Штрафы снизили. Учитываем правильно
Рассмотрим порядок отражения в бюджетном учете операций по уменьшению на 50 процентов суммы начисленного административного штрафа в соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП).
Нормативная база
С 1 января 2016 года в соответствии с пунктом 1.3 статьи 32.2 КоАП при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа, он может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные частью 1.1 статьи 12.1, статьей 12.8, частями 6 и 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.12, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса администраторы доходов осуществляют начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также предоставляют информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (далее — ГИС ГМП) в соответствии с порядком, установленным Законом от 27 июля 2010 г. № 210?ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, утвержденный приказом Казначейства России от 30 ноября 2012 г. № 19н (далее — Порядок), предусматривает, что главные администраторы (администраторы) доходов формируют запросы или извещения в соответствии с форматами взаимодействия и направляют их оператору ГИС ГМП. Так, для уточнения информации, указанной в ранее направленном извещении о начислении, главные администраторы (администраторы) направляют оператору ГИС ГМП извещение об уточнении начисления.
При этом в соответствии с подпунктами «д» и «ж» пункта 1 Правил осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком РФ бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 995 (далее — Правила, главные администраторы доходов), главные администраторы доходов принимают правовые акты о наделении своих территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, находящихся в их ведении, полномочиями администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ (далее — правовые акты об администрировании доходов).
Правовые акты об администрировании должны содержать положения об определении порядка заполнения (составления) и отражения в бюджетном учете первичных документов по администрируемым доходам бюджетов или указание нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих данные вопросы (подпункт «в» пункта 2 Правил).
Таким образом, по нашему мнению, администраторы доходов бюджетов должны осуществлять уточнение (уменьшение) начислений сумм административных штрафов в соответствии с Порядком и утвержденными главными администраторами доходов бюджетов правовыми актами об администрировании доходов, содержащими порядок корректировки начислений сумм административных штрафов в соответствии пунктом 1.3 статьи 32.2 КоАП.
Бюджетный учет
Начисление доходов бюджета от денежных взысканий (штрафов) в бюджетном учете установлено пунктом 77 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н).
При этом порядок отражения в бюджетном учете уменьшения начисленных доходов бюджета от взыскания штрафов, предусмотренного законодательством Российской Федерации (условиями оплаты наложенного административного штрафа), положениями Инструкции № 162н напрямую (корреспонденциями счетов) не предусмотрен.
В то же время операция по уменьшению начисленных доходов бюджета от взыскания штрафов по своему характеру не может быть отнесена к операциям по корректировке, исправлению произведенных операций, в связи с чем, по нашему мнению, указанную операцию следует отражать в бюджетном учете следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 1 205 41 560
«Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
Кредит 1 401 10 140
«Доходы от сумм принудительного изъятия»
— начисление доходов бюджета от денежных взысканий (штрафов) на основании первичных документов, подтверждающих права требования к плательщику (постановления об административном правонарушении);
Дебет 1 210 02 140
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет суммам принудительного изъятия»
Кредит 1 205 41 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
— поступление в бюджет доходов от денежных взысканий (штрафов) в размере 50 процентов в соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 КоАП;
Дебет 1 401 10 170
«Доходы по операциям с активами»
Кредит 1 205 41 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
— признание выпадающих доходов от уменьшения суммы начисленных денежных взысканий (штрафов) на 50 процентов в соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 КоАП на основании первичного учетного документа (решения администратора доходов, подразделения, осуществляющего контроль за правомерностью применения положения части 1.3 статьи 32.2 КоАП при оплате штрафа) (вследствие предыдущей операции).
По нашему мнению, в целях управленческого учета величины уменьшения начисленного дохода от денежных взысканий (штрафов) (выпадающих доходов) администратору доходов целесообразно предусмотреть в рамках формирования своей учетной политики порядок обособленного учета финансового результата от указанных операций — дополнительную детализацию в третьем разряде кода классификации операций сектора государственного управления операций по статьям 170 «Доходы от операций с активами», например 174 «Выпадающие доходы».