Оказание социальных услуг

Получатели социальных услуг — зачастую люди почтенного возраста, со своими привычками и складом характера. Найти общий язык, оказать помощь в бытовых условиях, корректно выявить индивидуальные потребности нуждающихся граждан — задача социального работника.
Затрагивая щепетильную тему «социальный работник», необходимо учесть роль бухгалтера в процессе оказания социальных услуг.

К социальному обслуживанию относятся:

  • обслуживание на дому нуждающихся граждан;
  • обслуживание в отделениях дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • стационарное обслуживание,

которые в свою очередь различаются по способу финансового обеспечения (получатели субсидий, средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, приносящая доход деятельность в рамках утвержденного учредителем устава, бюджетных средств целевого финансирования).

Основная цель вида профессиональной деятельности социального работника — предоставление гражданину, признанному находящимся в трудной жизненной ситуации, частично или полностью утратившему способность к самообслуживанию, социального обслуживания в целях нормализации условий жизнедеятельности и (или) повышения степени самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей (приказ Минтруда России от 18 ноября 2013 г. № 677н «Об утверждении профессионального стандарта «Социальный работник»).

Согласно указанному профессиональному стандарту утверждены особые условия допуска к данной работе: к ней не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации.

Помимо требований профессионального стандарта к социальному работнику у него должна быть соответствующая гражданская позиция.

Социальному работнику, включая обслуживание на дому нуждающихся граждан, вменяются следующие знания:

  • основы гражданского и трудового права;
  • кодекс этики;
  • основы социальной работы;
  • основы психологии, включая особенности психологии людей почтенного возраста;
  • правила санитарии и гигиены людей пожилого возраста;
  • правила оказания первой доврачебной помощи;
  • качественное выполнение посреднических услуг в части приобретения предметов первой необходимости, медикаментов по рецептам лечащих врачей на денежные средства, предоставленные получателем социальных услуг;
  • правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Как правило, целью создания учреждений социальной защиты является оказание отдельным гражданам (семьям) (пожилого возраста и инвалидам), попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их психологического статуса.

В структуре социального учреждения могут быть штатные единицы отдела (отделения) консультационного обслуживания, отделения срочного мобильного реагирования, отделения социального обслуживания на дому отдельных граждан и инвалидов и т. п.

При этом в дополнительные социальные услуги сверх перечня гарантированных государством социальных услуг учреждение может включить:

  • социально-бытовые услуги (уход за комнатными растениями, придомовой территорией и т. п.);
  • социально-медицинские услуги (сопровождение в лечебно-профилактические учреждения по направлению врача);
  • социально-психологические услуги;
  • социально-культурные услуги (организация досуга, эрготерапия (обучение лепке, вышивке и др.));
  • социально-педагогические услуги (обучение работе на компьютере, пользованию пластиковыми дебетовыми картами кредитных организаций).

Стоит отметить, что при оказании социальных услуг сохраняется установленный режим работы учреждения и обеспечивается на должном уровне качество гарантированных государством социальных услуг.

При этом оказание гарантированных государством социальных услуг не может обуславливаться обязательными дополнительными услугами.

Бухгалтерский учет

Поскольку задачей бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации и представление ее заинтересованным пользователям, бухгалтер должен обеспечить сопоставимость бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет.

Учитывая специфику социального учреждения, бухгалтеру необходимо знать законодательство об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации:

  • Закон от 28 декабря 2013 г. № 442?ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
  • Закон от 21 ноября 2011 г. № 323?ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • национальные стандарты Российской Федерации. Например:
  • ГОСТ Р 53058-2013 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста», утвержденный приказом Росстандарта от 17 октября 2013 г. № 1181-ст;
  • ГОСТ Р 54343-2011 «Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг детям», утвержденный приказом Росстандарта от 28 июня 2011 г. № 156-ст;
  • ГОСТ Р 52888-2013 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям», утвержденный приказом Росстандарта от 17 октября 2013 г. № 1182-ст;
  • приказ Минтруда России от 30 апреля 2014 г. № 282 «О плане мероприятий («дорожной карте») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013–2018 годы)»;
  • законы субъектов Российской Федерации (например, закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве»);
  • иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (например, распоряжение Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 28 декабря 2012 г. № 61-Р «Об утверждении тарифов на платные социальные услуги»);
  • внутрифирменный стандарт учреждения согласно системе менеджмента качества оказания услуг.

Кроме того, выполняя социальную функцию учреждения, бухгалтер обеспечивает точное исполнение сметы, плана финансово-хозяйственной деятельности как в части основного функционала, так и по приносящей доход деятельности.

Формирование смет доходов и расходов казенного учреждения осуществляется исходя из доведенных лимитов бюджетных ассигнований.

Формирование планов финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения осуществляется исходя из объемов доведенного государственного задания, средств от приносящей доход деятельности, субсидии на иные цели.

В обоих случаях используется целесообразность предусматриваемых расходов, их экономическая оправданность.

При этом важно учесть правильное оформление первичной учетной документации. Социальное учреждение вправе использовать утвержденные формы первичной учетной документации исполнительными органами власти и утвержденные внутренними локальными актами учреждения.

Например, учреждение вправе разработать «Табель учета социальных услуг, предоставленных получателям социальных услуг за период _____________», где отражаются:

  • наименование предоставленной услуги, алгоритм ее предоставления;
  • должность, Ф. И. О. работника, оказавшего указанную услугу;
  • должность, Ф. И. О. работника, учитывающего указанную услугу;
  • время, необходимое для оказания указанной услуги;
  • периодичность указанной услуги;
  • количество предоставленных услуг за отчетный период.

Внимание!

Самостоятельно разработанные формы первичной учетной документации должны быть утверждены в рамках сформированной учетной политики учреждения.

Учреждение вправе выработать механизм учета предоставляемых услуг, утвердить внутренним локальным актом Положение (методологию) оказания социальных услуг нуждающимся гражданам с учетом специфики учреждения.

Расчет заработной платы

Следует обратить внимание на отдельные аспекты.

При расчете заработной платы (ведении лицевого счета работника) бухгалтеру необходимо учитывать дополнительные выплаты:

  • за расширение зоны обслуживания;
  • за совмещение должностей;
  • за сверхурочную работу, с точным указанием во внутренних локальных актах срока, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, в отсутствие какого работника (наименование должности, Ф. И. О.).

По фактам проверок учреждений указывать в личных карточках общей строкой «Отдельные выплаты» в сумме выплат некорректно.

Трудовые резервы

Важную роль при оказании социальных услуг играют подготовленные кадры. Учреждению необходимо организовывать мероприятия, направленные на повышение квалификации сотрудников: проводить семинары и практикумы, конкурсы профессионального мастерства, обмен опытом работы; изучать современные технологии социальной реабилитации инвалидов; внедрять механизмы управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда.

Обученные специалисты проводят мероприятия в рамках социальной реабилитации нуждающихся граждан.

Дарение (вручение) подарков

Одним из мероприятий, проводимых в рамках социальной реабилитации нуждающихся граждан, может быть организация дарения (вручения) подарков к памятным датам.

Акт дарения учреждение может осуществлять в рамках доведенных лимитов бюджетных ассигнований, субсидии на иные цели, приносящей доход деятельности.

Указанную хозяйственную операцию бухгалтер отразит следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 5 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 5 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
— получена целевая субсидия на приобретение памятных подарков;

Дебет 1 (2) (5) 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 1 (2) (5) 302 91 000
«Расчеты по прочим расходам»
— начислены расходы на приобретение памятных подарков.

Увеличение забалансового счета 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры»
— принятие к забалансовому учету памятных подарков;

Дебет 1 (2) (5) 302 91 000
«Расчеты по прочим расходам»
Кредит 2 (5) 201 11 610, 1 304 05 000
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом»
— оплата контрагенту поставленных товарно-материальных ценностей (подарков).

Уменьшение забалансового счета 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры»
— выбытие с забалансового учета памятных подарков по факту вручения адресатам.

Дополнительные услуги на платной основе, оказываемые социальными работниками учреждения в рамках уставной деятельности учреждения, бухгалтер отразит следующими записями:

Дебет 2 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
Кредит 2 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
— начислен доход от оказания платных услуг.

Налогообложение

Согласно нормам Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, в рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства Российской Федерации, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, налогового законодательства Российской Федерации по раскрытию информации о результатах деятельности учреждения (раздельном учете) устанавливать в составе Рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов по видам доходов (поступлений) — дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета.

НДС

По общему правилу согласно нормам статьи 143 Налогового кодекса бюджетные учреждения признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.

Согласно пункту 1 статьи 145 Налогового кодекса организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности двух миллионов рублей.

Обратите внимание, что налогоплательщики, применяющие освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса не представляют налоговые декларации по НДС, за исключением случаев, когда они являются налоговыми агентами (письма ФНС России от 4 июня 2015 г. № ГД-4-3/9650@, от 4 апреля 2014 г. № ГД-4-3/6132).

Законодатель определил льготное налогообложение учреждений социальной защиты. В соответствии с пунктом 1 статьи 284.5 Налогового кодекса организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан, вправе применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении условий, перечисленных в пунктах 1, 3 статьи 284.5 Налогового кодекса:

1) вид социальных услуг, оказываемых учреждением, включен в Перечень видов социальных услуг, установленный Правительством Российской Федерации;

2) учреждение включено в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации;

3) доходы учреждения за налоговый период от деятельности по предоставлению гражданам социальных услуг, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов от его доходов, учитываемых при определении налоговой базы, либо учреждение не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы;

4) в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

5) учреждение не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Налог на прибыль

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Согласно статье 249 Налогового кодекса выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме.

Таким образом, плата, поступающая учреждениям социального обслуживания населения от граждан на основании заключенных с ними договоров на платное обслуживание, учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.

Следует отметить, что если доходы учреждения, осуществляющего одновременно образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также деятельность по социальному обслуживанию граждан, за налоговый период от указанных видов деятельности в совокупности составляют более 90 процентов, но по отдельности — менее 90 процентов его доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, то такое учреждение не вправе применять налоговую ставку 0 процентов по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 17 июля 2015 г. № 03-03-10/41223).

В случае несоблюдения учреждением одного из перечисленных условий ему необходимо применить нормы пункта 1 статьи 284 Налогового кодекса.


Реклама