Начинаем жить по-новому
Работа финансиста и бухгалтера бюджетного учреждения взаимосвязана — сформировать план финансово-хозяйственной деятельности (план ФХД), провести работу до момента его утверждения и осуществить исполнение этого документа. С 1 января 2016 года добавляются новые правила ведения планов ФХД.
Базовые (отраслевые) перечни услуг
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2014 г. № 151 «О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, и об общих требованиях к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации» (далее — Постановление № 151) утверждены:
- Правила формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ;
- Правила формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями;
- Общие требования к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями).
Нормы Постановления № 151 будут применяться при формировании государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение работ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. Это говорит о том, что проведена колоссальная работа по разработке новых базовых (отраслевых) перечней в соответствующих сферах как органами власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, так и Минфином России.
Таким образом, начиная с 2016 года государственное (муниципальное) задание возможно будет сформировать, только если государственные (муниципальные) услуги (работы) включены в базовый (отраслевой) перечень.
Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640 (далее — Постановление № 640).
С вводом в действие Постановления № 640 утрачивает силу постановление Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».
При формировании государственного задания, не содержащего сведений, составляющих государственную тайну, применяются справочники, реестры и классификаторы, используемые в информационных системах в сфере управления государственными и муниципальными финансами.
Согласно нормам Постановления № 640 государственное задание формируется в процессе формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее 15 рабочих дней со дня утверждения главным распорядителям средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в отношении:
- федеральных казенных учреждений — главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения;
- федеральных бюджетных или автономных учреждений — органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.
Государственное задание утверждается на срок, соответствующий установленному бюджетным законодательством Российской Федерации сроку формирования федерального бюджета.
Государственное задание, содержащее сведения, составляющие государственную тайну, формируется в виде бумажного документа с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Перечень видов деятельности, по которым федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, формируются базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ, утвержден приказом Минфина России от 16 июня 2014 г. № 49н.
Базовые (отраслевые) перечни формируются и ведутся соответствующими федеральными органами исполнительной власти в доступной информационной системе через Интернет по адресу: www.budget.gov.ru
Согласно Постановлению № 151 наименование государственной услуги или работы в базовом (отраслевом) перечне отражается с указанием кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности работ, услуг.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания
Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.
При этом финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели, путем предоставления бюджетному учреждению субсидии.
Расчет субсидий на выполнение государственного задания основывается на следующих позициях:
- базовый норматив — затраты, необходимые для оказания единицы услуги соответствующего качества независимо от места ее предоставления;
- отраслевой корректирующий коэффициент — коэффициент, корректирующий к базовым нормативам затрат, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением в соответствующих сферах деятельности.
Таким образом, базовая норма стоимости единицы работы, услуги повсеместно равнозначна, но при определенных условиях она изменяется на поправочный коэффициент.
Например, базовый норматив затрат на оказание конкретной работы, услуги в условном размере в 100 руб. будет увеличен на отраслевой корректирующий коэффициент, определенный конкретно для этой работы, услуги, — к примеру, 1,2.
Итоговое значение будет равно 120 руб.
Применение территориального коэффициента может снизить указанное итоговое значение.
Например, величина территориального коэффициента 0,75. Итоговое значение будет равно 90 руб. (120 руб. × 0,75).
Значения базовых нормативов затрат и отраслевых корректирующих коэффициентов подлежат публикации в установленном порядке на официальном сайте в Интернете по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru).
Одно из важных изменений, на которое необходимо обратить внимание, — применение при формировании государственного задания и расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов коэффициента платной деятельности.
Коэффициент платной деятельности применяется при расчете затрат на уплату налогов и содержание неиспользуемого имущества (в связи с этим необходимо отметить, что к категории «имущество, не используемое для выполнения государственного задания» следует относить то имущество, которое не участвует в выполнении государственного задания). Об этом говорят пункты 33, 35 Постановления № 640.
Пункт 33: «В случае если федеральное бюджетное или автономное учреждение оказывает государственные услуги (выполняет работы) для физических и юридических лиц за плату (далее — платная деятельность) сверх установленного государственного задания, затраты, указанные в абзаце первом настоящего пункта, рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности, который определяется как отношение планируемого объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, исходя из объемов субсидии, полученной из федерального бюджета в отчетном финансовом году на указанные цели, к общей сумме, включающей планируемые поступления от субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и доходов платной деятельности, исходя из указанных поступлений, полученных в отчетном финансовом году».
Пункт 35: «В случае если федеральное бюджетное или автономное учреждение оказывает платную деятельность сверх установленного государственного задания, затраты, указанные в пункте 34 настоящего Положения, рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности».
Например, при расчете проектировок на 2016 год субсидия на выполнение государственного задания составляет 1 000 000 руб., доходы от приносящей доход деятельности — 500 000 руб., коэффициент платной деятельности составит 0,67 (1 000 000 : (1 000 000 + 500 000)).
Обратите внимание, что бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение таких учреждений (Закон от 8 мая 2010 г. № 83?ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»).
Кроме того, в целях доведения объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, рассчитанного в соответствии с Постановлением № 640, до уровня финансового обеспечения в текущем финансовом году в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю средств федерального бюджета на предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, применяются (при необходимости в период до начала срока формирования государственного задания на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов) коэффициенты выравнивания, определяемые в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Минфином России в целях осуществления методологического руководства подготовкой главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период (п. 9 Постановления № 640).
Таким образом, учредитель вправе, с учетом использования выравнивающего коэффициента, как увеличивать, так и уменьшать размер финансирования.
Напомним, что Постановление № 640 распространяется только на федеральные государственные учреждения.
Бухгалтерский учет
Как только план ФХД утвержден, он передается в бухгалтерию для его исполнения.
Согласно пункту 308 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), счета раздела VI предназначены для ведения учета учреждениями, финансовыми органами показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, прогнозных показателей по доходам бюджета, сумм утвержденных плановых показателей доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения), показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам), назначения соответственно по доходам (поступлениям), расходам (выплатам), а также принятых учреждениями обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год.
При этом согласно пункту 176 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н, дебетовый показатель по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения» отражает сумму денежных средств, предусмотренных в пределах сметных назначений по доходам (поступлениям), утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) бюджетного учреждения, к поступлению в текущем (очередном) финансовом году.
Бухгалтерские записи будут следующими:
Дебет 4 507 10 180
«Утвержденный объем прочих доходов текущего финансового года»
Кредит 4 504 10 180
«Сметные (плановые) назначения по прочим доходам текущего финансового года»
— отражены доходы в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, утвержденные планом ФХД.
Аналитический учет по счету 0 507 10 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения на текущий финансовый год» ведется в разрезе видов (кодов, при их наличии) доходов в структуре, предусмотренной планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утвержденным на соответствующий финансовый год (п. 329, 331 Инструкции № 157н).
Дебет 4 508 10 180
«Получено прочих доходов текущего финансового года»
Кредит 4 507 10 180
«Утвержденный объем прочих доходов текущего финансового года»
— получены доходы в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.
В случае изменения финансового обеспечения выполнения государственного задания бухгалтерские записи будут следующими:
Дебет 4 507 10 180
«Утвержденный объем прочих доходов текущего финансового года»
Кредит 4 504 10 180
«Сметные (плановые) назначения по прочим доходам текущего финансового года»
— отражена операция по увеличению финансирования, с внесением изменений в план ФХД;
Дебет 4 507 10 180
«Утвержденный объем прочих доходов текущего финансового года»
Кредит 4 504 10 180
«Сметные (плановые) назначения по прочим доходам текущего финансового года»
— методом «красное сторно» отражена операция по уменьшению финансирования, с внесением изменений в план ФХД.
При этом роль бухгалтера неоспорима. Анализируя обороты по счетам санкционирования расходов экономического субъекта, бухгалтер может сделать вывод о том, что кредитовые балансовые остатки по счету 0 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения» свидетельствуют о превышении фактических доходов над плановыми назначениями.
Дебетовые балансовые остатки по счету 0 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения» свидетельствуют о превышении расходов над его доходными показателями, что недопустимо.
Таким образом, сопоставляя исходящее сальдо по счетам 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения» и 0 508 00 000 «Получено финансового обеспечения», бухгалтер видит фактическую картину выполнения плана ФХД, а также необходимость своевременного внесения изменений в утвержденный план ФХД на текущий финансовый год.