Передача страховых взносов  ФНС России

Передача страховых взносов  ФНС России

Все новое — хорошо забытое старое. Вот и сейчас, когда со следующего года страховые взносы перейдут под контроль налоговой службы, многие вспоминают время ЕСН. Однако администрирование страховых взносов ФНС России не означает, что у страхователей прекратятся отношения с внебюджетными фондами.

Л. Ю. СИМОНОВА, редактор­-эксперт журнала «Бюджетный учет»

С 1 января 2017 года администрирование (начисление и уплата) страховых взносов передается ФНС России. В связи с этим Законами от 3 июля 2016 г. № 243?ФЗ (далее — Закон № 243?ФЗ) и от 3 июля 2016 г. № 250?ФЗ (далее — Закон № 250?ФЗ) внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс и ряд законов, регулирующих страховые взносы до 2017 года. В частности 31 декабря 2016 года прекращается действие Закона от 24 июля 2009 г. № 212?ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Изменения и дополнения

Правильность и своевременность уплаты страховых взносов, обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов с 1 января 2017 года будут осуществляться в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом. В связи с этим Законом № 243?ФЗ в Налоговый кодекс включены положения, устанавливающие нормативно-правовое регулирование правил исчисления и уплаты страховых взносов. Прежде всего определено понятие страховых взносов: «обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. А также для целей Налогового кодекса страховыми взносами признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц».

Раздел I дополнен главой 2.1 «Страховые взносы в Российской Федерации», в которой определены общие условия установления страховых взносов:

  • объект обложения страховыми взносами;
  • база для исчисления страховых взносов;
  • расчетный период;
  • тариф страховых взносов;
  • порядок исчисления страховых взносов;
  • порядок и сроки уплаты страховых взносов (ст. 18.2 НК РФ).

Эти понятия и нормы раскрываются во вновь введенном в Налоговый кодекс разделе XI «Страховые взносы в Российской Федерации» в главе 34 «Страховые взносы». В новых статьях 419–432 Налогового кодекса установлены объект и база по страховым взносам, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, тарифы, в том числе пониженные, сроки представления отчетности, порядок и сроки уплаты страховых взносов. Учитывая различное назначение взносов, их следует уплачивать отдельными платежными поручениями по каждому виду страхования на соответствующие коды бюджетной классификации.

Законом № 250?ФЗ внесены изменения и дополнения в законы, связанные с администрированием страховых взносов, в том числе в Закон от 29 декабря 2006 г. № 255?ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255?ФЗ). Кроме того, в связи с принятием Закона № 250?ФЗ с 1 января 2017 года утрачивает силу Закон от 24 июля 2009 г. № 212?ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», который в настоящее время регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов во внебюджетные фонды, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства. Полномочия ФСС РФ по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) с правом проведения проверок правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в новой редакции сохранены.

При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения проводятся камеральные проверки. В их процессе изучаются расходы страхователя, заявленные в расчете по страховым взносам, представляемом в налоговые органы.

Выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения с 1 января 2017 года будут проводиться одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговым органом по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов.

По итогам проверки выносится решение (о выделении средств на выплату страхового обеспечения или о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения), копии которого в течение трех рабочих дней со дня вступления их в силу территориальный орган ФСС РФ направляет в налоговый орган.

Закон № 250?ФЗ дополнил права страховщика возможностью запрашивать в налоговых органах сведения о начисленных и уплаченных страхователями страховых взносах.

В новом году

Нормы Налогового кодекса не отнесут страховые взносы к налогам или сборам. Они так и останутся самостоятельной категорией. Несмотря на изменения в администрировании страховых взносов с 1 января 2017 года, порядок их исчисления и уплаты (в части базы, плательщиков, величины тарифов и т. д.) останется прежним.

В настоящее время применяются два механизма возмещения расходов на социальное обеспечение, понесенных страхователем, — выплаты и зачеты прямые. Прямые выплаты страхового обеспечения по ВНиМ действуют в ряде регионов в рамках пилотного проекта. В остальных местах применяется зачетный механизм. С 1 января 2017 года согласно пункту 2 статьи 431 Налогового кодекса сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством. Использование зачетного метода предусмотрено Законом № 243?ФЗ до 31 декабря 2018 года включительно.

В связи с новшествами в администрировании страховых взносов в статьи 78 и 79 Налогового кодекса Законом № 243?ФЗ внесены изменения. Согласно им сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса.

Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления ПФР сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (п. 6.1 ст. 78 НК РФ).

Статья 79 Налогового кодекса дополнена положением о возврате сумм излишне взысканных страховых взносов. С 1 января 2017 года сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда, в который эта сумма была зачислена.

ФНС России

Налоговая служба с 1 января 2017 года будет обязана:

  • осуществлять контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды в порядке, установленном Налоговым кодексом. Проводить камеральные проверки единого расчета по страховым взносам по форме, утвержденной ФНС России, и осуществлять выездные проверки плательщиков страховых взносов по правоотношениям, возникшим с 1 января 2017 года, совместно с ФСС РФ?
  • учитывать обязательства плательщика страховых взносов по ВНиМ?
  • проводить сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по ВНиМ по исполненным обязательствам;
  • выносить решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов по правоотношениям, возникшим с 1 января 2017 года?
  • рассматривать жалобы страхователей на акты проверок, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа.

Согласно статье 431 Налогового кодекса в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца страхователи производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Расчеты по страховым взносам представляются в территориальные органы ФНС России не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

ФСС РФ

В 2017 году ФСС РФ, как и в настоящее время, администрирует обязательные платежи (страховые взносы) по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанные исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу. Расчет по этим взносам, начисленным и уплаченным в расчетном периоде, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по данному виду страхования представляется в территориальный орган ФСС РФ в порядке, определенном Законом от 24 июля 1998 г. № 125?ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в следующие сроки:

  • в электронном виде — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
  • на бумаге — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

ПФР

Кроме представления в налоговую инспекцию расчета по страховым взносам в соответствии с пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса у страхователей останется обязанность подавать в ПФР следующие документы:

  • сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М). Подавать ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (подп. «г» п. 4 ст. 2 Закона № 250?ФЗ);
  • отчет о стаже каждого работника, на вознаграждение которому начисляются страховые взносы. Подается ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (подп. «в» п. 4 ст. 2 Закона № 250?ФЗ).

Взаимодействие сторон

В настоящее время и до конца года ФСС РФ продолжает исполнять функции, включающие в себя:

  • контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды;
  • принятие решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды;
  • исполнение обязанности по приему расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды в порядке, действующем до 1 января 2017 года (ст. 23 Закона № 250?ФЗ).

В связи с тем что администрирование взносов передается ФНС России, перед территориальными органами ФСС РФ стоит задача по передаче сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам, сформированным на 1 января 2017 года. ФСС РФ разработал и представил на своем сайте www.fss.ru порядок взаимодействия страхователей с территориальными органами ФСС РФ и ФНС России.

По правоотношениям, возникшим до 31 декабря 2016 года

Обе стороны (и страхователь, и орган ФСС РФ) должны урегулировать прошлые отношения по ВНиМ.

Страхователь

В порядке, действовавшем до 1 января 2017 года, страхователь должен представить в территориальный орган ФСС РФ расчеты по страховым взносам (форма 4­ФСС) за 2016 год. При необходимости также представляются уточненные расчеты за отчетные периоды до 1 января 2017 года.

Страхователь может провести сверку расчетов с ФСС РФ по начисленным и уплаченным страховым взносам и получить Акт сверки расчетов по исполненным обязательствам до 31 декабря 2016 года.

По результатам расчетов на 31 декабря 2016 года страхователь имеет право подать заявление в ФСС РФ на возврат переплаты страховых взносов, перечисленных и поступивших в счет уплаты страховых взносов по ВНиМ за период до 31 декабря 2016 года или на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по ВНиМ.

При уплате страховых взносов по ВНиМ страхователю следует учитывать следующие моменты:

  • если фактическая оплата производится в 2016 году (до 31 декабря), в том числе за декабрь 2016 года, то получателем платежа является ФСС РФ и применяется действующий код бюджетной классификации — 393 1 02 02090 07 1000 160;
  • если очередной платеж (в том числе за декабрь 2016 года) производится в 2017 году, то получателем становится ФНС России с применением нового КБК.

Также страхователь имеет право обжаловать решения, вынесенные ФСС РФ по результатам камеральных проверок расчетов по страховым взносам (форма 4­ФСС) за 2016 год, в том числе уточненных расчетов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, а также решения, принятые по результатам проверок до 31 декабря 2016 года.

ФСС РФ

Территориальный орган ФСС РФ осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. В рамках контрольных мероприятий в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года, проводятся:

  • камеральные проверки расчетов по страховым взносам (форма 4­ФСС) за 2016 год, в том числе уточненных расчетов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и выездные проверки за периоды до 2016 года;
  • камеральные и выездные проверки правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения в соответствии с частью 1 статьи 4.7 Закона № 255­ФЗ.

Также территориальный орган ФСС РФ:

  • направляет страхователю решения по результатам камеральной (выездной) проверки?
  • рассматривает жалобы страхователей на акты проверок, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФСС РФ.

По правоотношениям, возникающим с 1 января 2017 года

После того как права администрирования страховых взносов перейдут к ФНС России, права и обязанности сторон в принципе не изменятся. Если сейчас в отношениях есть две стороны — страхователь и ФСС РФ, то с 1 января 2017 года их станет три — присоединится ФНС России.

Страхователь

С 1 января 2017 года страхователь обязан:

  • представлять в ФНС России расчет по страховым взносам не позднее 30-­го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ) (форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России)?
  • уплачивать страховые взносы по ВНиМ в ФНС России (с указанием КБК, открытого ФНС России с 1 января 2017 года).

В перечень прав страхователя включены:

  • подача заявления в ФНС России на возврат переплаты страховых взносов (деньгами)?
  • проведение сверки расчетов с ФНС России по начисленным и уплаченным страховым взносам по обязательствам, возникшим с 1 января 2017 года?
  • обжалование решения, вынесенного ФНС России по результатам камеральной (выездной) проверки, по правоотношениям, возникшим с 1 января 2017 года?
  • подача заявления в ФСС РФ, в том числе в межотчетный период, на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения?
  • обжалование в ФСС РФ решения, вынесенного по результатам камеральной (выездной) проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.

ФСС РФ

За внебюджетным фондом остается контроль за расходованием средств по ВНиМ. В этих целях ФСС РФ:

  • проводит камеральные проверки расходов по ВНиМ:
  • по заявлению страхователя на возмещение средств на выплату страхового обеспечения?
  • на основании сведений из расчета по страховым взносам, полученным из ФНС России?
  • проводит внеплановые выездные проверки страхователей в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения?
  • проводит совместно с ФНС РФ плановые выездные проверки страхователей в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения?
  • рассматривает жалобы страхователей на акты проверок правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФСС РФ.

Внимание!
Взыскание недоимки по страховым взносам по ВНиМ, образовавшейся по состоянию на 1 января 2017 года, а также по результатам камеральных и выездных проверок будет проводить ФНС России.

Межведомственное взаимодействие

С принятием решения об администрировании страховых взносов налоговой службой у ФСС РФ и ФНС России появляются новые стороны взаимодействия. Налоговая служба администрирует взносы, а внебюджетный фонд контролирует расходы. Чтобы сотрудничество было полноценным, должен проводиться обмен необходимой информацией. Причем он актуален и в переходный период, и после 1 января 2017 года.

Переходный период

ФСС РФ направляет в ФНС России в рамках межведомственного взаимодействия следующие решения, принятые по результатам отношений со страхователями до 1 января 2017 года:

  • о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения за периоды?
  • о доначислении по результатам камеральной проверки уточненных расчетов, представленных в территориальные органы ФСС РФ?
  • о привлечении (об отказе в привлечении) плательщиков страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах по результатам рассмотрения материалов выездной проверки?
  • о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов.

В рамках межведомственного взаимодействия с 1 января 2017 года ФСС РФ и ФНС России организовывают взаимный обмен информацией.

ФСС РФ

Внебюджетный фонд направляет в налоговую службу:

  • информацию о подтверждении заявленных страхователем расходов (заявление страхователя)?
  • решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения за текущие периоды (по субъектам Российской Федерации, в которых не реализован механизм прямых выплат).

ФНС России

В рамках межведомственного взаимодействия направляет в ФСС РФ:

  • информацию из расчета по страховым взносам в части начислений страховых взносов по ВНиМ (взносы, расходы страхователя, необлагаемые суммы, пониженные тарифы)?
  • решения (выписки из решений) о привлечении (об отказе в привлечении) плательщиков страховых взносов к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов?
  • информацию о списанных суммах недоимки, пеней и штрафных санкций по страховым взносам по основаниям, возникшим после 1 января 2017 года.

Реклама