Порядок проведения операций по завершению исполнения федерального бюджета на 2015 год
Операции по завершению финансового года хронологически охватывают период конца одного календарного года — начала другого календарного года и осуществляются одновременно с процессом начала нового финансового года. И потому это, пожалуй, самый сложный период для финансистов.
Н. М. ГОРИНА, заместитель руководителя Межрегионального операционного управления Федерального казначейства
В конце 2015 года идут два параллельных процесса: по операциям текущего финансового года (бюджет на 2015 год) и очередного финансового года (бюджет на 2016 год); в начале 2016 года — два параллельных процесса по операциям отчетного финансового года (бюджет на 2015 год) и текущего финансового года (бюджет на 2016 год). Поэтому, обращаясь к нормативно-правовым актам по завершению финансового года, очень важно правильно использовать терминологию, так как в зависимости от месяца проведения операции 2015 год будет выступать в двух качествах: текущего финансового года и очередного финансового года.
Специальными нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок проведения операций по завершению исполнения федерального бюджета, являются:
— Бюджетный кодекс от 31 июля 1998 г. №
— Положение о порядке завершения в текущем финансовом году операций по счетам федерального бюджета, открытым в подразделениях Банка России и кредитных организациях (филиалах), утвержденное Минфином России № 127н, Банком России №
— Порядок завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем финансовом году, утвержденный приказом Минфина России от 6 июня 2008 г. № 56н.
Кроме того, отдельные нормы, касающиеся завершения финансового года, включены в нормативные правовые акты, в целом регулирующие процессы исполнения федерального бюджета в течение всего финансового года:
— Закон от 1 декабря 2014 г. №
— Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденный приказом Минфина России от 23 ноября 2014 г. № 159н;
— Правила обеспечения наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)«, утвержденные приказом Федерального казначейства от 30 июня 2014 г. № 10н;
— другие нормативно-правовые акты Минфина России и Федерального казначейства.
Кроме того, традиционно Федеральное казначейство разрабатывает и направляет для руководства График совершения операций в конце — начале года. Указанный График фактически представляет собой переложение условных дат отдельных положений вышеуказанных нормативно-правовых актов на конкретные даты, то есть выступает своеобразным календарем, в котором определены крайние сроки проведения конкретных операций и ответственные исполнители.
Операции по завершению исполнения расходной части федерального бюджета
Важным моментом завершающего этапа исполнения федерального бюджета по расходам является установление предельных сроков предоставления документов по внесению изменений в сводную бюджетную роспись и по доведению бюджетных данных. При этом в зависимости от предмета бюджетного обязательства, на который предполагается их доведение, можно выделить шесть групп бюджетных обязательств, по которым оговариваются отдельные сроки:
— обязательства в части федеральных адресных инвестиционных программ (далее — ФАИП);
— обязательства, возникшие в случае принятия после 25 ноября нормативно-правовых актов и в связи с исполнением судебных актов;
— обязательства на осуществление выплаты пенсий на основании статьи 56 Закона от 12 февраля 1993 г. №
— обязательства по источникам финансирования дефицита бюджета;
— возврат остатков средств федерального бюджета, не использованных иными получателями средств;
— соответственно — все остальные обязательства, за исключением вышеперечисленных (основная группа).
Для наглядности материала предлагаю обратиться к таблице 1.
Таблица 1
В таблице зеленым цветом выделены даты, которые специально установлены для этих групп обязательств, синим цветом — даты, которые установлены исходя из общих норм, не имеющих специальных оговорок.
Конечной датой обеспечения доведения главными распорядителями бюджетных данных, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета (далее — ГРБС/ГАИФДБ) до получателей бюджетных средств, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее — ПБС/ГАИФДБ) является 30 декабря.
Важно: в части бюджетных данных в нормативно-правовых актах сроки устанавливаются исключительно для Минфина России и ГРБС/ГАИФДБ. При этом у территориальных органов Федерального казначейства (далее — ТОФК) отсутствует полномочие по отказу в приеме расходных расписаний в случае принятия отдельных решений Минфина России по внесению изменений в бюджетную роспись в более поздние сроки.
Установление предельных дат проведения кассовых операций логично вытекает из сроков, установленных для доведения бюджетных данных. В целом по ПБС и АИФДБ, последний срок представления платежных документов в ТОФК — 30 декабря. Последний срок осуществления кассовых выплат ТОФК — 31 декабря.
Более ранние сроки установлены для перечисления со счетов ТОФК средств на счета, открытые в банках для выплат пенсий военнослужащим (21 декабря); для представления документов на перечисление с лицевых счетов иных получателей бюджетных средств (25 декабря); для представления документов по платежам в иностранной валюте (29 декабря).
Использование денежных средств ПБС со счетов, открытых им в кредитных организациях на балансовом счете 40106 «Средства, выделенные из федерального бюджета», возможно до 28 декабря включительно.
В части операций по обеспечению наличными денежными средствами установлены две предельные даты: 29 декабря, когда начинаются операции по завершению операций, и 31 декабря, когда, если можно так выразиться, заканчиваются операции по завершению операций. Операции, обычные для ПБС: представление платежных и иных документов для осуществления операций по выплатам за счет наличных денег, внесение наличных денег на счет, представление Расшифровок сумм неиспользованных средств. Плюс ежегодная для ТОФК операция — перечисление неиспользованных остатков средств со счетов, открытых на балансовом счете 40116 «Средства для выдачи и внесения наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям» (далее — счета 40116), на счета 40105 «Средства федерального бюджета» (далее — счета 40105), 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение» (далее — счета 40302), 40501 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Финансовые организации» (далее — счета 40501).
Цель регламентации операций по наличности: не допустить остатка на счетах 40116 по состоянию на 1 января 2016 года и отразить все операции, совершенные клиентами в 2015 году, не позднее 31 декабря 2015 года.
Взаимодействие между Федеральным казначейством и ТОФК в рамках ЕКС
Помимо норм, устанавливающих сроки в части взаимодействия ТОФК с клиентами, особое место в процессе завершения финансового года имеют мероприятия по взаимодействию Федерального казначейства с ТОФК.
В целях поддержания ликвидности и эффективного использования средств в течение всего финансового года на единый счет федерального бюджета (ЕКС) в качестве источников внутреннего финансирования дефицита бюджета привлекаются остатки со счетов ТОФК 40302, 40501, а также со счетов, открытых Межрегиональному операционному УФК на балансовых счетах 40401 «Пенсионный фонд Российской Федерации», 40402 «Фонд социального страхования Российской Федерации», 40403 «Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В конце года неиспользованные остатки должны быть возвращены на соответствующие счета. В связи с этим установлены следующие даты:
24 декабря — последний день перечисления неиспользованных остатков средств со счетов ТОФК 40302, 40501 и счетов Межрегионального операционного УФК 40401, 40402, 40403 на счет 40105 Федерального казначейства;
с 25 по 31 декабря — перечисление неиспользованных остатков средств со счетов ТОФК 40302, 40501 и счетов Межрегионального операционного УФК 40401, 40402, 40403 на счет 40105 Федерального казначейства не осуществляется;
29 декабря — последний день представления в Федеральное казначейство Консолидированных заявок на перечисление средств со счета 40105 ФК на счета ТОФК 40302 и 40501;
30 декабря — последний день перечисления остатков средств со счета 40105 Федерального казначейства на счета ТОФК 40302, 40501 и счета Межрегионального операционного УФК 40401, 40402, 40403.
В связи с установлением последней даты для проведения ТОФК кассовых операций 31 декабря, эта же дата является последней в году и для направления в Федеральное казначейство дополнительной Консолидированной заявки на перечисление средств со счета 40105 Федерального казначейства на счета 40105 и 40101 ТОФК для осуществления кассовых выплат из федерального бюджета в течение текущего рабочего дня. В конце дня неиспользованные остатки средств со счетов 40105 ТОФК должны быть перечислены на счет 40105 Федерального казначейства, остаток средств на счетах 40105 ТОФК не допускается.
Завершение операций по учету и распределению доходов
В полномочия главного администратора доходов входит представление сведений (прогнозов) для формирования проекта закона о бюджете. На основе этих сведений формируется доходная часть бюджета.
Прогнозировать доходы нелегкое дело, именно поэтому в конце финансового года администраторы доходов бюджета (далее — АДБ) стараются максимально исполнить свои прогнозы. Поэтому АДБ очень важно знать окончательные сроки представления документов в ТОФК, которые позволят учесть данные операции в 2015 году. В случае несоблюдения этих сроков операции будут учтены в 2016 году и, соответственно, не попадут в бюджетную отчетность за 2015 год. Особенность завершения операций по учету и распределению доходов в том, что установленные сроки распространяются на администраторов доходов бюджетов всей бюджетной системы Российской Федерации.
24 декабря — последний день представления АДБ в ТОФК Уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежей, ошибочно зачисленных на счет ТОФК и предназначенных для уплаты на счет другого ТОФК, учтенных как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет;
30 декабря — последний день представления в ТОФК Заявок на возврат, необходимых для осуществления возвратов плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм (сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы) в текущем финансовом году;
31 декабря — последний день представления АДБ в ТОФК Уведомлений об уточнении, решений о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов для осуществления зачетов переплаты (уточнений) в текущем финансовом году.
Для АДБ — налоговых органов:
22 декабря — последний день представления в ТОФК Заявок на возврат, необходимых для осуществления в текущем финансовом году возвратов сумм акцизов на топливо печное бытовое;
28 декабря — последний день представления в ТОФК Заявок на возврат, необходимых для осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм акцизов на нефтепродукты;
29 декабря — последний день представления в ТОФК Уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа для уточнения акцизов на нефтепродукты в текущем финансовом году;
30 декабря — последний день представления в ТОФК Уведомлений о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, других поступлений, пеней, штрафов по ним для перечисления средств в текущем финансовом году;
30 декабря — последний день представления в ТОФК Заявок на возврат, необходимых для осуществления возвратов плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм (сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы) в текущем финансовом году.
На рисунках 1 и 2 схематично представлены процессы исполнения Заявок на возврат по акцизам на нефтепродукты и по акцизам на топливо печное (бытовое) с указанием контрольных дат проведения операций АДБ — налоговых органов и ТОФК в целях отражения операций в 2015 году.
Рисунок 1
Рисунок 2
В течение всего года нужно думать о качестве годовой бюджетной отчетности. Поэтому в конце 2015 года АДБ, финансовым органам, ТОФК нужно провести работу по недопущению отражения на невыясненных поступлениях по состоянию на 1 января 2016 года:
— сумм субсидий, субвенций и межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение;
— сумм от возвратов субсидий, субвенций и межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение;
— сумм от возврата субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), и субсидий на иные цели.
В декабре 2015 года ТОФК также необходимо провести подготовительные мероприятия к дополнительному периоду завершения 2015 года.
Не позднее 28 декабря — открыть счета 40101 с признаком «3» и в обязательном порядке подключить их к БЭСП, а также направить реквизиты открытых счетов в Межрегиональное операционное УФК.
В первые пять рабочих дней 2016 года, установленных для завершения операций 2015 года по доходам ТОФК, нужно четко соблюдать почасовой График, чтобы своевременно выполнить все операции по перечислению доходов 2015 года в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. И, что очень важно, обращаю на это особое внимание: доходы 2015 года со счетов 40101 с признаком «3» ТОФК в январе 2016 года должны перечисляться на ЕКС 40105 (40105810800000012900), открытый Федеральному казначейству (см. рис. 4).
Рисунок 4
При этом доходы 2016 года с обычных счетов 40101 ТОФК должны перечисляться уже на ЕКС 40105 (на счет 40105810645010004901), открытый Межрегиональному операционному УФК в связи с передачей ему с 1 января 2016 года функции по проведению операций на ЕКС.