Применение кодов доходов

Рассмотрим отдельные моменты при администрировании доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Зачисление штрафов за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг

Суммы принудительного изъятия

Законом от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44?ФЗ) предусматривается административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, размеры штрафных санкций по которым определяются Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях.

При этом указанные административные штрафы, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежат зачислению в соответствующий бюджет по коду бюджетной классификации 000 1 16 33000 00 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с применением соответствующих подстатей, элементов доходов бюджетов в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н).

Законом № 44?ФЗ предусмотрены случаи, при которых возврат денежных средств, внесенных участником закупки в качестве обеспечения его заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не осуществляется.

Удержание денежных средств, внесенных участником закупки в качестве обеспечения заявки, является исполнением предусмотренной Законом № 44?ФЗ административной санкции, примененной к участникам за неисполнение ими требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно положениям абзаца пятого пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса суммы принудительного изъятия относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и подлежат зачислению в соответствующий бюджет по коду бюджетной классификации 000 1 16 33000 00 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с применением соответствующих кодов подстатей, элементов, подвидов доходов бюджетов, установленных Указаниями № 65н.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом

Положениями статьи 34 Закона № 44?ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, пре­дусмотренных контрактом.

Так, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центробанка России от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), пре­дусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством РФ.

Вышеуказанные нормы законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основываются на положениях статей 329, 330 Гражданского кодекса, согласно которым исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. При этом кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Таким образом, уплата поставщиком (подрядчиком, исполнителем) неустойки (штрафа, пени) является мерой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им условий гражданско-правовой сделки.

Согласно положениям статьи 41 Бюджетного кодекса средства от применения мер гражданско-правовой ответственности в случае, если стороной договора является получатель бюджетных средств, действующий от имени публично-правового образования, относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и подлежат зачислению в соответствующий бюджет по коду бюджетной классификации 000 1 16 90000 00 0000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба» с применением соответствующих кодов подстатей, элементов, подвидов доходов в соответствии с Указаниями № 65н.

Администрирование денежных взысканий (штрафов), зачисляемых в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования

Согласно положениям пункта 4 статьи 26 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326?ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 326) доходы бюджетов территориальных фондов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

При этом к доходам бюджетов территориальных фондов относятся в том числе:

  • начисленные пени и штрафы, подлежащие зачислению в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • иные источники, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 7 статьи 34 Закона № 326?ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования в качестве страховщика вправе предъявлять иск к юридическим или физическим лицам, ответственным за причинение вреда здоровью застрахованного лица, в целях возмещения расходов в пределах суммы, затраченной на оказание медицинской помощи застрахованному лицу.

Вместе с тем денежные средства, поступающие в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования в возмещение вреда по программе обязательного медицинского страхования от третьих лиц, должны учитываться в бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования по коду бюджетной классификации 000 1 16 21090 09 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) и иные суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возмещение ущерба имуществу, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования» в соответствии с приложением 1 к Указаниям № 65н.

Кроме того, пунктом 2 раздела II «Классификация доходов бюджетов» Указаний № 65н коды классификации доходов бюджетов, предназначенные для учета поступлений сумм денежных взысканий (штрафов), возмещений ущерба, закрепляются за органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, казенными учреждениями, находящимися в их ведении, должностные лица которых принимают решения о наложении денежных взысканий (штрафов) за правонарушения, о предъявлении требований о возмещении ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации, о направлении дел на рассмотрение в суд (мировому судье).

Учитывая изложенное, территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют полномочия по администрированию денежных взысканий (штрафов), взыскиваемых с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возмещение ущерба имуществу, зачисляемых в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

При этом законом субъекта Российской Федерации о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования указанный вид источника доходов бюджета должен быть закреплен за территориальным фондом обязательного медицинского страхования в соответствии со статьей 20 Бюджетного кодекса.

Зачисление штрафов за нарушение бюджетного законодательства

В соответствии с положениями статьи 46 Бюджетного кодекса суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации подлежат зачислению в следующем порядке:

  • в части федерального бюджета — в доходы федерального бюджета по нормативу 100 процентов;
  • в части бюджетов субъектов Российской Федерации — в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов;
  • в части бюджетов городских поселений, бюджетов сельских поселений, бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских округов, бюджетов городских округов с внутригородским делением, бюджетов внутригородских районов, бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — в бюджет соответствующего муниципального образования по нормативу 100 процентов.

Учитывая изложенное, при нарушении органом местного само­управления (муниципального района, городского округа, поселения) бюджетного законодательства Российской Федерации в части нецелевого использования или нарушения условий предоставления субсидии, предоставленной на условиях софинансирования из федерального и краевого бюджетов, суммы административных штрафов подлежат отражению в доходах соответствующего бюджета муниципального образования (муниципального района, городского округа, поселения) по коду бюджетной классификации 000 1 16 18000 00 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации» с применением соответствующих подстатей, элементов доходов бюджетов в соответствии с Указаниями № 65н.

В случае установления нецелевого использования субсидии или нарушения условия предоставления субсидии, допущенного получателем субсидии из местного бюджета, суммы административных штрафов подлежат отражению в доходах соответствующего местного бюджета по коду бюджетной классификации 000 1 16 18000 00 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации» с применением соответствующих подстатей, элементов доходов бюджетов в соответствии с Указаниями № 65н.

В случае установления нецелевого использования субсидии или нарушения условия предоставления субсидии, допущенного получателем субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации, суммы административных штрафов подлежат зачислению в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации по коду бюджетной классификации 000 1 16 18020 02 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение бюджетного законодательства (в части бюджетов субъектов Российской Федерации)» в соответствии с Указаниями № 65н.

Зачисление государственной пошлины при предоставлении государственных услуг в МФЦ

Своевременность зачисления государственной пошлины в бюджеты субъектов Российской Федерации зависит от правильности указания соответствующего кода бюджетной классификации в распоряжениях о переводе денежных средств в бюджеты при уплате государственной пошлины.

Так, в случае если предоставление государственных и муниципальных услуг в МФЦ осуществляется в соответствии с Законом от 27 июля 2010 г. № 210?ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами по принципу одного окна, доходы от уплаты государственной пошлины в соответствии с положениями подпункта «б» пункта 1 и подпункта «б» пункта 2 статьи 1 Закона от 21 июля 2014 г. № 249?ФЗ «О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 249?ФЗ) подлежат зачислению в доходы федерального бюджета по нормативу 50 процентов и в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации по нормативу 50 процентов и учету по видам доходов бюджетов подгруппы доходов 108 — государственная пошлина с указанием в 1 разряде кода подвида доходов бюджетов «8».

В случае если заявитель обратился за оказанием государственной услуги непосредственно в федеральный орган исполнительной власти, в том числе представил пакет документов, необходимых для совершения федеральным органом исполнительной власти юридически значимого действия, то доходы от уплаты государственной пошлины в соответствии с положениями подпункта «а» пункта 1 статьи 1 Закона № 249?ФЗ подлежат зачислению в доходы федерального бюджета по нормативу 100 процентов и учету по видам доходов бюджетов подгруппы доходов 108 — государственная пошлина с указанием в 1 разряде кода подвида доходов бюджетов значения, отличного от «8».

Доведение до плательщиков сведений о реквизитах счетов, значениях ИНН и КПП получателя (администратора поступлений в бюджет), вышеуказанных кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации бюджетной классификации Российской Федерации и другой информации, необходимой для заполнения распоряжений о переводе денежных средств в бюджеты, в соответствии с приказом Минфина России от 18 декабря 2013 г. № 125н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» является обязанностью администраторов доходов бюджетов.

Кроме того, в рамках выполнения бюджетных полномочий, установленных Бюджетным кодексом, администраторы доходов бюджетов должны осуществлять начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.


Реклама