Хранитель истории

В переводе с эвенкийского языка слово «Таймыр» означает «богатый, обильный, щедрый». Это имя в XIX веке дал овеянному легендами и сказаниями древнему и суровому краю — родине нганасан, энцев, ненцев, долган, эвенков известный российский ученый А. Ф. Миддендорф.

На протяжении 79 лет действует один из самых северных государственных музеев России — Таймырский краеведческий музей, который с полным правом можно назвать сокровищницей памятников истории и культуры народов Таймыра.

О. П. Корнеева, директор Краевого государственного бюджетного учреждения культуры «Таймырский краеведческий музей», заслуженный работник культуры РФ, заслуженный работник Таймыра

Ушедший в прошлое ХХ век, по мнению многих музе­еведов, останется в истории как золотой век музеев по многим причинам. Но самое главное — потому что именно в этом столетии возникло подавляющее большинство современных музеев России, в числе которых и наш Таймырский краеведческий музей. К истории его создания имеет самое непосредственное отношение известный ученый, этнограф, северовед Андрей Александрович Попов. В мае 1931 года, находясь в экспедиции на Таймыре, он выдвинул для обсуждения на заседании президиума оргкомитета Таймырского национального округа предложение об организации музея и краеведческого бюро в Дудинке. Вопрос этот обсуждался в течение нескольких последующих лет и неоднократно поднимался на заседаниях президиума окружного исполнительного комитета. Спустя 6 лет, 4 сентября 1937 года, президиум Таймырского окрисполкома Красноярского края принял знаменательное, впоследствии воплотивше­еся на практике постановление «О постановке архивного дела в Таймырском национальном округе и организации краеведческого музея в Дудинке». Цель создания музея определялась следующим образом: "...Изучение хозяйства и быта коренных народов и поднятие их культуры, охрана, учет и концентрация памятников природы, старины и искусства, вовлечение трудящихся масс в исследования природных богатств полуострова, в освоение Северного морского пути, в развитие социалистического строительства«[1]. Таким образом, с момента возникновения перед музеем был поставлен комплекс задач с учетом региональной специфики. Совокупность общественных потребностей сформировала наиболее приемлемый для региона тип музея комплексного профиля. Возникновение музея как культурно-исторического учреждения на Таймыре отражало глубокие преобразования социальной жизни народов Севера, у которых до этого существовали иные, внемузейные способы передачи и хранения информации[2].

Ступени истории

В истории Таймырского краеведческого музея, как, наверное, и в истории любого другого подобного заведения, можно выделить несколько периодов, обозначенных знаковыми событиями.

Период с 30-х до середины 50-х годов прошлого столетия — время становления музея как культурного учреждения в Таймырском национальном округе. Несмотря на трудности, связанные с крайне слабой материально-технической базой, нехваткой научных кадров, отсутствием национальной интеллигенции, именно в тридцатые годы Таймырский музей формировал коллекции, накапливал опыт выставочной работы. Коллекционной основой для первого краеведческого музея стала выставка, подготовленная к шестилетней годовщине образования Таймырского национального округа (1936 г.). Однако имевшийся к 1940 году небольшой фонд предметов и архивных документов был уничтожен пожаром.

Работа музея возобновилась в 1944 году, когда при нем функционировал кабинет по изучению местных языков, фольклора и истории народов Таймыра. В штате учреждения числился лишь один сотрудник — директор, совмещавший эту должность с основной работой, а экспонаты размещались в комнате Дома культуры. Постоянной экспозиции не было. Незадолго до празднования 20-летней годовщины образования округа (1950 г.) Красноярский краевой отдел культурно-просветительной работы командировал для работы в Таймырский музей выпускницу Минусинской культпросветшколы Альвину Яновну Мельдер, которая сразу же приступила к разработке экспозиций отделов природы, истории и социалистического строительства. В августе 1955 года музею было выделено помещение, состоявшее из четырех комнат, с экспозиционной площадью 144 квадратных метра. Фондовые коллекции насчитывали около 500 экспонатов. Преодолению кризиса способствовал ряд мероприятий: расширение штата музея с 1 января 1959 года, в 1967 году — получение помещения под экспозицию.

Не случайно музей именно этого периода часто вспоминают старожилы Дудинки и сегодня. 1960–1980-е годы были временем его энергичной просветительной деятельности. Активно комплектовались фонды, проводилась планомерная научно-исследовательская работа. Характеризуя этот период работы музея, можно часто применять слово «впервые». Впервые в 1968 году Таймырский окружной краеведческий музей заключил договор с туристско-экскурсионным бюро г. Красноярска и принял первых туристов, путешествующих по Енисею маршрутом Красноярск — Диксон. В 1968 году сотрудники музея обслужили 2060 туристов из разных уголков СССР. В год пятнадцатилетия Победы в 1960 году гостями музея стали французские летчики эскадрильи «Нормандия — Неман». В первый раз в 1972 году в составе делегации Таймырского Долгано-Ненецкого национального округа директор музея Александра Евграфовна Пичугова выехала в Москву и на ВДНХ представила выставку из его фондов[3]. Это была первая крупная выставка вне стен музея. Заслуженный работник культуры РСФСР, требовательный и увлеченный музейным делом человек, Александра Евграфовна отработала на посту директора более 15 лет. В этот период времени научным сотрудником музея трудилась известная в Красноярском крае ненецкая журналистка и писательница Любовь Прокопьевна Ненянг. Собранные ею коллекции детских ненецких игрушек и сегодня активно используются сотрудниками в культурно-образовательной и экспозиционной работе. С 1972 по 1978 год Таймырский окружной краеведческий музей возглавляла Людмила Ивановна Попова. Интеллигентный, тактичный и в то же время требовательный и принципиальный человек, она сумела за небольшой промежуток времени поднять уровень музейной деятельности на Таймыре. В этот период времени устанавливаются связи с научными учреждениями страны. Итогом многолетнего сотрудничества Таймырского музея с археологами заполярного отряда Ленинградского отделения Института археологии АН СССР стала разработка тематико-экспозиционного комплекса «Бронзовый век», карта археологических памятников на территории округа (автор — доктор исторических наук Л. П. Хлобыстин). Первые афиши и буклеты были изданы Таймырским окружным краеведческим музеем в 1973 году. В конце 1976 года музей получил новое помещение, с семью экспозиционными залами и отдельным помещением под хранилище, штаты увеличились в два раза. Активизировалась научно-просветительная работа, сотрудники музея выступали с публикациями в газете и на радио, готовили циклы телепередач на Норильском телевидении. Вместе с участниками лыжной экспедиции Дмитрия Шпаро сотрудники музея приняли участие в съемках телепередачи Центрального телевидения «Клуб кинопутешествий» с ведущим Ю. Сенкевичем. Восьмидесятые и девяностые годы ХХ века стали периодом относительно стабильного развития музея.

Новое время

Большое значение в сохранении ценностей национальной культуры России и развитии музейного дела имели принятые в 1990-х годах нормативно-правовые акты, и прежде всего Закон от 26 мая 1996 г. № 54‑ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», положения «О Музейном фонде РФ», «О Государственном каталоге Музейного фонда РФ» и другие. В соответствии с нормативно-правовыми актами совершенствуется деятельность отдела фондов по учету и хранению музейных ценностей. Таймырский окружной краеведческий музей приступает к работе по созданию электронного каталога музейных коллекций, ведет фотофиксацию особо ценных экспонатов. В июне 1986 года открылась новая экспозиция музея в приспособленном помещении общей площадью 600 квадратных метров, расположенном на первом этаже жилого дома, куда музей был переведен из-за аварийного состояния прежнего здания. Количество экспонатов к этому времени увеличилось до 30 000 единиц хранения, ежегодно в фонды поступало до 1000 экспонатов. Хотя экспозиционная площадь и площадь фондохранилища увеличилась, это не решило основной проблемы, которая существовала на протяжении всей истории музея — недостаток экспозиционных и фондовых помещений. С этой проблемой сотрудники Таймырского музея еще в начале восьмидесятых годов обращались с письмами к руководителям разных уровней, в том числе и к Министру культуры СССР П. Н. Демичеву. Обращения поддерживало и руководство Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Результат оказался положительным. В 1986 году отделом культуры Таймырского окрисполкома (заведующий — Ю. И. Градинаров) и Таймырским окружным музеем (директор Л. Г. Блюдова) был объявлен краевой конкурс среди архитекторов на лучший проект здания Таймырского музея. Победителем стал красноярский архитектор Андрей Курицын[4]. По его проекту в 1992 году было начато строительство нового здания музея в Дудинке, затянувшееся на долгие годы.

Начало 1990-х годов для страны было временем политических, финансовых и социальных потрясений. Это было непростое время и для сотрудников музея — низкая заработная плата, выплачиваемая с задержкой, текучесть кадров. И все же сотрудники верили, что новому зданию музея быть, и активно работали над концепцией и тематико-экспозиционными планами будущей экспозиции. В 1990 году после окончания аспирантуры возвращается в коллектив Людмила Александровна Чурилова, защитившая в 1991 году кандидатскую диссертацию по теме «Роль музеев в сохранении и развитии культуры народностей Севера (1917–1980 гг.)». Во многом благодаря ее инициативе, а также директора музея Людмилы Григорьевны Блюдовой и поддержке со стороны заведующего отделом культуры Юрия Ивановича Градинарова началась тесная работа с учеными лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии РАН. Среди населения был проведен социологический опрос, касающийся деятельности Таймырского окружного музея, исследованы многие направления музейной работы в округе. Это было время хорошей школы для работающих сотрудников. Результатом стал изданный научный труд «Концепция развития Таймырского краеведческого музея», который получил высокую оценку музейных работников России на научно-теоретической конференции «Музей — народам Севера», организованной и проведенной сотрудниками Таймырского музея в декабре 1993 года в г. Дудинке. В работе конференции приняли участия коллеги из Ямало-Ненецкого, Чукотского автономных округов, г. Норильска, Москвы и других городов.

В 1993 году была начата работа с художниками Центральной студии художественно-проектного творчества г. Москвы (рук. Е. А. Розенблюм) над художественной концепцией экспозиции в новом здании музея, в 1998 году вновь приступили к проектированию, но уже со Студией Артефактум из г. Екатеринбурга (рук. Ю. В. Колмыков). Этот проект был принят. Однако осуществить его на практике не пришлось, так как строительство нового здания приостановилось. Благодаря усилиям руководства Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа оно возобновилось лишь в 2006 году.

Сохраняя историю

В новое тысячелетие Таймырский окружной краеведческий музей шагнул признанным, хорошо сформировавшимся научным и культурно-просветительным учреждением, основой работы которого являются его коллекции. Общее количество экспонатов, хранящихся в фондах, к началу нового века составляло более 69 тысяч единиц хранения. Среди них — уникальные экспонаты, аналогов которым нет ни в одном музее мира. К ним относятся предметы, связанные с религиозными представлениями нганасан — древнейшей народности Таймыра. Особый интерес для науки представляют культовые коллекции идолов, амулетов, комплекты шаманских костюмов. Музей располагает богатейшими коллекциями орнаментированной одежды долган, нганасан, ненцев. В фондах хранятся живописные и графические работы известных на Таймыре и за его пределами художников, сформировано собрание художественных изделий из бивня мамонта, рога оленя, поделочных камней, нумизматический фонд. Более 40 тысяч экспонатов составляют документальный и фотографический фонд.

Новое тысячелетие — это начало следующего этапа развития музея, время серьезных перемен. Расширяются и активизируются культурно-образовательные и выставочные программы. В 2001 году во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в г. Москве Таймырский музей впервые открыл большую выставку декоративно-прикладного искусства народов Таймыра, которую с успехом экспонировали в течение трех месяцев. Затем в 2003 году прошла выставка в Новосибирске, где на конкурсе музейных экспозиций «Свежее искусство Сибири» Таймырский музей получил высшую награду — Большую Золотую медаль. В 2004 году в Китайской Народной Республике сотрудники музея знакомили гостей торгово-экономической ярмарки с историей и культурой народов Таймыра. В 2007 году при финансовой поддержке Фонда культурных инициатив в старейшем музее Сибири — Минусинском краеведческом музее им. Н. М. Мартьянова была представлена этнографическая выставка из фондов Таймырского краеведческого музея.

Важным и приоритетным направлением в работе музея в этот период является сохранение музейных предметов и коллекций. Впервые в 2002 году музей разместил государственный заказ на реставрацию коллекции икон во Всероссийских реставрационно-художественных мастерских им. И. Грабаря. В последующие три года работы с реставраторами этой авторитетной мастерской продолжились.

Не нарушая фундаментального опыта деятельности музея прошлых лет, в этот период шло переосмысление его социальной функции. Несомненно, музей оставался многофункциональным институтом социальной информации, предназначенной для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, но каждая эпоха приносит свое, особенное, востребованное обществом. В целом в мировой и отечественной практике произошел сдвиг от музея как хранилища коллекций к музею, где в центре внимания — публика, посетитель, человек. Сотрудники Таймырского краеведческого музея, понимая это, работали над созданием культурно-развлекательных программ, таких как «Всей семьей в музей», в рамках которой проводились и продолжают проводиться театрализованные мероприятия: «Свадьба в Мангазейском воеводстве», «День рождения в музее» и другие. В 2006 году здесь был организован кукольный театр для самых маленьких посетителей. Спектакли позволяют приобщить детей дошкольного возраста к фольклору коренных народов Таймыра. Первый год работы театра показал, насколько интересна нетрадиционная подача музейного материала, и сегодня кукольный театр продолжает активно работать. Новый этап развития музея связан и с изменением организационно-правовой формы учреждения. В 2003 году впервые Таймырский окружной краеведческий музей стал юридическим лицом, был утвержден Устав, определяющий основные направления его деятельности.

С первого января 2007 года, в связи с объединением Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа с Красноярским краем, Таймырский краеведческий музей получил статус Краевого государственного учреждения культуры и был передан в подчинение Министерству культуры Красноярского края. Это способствовало выделению финансовых средств для завершения работ по строительству музея и оформлению постоянной экспозиции. Важное событие в культурной жизни города Дудинки и в целом Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района произошло 7 апреля 2009 года — в эксплуатацию было сдано новое здание музея, а спустя два года, 14 мая 2011 года, была открыта новая экспозиция, главной концептуальной идеей которой стала Арктика во всех ее проявлениях. Экспозиция создана стараниями сотрудников музея, а также художников и конструкторов ЗАО «Раритет» из г. Санкт-Петербурга. Площадь экспозиции Таймырского краеведческого музея составляет около полутора тысяч квадратных метров. Отличительной чертой экспозиции является интегративность. Традиционные крупные разделы: природа, этнография, история и современность взаимно проникают друг в друга. Человеческая история предстает как продолжение развития природы.

В музее работает зал временных выставок, который обеспечивает более эффективное осуществление важнейших функций, функции музейной коммуникации и расширения круга посетителей за счет привлечения публики с самыми разнообразными интересами. Здесь экспонируются художественные собрания музея: произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, тематические выставки из фондов Таймырского музея, а также выставки из частных коллекций и других музеев России.

В 2016 году фонды Таймырского краеведческого музея пополнились уникальными, не имеющими аналогов в мире экспонатами — чучелом, скелетом и сухими анатомическими препаратами Сопкаргинского мамонта Жени, останки которого были обнаружены на территории Таймыра в 2012 году. Палеонтологический комплекс «Сопкаргинский мамонт» занял достойное место в постоянной экспозиции.

Современное здание, новая экспозиция, разнообразные выставки — это новый этап развития музейной деятельности на Таймыре. Безусловно, важным и приоритетным направлением в работе Таймырского краеведческого музея было и остается сохранение музейных предметов и коллекций. Современная экспозиция позволяет активизировать культурно-образовательную работу, развивать новые формы работы с посетителями. Таймырский краеведческий музей сегодня не просто историко-культурный центр, а значимая часть культурной жизни Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.



[1] Авторский коллектив под ред. Н. А. Никишина и В. Ю. Дукельского. 1993. С. 9.

[2] Чурилова Л. А. 1991. С. 9.

[3] Блюдова Л. Г. 2002. С. 4.

[4] Блюдова Л. Г. 2002. С. 6.


Реклама