № 416?ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон № 416?ФЗ).

Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах Единого плана счетов определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н).

При этом согласно пункту 4 Инструкции № 157н при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает формирование полной и достоверной информации о наличии государственного имущества и его использовании.

С целью ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств.

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами (п. 3 ст. 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402?ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402?ФЗ)).

В то же время цели инвентаризации, предусмотренные пунктом 2 статьи 42 Закона № 416?ФЗ, не предполагают проведения инвентаризации данных бухгалтерского (бюджетного) учета и не относятся к случаям обязательного проведения инвентаризации, установленным законодательством Российской Федерации для целей подтверждения данных бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Вместе с тем в случае выявления в ходе проведенной инвентаризации в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона № 416?ФЗ объектов муниципальной собственности, ранее не учтенных в казне (балансе муниципальных учреждений), необходимо, по нашему мнению, произвести соответствующие корректировки в бухгалтерском (бюджетном) учете.

Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог

Разъясните, пожалуйста, порядок отражения в бухгалтерском учете имущества казны, находящегося в собственности публично-правового образования.

Согласно пункту 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов, в том числе составляющих имущество казны, и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса установлен порядок отнесения муниципального имущества в состав имущества казны соответствующего публично-правового образования: муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. При этом законодательство Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих условия определения объектов собственности публично-правового образования (муниципального имущества казны соответствующего публично-правового образования) в зависимости от стоимости указанного имущества.

В соответствии со статьей 5 Закона № 402?ФЗ активы, к которым, в частности, относятся объекты имущества казны, являются объектами бухгалтерского учета.

При этом в соответствии с пунктом 143 Инструкции № 157н объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества.

Вместе с тем финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования в соответствии с порядком бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным Инструкцией № 157н, а также порядком ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования (п. 145 Инструкции № 157н).

При этом в силу норм пункта 145 Инструкции № 157н данные регистров бухгалтерского учета об объектах, составляющих муниципальную казну, на отчетную месячную дату должны быть сопоставимы с данными информации из реестра муниципального имущества (реестра).

Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог

Как правильно учитывать системы пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, специальные системы контроля?

Обязательные общие требования к учету государственными учреждениями финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах Единого плана счетов определены Инструкцией № 157н.

При этом порядок отнесения материальных объектов к основным средствам установлен пунктами 38—55 Инструкции № 157н.

Кроме того, пунктом 99 Инструкции № 157н определен перечень материальных ценностей, не относящихся к объектам основных средств, вне зависимости от их стоимости и срока службы.

Согласно пунктам 41, 45 Инструкции № 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.

Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Если по комплексу конструктивно сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, указанный объект учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

В случае наличия у одного конструктивно сочлененного объекта нескольких частей основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Учитывая, что системы пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, специальные системы контроля состоят из конструктивно со­члененных предметов, имеющих, как правило, разный срок полезного использования, в том числе существенно отличающийся от срока полезного использования здания, в котором они установлены, отдельные элементы систем пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре, специальных систем контроля, относящиеся к объектам основных средств, по нашему мнению, следует принимать к бюджетному учету как самостоятельные инвентарные объекты.

При этом принятие к учету объектов основных средств осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) — Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации Минфином России (п. 34 Инструкции № 157н).

Сведения о наличии в здании систем пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, специальных систем контроля отражаются в Инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031) по зданию, в котором установлены указанные системы, в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта».

Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог

Просим разъяснить порядок отнесения на финансовый результат затрат, произведенных за счет бюджетных инвестиций в рамках федеральных целевых программ на подготовку технико-экономического обоснования, проектно-изыскательских работ, разработку проектно-сметной документации на объекты государственной собственности Российской Федерации, при принятии решения о необходимости прекращения ранее утвержденной государственной программы.

Согласно пункту 127 Инструкции № 157н фактические затраты учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, достройке, дооборудовании), изготовлении, в том числе затраты на проектно-сметную документацию (далее — ПСД), в части объектов, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов, признаются капитальными вложениями в объекты нефинансовых активов и учитываются на счете 0 106 00 «Вложения в нефинансовые активы».

При этом капитальные вложения в объекты недвижимости, в том числе в сумме затрат по разработкам ПСД, предпроектной и иной документации, относятся к инвестиционным капитальным вложениям и учитываются на счете 0 106 11 000 «Вложения в основные средства — недвижимое имущество учреждения».

Согласно пункту 34 Инструкции об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, признание произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, которые не были созданы, в том числе в сумме расходов по разработке проектно-сметной документации, не приведших к возведению (созданию) объекта основного средства (объекта незавершенного строительства), расходами некапитального характера (расходами текущего финансового года), при наличии решения уполномоченного органа, отражается по дебету счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» и кредиту счетов 0 106 11 410 «Уменьшение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения», 0 106 31 410 «Уменьшение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения».

В соответствии с пунктом 3 статьи 179 Бюджетного кодекса по каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении, начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы.

Таким образом, по нашему мнению, решение по отнесению на финансовый результат текущего года сумм произведенных ранее капитальных вложений в рамках федеральных целевых программ в объекты государственной собственности Российской Федерации, в результате которых не созданы объекты строительства (объекты незавершенного строительства) и не предполагается их дальнейшее возведение (начало строительства), в том числе сумм расходов по разработке ПСД, предпроектной и иной документации, принимается при принятии решения Правительством Российской Федерации (уполномоченным им органом) о необходимости прекращения утвержденной ранее государственной программы.

При этом ведение бухгалтерского учета субъектом учета обеспечивается в соответствии с пунктом 4 Инструкции № 157н:

  • формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах и формирование бухгалтерской отчетности, необходимой внутренним пользователям (руководителям, органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, собственникам имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса, осуществляющим в соответствии с бюджетным законодательством соответствующие полномочия), а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности (приобретателям (получателям) услуг (работ), кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности);
  • предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении субъектом учета фактов хозяйственной жизни и их целесо­образностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами.

Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог

Бюджетное учреждение «Ледовый дворец спорта» не ведет образовательной деятельности. Нужно ли начислять НДС по договорам, заключенными с юридическими лицами, за оказание работникам этих организаций услуг по проведению массового катания на коньках и по предоставлению ледового покрытия для тренировочных занятий по хоккею?

Согласно подпункту 14.1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) в том числе реализация услуг населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Налоговый кодекс не содержит уточнений, что понимается под физкультурными, физкультурно-оздоровительными и спортивными мероприятиями для целей применения статьи 149 Налогового кодекса. Разъяснения по этому поводу даны в письме Минспорта России от 21 февраля 2013 г. № 05-06-10/889 (см. письмо Минфина России от 30 апреля 2013 г. № 03-07-07/15366). На основании норм Закона от 4 декабря 2007 г. № 329?ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» в этом письме сделан вывод, что под услугами, оказанными населению по организации и проведению физкультурных мероприятий (как официальных, так и неофициальных), понимаются услуги по проведению организованных занятий граждан физической культурой в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. При этом специалисты Минспорта указали, что федеральное законодательство не содержит определения понятия «физкультурно-оздоровительные мероприятия», однако определено понятие «физкультурно-оздоровительная услуга», под которыми понимается деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, а также проведении физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга.

Поскольку перечень таких услуг Налоговым кодексом не преду­смотрен, при решении вопроса об отнесении конкретных их видов к услугам по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, по мнению контролирующих органов, следует руководствоваться перечнем услуг физической культуры и спорта, предусмотренным Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163 (см. письма Минфина России от 19 июля 2012 г. № 03-07-11/137, от 14 февраля 2012 г. № 03-07-07/24). Применительно к рассматриваемой ситуации отметим, что к услугам физической культуры и спорта, предусмотренным ОКУН, относится предоставление катков и конькобежных дорожек (код 072105).

По мнению ФНС России, выраженному в письме от 10 декабря 2014 г. № ГД-4-3/25567, если комплекс услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий соответствует понятиям, установленным статьей 2 Закона № 329?ФЗ, то при реализации указанных услуг населению применяется освобождение от налогообложения НДС в соответствии с подпунктом 14.1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса.

Обратите внимание, что в письме ФНС России от 31 июля 2013 г. № ЕД-4-3/13881@ указано, что в случае приобретения указанных услуг организацией для своих сотрудников социальная направленность этих услуг не изменяется. Таким образом, от налогообложения НДС освобождаются поименованные в классификаторе ОК 002-93 услуги по организации и проведению физкультурных и оздоровительных мероприятий, оказываемые населению, в том числе сотрудникам организаций по договорам, заключенным с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Обобщая приведенные разъяснения, можно сделать вывод, что услуги по проведению массового катания на коньках и предоставлению ледового покрытия для тренировочных занятий по хоккею, оказываемые в рамках заключенных договоров с юридическими лицами сотрудникам этих организаций, НДС не облагаются.

Для применения льготы, предусмотренной подпунктом 14.1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, наличие лицензии не требуется.

Отвечала О. МОНАКО, аудитор, эксперт службы Правового консалтинга компании «Гарант» (www.garant.ru)

Нашему учреждению грозит штраф за неоприходование выручки: 40 000 рублей — на учреждение и 4000 рублей — на руководителя. Дело в том, что кассир подразделения сдала выручку в основную кассу учреждения с опозданием на сутки. Это нарушение выявили налоговые инспекторы. Можем ли мы избежать штрафа?

Согласно пункту 1 статьи 15.1 Кодекса об административных правонарушениях нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. В том числе эти штрафы касаются неоприходования (неполного оприходования) в кассу денежной наличности. Штраф за сдачу выручки с опозданием в данной статье не предусмотрен, поэтому оснований для вынесения штрафных санкций у контролеров нет.

Это подтверждает и арбитражная практика. Например, аналогичное нарушение рассмотрено в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 июня 2010 г. по делу № А19-25794/09. Судьи отметили, что под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение учреждением совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге.

Из материалов дела следует, что налоговая инспекция сделала вывод о неоприходовании денежных средств в кассу на том основании, что учреждение внесло записи в кассовую книгу о полученных денежных средствах не в день их поступления, а с задержкой в 1—3 дня. При этом расхождений учетных данных контрольно-кассовой машины и денежных средств, отраженных в кассовой книге, за период проверки не установлено.

Отвечала Е. П. БУЛГАКОВА, аудитор

Нужно ли бюджетному учреждению переносить материальные запасы, приобретенные за счет средств субсидий на иные цели (КФО 5), на материальные запасы по источнику финансирования муниципального задания (КФО 4) и какие бухгалтерские записи должны быть?

Специалисты финансового ведомства не исключают возможности наличия остатков материалов, приобретенных за счет целевых субсидий (КФО 5). В частности, в пункте 2.4 письма Казначейства России от 21 декабря 2012 г. № 42-7.4-05/2.1-730 говорится, что в Балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) допускается наличие остатков на начало и конец отчетного периода по счетам 5 105 00 000 «Материальные запасы» и 5 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы». Такое же разъяснение дается в письме Казначейства России от 9 января 2013 г. № 42-7.4-05/2.1-3.

Недопустимо наличие показателей по следующим счетам:

  • 5 101 00 000 «Основные средства»;
  • 5 201 34 000 «Касса»;
  • 5 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов», отрицательное значение (за исключением предоставления субсидий на возмещение ранее произведенных затрат).

Отвечала Л. А. ЛАПТЕВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

По какому коду доходов необходимо производить возврат дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета? Нужно восстановить неправомочно произведенные расходы по КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Доходы от возврата дебиторской задолженности прошлых лет отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ (Указания № 65н). Бухгалтерские записи по поступлению дебиторской задолженности и перечислению ее в доход бюджета будут следующими:

Дебет 0 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 0 206 34 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по приобретению материальных запасов»
— поступление дебиторской задолженности на лицевой счет учреждения. Одновременно отражается поступление денежных средств со счета учреждения на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» (п. 365 Инструкции № 157н);

Дебет 0 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
Кредит 0 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— начисление суммы дохода, подлежащей перечислению в доход бюджета;

Дебет 0 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 0 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислена задолженность в доход бюджета. Одновременно отражается выбытие денежных средств со счета учреждения на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» (п. 367 Инструкции № 157н).

Отвечала А. Л. СТАНИСЛАВСКАЯ, методолог

Бюджетное учреждение оплатило обучение сотрудника, с которым заключен договор на отработку определенного срока после обучения, осуществленного за счет работодателя. При увольнении сотрудник обязан вернуть высчитанную сумму за обучение. Подскажите, какие нужно сделать бухгалтерские записи при возврате расходов на обучение?

Бухгалтерские записи при возврате расходов на обучение сотрудника при его увольнении будут следующими:

Дебет 2 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
Кредит 2 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
— отражение задолженности работника по компенсации расходов на обучение;

Дебет 2 201 34 510
«Поступления средств в кассу учреждения»
Кредит 2 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
— поступление денежных средств от работника в кассу учреждения.

Отвечала А. А. КУЧЕРЕНКО, консультант

Подскажите, куда необходимо заплатить НДФЛ с заработной платы сотрудника, если он числится в головной организации, а стационарное рабочее место сотрудника находится в филиале в другом городе?

Аналогичная ситуация рассмотрена в письме Минфина России от 29 июня 2006 г. № 03-05-01-04/194. В нем, в частности, даны следующие разъяснения.

Согласно статье 11 Налогового кодекса под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

В соответствии со статьей 1 Закона от 17 июля 1999 г. № 181?ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» рабочим местом считается место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Если место работы указано в трудовом договоре как место нахождения головной организации, а фактически трудовая функция выполняется работником по месту нахождения структурного подразделения, то имеет место наличие обособленного подразделения организации, по месту нахождения которого необходимо встать на учет в налоговом органе. Налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений. Налоговые агенты обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов (ст. 230 НК РФ).

Таким образом, головная организация должна исчислять и уплачивать налог на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения обособленного подразделения, при этом сумму налога, исчисленную с доходов, полученных работниками обособленного подразделения, необходимо перечислить в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения.

Согласно позиции Минфина России головная организация должна перечислять в бюджет по месту нахождения филиала налог на доходы физических лиц, исчисленный с доходов, полученных работниками филиала, а также сотрудником головной организации, выполняющим свои трудовые функции по месту нахождения филиала. При этом сведения о доходах физических лиц, как работников головной организации, так и работников филиалов, должны быть представлены головной организацией по месту своего учета.

Также Минфин России в письме от 20 декабря 2011 г. № 03-04-06/3-352 обращает внимание на то, что в соответствии со статьей 57 Трудового кодекса обязательным для включения в трудовой договор условием является, в частности, место работы. А в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.

Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Какой проводкой отразить начисление страховых взносов на оплату четырех дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом?

В соответствии с изменениями, внесенными Законом от 29 декабря 2014 г. № 468?ФЗ в пункт 17 статьи 37 Закона от 24 июля 2009 г. № 213?ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования”», финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации. То есть в расходы, принимаемые Фондом социального страхования РФ, наравне с оплатой дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, включаются и страховые взносы, начисленные на эту оплату. Согласно пункту 9.10 Порядка заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), утвержденного приказом ФСС РФ от 26 февраля 2015 г. № 59, в Таблице 2 по строке 13 отражаются расходы по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисленные на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.

Начисление страховых взносов на оплату четырех дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом отразится записями:

Дебет 0 303 02 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
Кредит 0 303 02 730, 0 303 07 730, 0 303 09 730
«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС», «Увеличение кредиторской задолженности по дополнительным страховым взносам на пенсионное страхование»
— начислены страховые взносы во внебюджетные фонды на оплату четырех дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом;

Дебет 0 303 02 830, 0 303 07 830, 0 303 09 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», «Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС», «Уменьшение кредиторской задолженности по дополнительным страховым взносам на пенсионное страхование»
Кредит 0 304 05 213, 1 201 11 610
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по начислениям на выплаты по оплате труда», «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислены страховые взносы во внебюджетные фонды, начисленные на оплату четырех дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

Согласно части 2 статьи 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212?ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212?ФЗ) сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ОСС), подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими соответствующих расходов.

То есть плательщик страховых взносов вправе зачесть сумму превышения расходов на выплату ОСС над суммой начисленных страховых взносов по этому виду страхования в счет предстоящих платежей (ч. 2.1 ст. 15 Закона № 212?ФЗ).

Таким образом, учреждение может не перечислять часть взносов, начисленных на оплату дополнительных дней, причитающихся к уплате в ФСС, а учесть их в расчетном периоде наряду с прочими расходами по ОСС.

Отвечала Ю. Л. АНОХИНА, консультант

Главный бухгалтер нашего учреждения увольняется по собственному желанию. Замены ему пока не нашли. Должности заместителя главного бухгалтера в учреждении нет. Кому в этом случае должен передать дела увольняющийся главбух?

Порядок увольнения сотрудников прописан в статье 80 Трудового кодекса. Причем особые условия при увольнении для главного бухгалтера не предусмотрены.

Согласно приведенной статье главбух должен написать заявление об увольнении не менее чем за две недели до окончания работы, если иное не установлено Трудовым кодексом или федеральными законами — например, Законом от 27 июля 2004 г. № 79?ФЗ «О государственной гражданской службе». По истечении указанного срока предупреждения сотрудник имеет право прекратить работу.

Порядок передачи дел от одного главбуха к другому не оговорен в действующем законодательстве на федеральном уровне. Однако существуют ведомственные инструкции. Например, Инструкция о порядке приема-сдачи дел главными бухгалтерами (старшими бухгалтерами на правах главных бухгалтеров) централизованных бухгалтерий (бухгалтерий), учреждений, предприятий и организаций системы Министерства здравоохранения СССР, утвержденная приказом Минздрава СССР от 28 мая 1979 г. № 25-12/38. И хотя этому документу более тридцати лет, его можно брать за основу при передаче дел между главбухами в части, не противоречащей действующему законодательству.

Согласно статье 7 Закона № 402?ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, в связи с чем руководитель учреждения приказом назначает работника, временно исполняющего обязанности главного бухгалтера, или принимает дела сам. Если объем передаваемых документов очень большой, то для проверки передаваемых дел возможно создать комиссию. Отметим, что срок передачи дел не может превышать двух недель.

Отвечала Е. П. БУЛГАКОВА, аудитор

Со дня увольнения сотрудника учреждения и расторжения трудового договора прошло уже три недели. Однако бывший работник так и не забрал свою трудовую книжку. Не будут ли проверяющие органы расценивать эту ситуацию как задержку выдачи трудовой книжки?

В соответствии со статьей 84.1 Трудового кодекса в день прекращения трудового договора (последний день работы) работодатель обязан выдать сотруднику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 Трудового кодекса.

Если это невозможно сделать, то необходимо отправить уведомление работнику о необходимости явиться за трудовой книжкой либо получить согласие отправить ее по почте (возможно, с уведомлением о вручении). Со дня направления уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.

Отвечала Е. П. БУЛГАКОВА, аудитор


Реклама