Порядок проведения и отражения результатов инвентаризации в организациях государственного сектора
Регулярное проведение инвентаризации имущества и обязательств учреждений является важнейшей контрольной процедурой финансовохозяйственной деятельности. При этом большинство вопросов ее проведения не рассматриваются в действующем законодательстве, а остаются обязательным элементом учетной политики учреждений. В настоящей статье на примере годовой инвентаризации будут рассмотрены общие вопросы проведения и оформления результатов инвентаризации в учреждениях всех типов.
А. Ю. ОПАЛЬСКИЙ, заместитель председателя Комитета по бюджетному учету ИПБ России
В соответствии с пунктом 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств должен быть предусмотрен в учетной политике учреждения, которому следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее — Методические указания). Пунктом 1.5 Методических указаний установлены следующие случаи, в которых проведение инвентаризации является обязательным:
- при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
- в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Необходимость проведения инвентаризации перед составлением годовой отчетности также предусмотрена пунктом 9 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н, а также пунктом 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н.
Пунктом 1.5 Методических указаний предусмотрено несколько допущений при проведении инвентаризации перед составлением годовой отчетности:
- учреждения могут не инвентаризировать имущество, инвентаризация которого проводился не ранее 1 октября отчетного года;
- инвентаризация товаров, сырья и материалов в районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, может проводиться в период их наименьших остатков;
- инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. Однако при этом к учреждению могут возникнуть претензии со стороны контролирующих органов в отношении правильности проведения инвентаризации перед годовой отчетностью. По нашему мнению, если учреждение хочет использовать данное положение, его следует предусмотреть в учетной политике, в разделе правил проведения инвентаризации.
Кроме этого, пунктом 1.6 Методических указаний установлены следующие случаи обязательного проведения инвентаризации при наличии коллективной (бригадной) материальной ответственности:
- при смене руководителя коллектива (бригадира);
- при выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов;
- по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).
Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, кроме тех, когда проведение является обязательным, учреждению целесообразно прописать в учетной политике, например:
- инвентаризация сохранности товарно-материальных ценностей в торговых подразделениях проводится не реже 1 раза в квартал;
- инвентаризация кладовых — не реже 1 раза в полугодие;
- инвентаризация кассы — не реже 1 раза в месяц, по решению председателя инвентаризационной комиссии возможно проведение внезапной инвентаризации кассы;
- инвентаризация правильности расчетов по обязательствам с поставщиками и другими организациями — не реже 1 раза в полугодие.
При этом учреждению следует помнить: документы для отражения результатов инвентаризации установлены Методическими указаниями об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденными приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н (далее — Приказ № 52н). Поэтому применение иных форм документов может быть расценено контролирующими органами как нарушение.
Для проведения инвентаризации в учреждении создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В ее состав включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств руководителем могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав комиссии (и рабочих комиссий) утверждается приказом руководителя учреждения, который в свою очередь регистрируется в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. Методическими указаниями предусмотрены примерные формы данных документов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88:
- Унифицированная форма № ИНВ-22 «Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации»;
- Унифицированная форма № ИНВ-23 «Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации».
Применение указанных форм не является для учреждений обязательным, однако само отсутствие подобных документов может быть расценено как нарушение порядка проведения инвентаризации (п. 2.3 Методических указаний). В данной ситуации учреждениям целесообразно самостоятельно разработать форму приказа о проведении инвентаризации и книги контроля за выполнением приказов и закрепить их в учетной политике.
При формировании инвентаризационной комиссии учреждениям следует помнить два правила:
- материально ответственные лица не могут быть членами комиссии, однако проверка фактического наличия имущества производится при их обязательном участии (п. 2.8 Методических указаний);
- отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации может служить основанием для признания результатов инвентаризации недействительными (п. 2.3 Методических указаний).
Инвентаризации подлежат все виды имущества и финансовых обязательств. В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами — кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. Таким образом, у учреждения инвентаризируются показатели по счетам:
0 101 00 000 «Основные средства»;
0 102 00 000 «Нематериальные активы»;
0 103 00 000 «Непроизведенные активы»;
0 105 00 000 «Материальные запасы», включая 0 105 07 000 «Готовая продукция» и 0 105 08 000 «Товары»;
0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы»;
0 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути»;
0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (при наличии незавершенного производства);
0 201 00 000 «Денежные средства учреждения», в том числе 0 201 35 000 «Денежные документы» и 0 201 34 000 «Касса»;
0 204 00 000 «Финансовые вложения»;
0 205 00 000 «Расчеты по доходам»;
0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»;
0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)»;
0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами»;
0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»;
0 210 00 000 «Прочие расчеты с дебиторами»;
0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам»;
0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам»;
0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты»;
0 304 00 000 «Прочие расчеты с кредиторами»;
0 401 50 000 «Расходы будущих периодов»;
0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов».
Кроме указанных балансовых счетов инвентаризации подлежит имущество, отраженное на забалансовых счетах:
01 «Имущество, полученное в пользование»;
02 «Материальные ценности, принятые на хранение»;
03 «Бланки строгой отчетности»;
07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры»;
21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации»;
22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению»;
23 «Периодические издания для пользования»;
25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)»;
26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование»;
27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)».
Для отслеживания сроков учета списанной задолженности учреждению также рекомендуется проводить инвентаризацию списанной дебиторской и кредиторской задолженности.
В соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны в расход. Аналогичные документы дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. Все они являются частью инвентаризационных описей, формы которых установлены Приказом № 52н:
0504081 «Инвентаризационная опись ценных бумаг»;
0504082 «Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств»;
0504083 «Инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам)»;
0504084 «Инвентаризационная опись состояния государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах»;
0504085 «Инвентаризационная опись состояния государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям»;
0504086 «Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов»;
0504087 «Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов»;
0504088 «Инвентаризационная опись наличных денежных средств»;
0504089 «Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами»;
0504091 «Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям».
Для некоторых объектов Приказом № 52н не установлено формы для их инвентаризации (например, для незавершенного строительства или для резервов). Такие формы учреждению необходимо разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике.
Внимание!
Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. Таким образом, возможные требования контролирующих органов о заполнении описей только ручным способом являются безосновательными (п. 2.9 Методических указаний).
Рассмотрим особенности проведения инвентаризации на примере отдельных видов имущества и обязательств, начиная с инвентаризации основных средств.
Инвентаризация основных средств
Перед началом проведения инвентаризации основных средств рекомендуется проверить наличие и состояние инвентарных карточек, технических паспортов (технической документации) и прочих документов, отражающих наличие и движение основных средств. При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения. Документом для оформления результатов инвентаризации основных средств является Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). Указанная опись составляется по каждому материально ответственному лицу и по каждому номеру счета. Однотипные предметы хозяйственного инвентаря и иные основные средства, учитываемые на Инвентарных карточках группового учета (ф. 0504032), описываются по наименованиям с указанием количества этих предметов.
Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные (п. 3.7 Методических указаний). По указанным объектам составляются отдельные описи, в которых дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.
По итогам инвентаризации основных средств могут быть выявлены:
- соответствие фактического наличия и учетных данных бухгалтерского учета;
- излишек основных средств;
- недостача.
В случае соответствия фактического наличия и учетных данных заполняется Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835), который подписывается членами комиссии и утверждается руководителем учреждения.
В случае отсутствия расхождений между фактическим наличием имущества и учетными данными Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) не заполняется.
Излишек или недостача основных средств, выявленные по результатам инвентаризации, должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовой отчетности (п. 5.5 Методических указаний).
В соответствии с пунктом 31 Инструкции № 157н неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости, установленной на дату принятия к бухгалтерскому учету. Определяет текущую оценочную стоимость комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов. Таким образом, учреждениям следует обратить внимание: целью работы инвентаризационной комиссии является лишь выявление фактического излишка (или недостачи). Оценка этих объектов производится решением другой комиссии (при этом персональный состав их может быть разным). Принятие на учет излишков, выявленных по результатам инвентаризации, отражается с использованием счета 0 401 10 180 «Прочие доходы»:
- бюджетными и автономными учреждениями по КФО «2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)»;
- казенными учреждениями, органами власти, получателями средств бюджета — по КФО «1 — деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность)».
Пример 1
В ходе проведения инвентаризации в 2016 году учреждение обнаружило излишек основных средств в виде компьютера, оценочная стоимость которого, по данным привлеченного независимого оценщика, составила 20 000 рублей. Организация, проводившая оценку, по договору получила за свои услуги 1 000 рублей (НДС не облагается).
В бухгалтерском учете операция отражается записями:
Дебет 2 101 34 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 401 10 180
«Прочие доходы»
— оприходованы излишки основных средств (компьютер), выявленные при инвентаризации, по оценочной стоимости (20 000 руб.);
Дебет 2 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 2 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— начислена задолженность за услуги по оценке (1 000 руб.);
Дебет 2 401 10 180
«Прочие доходы»
Кредит 2 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль»
— начислен налог на прибыль (20 000 × 20 % = 4 000 руб.).
Внимание!
Дополнительные расходы, связанные с принятием объекта к учету (в нашем примере — стоимость оценки), не включаются в первоначальную стоимость объекта.
В соответствии с пунктом 20 статьи 250 Налогового кодекса стоимость излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, выявленных в результате инвентаризации, является внереализационным доходом и подлежит обложению налогом на прибыль.
Указанное положение не зависит от типа учреждения. Казенные учреждения также являются плательщиками налога на прибыль. Освобождение от обязанностей плательщика налога не предусмотрено. Единственная ситуация, в которой у учреждений не возникает налоговых обязательств при выявлении излишков по результатам инвентаризации, — применение нулевой ставки по налогу на прибыль в соответствии с положениями статей 284.1 или 284.5 Налогового кодекса.
В рассмотренном примере теоретически расходы на услуги оценщика учреждение может принять в уменьшение полученных внереализационных доходов, так как перечень внереализационных расходов, определяемых статьей 265 Налогового кодекса, не является закрытым (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ позволяет принимать другие обоснованные расходы), однако рассмотрение данной ситуации для этого примера не является целесообразным.
Продолжение примера
Предположим, что указанные излишки были выявлены в результате инвентаризации в казенном учреждении.
Дебет 1 101 34 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 401 10 180
«Прочие доходы»
— оприходованы излишки основных средств (компьютер), выявленные при инвентаризации, по оценочной стоимости (20 000 руб.);
Дебет 1 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 1 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— начислена задолженность за услуги по оценке (1 000 руб.);
Дебит 1 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 1 30303 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль»
— начислен налог на прибыль (20 000 × 20 % = 4 000 руб.).
В случае если учреждение не желает начислять и уплачивать налог на прибыль, ему не следует отражать выявленные объекты как излишки по результатам инвентаризации. Это возможно в следующих трех случаях.
Использование личного имущества сотрудника в служебных целях
Данное предложение применимо к ситуации, в которой сотрудник использует собственное имущество на рабочем месте (ноутбуки, стулья, чайники и пр.). При этом использование таких объектов следует оформить документально, например, служебной запиской с визой руководителя учреждения: «Прошу разрешить использование личного имущества в служебных целях».
Следует также обратить внимание на следующий момент: в соответствии со статьей 188 Трудового кодекса при использовании работником с согласия или ведома работодателя имущества работника ему выплачивается компенсация. Однако указанная компенсация выплачивается в случае использования указанного имущества в интересах работодателя, а также при наличии соглашения сторон, выраженного в письменной форме.
С точки зрения документального оформления учет такого имущества следует вести на забалансовом счете (к примеру, на счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» или на дополнительном забалансовом счете) с отражением правил учета такого имущества в учетной политике учреждения.
Превращение излишков по результатам инвентаризации в целевое пожертвование
Часто можно видеть ситуацию, в которой на имущество учреждения, выявленное без документов, составляется договор целевого пожертвования от произвольного сотрудника. Такой договор позволяет принять имущество на баланс по оценочной стоимости с использованием счета 0 401 10 180 «Прочие доходы», освободив его от уплаты налога на прибыль. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса имущество, полученное по договору пожертвования и используемое учреждением в указанных жертвователем целях, относится к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы. В указанной ситуации учреждениям следует обратить особое внимание на статью 15.11 КоАП России, в соответствии с которой регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета является грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, а при повторном нарушении — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Исправление ошибки прошлого периода, выявленной в текущем периоде
Довольно часто учреждение продолжает использовать списанные в бухгалтерском учете объекты имущества. С точки зрения проведения инвентаризации такие объекты также будут считаться излишками. В соответствии с пунктом 18 Инструкции № 157н ошибка, обнаруженная в регистрах бухгалтерского учета за прошлый отчетный период, в зависимости от ее характера отражается датой обнаружения ошибки дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью. Указанные исправления оформляются бухгалтерской справкой, содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (Журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен. В данной ситуации бухгалтеру необходимо доказать ошибку, то есть найти первичный документ, на основании которого изначально было произведено списание объекта имущества, и сторнировать данную операцию. Никаких оценочных суждений при исправлении ошибки не допускается.
Недостачи, выявленные по результатам инвентаризации, списываются с учета на финансовый результат с использованием счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами». Одновременно производится отнесение недостачи на виновных лиц. В соответствии с пунктом 220 Инструкции № 157н при определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов.
Пример 2
В ходе инвентаризации была обнаружена недостача производственного инвентаря, приобретенного для выполнения государственного (муниципального) задания. Первоначальная стоимость инвентаря — 80 000 рублей, сумма начисленной амортизации — 40 000 рублей. Текущая восстановительная стоимость производственного инвентаря была определена комиссией по поступлению и выбытию активов и составила 45 000 рублей. Виновный согласился возместить ущерб добровольно. В учете учреждения появятся следующие записи:
Дебет 4 104 36 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 101 36 410
«Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
— списана начисленная амортизация производственного инвентаря (40 000 руб.);
Дебет 4 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 4 101 36 410
«Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
— списана остаточная стоимость производственного инвентаря (40 000 руб.);
Дебет 2 209 71 560
«Увеличение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам»
Кредит 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— начисление задолженности по недостачам, хищениям, иным потерям за счет виновных лиц по текущей восстановительной стоимости (45 000 руб.);
Дебет 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами
Кредит 2 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль»
— начислен налог на прибыль (45 000 × 20 % = 9 000 руб.).
В соответствии с пунктом 3 статьи 250 Налогового кодекса доходы в виде признанных должником сумм возмещения убытков или ущерба относятся к внереализационным доходам и облагаются налогом на прибыль. При определении даты признания указанной суммы в налоговом учете следует исходить из даты заполнения инвентаризационной описи с объяснениями причин недостачи материально ответственным лицом и его согласием возместить ущерб. Остаточная стоимость имущества в рассматриваемом примере не может быть признана внереализационным расходом, поскольку данный объект (учитываемый по КФО «4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания») не мог амортизироваться в налоговом учете.
Внимание!
При выявлении недостач материальных ценностей у материально ответственных лиц к ним применяется презумпция вины, в соответствии с которой именно эти лица должны доказать работодателю, что недостача произошла не по их вине. Указанное положение определяется при изучении постановления Пленума Верховного Суда России от 16 ноября 2006 г. № 52, согласно которому, если работодателем доказаны правомерность заключения с работником договора о полной материальной ответственности и наличие у этого работника недостачи, последний обязан доказать отсутствие своей вины в причинении ущерба. Учреждению также следует обратить внимание на постановление Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85, устанавливающее перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности. В случае если договор о полной материальной ответственности заключен с сотрудником, должность которого не поименована в указанном перечне, такой договор в суде будет признан ничтожным. Ответственность за ущерб имуществу в большинстве таких случаев судами возлагается на руководителя, как на лицо, не обеспечившее порядок сохранности имущества учреждения.
Продолжение примера
Сотрудник возмещает ущерб:
- наличными в кассу;
- со своей банковской карты через платежный терминал в кассе учреждения;
- согласен на удержание из заработной платы;
- согласен на удержание из заработной платы с иного источника финансового обеспечения;
- зачислением на лицевой счет.
В зависимости от выбранного способа возмещение ущерба в учете учреждения отразится записями:
Путем внесения наличных денег в кассу
Дебет 2 201 34 510
«Поступления средств в кассу учреждения»
Кредит 2 209 71 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам»
— поступление денег в кассу учреждения (45 000 руб.) с одновременным увеличением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».
Путем внесения средств через платежный терминал
Дебет 2 201 23 510
«Поступления денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»
Кредит 2 209 71 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам»
— отражена операция по приему оплаты с использованием расчетных (дебетовых) карт плательщика через платежный терминал, установленный в кассе учреждения, с одновременным увеличением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;
Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 201 23 610
«Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»
— зачислена на лицевой счет учреждения сумма, внесенная через платежный терминал, установленный в кассе учреждения (45 000 руб.).
Удержание из заработной платы по КФД «2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)»
Дебет 2 302 11 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»
Кредит 2 304 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»
— удержана из заработной платы работника сумма, начисленная в возмещение причиненного материального ущерба (45 000 руб.);
Дебет 2 304 03 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»
Кредит 2 209 71 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам»
— зачтена в счет погашения задолженности виновного лица сумма произведенных удержаний из заработной платы (45 000 руб.).
Удержание из заработной платы по КФД «4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания»
Дебет 4 302 11 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»
Кредит 4 304 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»
— удержана из заработной платы работника сумма, начисленная в возмещение причиненного материального ущерба (45 000 руб.);
Дебет 4 304 03 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»
Кредит 4 304 06 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»
— уменьшена задолженность виновного лица по ущербу на сумму удержаний, произведенных из заработной платы, стипендии и иных доходов, по иному виду финансового обеспечения (деятельности) (45 000 руб.);
Дебет 2 304 06 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»
Кредит 2 209 71 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам»
— уменьшена дебиторская задолженность по расчетам по ущербу (недостачам) при удержании из сумм оплаты труда по иному виду финансового обеспечения (45 000 руб.);
Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 304 06 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»
— увеличен остаток денежных средств при привлечении средств в пределах остатка на лицевом счете на исполнение обязательств, подлежащих исполнению за счет иного источника финансового обеспечения (45 000 руб.);
Дебет 4 304 06 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»
Кредит 4 201 11 610
«Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— уменьшен остаток денежных средств при отвлечении средств в рамках операций по внутреннему заимствованию между источниками финансового обеспечения, осуществляемому в пределах остатка средств на лицевом счете (45 000 руб.).
При зачислении средств на лицевой счет сотрудником напрямую
Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 209 71 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам»
— поступление денег на лицевой счет учреждения (45 000 руб.) с одновременным увеличением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».
В случае если сотрудник оспаривает ущерб, работодателю необходимо провести служебное расследование. В соответствии со статьей 247 Трудового кодекса до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт. В любом случае, если работник не согласен с ущербом или оспаривает его величину, взыскать с работника сумму недостачи можно только через суд. В суд представляются следующие документы:
- исковое заявление;
- документы, подтверждающие наличие и движение имущества;
- инвентаризационные описи и прочие инвентаризационные документы;
- материалы служебного расследования, доказывающие вину именно того сотрудника, к которому предъявляются исковые требования;
- разъяснения сотрудника по результатам служебной проверки.
В случае подачи искового заявления задолженность, отраженная на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам», не подлежит списанию до получения решения суда. При этом суд может принять одно из следующих решений:
- об уменьшении размера взыскания;
- о приостановлении принудительного взыскания;
- об отказе во взыскании в связи с отсутствием виновных лиц.
Продолжение примера
Предположим, что виновник не согласен с ущербом и учреждение подало на него в суд. По решению суда учреждение:
- корректирует размер ущерба до 40 000 рублей;
- списывает ущерб по решению суда в связи с отсутствием виновных лиц;
- списывает ущерб по решению суда в связи с приостановлением принудительного взыскания (или при признании судом лица неплатежеспособным).
Дебет 2 209 71 560
«Увеличение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам»
Кредит 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— начислена задолженность по недостачам, хищениям, иным потерям за счет виновных лиц по текущей восстановительной стоимости (45 000 руб.).
Корректировки размера ущерба по решению суда
Дебет 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 2 209 71 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам»
— уменьшена задолженность по недостачам, хищениям, иным потерям по решению суда (5 000 руб.).
Получен отказ во взыскании
Дебет 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 2 209 71 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам»
— списана задолженность по недостачам, хищениям, иным потерям по решению суда в связи с неустановлением виновных лиц (45 000 руб.).
Приостановление согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным
Дебет 2 401 10 173
«Чрезвычайные доходы от операций с активами»
Кредит 2 209 71 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам»
— списана задолженность по недостачам, хищениям, иным потерям по решению суда в связи приостановлением принудительного взыскания (45 000 руб.) с одновременным увеличением на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов».
В соответствии с пунктом 3 статьи 250 Налогового кодекса доходы в виде подлежащих уплате должником сумм возмещения убытков или ущерба на основании решения суда, вступившего в законную силу, относятся к внереализационным доходам и облагаются налогом на прибыль. При определении даты признания данных доходов в налоговом учете необходимо исходить из даты вступления в силу решения суда.
При выявлении у материально ответственного лица недостач или излишков материальных ценностей в Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) заполняется раздел с объяснением причин излишков или недостач. В случае выявления излишков или недостач по результатам инвентаризации комиссией составляется Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), которая затем прикладывается к Акту о результатах инвентаризации (ф. 0504835).
В следующей статье продолжим рассмотрение порядка проведения инвентаризации. При этом акцент будет сделан на отличиях инвентаризации иных объектов имущества (или обязательств) от инвентаризации основных средств.