Военные сборы — обычное дело
Если вашего работника обязали прибыть на военные сборы, то он будет вынужден оставить на время рабочее место. Сотрудники кадровой и бухгалтерской службы должны знать, как вести учет в такой ситуации.
В пункте 1 статьи 1 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 53-ФЗ) приведен перечень обязательств военнообязанного гражданина России.
В него входят:
- воинский учет;
- обязательная подготовка к военной службе;
- призыв на военную службу;
- прохождение военной службы по призыву;
- пребывание в запасе;
- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Дан приказ
Военные сборы проводятся только с одной целью: подготовка к военной службе граждан, пребывающих в запасе. Согласно пункту 1 статьи 45 Закона № 53-ФЗ, а также пункту 4 постановления Правительства РФ от 29 мая 2006 г. № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» (далее — Постановление № 333) сборы подразделяются на:
- учебные:
- в составе воинских частей (подразделений) на штатных воинских должностях, на которые граждане предназначены (приписаны) для прохождения военной службы в военное время;
- в составе подразделений, экипажей, расчетов, проводимых в форме тренировочных занятий с гражданами, заключившими контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве;
- по подготовке граждан по военно-учетным специальностям и воинским должностям;
- по обслуживанию материальных средств неприкосновенного запаса;
- сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов.
Порядок призыва, порядок определения начала и окончания сборов, организации их проведения, порядок и размеры материального обеспечения граждан, права и обязанности граждан и должностных лиц организаций, связанных с проведением сборов, определяются Законом № 53-ФЗ и Постановлением № 333.
Призыв граждан на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента РФ, которые издают соответствующий приказ. Продолжительность мероприятия не может превышать двух месяцев. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, за исключением граждан, пребывающих в резерве, не может превышать 12 месяцев. В продолжительность военных сборов не засчитывается время отбывания дисциплинарного ареста. Периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на учебные сборы, кроме граждан, пребывающих в резерве, не может быть чаще одного раза в три года. Граждане, пребывающие в запасе, призываются на проверочные сборы независимо от прохождения ими учебных сборов (п. 4, п. 5 ст. 54 Закона № 53-ФЗ).
Так как прохождение военных сборов является обязанностью, а не просто личным желанием работника, законодательством предусмотрено материальное обеспечение призванных граждан. На время прохождения военных сборов они освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка, стипендии, пособия с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы, учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения. Также выплачиваются командировочные (суточные) при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов и обратно (подп. «б» п. 25 Постановления № 333). Впоследствии государство через Минобороны России полностью компенсирует эти расходы учреждению.
Кадровое дело
Гражданам, призванным для прохождения учебных сборов, не позднее чем за 10 дней до их начала вручаются повестки по форме, утвержденной Постановлением № 333 (приложение 1). Документ состоит из нескольких отрезных частей, одна из которых — Извещение руководителю организации. На его основании руководитель учреждения издает приказ, которым работник освобождается от работы для исполнения государственных обязанностей (с указанием срока) с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка в соответствии со статьей 170 Трудового кодекса.
Так как прохождение военных сборов относится к выполнению государственных обязанностей, то в Табеле учета использования рабочего времени (ф. 0504421) отсутствие работника отражается буквенным кодом «Г» (выполнение государственных обязанностей).
Началом военных сборов считается:
- для граждан, призванных на военные сборы, доставка которых к месту проведения военных сборов осуществляется в день их отправки из военного комиссариата (пункта сбора), — день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части;
- для граждан, призванных на военные сборы, доставка (прибытие) которых к месту проведения военных сборов осуществляется в дни, следующие за днем их отправки из военного комиссариата (пункта сбора), — день убытия гражданина из военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов, указанный в командировочном удостоверении гражданина (старшего команды), выданном военным комиссариатом.
Окончанием военных сборов считается:
- для граждан, призванных на военные сборы, доставка которых в военный комиссариат осуществляется в день их отправки с места проведения военного сбора, — день исключения гражданина из списков личного состава воинской части;
- для граждан, призванных на военные сборы, доставка (прибытие) которых в военный комиссариат осуществляется в дни, последующие за днем их отправки с места проведения военного сбора, — день прибытия гражданина в военный комиссариат, указанный в командировочном удостоверении гражданина (старшего команды), выданном военным комиссариатом (п. 5 Постановления № 333).
Требований о внесении в личную карточку работника сведений о прохождении военных сборов нет. Однако если в военный билет были внесены изменения, то их отражают в разделе II карточки «Сведения о воинском учете».
Влияние на стаж
Для различных событий в трудовой деятельности работника определяется свой стаж. Как на него влияет время нахождение сотрудника на военных сборах?
При расчете пособий по временной нетрудоспособности нахождение сотрудника на военных сборах не отражается. Для такого страхового случая стаж определяется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 6 февраля 2007 г. № 91 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам» (далее — Приказ № 91). Согласно пункту 2 Приказа № 91 в страховой стаж включаются периоды работы по трудовому договору, периоды государственной гражданской или муниципальной службы. Поскольку на время военных сборов за работником сохраняется рабочее место, то есть трудовой договор не расторгается, этот период входит в стаж для расчета пособий по временной нетрудоспособности.
В стаж для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска включается время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с законодательством сохранялось место работы (должность). Эта норма статьи 121 Трудового кодекса прямо относится к времени прохождения военных сборов.
Страховой стаж для назначения пенсии определяется в соответствии с главой III Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 173-ФЗ). Согласно статье 11 Закона № 173-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы засчитывается период прохождения военной службы. Время нахождения работника на военных сборах учитывается в форме «Сведения об иных периодах деятельности застрахованного лица, засчитываемых в страховой стаж» (СЗВ-СП), утвержденной постановлением правления ПФР от 31 июля 2006 г. № 192п, и обозначается кодом «служба».
Непрерывный трудовой стаж в настоящее время имеет значение при определении права на получение различных доплат и надбавок к заработной плате, предоставлении дополнительного отпуска отдельным категориям работников. В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» периоды призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не только входят в трудовой стаж, но и не прерывают его.
Соблюдение гарантий
Законодательством на время прохождения военных сборов гарантированы сохранение за призванными гражданами места постоянной работы или учебы и выплата среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы (п. 2 ст. 6 Закона № 53-ФЗ). Эта норма согласуется с трудовым законодательством.
Работодатель обязан освободить сотрудника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения государственных или общественных обязанностей в случае, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время (ч. 1 ст. 170 ТК РФ). То есть при исполнении таких обязанностей должны быть соблюдены следующие условия:
- случаи привлечения работников предусматриваются законодательством;
- осуществляются только в рабочее время.
Следовательно, в указанный период времени сотрудник не выполняет свою работу, а на военных сборах находится по указанию государственных органов. По этой же причине в рассматриваемой ситуации не имеет силы норма статьи 153 Трудового кодекса — оплата работы в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере.
Таким образом, работнику за время прохождения военных сборов следует выплатить средний заработок за рабочие, а не календарные дни, в соответствии с графиком его работы в учреждении. Выходные дни исключаются из расчета на основании ряда норм законодательства.
Внимание!
Если исполнение государственных или общественных обязанностей приходится на выходной для работника день, то работодатель не обязан предоставлять ему дополнительный день отдыха. А если на время ежегодного оплачиваемого отпуска, то на эти дни отпуск работника продлевается или переносится с учетом пожеланий работника (ст. 124 ТК РФ).
Специального порядка расчета среднего заработка за дни, проведенные на военных сборах, не установлено. Его производят в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» или постановления Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих». Основанием для расчета среднего заработка работника за время его нахождения на сборах служит Справка о прохождении военных сборов по форме, утвержденной в приложении 2 к Постановлению № 333. По возвращении сотрудник предоставляет ее по месту работы, и в соответствии с данными этой справки определяется количество дней, подлежащих оплате, исходя из графика работы, установленного в учреждении, то есть без учета выходных дней.
НДФЛ
В статье 217 Налогового кодекса поименованы доходы, освобождаемые от налогообложения НДФЛ. Упоминаются там и доходы, полученные лицами, призванными на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту службы либо по месту прохождения военных сборов (п. 29 ст. 217 НК РФ). Однако средний заработок, выплаченный работнику за период прохождения им военных сборов, в этот перечень не входит и облагается НДФЛ на общих основаниях (письмо Минфина России от 10 ноября 2009 г. № 03-04-05-02/13).
Страховые взносы
Согласно части 1 статьи 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведен в части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ. Средняя заработная плата, выплачиваемая работникам за дни военных сборов, облагается обязательными страховыми взносами. Такие разъяснения содержатся в письмах Минтруда России от 17 февраля 2014 г. № 17-4/В-54, Минздравсоцразвития России от 15 марта 2011 г. № 784-19, а также в письме ПФР от 29 июля 2014 г. № НП-30-26/9660, ФСС России № 17-03-10/08-2786П. Данная позиция поддержана в письмах Минфина России от 11 ноября 2011 г. № 03-03-06/2/170, ФСС РФ от 17 ноября 2011 г. № 14-03-11/08-13985 (далее — письмо ФСС РФ № 14-03-11/08-13985).
Сумма среднего заработка, выплаченная работнику за период прохождения им военных сборов, облагается также страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общеустановленном порядке. В письме ФСС РФ № 14-03-11/08-13985 рассмотрен вопрос о начислении на сумму среднего заработка за дни, проведенные на военных сборах, страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В письме ФСС РФ № 14-03-11/08-13985 сделан однозначный вывод: выплаты среднего заработка работникам в период прохождения ими военных сборов облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке на основании части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ и пункта 1 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ.
На практике встречается и противоположная позиция. Она основывается на том, что выплата среднего заработка работнику организации на период военных сборов осуществляется согласно пункту 2 статьи 6 Закона № 53-ФЗ, а не в связи с выполнением им определенной трудовой функции на основании трудового договора. То есть в период военных сборов работник трудовую функцию фактически не осуществляет. Поэтому объекта обложения страховыми взносами согласно положениям Закона № 212-ФЗ для организации не возникает. Эта позиция отражена в постановлении ФАС Уральского округа от 20 февраля 2013 г. № Ф09-14476/12 по делу № А60-26724/2012 (определением ВАС РФ от 31 мая 2013 г. № ВАС-6428/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).
Государственная компенсация
Согласно пункту 7 статьи 1 Закона № 53-ФЗ 7 расходы, понесенные организациями и гражданами в связи с призывом на военные сборы, является расходным обязательством Российской Федерации. То есть государство выплачивает компенсацию за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Минобороны России. Порядок процедуры определен постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Постановление № 704). В отношении расходов, понесенных организацией на военные сборы, выплата компенсации осуществляется путем перечисления на счета получателей средств, в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации.
В соответствии с пунктом 5 Постановления № 704 выплата компенсации осуществляется на основании представляемых сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов учреждению необходимо направить в военный комиссариат, осуществлявший призыв работника, письмо на официальном бланке учреждения, подписанное руководителем учреждения и скрепленное печатью, с просьбой о компенсации произведенных расходов. К письму необходимо приложить копии заверенных в установленном порядке документов, подтверждающих произведенные расходы.
К указанным документам относятся:
- копия Справки о прохождении военных сборов по форме, утвержденной в приложении 2 к Постановлению № 333;
- копия приказа об освобождении работника от работы на период прохождения военных сборов;
- выписка (копия) из Табеля учета использования рабочего времени (ф. 0504421);
- расчет среднего заработка;
- копия документа, подтверждающего выплату среднего заработка;
- расчет страховых взносов на сумму среднего заработка;
- копии платежных документов, подтверждающих перечисление страховых взносов;
- реквизиты организации, в том числе банковские реквизиты для перечисления компенсации (п. 5 Постановления № 704).
Внимание!
Если какие-либо из расходов, подлежащих компенсации, не производились или не могут быть подтверждены ввиду отсутствия соответствующих документов, то в сведениях, направляемых в военный комиссариат, такие виды расходов не указываются (письмо Минфина России от 27 мая 2008 г. № 03-04-07-02/11).
В учете учреждения сумма компенсации фактических расходов, понесенных работодателем в связи с призывом работника на военные сборы, независимо от источника, из которого производилась выплата, является доходом бюджетного учреждения и отражается по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ как компенсация затрат государственных (муниципальных) учреждений.
В учете бюджетного учреждения компенсация расходов военным комиссариатом отражается записями в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н:
Дебет 0 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
Кредит 0 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
— предъявлена военкомату сумма для компенсации расходов учреждения на выплату среднего заработка;
Дебет 0 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 0 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
— поступила на лицевой счет сумма компенсации расходов учреждения от военного комиссариата с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».
В учете казенного учреждения, наделенного отдельными полномочиями администратора доходов по начислению и учету платежей в бюджет, записи делаются в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н. На сумму предъявленных казенным учреждением военному комиссариату расходов, подлежащих возмещению, оформляется запись:
Дебет 0 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
Кредит 0 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
— предъявлена военкомату сумма для компенсации расходов учреждения на выплату среднего заработка.
Передача администратору доходов, осуществляющему полномочия по администрированию кассовых поступлений, сумм начисленных доходов, подлежащих возмещению военным комиссариатом в доход бюджета, казенным учреждением отражается записью:
Дебет 1 304 04 130
«Внутриведомственные расчеты по доходам от оказания платных услуг»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— отражена задолженность казенного учреждения перед бюджетом в сумме возмещения выплаченного среднего заработка и начисленных на него страховых взносов.
Для уведомления об ожидаемом поступлении в бюджет указанных сумм доходов казенным учреждением в адрес администратора, осуществляющего полномочия по администрированию кассовых поступлений, направляется Извещение (ф. 0504805) в двух экземплярах. После получения Извещения (ф. 0504805) от администратора доходов, осуществляющего полномочия по администрированию кассовых поступлений, о фактическом поступлении в бюджет указанных денежных средств казенным учреждением производится запись:
Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
— отражено исполнение обязательства по перечислению в доход бюджета суммы выплаченного среднего заработка и начисленных на него страховых взносов.
Налог на прибыль
Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль, приведен в статье 251 Налогового кодекса. Денежные средства, полученные от военных комиссариатов в качестве компенсации расходов учреждения, связанных с выплатой среднего заработка работникам, призванным на военные сборы, в этот список не включены. Таким образом, компенсация произведенных расходов, связанная с реализацией положений Закона № 53?ФЗ и выплаченная организации за счет бюджетных средств, подлежит учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
Отметим, что согласно положениям пункта 6 статьи 255 Налогового кодекса при исчислении налога на прибыль бюджетные (автономные) учреждения могут учесть в составе расходов на оплату труда суммы начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время военных сборов. А компенсация, полученная от военкомата, учитывается как внереализационный доход учреждения.
Аналогичная ситуация и для казенных учреждений. Расходы казенного учреждения, произведенные за счет лимитов бюджетных обязательств, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Сумма полученной налогоплательщиком компенсации расходов, связанных с призывом работника на военные сборы, учитывается в составе внереализационных доходов в целях налогообложения прибыли в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса.