Особенности учета НДС в учреждениях: теоретический аспект
Зачастую при ведении приносящей доход деятельности учреждения сталкиваются с необходимостью уплаты налога на добавленную стоимость. В статье рассмотрены общие принципы учета НДС в деятельности бюджетных, автономных и казенных учреждений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Налогового кодекса организации являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС). Таким образом, все учреждения — бюджетные, автономные и казенные — по общим правилам являются налогоплательщиками. В то же время Российская Федерация, субъекты РФ, а также муниципальные образования в этой статье не поименованы и, соответственно, не являются плательщиками НДС. Однако в большинстве случаев эти субъекты и образования осуществляют свою деятельность, а также получают доходы через созданные ими учреждения, которые являются плательщиками налога. Эти противоречия будут рассмотрены в статье.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса объектами налогообложения являются:
- реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (работ, услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
- передача на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Обратите внимание, что если учреждение не ведет приносящей доход деятельности, то оно может осуществлять операции, связанные с возникновением объекта налогообложения. Типичным примером таких операций является передача трудовых книжек новым сотрудникам, принятым на работу. С точки зрения налогового учета такая операция относится к реализации, даже если трудовая книжка передавалась сотруднику безвозмездно. Кроме этого, не следует забывать про строительные операции для собственных нужд учреждения.
Необлагаемые операции учреждений
Довольно часто в своей деятельности учреждения совершают операции, которые не признаются объектами налогообложения. Их закрытый перечень приведен в пункте 2 статьи 146 Налогового кодекса. Для учреждений наиболее типичными будут следующие операции:
- выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Обратите внимание: в соответствии с письмом Минфина России от 18 марта 2014 г. № 03-07-15/11691 выполнение учреждениями работ, не включенных в государственное (муниципальное) задание, вышеуказанным перечнем не предусмотрено. В связи с этим данные работы облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке независимо от источника их финансирования;
- выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности (подп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ);
- передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ);
- передача имущественных прав организации ее правопреемникам (подп. 7 п. 2 ст. 146 НК РФ);
- передача основных средств, нематериальных активов или иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью (подп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ);
- осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (подп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ);
- изъятие имущества путем конфискации (подп. 8 п. 3 ст. 39 НК РФ);
- операции по реализации земельных участков (долей в них) (подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ);
- оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего казну РФ, субъектов РФ или муниципальную казну (подп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Внимание!
Даже если учреждение не ведет приносящей доход деятельности и все операции, осуществляемые учреждением, не признаются объектами налогообложения, учреждение не освобождается от обязанности подавать налоговые декларации в установленные законом сроки.
Большая часть операций, осуществляемых учреждениями, относится к операциям, не подлежащим налогообложению в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса. К таким операциям, в частности, относятся:
- реализация важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, а также медицинских услуг, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг (подп. 1, 2 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- оказание услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми (подп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- оказание услуг по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей; услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании (подп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- оказание услуг по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования (подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- оказание услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями, по реализации общеобразовательных и профессиональных образовательных программ, программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- услуги, оказываемые организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства (подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- реализация входных билетов и абонементов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия; оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения указанных мероприятий (подп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ);
- оказание ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (подп. 8 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, а также выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Изучив приведенный перечень, можно сделать вывод, что практически вся деятельность учреждений так или иначе не подпадает под обложение налогом на добавленную стоимость. Кроме перечисленных типичных для учреждений операций в статье 149 Налогового кодекса также приведены операции, которые могут возникать в деятельности учреждений и также будут освобождены от налогообложения:
- реализация лома и отходов черных и цветных металлов (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- оказание услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности (подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ);
- передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Внимание!
Если учреждением осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению в соответствии с положениями статьи 149 Налогового кодекса, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций. Кроме этого, освобождение от налогообложения в соответствии с положениями этой статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.
Освобождение от обязанностей плательщика НДС
Организация может получить освобождение от обязанностей налогоплательщика в случае, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности двух миллионов рублей. Это условие предусмотрено пунктом 1 статьи 145 Налогового кодекса и действует в полной мере для учреждений всех типов.
Размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения положений статьи 145 Налогового кодекса следует рассчитывать только применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. Таким образом, выручка от реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налогообложения и перечисленных в статье 149 Налогового кодекса, не учитывается. Вывод приведен в письме ФНС России от 12 мая 2014 г. № ГД-4-3/8911@.
Следует отметить, что применение права на освобождение от уплаты налога носит заявительный характер. Заинтересованные лица должны представить в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение, подтверждающие документы. Их перечень установлен пунктом 6 статьи 145 Налогового кодекса:
- уведомление об использовании права на освобождение по форме, установленной приказом МНС РФ от 4 июля 2002 г. № БГ-3-03/342 (далее — Приказ № БГ-3-03/342);
- выписка из бухгалтерского баланса;
- выписка из книги продаж.
По истечении 12 календарных месяцев, не позднее 20-го числа последующего месяца учреждения, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:
- документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала двух миллионов рублей (выписка из бухгалтерского баланса, выписка из книги продаж);
- уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права по форме, установленной приказом № БГ-3-03/342.
Если в течение периода освобождения от налога сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей, то такие учреждения начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место превышение, и до окончания разрешенного периода утрачивают право на неуплату налога. При этом сумма налога за месяц, в котором имело место такое превышение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет.
Внимание!
Налогоплательщики, применяющие освобождение от исполнения обязанностей плательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса не представляют налоговые декларации по НДС, за исключением случаев, когда они являются налоговыми агентами. Указанный вывод приведен в письме ФНС России от 4 июня 2015 г. № ГД-4-3/9650@.
Особенности определения места реализации товаров (услуг, работ)
Как уже было сказано ранее, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса объектом обложения НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Однако существуют некоторые особенности определения места реализации товара и услуги. Они приведены в статьях 147 и 148 Налогового кодекса.
Для товаров местом реализации признается территория РФ при наличии следующих обстоятельств:
- товар находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, не отгружается и не транспортируется;
- товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией.
Для работ (услуг) местом реализации признается территория РФ, если:
- работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории РФ (например, строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде);
- работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ (в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание);
- услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
- покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ;
- деятельность организации, которая выполняет работы (оказывает услуги), осуществляется на территории РФ.
Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), на основании пункта 4 статьи 148 Налогового кодекса являются:
- контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
- документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Внимание!
Если услуги в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта фактически оказываются за пределами территории РФ, они не будут облагаться НДС в соответствии с подпунктом 3 пункта 1.1. статьи 148 Налогового кодекса. Указанный вывод также подтверждается письмом ФНС России от 22 мая 2014 г. № ГД-4-3/9950.
Момент определения налоговой базы
В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат (п. 1 ст. 167 НК РФ):
- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок.
При получении налогоплательщиком оплаты (частичной оплаты) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога. В нее не включается оплата (частичная оплата), полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг):
- длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев;
- облагаемых по налоговой ставке 0 процентов;
- не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
Если сделкой (контрактом) предусмотрена оплата в несколько этапов, например с авансовым платежом, то по одной сделке фактически приходится определять налоговую базу дважды. Первый раз — на дату получения предоплаты (аванса), а второй раз — на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Указанный вывод в том числе приводится в письме ФНС России от 10 марта 2011 г. № КЕ-4-3/3790.
Налоговые ставки
Налоговым кодексом определены налоговые ставки по НДС: 0, 10, 18 процентов, а также две расчетные ставки — 18/118 и 10/110. Стандартной ставкой, применяемой учреждениями, является ставка 18 процентов.
На практике учреждения очень редко применяют нулевую ставку по НДС. Учреждение имеет право использовать ее в следующих случаях:
- при наличии экспорта товаров (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- при оказании услуг по международной перевозке товаров (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- при реализации товаров (работ, услуг) в области космической деятельности (подп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Сумма налога по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции в общем порядке.
Налоговая ставка 10 процентов применяется при реализации:
- отдельных видов продовольственных товаров (подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ);
- отдельных видов товаров для детей (подп. 2 п. 2 ст. 164 НК РФ);
- периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера (подп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ);
- отдельных видов медицинских товаров (подп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ).
Учреждениям следует учитывать особый порядок использования расчетных ставок. На основании пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса они применяются в следующих случаях:
- при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), включая получение авансов в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав;
- при удержании налога налоговыми агентами;
- при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого на балансе с НДС;
- при реализации автомобилей, которые приобретены для перепродажи у физических лиц;
- при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база устанавливается налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Таким образом, учреждения, заключившие договор аренды напрямую с государственными органами, признаются налоговыми агентами и должны исчислить и уплатить налог по расчетной ставке 18/118. Указанный вывод также приведен в письме Минфина России от 23 июля 2012 г. № 03-07-15/87.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н), расходы учреждений-арендаторов по уплате НДС, исчисленного ими как налоговыми агентами при исполнении обязательства по уплате арендных платежей согласно договору аренды имущества, относятся на подстатью КОСГУ 224 «Арендная плата за пользование имуществом».
Однако не следует путать приведенную выше ситуацию с предоставлением в аренду имущества, закрепленного на праве оперативного управления. При оказании учреждениями услуг по предоставлению в аренду помещений, переданных им в оперативное управление, налогоплательщиком налога на добавленную стоимость являются эти учреждения — арендодатели имущества. Указанный вывод следует из письма Минфина РФ от 28 декабря 2012 г. № 03-07-14/121.
Предъявление сумм НДС покупателям (заказчикам)
Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом. Он включается в цену продаваемых товаров (работ, услуг), имущественных прав и, соответственно, увеличивает эту цену. Предъявление суммы НДС покупателю дополнительно к цене реализации является одной из основных обязанностей учреждений как плательщиков НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 168 Налогового кодекса. Указанная обязанность также возлагается и на налоговых агентов. Предъявление НДС связано с выставлением счетов-фактур покупателям (заказчикам).
Внимание!
Учреждения вправе выставлять вместо счетов-фактур универсальные передаточные документы (УПД). Форма УПД приведена в письме ФНС России от 21 октября 2013 г. № ММВ-20-3/96@. Выставление УПД со статусом «1» заменяет одновременно два документа: счет-фактуру и передаточный документ (акт).
Учреждения обязаны выставлять счета-фактуры при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, кроме двух ситуаций:
- при совершении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса;
- при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС (например, применяющим УСНО или ЕНВД), и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика (согласно ст. 145 НК РФ). В таком случае требуется письменное согласие сторон, которое можно предусмотреть при составлении договора.
При отражении операций, облагаемых НДС, учреждения обязаны вести книгу продаж, в которой регистрируются выставленные счета-фактуры в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.
Внимание!
В случае несоставления счетов-фактур в приведенных выше ситуациях в книге продаж могут быть зарегистрированы первичные учетные документы, подтверждающие совершение фактов хозяйственной жизни, или иные документы (например, бухгалтерская справка-расчет, счет-фактура, выставленная в одном экземпляре на свое имя, и т. д.), содержащие суммарные данные по указанным операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала) (письмо ФНС России от 27 января 2015 г. № ЕД-4-15/1066@).
При реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг населению в книге продаж регистрируются контрольные ленты контрольно-кассовой техники, бланки строгой отчетности.
В книге продаж регистрируются корректировочные счета-фактуры. Корректировочный счет-фактура, составленный продавцом при увеличении стоимости отгруженных (выполненных, оказанных, переданных) в истекшем налоговом периоде товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежит регистрации в книге продаж за налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для выставления корректировочных счетов-фактур.
Регистрации в книге продаж подлежат счета-фактуры также при исполнении обязанностей налоговых агентов и осуществлении операций налогоплательщиками, использующими право на освобождение в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса.
Сумма НДС, подлежащая уплате, исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля. Однако при этом сумма налога в счет-фактурах указывается в рублях и копейках. Правило округления при этом не действует (письмо Минфина России от 5 марта 2014 г. № 03-07-15/9519).
Начиная с 2015 года учреждения не должны вести журналы регистрации счетов-фактур, кроме ситуаций выставления или получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика.
Общие правила учета НДС
Порядок отражения операций с налогом на добавленную стоимость будет зависеть от типа учреждения-налогоплательщика. В соответствии с пунктом 131 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н), начисление НДС бюджетными учреждениями отражается записью:
Дебет 2 401 10 100
«Доходы экономического субъекта»
Кредит 2 303 04 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость».
Таким образом, налог на добавленную стоимость бюджетными учреждениями начисляется в уменьшение того дохода, по какой статье КОСГУ он учитывается. Для автономных учреждений аналогичный порядок начисления налога на прибыль предусмотрен пунктом 159 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н.
Порядок отражения доходов по статьям КОСГУ установлен Указаниями № 65н. Рассмотрим те статьи и подстатьи доходов, по которым может возникать начисление налога у бюджетных и автономных учреждений:
- статья 120 «Доходы от собственности» в части доходов от аренды, проката, а также от предоставления неисключительного права пользования на нематериальные активы, созданные учреждением (пользовательские лицензии);
- статья 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)», в том числе в части:
- доходов от оказания платных услуг (работ);
- доходов от компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений (при наличии объекта реализации);
- подстатья 172 «Доходы от операций с активами» в части доходов от реализации любых видов нефинансовых активов, в том числе при реализации ветоши и макулатуры (кроме реализации металлолома);
- статья 180 «Прочие доходы» в части иных операций, учитываемых при налогообложении НДС.
Внимание!
Нередко у учреждения не совпадают налоговые базы по НДС и налогу на прибыль. Например, в случае получения штрафов за нарушение условий договоров. Получение штрафных санкций не является операцией реализации и поэтому не является объектом обложения НДС в соответствии со статьей 146 Налогового кодекса. Такой вывод можно встретить, например, в письме Минфина России от 12 апреля 2013 г. № 03-07-11/12363. Таким образом, довольно часто предъявляемая налоговыми органами или учредителями претензия о несовпадении налоговой базы по НДС и налогу на прибыль является безосновательной.
В соответствии с Указаниями № 65н операции автономных и бюджетных учреждений по оплате НДС отражаются по статьям КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 180 «Прочие доходы» согласно решению учреждения, принятому в рамках его учетной политики. Более рациональным следует признать применение статьи 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)», в связи с тем что у учреждений гораздо чаще возникают денежные доходы по ней, нежели по статье 180 «Прочие доходы».
Порядок отражения операций по налогу на добавленную стоимость казенными учреждениями установлен пунктом 104 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, в соответствии с которым начисление налога оформляется записью:
Дебет 0 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 0 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций».
Таким образом, НДС не начисляется в уменьшение дохода по соответствующему КОСГУ. Оплата налога производится с использованием статьи КОСГУ 290 «Прочие расходы».
В случае получения учреждением аванса за услуги, облагаемые НДС, возникает необходимость начислить НДС с полученного аванса (предварительной оплаты). Указанная операция отражается записью:
Дебет 0 210 11 560
«Увеличение дебиторской задолженности по НДС по авансам полученным»
Кредит 0 303 04 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость».
Затем, на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), учреждению необходимо принять к вычету такой НДС, сделав обратную бухгалтерскую запись:
Дебет 0 304 04 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
Кредит 0 210 11 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по авансам полученным».
В следующем номере журнала «Бюджетный учет» будут рассмотрены практические операции по расчету, начислению и уплате НДС в зависимости от типа операций, а также рассмотрен порядок применения налоговых вычетов по НДС.