Иностранные сотрудники

Иностранные граждане могут привлекаться к работе в государственных (муниципальных) учреждениях. Однако возникает много вопросов по приему и увольнению таких граждан, а также по налогообложению их доходов.


При приеме на работу иностранного гражданина перед учреждением возникают определенные сложности, связанные с жестким законодательным регулированием трудовой деятельности иностранцев в России. Трудовым законодательством и актами, содержащими нормы трудового права, установлены определенные правила, которые распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации (ст. 11 ТК РФ).

Вопросы по привлечению к трудовой деятельности иностранных граждан регламентирует Закон от 25 июля 2002 г. № 115?ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115?ФЗ).

Правила приема

При приеме на работу иностранного гражданина следует придерживаться правил, установленных Законом № 115?ФЗ, а также другими актами, регламентирующими прием иностранных граждан. Например, в соответствии с пунктами 6, 7 части 1 статьи 16 Закона от 27 июля 2004 г. № 79?ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79?ФЗ) иностранный гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае:

  • выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  • наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Ограничения также установлены статьей 14 Закона № 115?ФЗ. Так, например, подпунктом 5 пункта 1 данной статьи установлены ограничения при приеме иностранных граждан на объекты и организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень объектов и организаций, в которые не имеют права быть приняты на работу иностранные граждане, установлен постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 755 «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу». В свою очередь иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту, а также могут быть приняты на работу в Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в качестве лиц гражданского персонала (ст. 15 Закона № 115?ФЗ).

Документы при приеме

Для трудоустройства иностранного гражданина работодатель должен принять от него документы, перечень которых установлен статьей 65 Трудового кодекса. Дополнительно для иностранных граждан или лиц без гражданства установлен пакет документов, определенный статьей 327.3 Трудового кодекса. В представлении документов следует учитывать также положения Закона № 115?ФЗ и других законодательных актов (например, международного договора РФ), регулирующих вопросы трудовой деятельности иностранных граждан. В такой перечень входят следующие документы:

  • договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства;
  • разрешение на работу или патент;
  • разрешение на временное проживание в Российской Федерации;
  • вид на жительство;
  • паспорт или документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ удостоверением личности (п. 1 ст. 10 Закона № 115?ФЗ). Для беженцев и граждан, получивших временное убежище, таким документом является удостоверение беженца либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ;
  • трудовая книжка установленного образца (ч. 1 ст. 66 ТК РФ), за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства. Отметим, вносить записи в иностранную трудовую книжку нельзя, поэтому российская трудовая книжка оформляется работодателем в общем порядке;
  • документы об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний, выданные за пределами РФ, должны пройти процедуры признания, консульской легализации и перевода на русский язык (ст. 107 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273?ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Во избежание двойного налогообложения иностранное лицо должно представить документ, подтверждающий его налоговый статус. В законодательстве нет требований к такому документу. ФНС России в письме от 25 февраля 2016 г. № ОА-4-17/3030@ уточняет информацию по его содержанию. Сертификат должен быть переведен на русский язык, заверен российским консульским учреждением и содержать обязательные реквизиты:

  • наименование налогоплательщика;
  • период, за который подтверждается налоговый статус;
  • наименование международного соглашения об избежании двойного налогообложения;
  • подпись уполномоченного должностного лица компетентного органа в иностранном государстве.

Отметим, что при заключении трудового договора иностранный гражданин или лицо без гражданства не предъявляют работодателю документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

Заключая трудовой договор с иностранным гражданином, следует учесть обязательные условия:

 

  • договор оформляется на русском языке, так как именно он является государственным языком на всей территории Российской Федерации (ст. 68 Конституции РФ), и при необходимости может быть переведен на язык, понятный иностранному гражданину;
  • договор заключается на определенный срок или бессрочно. При этом срочный трудовой договор заключается только в случаях, предусмотренных статьей 59 Трудового кодекса;
  • в договоре отражается разрешение на въезд в страну, где иностранный гражданин будет осуществлять трудовую деятельность, и пребывание на территории этого государства;
  • отдельным пунктом отражается порядок покрытия путевых расходов работника и членов его семьи, а также возвращение сотрудника в страну постоянного проживания в зависимости от случая;
  • предоставление работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора. Реквизиты договора (полиса) добровольного медицинского страхования или договора между работодателем и медицинским учреждением на предоставление работнику платных медицинских услуг. Исключением будут условия, установленные федеральными законами или международными договорами РФ;
  • установленные Соглашением от 15 апреля 1994 г. «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов»;
  • срок действия.

 

Обратите внимание: работодатели, привлекающие иностранных граждан, обязаны уведомлять территориальный орган федеральной миграционной службы, на территории которого такие иностранцы трудятся, о заключении и прекращении с ними трудовых и гражданско-правовых договоров. Соответствующую информацию необходимо представить не позднее трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора (абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона № 115?ФЗ).

Потребность в привлечении иностранных работников

Потребности в привлечении иностранных работников определены Правилами, утвержденными приказом Минтруда России от 23 января 2014 г. № 27н (далее — Правила).

Согласно пункту 5 Правил рассмотрению подлежат заявки работодателей о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг), заявки работодателей об увеличении (уменьшении) размера определенной потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг), представленные по форме, предусмотренной приложением № 1 к Правилам.

Страховые взносы

После заключения трудового или гражданско-правового договора и оформления иностранного гражданина на работу необходимо выполнить требования российского законодательства об обязательном социальном и обязательном медицинском страховании. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона от 16 июля 1999 г. № 165?ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» к застрахованным лицам относятся российские, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым и гражданско-правовым договорам. Отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с Законами № 212?ФЗ[1], № 255?ФЗ[2], № 326?ФЗ[3], № 125?ФЗ[4], № 167?ФЗ[5].

Временно пребывающие на территории России иностранные граждане и лица без гражданства включены в состав застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию (ст. 10 Закона № 326?ФЗ). В связи с чем на основании пункта 15 части 1 статьи 9 Закона № 212?ФЗ выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, в пользу указанных лиц в общем случае не облагаются страховыми взносами на обязательное медицинское страхование.

С 1 января 2015 года в отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения по вопросам обязательного социального страхования, где для временно пребывающих иностранных граждан установлены требования по начислению страховых взносов в Фонд социального страхования на основании Закона № 407?ФЗ[6] в размере 1,8 процента. Основанием для пенсионного обеспечения будет служить пункт 1 статьи 7 Закона № 167?ФЗ. Размер взноса в этом случае составит 22 процента — в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, 10 процентов — свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Отметим, право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности имеют иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации, при условии, что учреждения уплатили за них страховые взносы за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. Напомним, такое требование устанавливает часть 4.1 статьи 2 Закона № 255?ФЗ.

Иностранные граждане из государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), временно пребывающие в России, подлежат обязательному медицинскому страхованию в том же порядке, что и граждане РФ (п. 3 ст. 98 разд. XXVI Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее — Договор ЕАЭС)). Размеры страховых взносов облагаемых доходов, полученных временно пребывающими иностранными гражданами в РФ, по Договору ЕАЭС соответствуют пунктам 2 и 3 части 1.1 статьи 58.2 Закона № 212?ФЗ и составляют:

  • 2,9 процента — в Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • 5,1 процента — в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Такого же мнения придерживается Министерство труда и социальной защиты России в письме от 13 марта 2015 г. № 17-3/ООГ-268 для граждан Республики Беларусь, Казахстана и Армении, если они временно пребывают в РФ и работают в российских организациях по трудовым договорам.

Пенсионное обеспечение трудящихся государств — членов (ЕАЭС) и членов их семей регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.

Отметим, иностранные граждане, получившие статус беженца, подлежат страхованию в том же порядке, что и граждане РФ.

Временно или постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Размер взноса в Фонд социального страхования устанавливается пунктом 2 части 2 статьи 12 Закона № 212?ФЗ и составляет 2,9 процента (за исключением граждан, указанных в п. 2.1). Обязательному пенсионному и медицинскому страхованию подлежат также доходы, полученные иностранными гражданами, временно или постоянно проживающими в Российской Федерации, если их страхование не зависит от продолжительности заключенного с ними трудового или срочного (менее шести месяцев в течение календарного года) трудового договора. Размер тарифа для таких граждан будет следующим:

  • 22 процента — в Пенсионный фонд в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование или 10 процентов — свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
  • 5,1 процента — в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Исключения при начислении страховых взносов для иностранных граждан (ч. 4 ст. 7 Закона № 212?ФЗ):

  • если работник выполняет трудовую функцию по трудовому договору в зарубежном подразделении российского учреждения. Например, иностранный гражданин работает в филиале государственного учреждения, расположенного за пределами Российской Федерации. В этом случае доходы, полученные в период работы в филиале, взносами на обязательное социальное страхование не облагаются;
  • если физическое лицо выполняет по гражданско-правовому договору работу за пределами территории Российской Федерации. Например, иностранный гражданин постоянно проживает в России и имеет вид на жительство, однако, заключив гражданско-правовой договор с учреждением, выполнил работы за пределами Российской Федерации. В таком случае на вознаграждение, выплаченное по указанному договору, страховые взносы начислять не нужно.

Напомним, по окончании отчетных периодов учреждения обязаны подавать в территориальные отделения государственных внебюджетных фондов отчетность по начисленным и уплаченным взносам на обязательное страхование своих работников, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства. Отчетность включает в себя следующие формы:

  • Расчет по форме 4-ФСС (п. 2 ч. 9 ст. 15 Закона № 212?ФЗ);
  • Расчет по форме РСВ-1 ПФР (п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона № 212?ФЗ).

Налогообложение

Исчисление и удержание налога на доходы физических лиц иностранных работников напрямую зависят от их правового статуса, то есть являются они резидентами или нерезидентами. Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Если в отношении физического лица данные условия не выполняются, то он является налоговым нерезидентом.

Для того чтобы корректно определить период нахождения сотрудника на территории России и налоговую ставку по НДФЛ, нужны подтверждающие документы. В зависимости от ситуации — например, является сотрудник оформленным на работу первоначально или уже давно работает в учреждении — подтверждающие документы могут быть разными:

  • для вновь прибывшего иностранного сотрудника в качестве подтверждения может служить отметка пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность; свидетельство о регистрации по месту временного пребывания; оригинал (заверенная копия) вкладного талона о регистрации и выписка из журнала регистрации паспортно-визового отдела; сведения, которые содержатся в миграционной карте (письмо УФНС РФ по г. Москве от 22 июля 2008 г. № 28-11/070040, письмо ФНС России от 19 декабря 2014 г. № ОА-4-17/26338);
  • работающий в учреждении длительное время (более полугода) иностранный гражданин для подтверждения может использовать следующие документы: трудовой договор; табель учета рабочего времени; справку, полученную по месту проживания в РФ; справку из учебного заведения (письмо Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536); командировочные удостоверения; квитанции о проживании в гостинице; проездные билеты; приказы о командировках; путевые листы и так далее (если работник часто направляется в загранкомандировки).

Внимание!

Налоговый статус иностранного работника является объектом повышенного внимания со стороны налоговых органов, так как влияет на размер налога на доходы, поэтому лучше запросить у сотрудника подтверждающие документы сразу при приеме на работу в письменной форме.

При определении налогового статуса берется период, равный 12 следующим подряд месяцам, предшествующим дате выплаты дохода, которые могут относиться к разным календарным годам и не обязательно должны являться календарными месяцами с 1-го по 30 (31)-е число (письма Минфина России от 5 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-444, от 26 марта 2010 г. № 03-04-06/51). Для расчета периода нахождения на территории Российской Федерации необходимо суммировать все дни, когда работник фактически находился на российской территории, дни въезда и выезда (письмо Минфина России от 20 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-534). Дни пребывания не должны следовать друг за другом (письмо Минфина России от 6 апреля 2011 г. № 03-04-05/6-228), однако физическое лицо признается налоговым резидентом в том месяце, в котором период его непрерывного нахождения в Российской Федерации превысит 183 дня в течение 12 месяцев.

Определение налоговой ставки производится на основании статьи 224 Налогового кодекса. Если иностранный гражданин является резидентом, то налоговая ставка составит 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ), если же иностранный гражданин не является резидентом, то ставка будет составлять 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ). Однако высококвалифицированные иностранные специалисты, беженцы или иностранные граждане, получившие временное убежище в Российской Федерации, являются исключением. Их налоговая ставка составит 13 процентов.

При исчислении налога с доходов, выплачиваемых гражданам государств — членов ЕАЭС по найму, следует учитывать статью 73 Договора ЕАЭС от 29 мая 2014 года. Налоговая ставка в этом случае составит 13 процентов, начиная с первого дня работы таких граждан на территории РФ. Такого же мнения придерживается Минфин России в письме от 27 января 2015 г. № 03-04-07/2703 для граждан Республик Беларусь, Казахстан и Армения, а также Киргизской Республики — в письме от 19 августа 2015 г. № 03-04-07/47939.

С 1 января 2015 года приказом ФМС России от 8 декабря 2014 г. № 636 внесены изменения в приказ ФМС России от 19 февраля 2014 г. № 97 «Об утверждении форм бланков разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства». В связи с чем форма бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, утратила силу, взамен разрешению утвержден патент. Определение патента дано в пункте 1 статьи 2 Закона № 115?ФЗ. Отметим, особенности трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в поисках заработка на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, на основании патента установлены в статье 13.3 Закона № 115?ФЗ.

Если иностранные граждане в учреждении работают по патенту, то их доходы от трудовой деятельности облагаются по ставке 13 процентов: такое условие установлено абзацем 3 пункта 3 статьи 224 Налогового кодекса. При этом до начала действия патента иностранный гражданин обязан уплатить фиксированный авансовый платеж по НДФЛ из расчета 1200 рублей за каждый месяц действия патента (п. 2 ст. 227.1 НК РФ). Размер фиксированного авансового платежа по НДФЛ корректируется (п. 3 ст. 227.1 НК РФ):

  • на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год. На 2016 год приказом Минэкономразвития России от 20 октября 2015 г. № 772 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год» для целей исчисления НДФЛ установлен коэффициент-дефлятор в размере 1,514;
  • коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта РФ. Если региональный коэффициент на очередной календарный год законом субъекта РФ не установлен, его значение принимается равным 1.

Продление патента происходит автоматически при уплате авансового платежа. Исчисленная сумма налога с доходов иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность по найму, может быть уменьшена на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных им за период действия патента. Уменьшение исчисленной суммы налога производится в течение налогового периода на основании полученного от налогового органа уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных иностранным гражданином фиксированных авансовых платежей. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 17 марта 2015 г. № ММВ-7-11/109@. Уведомление выдается налоговым органом на основании заявления учреждения. Это следует из пункта 6 статьи 227.1 Налогового кодекса. Такая норма может применяться только в одном учреждении по выбору налогоплательщика. Форма заявления утверждена приказом ФНС России от 13 ноября 2015 г. № ММВ-7-11/512@, формат представления заявления в электронном виде приведен в приказе ФНС России от 8 декабря 2015 г. № ММВ-7-6/566@.

Если сумма уплаченных за период действия патента фиксированных авансовых платежей превысит сумму налога, исчисленную по итогам налогового периода исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов, то сумма такого превышения не считается суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету. Однако в случае оплаты фиксированного авансового платежа иностранным гражданином при условии, когда срок действия патента истек и продлению не подлежит, иностранный гражданин может самостоятельно обратиться в налоговые органы с заявлением о возврате. Такого мнения придерживается Минфин России в письме от 19 мая 2015 г. № 03-04-07/28585.

При расчете налога с доходов от трудовой деятельности, выплачиваемых иностранным гражданам, признаваемым на момент выплаты дохода налоговыми резидентами, предоставляются налоговые вычеты, установленные статьями 218–221 Налогового кодекса. В случае непризнания иностранных граждан на момент выплаты дохода налоговыми резидентами предусматриваются иные налоговые ставки, налоговые вычеты не предоставляются. Такое требование устанавливает пункт 4 статьи 210 Налогового кодекса.

Отметим: доход, полученный от продажи физлицом, не являющимся налоговым резидентом, недвижимого имущества, подлежит налогообложению в полном объеме с применением налоговой ставки 30 процентов. При этом установленный статьей 220 Налогового кодекса имущественный налоговый вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением указанного имущества, не применяется (письмо Минфина России от 25 февраля 2016 г. № 03-04-05/10362).

Напомним, с 2016 года учреждения должны отчитываться по новой форме 6-НДФЛ[7], утвержденной приказом ФНС России от 14 октября 2015 г. № ММВ-7-11/450@.

Прекращение трудовых отношений

При отстранении от работы иностранного работника следует руководствоваться статьями 76, 327.5, 327.6 Трудового кодекса. Исключениями из правил будут случаи, установленные федеральными законами или международными договорами. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) человека, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в следующих случаях:

  • приостановления действия, окончания срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

  • окончания срока действия:


  • патента, разрешения на работу или временное проживание в РФ;

  • вида на жительство в РФ;

  • договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращения действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг;


    • приведение численности работников-иностранцев в соответствие с установленными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами.


В свою очередь статьей 327.6 Трудового кодекса определены сроки прекращения договора по установленным основаниям и сроки предупреждения работника об этом в необходимых случаях. Например, трудовой договор, прекращающий свое действие в связи с окончанием срока действия патента, перестает действовать по истечении одного месяца со дня наступления данного обстоятельства.

Не стоит забывать и о выплатах выходного пособия работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства. Так, наряду со случаями, предусмотренными частью 3
статьи 178 Трудового кодекса, выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, при расторжении трудового договора в связи с приостановлением действия или аннулированием разрешения на привлечение и использование иностранных работников (ст. 327.7 ТК РФ).



[1] Закон от 24 июля 2009 г. № 212?ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212?ФЗ).

[2] Закон от 29 декабря 2006 г. № 255?ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255?ФЗ).

[3] Закон от 29 ноября 2010 г. № 326?ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 326?ФЗ).

[4] Закон от 24 июля 1998 г. № 125?ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125?ФЗ).

[5] Закон от 15 декабря 2001 г. № 167?ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167?ФЗ).

[6] Закон от 1 декабря 2014 г. № 407?ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 407?ФЗ).

[7] См. журнал «Бюджетный учет» № 4/2016. С. 48.


Реклама