Правила зачета требований

На основании решения суда арендатор произвел капитальный ремонт в счет арендной платы. Рассмотрим отражение этой непростой ситуации в учете.

Законодательная база

Согласно статье 42 Бюджетного кодекса к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества.

Указанные доходы признаются неналоговыми доходами бюджета и зачисляются в доход соответствующего бюджета публичного правового образования, имущество которого передано в возмездное пользование, по нормативу 100 процентов (ст. 41 и 51 БК РФ).

В соответствии со статьей 218 Бюджетного кодекса исполнение бюджетов по доходам предусматривает обязательное перечисление доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе доходов, получаемых в виде арендной платы либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, на единый счет бюджета.

Принятие обязательств и их исполнение участниками бюджетного процесса осуществляется также в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 161 Бюджетного кодекса финансовое обеспечение деятельности органов государственной власти (государственных органов) осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и на основании бюджетной сметы.

В соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса исполнение бюджетов по расходам предусматривает:

  • принятие бюджетных обязательств;
  • подтверждение денежных обязательств;
  • санкционирование оплаты денежных обязательств;
  • подтверждение исполнения денежных обязательств.

При этом исполнение бюджета по расходам не предусматривает зачета встречного требования.

Таким образом, бюджетное законодательство Российской Федерации не предусматривает исполнения бюджетов как по доходам, так и по расходам путем зачета — без кассового движения денежных средств на едином счете бюджета.

Прекращение обязательств по оплате доходов в бюджет и денежных обязательств, принимаемых получателями средств бюджета, без движения денежных средств возможно лишь вследствие исключительных обстоятельств, возникших в ходе исполнения бюджета, например: неплатежеспособность дебитора (в том числе в отношении которого осуществляется процедура банкротства) ввиду недобросовестного исполнения им обязательств по оплате доходов бюджета.

Следовательно, доходы от аренд­ной платы должны быть зачислены в доход бюджета в полном объеме.

Бюджетный учет

Операции по зачету требований на основании решения суда по возмещению расходов по капитальному ремонту, произведенному арендатором, в счет встречного требования к последнему по оплате арендной платы в бюджетном учете в соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, отражаются следующими бухгалтерскими записями:

Дебет КДБ 1 205 21 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности»
Кредит КДБ 1 401 10 120
«Доходы от собственности»
 начислены доходы от сдачи имущества в аренду ежемесячно;

Дебет КРБ 1 501 13 225
«Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года получателей бюджетных средств по работам, услугам по содержанию имущества»
Кредит КРБ 1 502 11 225
«Принятые обязательства текущего финансового года по работам, услугам по содержанию иму­щества»
— принято бюджетное обязательство на осуществление капитального ремонта (по дате согласования права осуществления расходов по капитальному ремонту арендодателем на основании дополнительного соглашения по договору аренды);

Дебет КРБ 1 502 11 225
«Принятые обязательства текущего финансового года по работам, услугам по содержанию иму­щества»
Кредит КРБ 1 502 12 225
«Принятые денежные обязательства текущего финансового года по работам, услугам по содержанию имущества»
— принято денежное обязательство по возмещению расходов за проведение арендатором капитального ремонта;

Дебет КРБ 1 401 20 225
«Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»
Кредит КРБ 1 302 25 730
«Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
— начислена задолженность перед арендатором согласно принятому денежному обязательству;

Дебет КРБ 1 302 25 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
Кредит КДБ 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— исполнение бюджетного обязательства на основании судебного решения о зачете встречного требования путем уменьшения обязательства (кредиторской задолженности) перед арендатором;

Дебет КДБ 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит КРБ 1 304 05 225
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по работам, услугам по содержанию имущества»
— исполнение денежного обязательства (по расходам) в счет исполнения платежа в доход бюджета (в сумме зачета встречного требования);

Дебет КДБ 1 210 02 120
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от собственности»
Кредит КДБ 1 205 21 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности»
— зачислен платеж в доход бюджета (в сумме арендных платежей).

Обратите внимание, что Гражданский кодекс ставит в приоритет обязанность арендодателя (собственника имущества) производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества (п. 1 ст. 616 ГК РФ). При этом финансовое обеспечение расходов субъекта Российской Федерации по оплате капитального ремонта сданного в аренду государственного имущества осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на указанные цели (по КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества»).

Принятие получателем бюджетных средств обязательств по возмещению расходов по капитальному ремонту при отсутствии лимитов бюджетных обязательств на соответствующие цели (по КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества») является бюджетным правонарушением.


Реклама