Новый порядок предоставления субсидий учреждениям культуры

Минкультуры России приказом от 12 мая 2016 г. № 1032 закрепило порядок определения объема и условий предоставления из федерального бюджета государственным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, субсидий на цели, не связанные с выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее — Порядок № 1032). Документ вступил в силу 17 июня 2016 года.

Государственное задание (госзадание) формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами учреждения. В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

Также законодательством предусматривается выделение субсидий на иные цели, не связанные с выполнением госзадания (далее — целевая субсидия). Эти субсидии предоставляются из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Вопрос о ее предоставлении решается учредителем, а порядок определения объема и условия предоставления субсидий устанавливаются соответствующими органами (ч. 1 ст. 78.1 БК РФ). В отношении бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минкультуры России, ведомством разработан Порядок № 1032. Отметим, что действие документа не распространяется на подведомственные Министерству культуры Российской Федерации учреждения, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета (Большой театр России, Государствен­ный Эрмитаж, Госфильмофонд России).

Иные цели

Целевые субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год и плановый период. В Порядке № 1032 приведен перечень расходов учреждения, на которые могут быть выделены целевые субсидии.

Капитальный ремонт зданий, иных объектов недвижимого имущества (в том числе входящих в их состав сетей и систем инженерно-технического обеспечения), разработка проектной документации (включая инженерные изыскания), осуществление строительного контроля указанных работ и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, предусматривающих ремонт, реставрацию, приспособление объектов культурного наследия для современного использования и включающих в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В перечень документов на осуществление расходов на объектах, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, долгосрочной аренды или безвозмездного пользования, включены:

  • заявка с указанием сведений об обеспеченности учреждения проектно-сметной документацией на планируемые работы;
  • пояснительная записка с описанием технического состояния каждого здания (сооружения), планируемого к проведению ремонта, и обоснованием затрат на производство работ;
  • копии правоустанавливающих документов на здания (сооружения), подлежащие капитальному ремонту (выписка из реестра федерального имущества, свидетельство о государственной регистрации права на объект недвижимости, копия технического паспорта здания; для памятников истории и культуры — охранно-арендное обязательство, договор безвозмездного пользования);
  • информация о выполненных и ожидаемых к выполнению работах по капитальному ремонту и реставрации объектов по заключенным ранее договорам.

Расходы, возникающие вследствие чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии).

Необходимые документы:

  • экономические расчеты (обоснования) определения объема целевой субсидии;
  • документы, подтверждающие возникновение дополнительных денежных обязательств.

Создание объектов основных средств стоимостью более 2000,0 тысяч рублей при осуществлении благоустройства территории учреждения. Исключением являются объекты недвижимости, кроме объектов, перечисленных в пункте 7 Постановления № 1032.

В целях обеспечения и повышения комфортности условий пребывания посетителей учреждения и улучшения санитарного и эстетического состояния территории проводятся работы по благоустройству. К ним отнесены расходы на создание новых объектов основных средств: проектирование, создание и реконструкция объектов благоустройства, включая освещение территории, устройство пешеходных дорожек, установку и создание малых архитектурных форм (элементов монументально-декоративного оформления, устройств для мобильного и вертикального озеленения, городской мебели, коммунально-бытового и технического оборудования на территории). Для осуществления этих расходов учреждение готовит следующие документы:

  • заявку с указанием сведений о наличии в учреждении подготовленной проектно-сметной документации на планируемые работы;
  • копии правоустанавливающих документов на земельные участки, подлежащие благоустройству (выписка из реестра федерального имущества, свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования, свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации);
  • информацию о выполненных и планируемых работах по благоустройству территории по заключенным ранее договорам.

Приобретение особо ценных объектов движимого имущества с начальной (максимальной) ценой приобретения свыше 2000,0 тысяч рублей за единицу и сроком полезного использования более пяти лет (включая расходы на монтаж оборудования, иные расходы, формирующие первоначальную стоимость объекта в бухгалтерском учете).

Для финансирования приобретения особо ценных объектов движимого имущества с соответствующими характеристиками требуются:

  • заявка с обоснованием необходимости приобретения (истечение срока полезного использования, полный физический износ);
  • обоснование начальной (максимальной) цены контракта (информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, прайс-листы и иная аналогичная информация).

Первым шагом на получение субсидий на вышеперечисленные цели является представление в Минкультуры России заявки на бумажном носителе и в электронном виде путем заполнения соответствующей таблицы в информационно-телекоммуникационной сети интернет на сайте www.gz.mkrf.ru. Форма документа приведена в приложении 1 к Порядку № 1032. Сроки подачи заявки определяются Минкультуры России. После проверки представленных обоснований и расчетов принимает­ся решение о выделении целевой субсидии, которое оформляется в соответствии с приложением 2 к Порядку № 1032. Если учреждению предоставлено такое финансовое обеспечение, то ему необходимо составить и представить учредителю проект сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016) (далее — Сведения (ф. 0501016)). Сведения (ф. 0501016) не должны содержать информации о субсидиях, предоставленных учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания. Если между учреждением и Минкультуры России создан электронный документооборот с применением электронной подписи, то проект Сведений (ф. 0501016) представляется в электронном виде с применением электронной подписи. В ином случае документ составляется на бумажном носителе.

В обязанности ведомства входит рассмотрение проекта. Не позднее пяти рабочих дней со дня его получения Минкультуры России согласовывает его либо направляет мотивированный отказ в согласовании.

После принятия положительного решения целевые субсидии перечисляются на лицевые счета, открытые территориальными органами Федерального казначейства для учета операций со средствами, поступающими бюджетным учреждениям.

В Порядке № 1032 указаны целевые субсидии, объем и получатели которых определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании расчетов Минкультуры России. К ним относятся:

— предоставление стипендий студентам, аспирантам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. А также слушателям подготовительных отделений, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, включая материальную поддержку нуждающимся студентам, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, за исключением выплат, подлежащих отнесению к публичным обязательствам и исполнению в порядке, установленном Правительством РФ. Для определения объема субсидий Минкультуры России делает расчеты в размере годовой потребности;

— выплата компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям федеральных государственных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

Для получения субсидии на эти цели учреждение должно подать заявку на финансовое обеспечение данных расходов.

В Порядке № 1032 поименована еще одна целевая субсидия. Осуществление ежемесячных денежных выплат членам государственных академий наук. Объем и получатели определяются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 мая 2008 г. № 386 «Об установлении ежемесячных денежных выплат членам государственных академий наук».

Санкционирование расходов

Основной задачей процедуры санкционирования расходов является контроль использования денежных средств, выделенных из бюджета Российской Федерации. Санкционирование оплаты денежных обязательств учреждений, находящихся в ведении Минкультуры России, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии (в том числе их остатки на начало текущего финансового года), осуществляется в порядке, установленном приказом Минфина России от 16 июля 2010 г. № 72н «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и пунктом 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее — Порядок № 72н). При санкционировании расходов органом Федерального казначейства проводится проверка заявки в соответствии с требованиями пункта 20 Порядка № 72н:

  • наличие указанного в заявке кода (кодов) по бюджетной классификации, кода субсидии и кода объекта федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) (при наличии) в Сведениях (ф. 0501016);
  • соответствие указанного в заявке кода по бюджетной классификации коду по бюджетной классификации, отраженному в Сведениях (ф. 0501016) по соответствующему коду субсидии и коду объекта ФАИП (при наличии);
  • соответствие проставленного в заявке кода по бюджетной классификации текстовому назначению платежа исходя из содержания текста назначения платежа согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (ст. 165 БК РФ);
  • соответствие содержания операции по оплате денежных обязательств на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, аренды исходя из документа-основания, коду по бюджетной классификации и содержанию текста назначения платежа, приведенным в заявке на кассовый расход;
  • непревышение суммы, указанной в заявке, над суммой остатка расходов по соответствующему коду по бюджетной классификации, соответствующему коду субсидии и коду объекта ФАИП (при наличии), учтенным на лицевом счете по иным субсидиям;
  • соответствие информации, отраженной в заявке, Сведениям (ф. 0501016).

Если по результатам проверки принято положительное решение, то заявка принимается к исполнению. Минкультуры России при формировании прогноза кассовых выплат из федерального бюджета, необходимого для составления кассового плана исполнения федерального бюджета, учитывает информацию об объемах и сроках перечисления целевых субсидий.

Предоставление субсидии сопровождается заключением соглашения между Минкультуры России и учреждением, в котором предусматриваются:

  • цели;
  • порядок;
  • условия;
  • размер;
  • сроки;
  • право Минкультуры России на проведение проверок соблюдения учреждением условий, установленных заключенными соглашениями;
  • порядок возврата сумм, использованных учреждением, в случае установления проверкой фактов нарушения условий предоставления субсидии, иные права и обязанности сторон соглашения и порядок их взаимодействия.

Учреждения ежеквартально до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, должны представить в Минкультуры России Отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является целевая субсидия. Его форма приведена в приложении 4 к настоящему Порядку № 1032.

Учет субсидий

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по получению субсидии на иные цели отражаются в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н), следующими записями:

Дебет 5 507 10 180
«Утвержденный объем финансового обеспечения по прочим доходам»
Кредит 5 504 10 180
«Сметные (плановые) назначения по прочим доходам»
— утверждены плановые назначения по доходам в виде субсидии на иные цели;

Дебет 5 508 10 180
«Получено прочих доходов»
Кредит 5 507 10 180
«Утвержденный объем финансового обеспечения по прочим доходам»
— отражено поступление субсидий на счета учета санкционирования расходов;

Дебет 5 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 5 205 81 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»
— отражено поступление на лицевой счет учреждения целевой субсидии с одновременным увеличением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».

Начисление доходов по предоставленной субсидии на иные цели, финансовым источником обеспечения которых являлась указанная субсидия, отражается на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) следующей записью (п. 93 Инструкции № 174н):

Дебет 5 205 81 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кредит 5 401 10 180
«Прочие доходы»
— отражен доход по предоставленной субсидии на иные цели.

Суммы расходов по субсидиям на иные цели учреждение указывает в отчете, направляемом учредителю. По факту утверждения отчета учредитель отражает у себя в бухгалтерском (бюджетном) учете суммы расходов записью:

Дебет 1 401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
Кредит 1 302 41 730
«Увеличение кредиторской задолженности по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям».

Остаток субсидии

Порядком № 1032 предусмотрена ситуация, когда на начало текущего финансового года учреждение имеет остаток неиспользованных целевых средств. Возврат остатка целевой субсидии отражается записью:

Дебет 5 205 81 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кредит 5 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— возвращен не использованный учреждением остаток целевой субсидии с одновременным уменьшением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».

В соответствии с пунктом 2 приказа Минфина России от 28 июля 2010 г. № 82н «О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям» остатки целевых субсидий, в отношении которых органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году, подлежат взысканию. Для учреждений культуры решение об использовании остатков средств для финансового обеспечения расходов, соответствующих целям предоставления целевой субсидии, принимает Минкультуры России. Если согласно ранее действовавшему Порядку определения объема и условий предоставления субсидий на цели, не связанные с выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденному приказом Минкультуры России от 3 мая 2012 г. № 464, достаточно было заявки, то Порядок № 1032 расширил перечень документов, подтверждающих потребность учреждения в текущем году в остатках средств. Теперь должна подаваться Заявка по форме, приведенной в приложении 3 к Порядку № 1032, с приложением следующих документов:

  • копии контрактов (договоров) и информация к ним об исполненных и неисполненных обязательствах на начало текущего финансового года;
  • копии счетов;
  • копии актов о приемке выполненных работ;
  • справки из бухгалтерии о начислении расходов по выплатам ежегодного пособия и наличии кредиторской задолженности по ним;
  • копии извещения о проведении закупки.

Внимание!

Ответственность за осуществление расходов на цели, указанные при выделении целевой субсидии, несет руководитель учреждения (п. 25 Порядка № 1032).


Реклама