Взыскание на средства бюджетов
На средства бюджетов бюджетной системы может быть наложено взыскание, так же как и на средства иных организаций. В статье рассмотрены ситуации по исполнению судебных актов по обращению взыскания на бюджетные средства, приведена практика арбитражных судов.
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса. Основанием для этого являются исполнительные документы (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации. Процедура исполнения судебного решения осуществляется в соответствии с установленными законодательством требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам их предъявления, перерыву срока предъявления, восстановлению пропущенного срока предъявления.
Перечень документов, прилагаемых к исполнительному листу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, определен в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса. В него входят:
копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности, или нотариально удостоверенной копии доверенности, или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с копией определения суда о его выдаче.
Арбитражным судом принято решение, предусматривающее обращение в пользу организации взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения. На основании решения выдан исполнительный лист, который представлен в орган Федерального казначейства. Учреждение было уведомлено о поступлении исполнительного документа, но в установленный срок не представило в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств для его полного либо частичного исполнения. Должен ли в данном случае орган Федерального казначейства приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах учреждения, учитывая, что до должника доведен недостаточный объем лимитов бюджетных обязательств? Каков порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации?
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы — документа, устанавливающего в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения (п. 2 ст. 161 БК РФ).
Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений, проводится в порядке, определенном статьей 242.3 Бюджетного кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса исполнительный документ по просьбе взыскателя или самим взыскателем направляется судом в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета. После его получения орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа, о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (п. 2 ст. 242.3 БК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 242.3 Бюджетного кодекса казенное учреждение — должник в течение десяти рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по возмещению по исполнительному документу применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. Одновременно с указанной информацией, в целях реализации исполнительного документа за счет средств федерального бюджета, должник представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации.
При нарушении должником этих требований орган Федерального казначейства приостанавливает проведение операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства, с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений до момента устранения нарушения. Исключением являются операции по удовлетворению исполнительных документов.
Возможна ситуация, когда учреждение не может исполнить решение суда в связи с отсутствием у него соответствующих лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования расходов, а также если их размер недостаточен. В этом случае должник направляет органу государственной власти, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование. В нем указывается необходимость выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства (п. 5 ст. 242.3 БК РФ).
Государственный орган, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, получивший запрос-требование казенного учреждения — должника, обязан в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства обеспечить выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов (п. 6 ст. 242.3 БК РФ). После получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов учреждение-должник должно не позднее следующего рабочего дня представить в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств для полной либо частичной реализации исполнительного документа. Если требования нарушены, то орган Федерального казначейства приостанавливает осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений до момента устранения нарушения (п. 7 ст. 242.3 БК РФ).
Выплаты по исполнительному документу могут носить периодический характер. В этом случае казенное учреждение представляет в орган Федерального казначейства информацию о дате ежемесячной выплаты. Если в исполнительном документе должником указан орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, он вправе поручить его исполнение подведомственному ему федеральному казенному учреждению с передачей копий документов. Для оплаты исполнительного документа подведомственному учреждению должны быть доведены лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования) и (или) объемы финансирования расходов, с одновременным направлением в орган Федерального казначейства соответствующего уведомления о поручении реализации исполнительного документа федеральному казенному учреждению.
Если в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства должник не приступил к удовлетворению требований, определенных решением суда, или нарушил срок выплат периодического характера, то орган Федерального казначейства приостанавливает осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) до момента устранения нарушения. Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются, если должник предъявит в орган Федерального казначейства сведения, подтверждающие реализацию исполнительного документа, документы об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо отменяющие или приостанавливающие исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ. При неисполнении должником судебного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства указанный орган в течение десяти дней информирует об этом взыскателя (п. 8 ст. 242.3 БК РФ).
Анализируя вышеизложенные положения, следует заключить, что несмотря на то, что финансовое обеспечение казенного учреждения производится за счет доведенных лимитов бюджетных обязательств, нормы статьи 242.3 Бюджетного кодекса императивно указывают на приостановление осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая счета его структурных (обособленных) подразделений, если учреждение нарушило соответствующие требования. В том числе не представило в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов.
Законодателем использовано слово «приостанавливает», а не словосочетание «может приостановить». Следовательно, приостановление осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника в рассматриваемой ситуации — это не право, а обязанность органа Федерального казначейства. Закон никак не связывает исполнение данной обязанности с объемом лимитов бюджетных обязательств, доведенных до должника.
Таким образом, приостановление органом Федерального казначейства операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника в данном случае обязательно.
Вывод подтверждается толкованием, изложенным в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 23 июля 2014 г. № А82-13122/2013. Суд отметил, что приостановление операций является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств. Применение данной меры является прямо установленной законом обязанностью органов Федерального казначейства, вводится ими независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования и действует до момента устранения должником допущенных им нарушений.
Каков порядок исполнения решения арбитражного суда, которым удовлетворен иск к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями администрации муниципального образования, за счет казны муниципального образования? В течение трех месяцев со дня поступления исполнительного листа в финансовый орган муниципального образования решение не было исполнено. Иск был оплачен только через полгода. Подлежат ли начислению проценты за пользование чужими денежными средствами по правилам статьи 395 Гражданского кодекса по причине данной просрочки?
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса к муниципальным образованиям предъявляются следующие иски:
о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета);
о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета.
Порядок исполнения судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями администрации муниципального образования, определен в статье 242. 2 Бюджетного кодекса.
Соответствующие документы направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования. В суде в качестве представителя ответчика (администрации муниципального образования) по иску о возмещении вреда выступает главный распорядитель средств бюджета муниципального образования (ГРБС) (п. 3 ст. 158 БК РФ). Он обязан направить в финансовый орган муниципального образования информацию о результатах рассмотрения дела в суде в течение десяти дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме.
При удовлетворении судом исковых требований, предъявляемых к муниципальному образованию, ГРБС информирует финансовый орган муниципального образования о наличии оснований для обжалования судебного акта и не позднее одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу представляет в финансовый орган муниципального образования информацию о результатах обжалования.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (п. 6 ст. 242.2 БК РФ). В некоторых случаях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, оно может быть приостановлено.
При неисполнении решения судебных актов предусмотрена ответственность за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица в виде уплаты процентов на сумму этих средств (п. 1 ст. 395 ГК РФ). Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо — в месте его нахождения, учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Таким образом, нормы Бюджетного кодекса устанавливают обязанность по исполнению судебных актов по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Ответственность за несоблюдение данного срока на исполнение судебных актов Бюджетным кодексом не установлена. Однако судебная практика указывает на возможность начисления в этом случае процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке, установленном статьей 395 Гражданского кодекса.
В постановлении ФАС Московского округа от 20 августа 2013 г. № А41-40502/12 суд заключил, что неправомерная задержка исполнения судебного акта должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки, что предполагает необходимость справедливой компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права. В случае причинения вреда вследствие несвоевременного выполнения ответчиком своих административно-правовых обязанностей по исполнению судебного акта и перечислению денежных сумм взыскателю последний не лишен возможности использовать меры судебной защиты по правилам, предусмотренным нормами материального права, в частности путем предъявления самостоятельного требования.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что оснований для освобождения ответчика от ответственности, установленной статьей 395 Гражданского кодекса, нет, так как возврат истцу ранее перечисленных им денежных средств не является для ответчика санкцией.
Учитывая, что размер подлежащих взысканию с администрации денежных средств установлен решением арбитражного суда, а также факт длительного пользования денежными средствами истца в отсутствие на то правовых оснований, несвоевременное исполнение ответчиком вышеуказанного решения, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 1998 г. № 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами», удовлетворил иск по настоящему делу.
Таким образом, учитывая судебную практику, в рассматриваемой ситуации проценты за пользование чужими денежными средствами по правилам статьи 395 Гражданского кодекса подлежат начислению по причине данной просрочки.