Бюджетные учреждения науки
Научные учреждения обеспечивают социально значимые потребности населения в образовании, медицине, культуре, спорте и других отраслях. Однако существуют отдельные особенности в деятельности различных научных организаций. Об этом и поговорим в статье.
Научная деятельность в Российской Федерации осуществляется преимущественно в государственных бюджетных учреждениях.
На очередном собрании Академии наук Президент Российской Федерации В. В. Путин сказал: «Мы с вами хорошо знаем, что предстоящие десятилетия будут во многом решающими и для нас, и для очень многих стран мира — для мира, который не просто входит, а уже практически вошел в достаточно сложный период глобальной турбулентности. Формируются новые геополитические центры, меняются общественные, демографические тенденции, технологический уклад, жизнь меняется серьезным образом. Все эти процессы требуют самого глубокого осмысления — для того, чтобы выработать и принять адекватные шаги и решения. При этом очевидна колоссальная роль отечественной науки...»
Если обратиться к истории, то очень хорошо отражают глубокий смысл науки слова Александра Герцена: «Наука — сила, она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия».
Отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности, регулируются Законом от 23 августа 1996 г. № 127?ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее — Закон № 127?ФЗ).
Научная (научно-исследовательская) деятельность — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:
- фундаментальные научные исследования;
- прикладные научные исследования;
- поисковые научные исследования.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона № 127?ФЗ научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность.
Кроме того, деятельность бюджетных учреждений науки регулируется Гражданским кодексом, Бюджетным кодексом, а также Законом от 12 января 1996 г. № 7?ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7?ФЗ).
Согласно статье 9.2 Закона № 7?ФЗ бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям — при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Финансирование
Согласно статье 152 Бюджетного кодекса бюджетные учреждения, в том числе бюджетные учреждения науки, не являются получателями бюджетных средств и не являются участниками бюджетного процесса. При этом согласно нормам Бюджетного кодекса в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Согласно пункту 6 статьи 9.2 Закона № 7?ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
Обратите внимание!
Согласно пункту 14 статьи 9.2 Закона № 7?ФЗ бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Кроме того, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетным учреждениям науки могут предоставляться субсидии на иные цели.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
Также одним из источников финансирования бюджетных учреждений науки может быть приносящая доход деятельность.
Согласно пункту 4 статьи 50 Гражданского кодекса, Закону № 7?ФЗ бюджетные учреждения вправе заниматься приносящей доход деятельностью в рамках Устава лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
План финансово-хозяйственной деятельности
Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения науки осуществляется в соответствии с утвержденным учредителем планом финансово-хозяйственной деятельности (далее — ПФХД), содержащим:
- показатели финансового состояния учреждения (подразделения) (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления плана);
- плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения);
- иную информацию в соответствии с решением органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Оплата труда
Заработная плата работников бюджетных учреждений науки устанавливается в соответствии с системой оплаты труда, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее — Положение № 583).
Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются в соответствии с Положением № 583 руководителем федерального учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.
Вопрос в тему
Вправе ли научные сотрудники получать денежную компенсацию за неиспользованные дни отпуска?
Согласно статье 126 Трудового кодекса часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 дней, может быть заменена денежной компенсацией по письменному заявлению работника. Отметим, что при расчете суммы компенсации за неиспользованный отпуск, превышающий 28 календарных дней, учитываются дни дополнительного оплачиваемого отпуска, который положен сотруднику согласно законодательству.
Научный работник, который не имеет права на дополнительный отпуск, а может отгулять ежегодно только 28 календарных дней, при неиспользовании положенного отпуска может получить денежную компенсацию только при увольнении (ст. 127 ТК РФ).
Выплаты компенсационного характера устанавливаются в соответствии с Положением № 583 к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.
Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами с учетом разрабатываемых в федеральном учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников этих учреждений в соответствии с Положением № 583.
Профессиональные квалификационные группы должностей работников сферы научных исследований и разработок утверждены приказом Минздравсоцразвития от 3 июля 2008 г. № 305н.
Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска работников бюджетного учреждения науки установлена в соответствии с трудовым законодательством и составляет 28 календарных дней. Отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами (ст. 115 ТК РФ).
Бюджетные учреждения науки, финансируемые из федерального бюджета, предоставляют своим научным сотрудникам удлиненный ежегодный основной оплачиваемый отпуск, продолжительность которого установлена постановлением Правительства России от 12 августа 1994 г. № 949 «О ежегодных отпусках научных работников, имеющих ученую степень» и составляет 48 рабочих дней для докторов наук, а для кандидатов наук — 36 рабочих дней.
Особенности для учреждений Республики Крым и города федерального значения Севастополя
Минфин России в письме от 14 мая 2015 г. № 02-06-05/27931 разъяснил некоторые особенности перехода организаций сектора государственного управления, расположенных на территории Республики Крым и города Севастополя, в том числе бюджетных учреждений, на бухгалтерский (бюджетный) учет в соответствии с российским законодательством.
Обязательные общие требования к учету государственными бюджетными учреждениями финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах Единого плана счетов определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н.
Так, Инструкцией № 157н не предусмотрено понятие малоценного имущества. Субъект учета в соответствии с требованиями, установленными пунктами 38, 39 Инструкции № 157н, принимает решение об отнесении малоценных предметов либо к основным средствам, либо к материальным запасам. Нефинансовые активы (основные средства) принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости (п. 23 Инструкции № 157н) с принятием к учету и ранее начисленной суммы амортизации (п. 85 Инструкции № 157н).
Порядок начисления амортизации по объектам основных средств установлен пунктом 92 Инструкции № 157н, в соответствии с которым по объектам основных средств стоимостью от 3000 до 40 000 рублей включительно начисление амортизации осуществляется в размере 100 процентов балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.
Особенности налогового учета
Учреждения науки как юридические лица обязаны вести бухгалтерский и налоговый учет.
Поскольку, как мы уже говорили, большинство учреждений науки созданы в форме бюджетных учреждений — некоммерческих организаций, им присущи особенности налогообложения с учетом их статуса.
Доходы, полученные государственным бюджетным учреждением от приносящей доход деятельности, предусмотренной его учредительными документами, а также приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 246 Налогового кодекса бюджетные учреждения науки признаются плательщиками налога на прибыль организаций.
Налоговая база по налогу на прибыль организаций определяется согласно статье 274 Налогового кодекса. При этом средства, полученные от сдачи имущества в аренду, согласно пункту 4 статьи 250 Налогового кодекса учитываются в составе внереализационных доходов и подлежат учету бюджетными научными учреждениями при определении базы по налогу на прибыль.
В этой ситуации возникает вопрос об обложении налогом на добавленную стоимость (НДС) операций по сдаче в аренду имущества.
Поскольку объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ), в том числе услуги по предоставлению имущества в аренду. Таким образом, предоставление государственного имущества в аренду является объектом обложения НДС.
Обратите внимание!
Согласно пункту 3 статьи 161 Налогового кодекса при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. Налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Они обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Обратите внимание!
Налогоплательщики, которые осуществляют операции как облагаемые НДС, так и освобожденные от налогообложения, обязаны вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).