Расходуем бережно
В целях экономии бюджетных средств учреждения обязаны обеспечить снижение объема потребляемой воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии в сопоставимых условиях. Для этого предназначены соответствующие счетчики.
В сентябре 2015 года бюджетному учреждению передано в оперативное управление здание, где с октября 2015 года по январь 2016 года проводился ремонт. Здание введено в эксплуатацию в феврале 2016 года. Оно передано с прибором учета ГВС и отопления ВКТ-7. Приборы до настоящего времени не подключены, и счета на оплату за теплоэнергию и горячую воду выставляются к оплате поставщиком по мощности. Нарушается ли при этом Закон № 261?ФЗ[1]? Является ли неэффективным (нецелевым) использованием бюджетных средств оплата счетов по мощности?
Права на имущество
В соответствии с Гражданским кодексом имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса, п. 9 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7?ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Право оперативного управления подлежит регистрации (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса).
Имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляет государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, муниципальную казну (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 Гражданского кодекса).
Требования к эксплуатации приборов учета
В силу норм статьи 11 Закона № 261?ФЗ здания, строения, сооружения должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным по определенным правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». Требования энергоэффективности должны включать в себя:
- показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;
- требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;
- требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и к их свойствам, к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, а также требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, так и в процессе их эксплуатации.
Требования к оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета устанавливаются пунктом 9 статьи 11 Закона № 261?ФЗ, согласно которому собственники обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с Законом № 261?ФЗ возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Энергетическое обследование
Оснащение зданий приборами учета не ограничивается их первоначальным монтажом и установкой. Для их дальнейшей эксплуатации (обеспечение сохранности и работоспособности, осмотры) необходимо проводить поверку, ремонт или замену при выходе из строя или по истечении срока эксплуатации, повторную установку при утрате счетчика, поверку или замену при изменении требований законодательства РФ об обеспечении единства измерений.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона № 261?ФЗ энергетическим обследованием следует считать сбор и обработку информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, показателях энергетической эффективности, выявление возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.
Энергетическое обследование вправе осуществлять только специализированная организация, которая после проведения обследования обязана представить учреждению отчет. Он должен содержать перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, то есть для конкретного объекта обследования. По результатам энергетического обследования специализированная организация составляет энергетический паспорт. Отметим, общий порядок составления и требований к энергетическому паспорту учреждений установлен частями 5.3, 5.4, 7 статьи 15 Закона № 261?ФЗ.
Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих юридических лиц:
- органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
- организации с участием государства или муниципального образования;
- организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
- организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
- организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива (за исключением моторного топлива), мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством Российской Федерации, за календарный год, предшествующий последнему году, до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования, указанного в части 2 статьи 16 Закона № 261?ФЗ;
- организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
В соответствии с Указаниями № 65н[2] расходы по оплате договоров на оказание услуг по энергетическому обследованию следует отражать по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества». Расчеты с подрядчиком по договору на проведение энергетического обследования ведутся на счете 0 302 25 000 «Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества».
Контроль и ответственность
Государственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществляется федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный контроль), органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный контроль), уполномоченными на осуществление такого государственного контроля, согласно правилам, установленным соответственно Правительством РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (ст. 28 Закона № 261?ФЗ).
Лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении, несут административную ответственность. Так, статья 9.16 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за:
- несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей;
- несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей;
- несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Нецелевое или неэффективное использование
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств (средств соответствующего бюджета) — это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право принимать и (или) исполнять бюджетные обязательства от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.
При этом согласно статье 38 Бюджетного кодекса целевой характер использования бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. При этом законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета.
Положениями статьи 6 Бюджетного кодекса установлено, что бюджетное учреждение не может являться получателем бюджетных средств и не является участником бюджетного процесса.
Согласно положениям статьи 78.1 Бюджетного кодекса в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
Следовательно, после списания в установленном порядке субсидии на выполнение государственного задания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет бюджетного учреждения указанная субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета. На указанные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе и положения статьи 306.4 Бюджетного кодекса (письмо Минфина России от 23 мая 2014 г. № 02-03-11/24579).
В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса порядок предоставления субсидий на государственное задание из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
При этом пунктом 48 Положения о формировании государственного задания и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640, определено, что контроль за выполнением государственного задания федеральными бюджетными и автономными учреждениями, федеральными казенными учреждениями производят соответственно органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, и главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, а также Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Согласно статье 15.15.5 КоАП нарушение учреждением, являющимся получателем субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
К бюджетному учреждению может быть применено понятие «неэффективное использование».
По нашему мнению, оплата счетов по мощности, а не по счетчикам может быть признана неэффективным использованием бюджетных средств по оплате коммунальных услуг, если эти услуги оплачиваются по завышенным нормам (тарифам) и утверждены планом финансово-хозяйственной деятельности по завышенным нормам (тарифам).
В случае соблюдения правильности расчетных данных, отраженных в соответствующих показателях Плана ФХД, к неэффективному (нецелевому) использованию такая операция не относится.
[1] Закон от 23 ноября 2009 г. № 261?ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 261?ФЗ).
[2] Приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».