Оплата труда в учреждениях по благоустройству

При расчете заработной платы работникам учреждений, основным видом деятельности которых является благоустройство территорий, у бухгалтеров возникает множество вопросов. Например, какой должна быть система оплаты труда (сдельной или повременной)?

Основное понятие благоустройства территории трактует Закон от 6 октября 2003 г. № 131?ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Под благоустройством территории поселения (городского округа) понимается комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Разработка правил по благо­устройству осуществляется учреждением в соответствии с приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» (далее — Методические рекомендации). Процесс благоустройства представляет собой комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства (п. 1.5 Методических рекомендаций). Элементами благоустройства территории являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения.

К работам по благоустройству территории в том числе следует отнести следующие виды:

  • ремонт тротуаров (асфальтирование, укладка тротуарной плитки);
  • уборка территории от грязи, мусора, снега, вывоз мусора, твердых бытовых отходов;
  • установка скамеек, возведение различных видов ограждений, фонарей уличного освещения;
  • содержание элементов внешнего благоустройства зданий и со­оружений, объектов инженерной инфраструктуры;
  • озеленение территории.

Поэтому таким учреждениям требуются работники различных профессий и квалификаций, оплата труда которых зависит от рода занятий и отраслевой (утвержденной) системы оплаты труда.

Рассмотрим особенности

Документы, которыми устанавливаются системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, прописаны в статье 144 Трудового кодекса.

Основополагающим документом для расчета заработной платы в федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждениях является постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», которым утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (далее — Положение). Пунктом 1 данного Положения установлен следующий состав оплаты труда работников:

  • должностной оклад, ставка заработной платы;
  • компенсационная выплата;
  • стимулирующая выплата.

Месячная заработная плата работника при повременной оплате труда определяется исходя из отработанного им в этом месяце времени и указанного в трудовом договоре размера оклада или дневной (часовой) тарифной ставки. При этом согласно части 4 статьи 129 Трудового кодекса оклад представляет собой фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Размер окладов, ставок заработной платы работников учреждения определяется с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для соответствующей профессиональной деятельности, на основе отнесения занимаемых работниками должностей к профессиональной квалификационной группе.

При сдельной оплате труда размер заработной платы работника за месяц зависит от количества произведенной им продукции (единиц, операций, услуг), а не от отработанного времени. Заработная плата в этом случае исчисляется как произведение сдельной расценки и количества единиц продукции.

Заработная плата работника при сдельной оплате труда может включать в себя:

  • компенсационные выплаты за условия труда;
  • стимулирующие выплаты.

Согласно статье 153 Трудового кодекса работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

  • сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам;
  • работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
  • работникам, получающим должностной оклад (оклад), — в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Все выплаты в учреждении, включая размер сдельных расценок, утверждаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами.

Количество произведенной работником продукции (единиц, операций, услуг) определяется по информации из первичных учетных документов (актов, накладных, нарядов и т. д.).

В случае отсутствия утвержденных форм для организаций государственного сектора учреждение вправе разработать самостоятельно необходимую форму, утвердив ее в рамках учетной политики.

Учет рабочего времени работников отражается в табеле учета использования рабочего времени (ф. 0504421)1.

При разработке или внесении изменений в коллективный договор учреждению по благоустройству необходимо руководствоваться Отраслевым тарифным соглашением2 на 2014–2016 годы, которое является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, устанавливающим общие условия оплаты труда работников благоустройства, их гарантии, компенсации и льготы.

Также регулирование порядка оплаты труда работников по благоустройству федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, подведомственных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства, производится на основании приказа Минстроя России от 14 апреля 2015 г. № 273/пр «Об утверждении примерного Положения об оплате труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по видам экономической деятельности». Данное положение определяет порядок формирования фонда оплаты труда за счет средств федерального бюджета и иных источников, устанавливает размер должностных окладов, ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, квалификационным уровням с учетом профессиональных стандартов, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Кроме того, система оплаты труда в учреждениях по благо­устройству должна устанавливаться с учетом:

  • единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих. Например, раздела «Зеленое хозяйство» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 18 сентября 1984 г. № 272/17-70;
  • квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, в том числе Общеотраслевых квалификационных характеристик должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37, или профессиональных стандартов (например, профессиональный стандарт «Машинист асфальто­укладчика», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты от 4 декабря 2014 г. № 973н);
  • государственных гарантий по оплате труда (ст. 130 ТК РФ);
  • перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснений порядка установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 822);
  • перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснений порядка установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 818);
  • единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2014 г., протокол № 11);
  • мнения представительного органа работников.

Внимание!

С 1 июля 2016 года применение работодателями профессиональных стандартов станет обязательным в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, если Трудовым кодексом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами установлены такие требования (Закон от 2 мая 2015 г. № 122?ФЗ).

Должностная инструкция

Основные трудовые функции работника отражаются в трудовом договоре, но конкретное содержание, объем должностных обязанностей, предел ответственности, а также квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности, следует отразить в должностной инструкции, составленной на каждого работника.

Отметим, с 1 июля 2015 года начал действовать новый общероссийский классификатор занятий «ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий» (приказ Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2020-ст), в котором уточнены понятия квалификации и специализации, определяющие виды трудовой деятельности, изменены некоторые коды и наименования групп занятий. Например, неквалифицированные работники по сбору мусора входят в следующие группы занятий:

  • 9611 Сборщики мусора;
  • 9612 Сортировщики мусора;
  • 9613 Уборщики территорий (дворники) и подобные работники.

Пример 1

В бюджетном учреждении «Благоустройство» одним из видов деятельности является содержание объектов дорожного хозяйства. В связи с этим была установлена ставка «Машинист асфальто­­укладчика», в обязанности которого входит выполнение работ по укладке асфальтобетонной (бетонной) смеси. Должностной оклад установлен в размере 7 380 руб. Приказом директора приняты следующие стимулирующие и компенсационные выплаты, расчет которых производится исходя из должностного оклада, установленного работнику:

  • ежемесячная выплата за стаж непрерывной работы, выслугу лет — 10 %;
  • ежемесячная выплата за качество выполняемых работ, соблюдение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка — 50 %;
  • премиальные выплаты по итогам работы за месяц — 100 %;
  • за сверхурочную работу — 70 %.

Оплата труда машинисту за ноябрь 2015 года, с учетом высоких показателей труда и сверхурочной работы, составила 24 354 руб.: (7 380 руб. + (7 380 руб. × 10 %) + (7 380 руб. × 50 %) + (7 380 × 100 %) + (7 380 руб. × 70 %)).

Для содержания в порядке дворовых территорий в ноябре учреждение приняло работника на ставку уборщика территории (дворник) с должностным окладом 4 950 руб. Убираемая площадь по норме составляет 3 500 кв. м (с усовершенствованным покрытием).

Приказом директора установлены следующие стимулирующие выплаты, расчет которых производится в процентном отношении к должностному окладу, установленному работнику:

  • ежемесячная выплата за увеличение объема работ на 1 500 кв. м — 50 %;
  • ежемесячная выплата за качество выполняемых работ, соблюдение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка — 40 %.

Заработная плата дворника составила 9 405 руб.: (4 950 руб. + (4 950 руб. × 50 %) +

+ (4 950 руб. × 40 %)).

Предположим, дворник устроился на работу 9 ноября 2015 года. В этом случае он отработает в ноябре 16 дней. Начислим заработную плату за фактически отработанные дни. Она составит 7 524 руб.: (4 950 руб. : 20 дн. (количество рабочих дней в ноябре)) × 16 дн. + (3 960 руб. (4 950 : 20 дн. × 16 дн.) × 50 %) + (3 960 руб. × 40 %).

1 Приказ Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

2 Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014–2016 годы утверждено 9 сентября 2013 г. Минрегионом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения.


Реклама