Новое в образовательном процессе

Стандарты вносят в систему образования не только новые программы развития, но и диктуют правила современного оборудования учебных аудиторий. Рассмотрим одно из таких новшеств, актуальное на сегодняшний день.

Требования к образовательным стандартам устанавливаются статьей 11 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», правила которых определяются постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений».


Современные стандарты устанавливают новые требования и правила для развития детей. Так, в соответствии с приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» учреждения образования могут организовывать классы коррекционно-развивающего обучения (сенсорные комнаты релаксации). Такие классы предназначены для развития сенсорных функций обучающихся и проведения коррекционных занятий. Классы открываются на основании приказа руководителя и заключения психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (психолого-медико-педагогической консультации муниципалитета, округа, медико-педагогической комиссии, диагностического центра) на каждого ребенка о необходимости данного типа обучения. Зачисление в указанные классы производится только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) на основании заявления.

Внедрение новых стандартов включает в себя обязательные требования к материально-техническим условиям, финансовому обеспечению, а также к профессиональной подготовке кадров.

Профессиональная

подготовка кадров

Образовательное учреждение должно быть адаптировано для детей не только для получения знаний, но и должно учитывать их особые потребности. Чтобы успешно работать с детьми, педагогам нужно владеть соответствующими приемами и методами, поэтому повышение квалификации педагогических работников предусматривает изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологий, необходимых для профессиональной деятельности. В задачи повышения квалификации входит развитие управленческих умений, изучение и анализ новых нормативно-правовых документов, содействие в определении содержания самообразования педагога, воспитателя, руководителя, оказание помощи и поддержки педагогическим кадрам в подготовке к аттестации и внедрении инноваций в учебный процесс.

При повышении квалификации педагогам (педагогам-психологам, учителям-дефектологам, учителям-логопедам и другим специалистам) образовательных специальных (коррекционных) классов, специальных образовательных учреждений следует овладеть:

умением учитывать специфику организации и способы проектирования специальных уроков для детей с интеллектуальными нарушениями;

умением развить у ребенка самостоятельность, ответственность и организованность в изучении материала;

умением подвигнуть ребенка к активной творческой, поисковой деятельности.

В результате прохождения курсов педагоги имеют право вести профессиональную деятельность и разрабатывать программы для развития детей. Например, программа для работы по коррекционно-развивающему образованию составляется индивидуально и определяется показаниями для терапии. Входящие в нее упражнения различаются по возрастным группам: это ранний возраст, дошкольный, школьный и подростковый. Количество и время занятий определяются индивидуально для каждого обучающегося.

Обеспечение оборудованием

Сенсорная комната дает неограниченные возможности в получении разнообразных зрительных, слуховых, тактильных воздействий, сочетание которых оказывает на психическое, эмоциональное развитие ребенка расслабляющее, восстанавливающее и в то же время тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее действие. В связи с этим оборудование должно содержать комплекс предметов, создающих различные световые и звуковые эффекты, мягкую мебель, различные панели для тактильной стимуляции, устройства ароматерапии, дидактические игровые материалы и многое другое. Например, вращающийся зеркальный шар служит для релаксации и зрительной стимуляции; воздушно-пузырьковая колонна дает сильную зрительную, тактильную и слуховую стимуляцию; сухой бассейн способствует психоэмоциональному развитию ребенка; фиброоптическая тактильная панель предназначена для зрительной и тактильной стимуляции, развивает осязательные навыки.

Отражение в учете

Приобретая оборудование, учреждение должно оценить степень выполнения условий, установленных Инструкцией № 157н 1. Так, согласно пункту 38 Инструкции № 157н к основным средствам относятся материальные объекты имущества со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления и используемые в деятельности учреждения при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд либо для осуществления государственных полномочий (функций). При этом стоимость данных объектов не имеет значения.

Единицей учета основных средств является инвентарный объект (п. 45 Инструкции № 157н), который согласно пункту 41 Инструкции № 157н может быть как:

объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;

отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.

Если по комплексу конструктивно сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, указанный объект учитывается как самостоятельный инвентарный объект (письма Минфина России от 11 сентября 2012 г. № 02-06-10/3621 и от 14 декабря 2012 г. № 02-06-10/5196).

Основные средства принимаются к учету согласно требованиям Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359 (ОКОФ).

К материальным запасам в соответствии с пунктом 98 Инструкции № 157 можно отнести материальные ценности в виде сырья, материалов, предназначенных для использования в процессе деятельности учреждения, а также произведенной готовой продукции и приобретенных для продажи товаров (перечень материальных запасов представлен в пункте 99). Единица бухгалтерского учета материальных запасов (номенклатурный номер, партия, однородная группа и т. п.) выбирается учреждением самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением (п. 101 Инструкции № 157н).

Государственное (муниципальное) учреждение независимо от его типа должно создать на постоянной основе комиссию по поступлению и выбытию активов. На это нам указывает пункт 25 Инструкции № 157н. Комиссия утверждается приказом руководителя учреждения и должна состоять из компетентных сотрудников, обладающих соответствующими знаниями, навыками, и обязана принимать решения относительно имущества в разные моменты использования его в деятельности учреждения.

В силу Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н), материальные ценности, которые планируется учитывать в составе основных средств, следует приобретать по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, а материальные ценности, принимаемые на учет в составе материальных запасов, приобретаются по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Для повышения квалификации сотрудников учебное заведение заключает договор с учебными учреждениями, имеющими лицензию на предоставление данных услуг. Согласно Указаниям № 65н расходы по повышению квалификации сотрудников относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Если обучение сотрудника будет проходить вне места постоянной работы, то по распоряжению руководителя оформляется приказ, который подтверждает срок пребывания в командировке (дату приезда в пункт назначения и дату выезда). В таком случае произведенные расходы по командировке образовательное учреждение в соответствии с Указаниями № 65н относит на следующие подстатьи КОСГУ:

212 «Прочие выплаты» — суточные расходы;

222 «Транспортные услуги» — транспортные расходы;

226 «Прочие работы, услуги» — повышение квалификации сотрудников, оплата проживания в жилых помещениях.

После возвращения из командировки в течение трех рабочих дней работник должен заполнить и представить авансовый отчет (ф. 0504505)2 с подтверждающими документами о произведенных расходах. К авансовому отчету прикладываются документы, подтверждающие понесенные расходы по найму жилого помещения, проезду (проездные документы, багажная квитанция, постельные принадлежности) и другие расходы, связанные с командировкой (п. 26 постановления Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки»).

Отметим, что если авиабилет приобретен в электронном формате, то командировочному в целях документального подтверждения расходов достаточно сформировать маршрут/квитанцию электронного документа (например, авиабилета) на бумажном носителе (письмо Минфина от 19 июня 2015 г. № 03-03-07/35548). А в случае утери посадочного талона подтвердить расходы на проезд можно справкой, выданной авиаперевозчиком, с информацией, что работник использовал авиабилет (письмо Минфина от 18 мая 2015 г. № 03-03-06/2/28296).

Пример 1

Бюджетное учреждение образования оборудует кабинет психологической разгрузки (сенсорная комната релаксации), предназначенный для развития сенсорных функций обучающихся и проведения коррекционных занятий. Оснащение кабинета осуществляется за счет средств субсидии на выполнение государственного задания. Комиссия по поступлению и выбытию активов, созданная на постоянной основе в учреждении, определила срок полезного использования закупаемого оборудования, что отражено в приказе по учреждению. На основании этих данных бухгалтер распределил закупку оборудования по следующим статьям расходов:

статья 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ:

настенное интерактивное панно «Световая мозаика» — 31 600 руб.;

подвесной зеркальный шар со светодиодным источником света автоматического управления и приводом вращения — 6 000 руб.;

кресло для релаксации «Груша детская» (бескаркасная мебель кресло-груша) — 4 900 руб.;

сухой интерактивный бассейн (материал короба — поролон и винилискожа) — 11 200 руб.;

комплект тематических светонепроницаемых штор (ОКОФ 16 1721090 — изделия текстильные швейные прочие) — 18 600 руб.;

мягкий пол (напольное покрытие — коврик в виде пазла) (ОКОФ 16 3693553 — наборы спортивные детские) — 1 650 руб.;

статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ:

набор эфирных масел «Спокойствие» — 1 150 руб.;

пульт для переключения цвета освещения колонны, которая входит в состав сенсорного уголка — 700 руб.

Для повышения квалификации по программе «Сенсорное развитие» учреждение направляет педагога-психолога на обучение по коррекционно-развивающему курсу. Стоимость заключенного договора составляет 12 000 руб. Один из пунктов договора содержит предоплату в размере 30 процентов — 3 600 руб., на эту сумму выставлен счет для оплаты (для упрощения примера будем считать, что контрагент применяет упрощенную систему налогообложения. НДС не облагается).

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Дебет 4 106 31 310

«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»

Кредит 4 302 31 730

«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»

— сформирована стоимость оборудования, приобретенного на сумму 73 950 руб. (поступление оборудования от поставщика);

Дебет 4 101 36 310

«Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 4 106 31 310

«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»

— оборудование введено в эксплуатацию на сумму 73 950 руб.;

Дебет 4 105 36 340

«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 4 302 34 730

«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

— приобретен пульт для переключения цвета освещения колонны и набор эфирных масел на сумму 1 850 руб.;

Дебет 4 302 31 830, 4 302 34 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств», «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

Кредит 4 201 11 610

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

— произведена оплата поставленных материальных ценностей на сумму 73 950 руб. и 1 850 руб.;

Дебет 4 206 26 560

«Увеличение дебиторской задолженности по авансам по прочим работам, услугам»

Кредит 4 201 11 610

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

— произведена предоплата в размере 30 процентов за обучение на курсах повышения квалификации в сумме 3 600 руб.;

Дебет 4 109 70 226

«Накладные расходы производства готовой продукции в части прочих работ, услуг»

Кредит 4 302 26 730

«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

— отражена задолженность учреждения по оказанным услугам по обучению на курсах повышения квалификации (акт оказанных услуг) в сумме 12 000 руб.;

Дебет 4 302 26 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

Кредит 4 206 26 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по прочим работам, услугам»

— произведен зачет предоплаты в счет погашения задолженности в сумме 3 600 руб.;

Дебет 4 302 26 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам,

услугам»

Кредит 4 201 11 610

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

— произведен окончательный расчет за обучение на курсах повышения квалификации в сумме 8 400 руб.

1 Приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н).

2 Приказ Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».


Реклама