Организация питьевого режима в учреждении

В одних учреждениях наличие кулера (устройства для нагревания и/или охлаждения воды) давно стало нормой. В других используют воду из-под крана, применяя бытовые фильтры для очистки воды и электрочайники. Обеспечение питьевой водой сорудников относится к мероприятиям по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.


Прямой обязанностью работодателя является обеспечение нормальных условий труда своим сотрудникам. В статье 209 Трудового кодекса дано следующее определение этого понятия: совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. В их число, в частности, входят:

  • исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;
  • своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;
  • надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;
  • условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства (ст. 163 ТК РФ).

Конституционный суд в определении от 16 апреля 2009 г. № 444-О-О прямо указал, что часть 1 статьи 223 Трудового кодекса в системной связи с абзацем 14 части 2 статьи 22 этого кодекса и абзацем 6 части 2 его статьи 41 возлагает на работодателя обязанности по обеспечению санитарно-бытового обслуживания работников в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, условиями коллективного договора, соглашений и добровольно принятыми на себя обязательствами.

Приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой включены в Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н, то есть признаны мероприятием по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков.

Организация питьевого режима должна быть предусмотрена также в образовательных учреждениях, в лечебных учреждениях и иных присутственных местах.

Подтверждение качества

Чтобы вода была признана питьевой, она должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношениях, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодное водоснабжение, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (ч. 1, 2 ст. 19 Закона от 30 марта 1999 г. № 52?ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Качество воды, получаемой из системы водоснабжения, должно соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. № 24 (далее — СанПиН 2.1.4.1074-01). Соответствие качества воды нормам подтверждается экспертизой.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством питьевой воды осуществляют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с нормативными и методическими документами.

Для проведения лабораторных исследований (измерений) качества питьевой воды допускаются аттестованные методики, утвержденные Госстандартом России или Минздравом России. Отбор проб воды для анализа проводят в соответствии с требованиями государственных стандартов (п. 4.8, 4.9 СанПиН 2.1.4.1074-01).

По результатам проводимых экспертиз качества питьевой воды, подаваемой системами водоснабжения, органы Госсанэпидслужбы делают заключение о соответствии (несоответствии) питьевой воды принятым нормам.

В целях обеспечения питьевого режима учреждения часто приобретают воду, разлитую в бутылки (стеклянные, пластиковые) различной емкости, бутыли, контейнеры, пакеты. Качество бутилированной воды должно соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача от 19 марта 2002 г. № 12 (далее — СанПиН 2.1.4.1116-02).

Если качество воды, подаваемой в учреждение в рамках централизованного водоснабжения, соответствует установленным нормам, можно ограничиться приобретением бытовых фильтров для очистки воды и электрочайниками. В образовательных, медицинских учреждениях, иных публичных местах для подачи питьевой воды, отвечающей гигиеническим требованиям, устанавливаются питьевые фонтанчики. Эти устройства оснащены фильтрами для очистки воды, поступающей из централизованной системы водоснабжения.

Имея заключение экспертизы, подтверждающей качество воды в центральном водопроводе, проблему обеспечения питьевого режима также можно решить с помощью пурифайера (проточного кулера). Он оснащен четырехступенчатой системой фильтрации, задерживающей как тяжелые металлы, так и болезнетворные бактерии. Устанавливается путем подключения к центральному водопроводу. Пурифайер очищает водопроводную воду до питьевого качества и использует ее для последующего нагрева, охлаждения и раздачи.

Самым распространенным и общедоступным средством организации питьевого режима работников является установка кулера и регулярное приобретение бутилированной воды.

Учет в учреждении

Какой бы способ обеспечения сотрудников питьевой водой учреждение ни выбрало, все они требуют определенных затрат. Их отражение в учете будет зависеть в том числе и от выводов, указанных в заключении экспертизы о качестве воды в водопроводе.

КОСГУ

Согласно положениям Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, расходы учреждения на организацию питьевого режима относятся на статьи (подстатьи) КОСГУ в следующем порядке:

  • подстатья 223 «Коммунальные услуги».

Отражается приобретение бутилированной питьевой воды в случае, если у учреждения отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, аккредитованной в установленном законодательством порядке на право выполнения исследований качества питьевой воды, выдано заключение о признании воды не соответствующей санитарным нормам;

  • подстатья 224 «Арендная плата за пользование имуществом».

Подстатья применяется в случае, если в соответствии с заключенными договорами оборудование, обеспечивающее питьевой водой, взято учреждением в аренду (субаренду, прокат);

  • подстатья 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

Расходы на сервисное обслуживание и ремонт оборудования, приобретенного для обеспечения питьевого режима в учреждении;

  • подстатья 226 «Прочие работы, услуги».

Оплата услуг по монтажу оборудования, осуществляемого по договору (контракту), отдельному от договора (контракта) поставки.

В группу 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ в том числе входят статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» и 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Для отнесения расходов на приобретение объектов к той или иной статье постоянно действующая комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов принимает соответствующее решение с учетом норм Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н).

К учету в качестве основных средств принимаются материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования в процессе деятельности учреждения и выполняющие определенные самостоятельные функции (п. 38, 41 Инструкции № 157н);

  • статья 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Исходя из положений Инструкции № 157н по этой статье отражаются расходы на приобретение чайников, бытовых фильтров, оборудования (фонтанчиков, пурифайеров, кулеров), которые планируется использовать более 12 месяцев;

  • статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

На эту статью относятся затраты на приобретение расфасованной питьевой воды в том случае, если вода, подаваемая системой централизованного питьевого водоснабжения, признана соответствующей санитарным нормам. Как правило, вода поставляется в бутылях емкостью 19 литров. Они являются многооборотной тарой и учитываются в качестве материальных запасов. Кроме этого к материальным запасам относятся картриджи для фильтров, одноразовые стаканчики.

На счетах учреждения

Для ведения бухгалтерского учета объектов оборудования, участвующих в обеспечении питьевого режима учреждения (оборудование), используются счета: 0 101 36 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь — иное движимое имущество учреждения», 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения».

Согласно положениям статьи 1 Закона от 2 января 2000 г. № 29?ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» бутилированная питьевая вода является пищевым продуктом. В соответствии с пунктами 117, 118 Инструкции № 157н пищевые продукты, в том числе расфасованная вода, учитываются на счете 0 105 32 000 «Продукты питания — иное движимое имущество учреждения».

Возвратная или обменная тара (бочки, бидоны, ящики, банки стеклянные, бутылки и т. п.), как свободная (порожняя), так и находящаяся с материальными ценностями, учитывается на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения». При этом согласно нормам Инструкции № 157н учреждение вправе вводить дополнительные забалансовые счета и (или) аналитические коды синтетических счетов Единого плана счетов.

Внимание!

Финансирование казенного и бюджетного учреждений осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, и расходы на приобретение питьевой воды, а также на закупку и монтаж установок (кулеров, фонтанов) для обеспечения работников питьевой водой должны быть предусмотрены бюджетной сметой и планом финансово-хозяйственной деятельности соответственно.

Пример 1

Бюджетное учреждение, в котором согласно заключению санэпиднадзора вода, поступающая по центральному водопроводу, пригодна к употреблению, заключило договор на приобретение и установку пурифайера (проточного кулера) за счет средств от приносящей доход деятельности. Общая стоимость договора составляет 35 000 рублей, в том числе: 30 000 рублей — стоимость пурифайера, 5 000 рублей — монтаж установки.

В учете учреждения будут сделаны записи согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н):

Дебет 2 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 2 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— отражено поступление пурифайера (проточного кулера) в формировании первоначальной стоимости объекта (30 000 руб.);

Дебет 2 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 2 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— отражены монтажные работы в формировании первоначальной стоимости объекта (5 000 руб.);

Дебет 2 302 31 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— оплачен пурифайер, с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» (30 000 руб.);

Дебет 2 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— оплачены монтажные работы, с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» (5 000 руб.);

Дебет 2 101 36 310
«Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
— принят к учету пурифайер по сформированной первоначальной стоимости (35 000 руб.);

Дебет 2 401 20 271, 2 109 ХХ[1] 271
«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части амортизации»
Кредит 2 104 36 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
— начислена амортизация в размере 100 процентов балансовой стоимости объекта при принятии к учету (35 000 руб.).

Пурифайер встраивается в систему центрального водоснабжения, соответственно вода, потребленная в качестве питьевой, будет учитываться как коммунальные услуги. Расходы должны быть отражены в плане финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.

Пример 2

В казенном учреждении согласно заключению проведенной экспертизы вода, поступающая по центральному водопроводу, признана не соответствующей санитарным нормам и не пригодной для питья. В связи с этим учреждение заключило два договора на приобретение: кулера стоимостью 8 000 рублей; бутилированной питьевой воды на сумму 10 000 рублей (5 бутылей стоимостью 200 руб.).

Так как учреждение имеет заключение экспертизы о признании воды не соответствующей санитарным нормам, расходы на приобретение воды будут отражаться по статье 223 «Коммунальные услуги».

В бюджетном учете учреждения операция отразится записями в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н):

Дебет 1 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 1 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— отражено поступление кулера (8 000 руб.);

Дебет 1 401 20 223
«Расходы на коммунальные услуги»
Кредит 1 302 23 730
«Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»
— отражено поступление бутилированной питьевой воды (10 000 руб.);

Дебет 1 302 31 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 1 304 05 310
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению основных средств»
— оплачен кулер (8 000 руб.);

Дебет 1 302 23 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»
Кредит 1 304 05 310
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по коммунальным услугам»
— оплачена бутилированная питьевая вода (10 000 руб.);

Дебет 1 101 36 310
«Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
— принят к учету кулер по сформированной первоначальной стоимости (8 000 руб.);

Дебет 1 401 20 271
«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»
Кредит 1 104 36 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
— начислена амортизация в размере 100 процентов балансовой стоимости объекта при принятии к учету (8 000 руб.).

При использовании питьевого оборудования следует помнить, что оно требует регулярного ухода. Именно поэтому нужна периодическая (как минимум раз в полгода) дезинфекция кулера для воды. При интенсивном использовании рекомендуется такие мероприятия проводить один раз в три месяца.

Для проведения качественного санитарного обслуживания оборудования учреждения могут воспользоваться услугами специализированной организации.

Пример 3

Казенное учреждение заключило договор со специализированной организацией на оказание услуг по санобработке (дезинфекции) кулера. Стоимость услуг — 1 500 рублей:

Дебет 1 401 20 225
«Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»
Кредит 1 302 25 730
«Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
— отражены расходы по санобработке (дезинфекции) кулера (1 500 руб.);

Дебет 1 302 25 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
Кредит 1 304 05 225
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по работам, услугам по содержанию имущества»
— оплачены услуги специализированной организации по санобработке (дезинфекции) кулера (1 500 руб.).

Учет тары

Товар, переданный покупателю продавцом, должен быть в таре и (или) упаковке (п. 1 ст. 481 ГК РФ). Вода для кулеров поступает в пластиковых бутылях емкостью 19 литров. Для мероприятий, проводимых учреждением, могут приобретаться питьевая вода, безалкогольные напитки, расфасованные в пластиковые и стеклянные бутылки, банки, картонные упаковки.

Тара может входить в стоимость единицы упаковки воды или оплачиваться отдельно (иметь залоговую стоимость), может подлежать возврату или переходить в собственность покупателя. По принципу применения упаковка бывает однократного и многократного применения. Упаковка однократного применения включается в себестоимость напитка и покупателем отдельно не оплачивается. В учете учреждения данный вид тары не отражается.

Пример 4

Бюджетное учреждение в рамках выполнения государственного задания для обеспечения участников мероприятия водой заключило договор на поставку 100 литров воды, расфасованной в пластиковые бутылки. Стоимость контракта — 2 500 рублей. Оплата произведена с лицевого счета учреждения, открытого в территориальном органе Федерального казначейства, за счет средств субсидии на выполнение государственного задания. Затраты на приобретение воды включены в состав общехозяйственных расходов:

Дебет 4 105 32 340
«Увеличение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— отражены расходы на приобретение воды (2 500 руб.);

Дебет 4 302 34 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 4 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— оплачена вода, с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» (2 500 руб.);

Дебет 4 109 80 272
«Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов»
Кредит 4 105 32 440
«Уменьшение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»
— списана вода, израсходованная на мероприятии (2 500 руб.).

В некоторых случаях учреждение реализует освободившуюся тару. Например, стеклянные бутылки.

Пример 5

Бюджетное учреждение в целях обеспечения питьевого режима участников конференции за счет приносящей доход деятельности закупило воду в стеклянных бутылках в количестве 100 штук, на сумму 3 000 рублей. Стоимость тары в счете-фактуре не была выделена. Затраты на приобретение воды включены в состав общехозяйственных расходов.

После проведения конференции пустые бутылки (100 шт.) были приняты к учету по текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету (8 руб. за бутылку). Позднее тара была реализована специализированной компании по цене 10 рублей за штуку, в том числе НДС (18 %) — 1,53 рубля.

В учете учреждения операции отразятся в соответствии с Инструкцией № 174н:

Дебет 2 105 32 340
«Увеличение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— отражены расходы на приобретение воды (3 000 руб.);

Дебет 2 302 34 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— оплачена вода, с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» (3 000 руб.);

Дебет 2 109 80 272
«Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов»
Кредит 2 105 32 440
«Уменьшение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»
— списана вода, израсходованная на мероприятии (3 000 руб.).

Согласно пункту 106 Инструкции № 157н фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования:

Дебет 2 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— принята к учету тара по текущей оценочной стоимости (100 шт. × 8 руб. = 800 руб.);

Дебет 2 205 74 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»
Кредит 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— начислен доход от реализации стеклянной тары специализированной компании (100 шт. × 10 руб. = 1 000 руб.);

Дебет 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 2 303 04 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
— начислен НДС согласно книге продаж (100 шт. × 1,53 руб. = 153 руб.);

Дебет 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 2 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
— отражено списание стеклянной тары (100 шт. × 8 руб. = 800 руб.) при реализации на основании Накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205);

Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 205 74 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»
— поступила выручка на лицевой счет учреждения за реализованную стеклянную тару в размере (100 шт. × 10 руб. = 1 000 руб.), с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;

Дебет 2 303 04 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— оплачен НДС, с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» (153 руб.).

Согласно пункту 4 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7?ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность прописана в его учредительных документах. Таким образом, полученный доход от реализации тары является собственным доходом бюджетного учреждения.

При этом данный доход должен быть отражен в плане финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.

Тара многократного использования может быть как возвратной, так и невозвратной, в отличие от тары однократного использования, которая является невозвратной. Чаще всего стоимость невозвратной тары включается в стоимость единицы упаковки питьевой воды. Однако встречаются ситуации, когда в отгрузочных документах поставщика такая тара указывается отдельно и имеет свою стоимость. В этом случае ее можно учитывать:

  • как самостоятельную учетную единицу в целях дальнейшего использования, реализации;
  • в фактической стоимости приобретенной воды в случае, когда тара не подлежит повторному использованию.

Статьей 517 Гражданского кодекса предусмотрен возврат поставщику многооборотной тары и средств пакетирования, в которых поступил товар, в порядке и в сроки, установленные законом, иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними обязательными правилами или договором. Прочая тара, а также упаковка товара подлежат возврату поставщику лишь в случаях, предусмотренных договором.

Понятия «возвратная тара» и «невозвратная тара» регулируются исключительно условиями договора между продавцом и покупателем. Тара многократного использования считается возвратной при ее определении таковой в договоре на поставку продукции при условии обязательного соблюдения сроков и условий ее возврата поставщику (продавцу).

Как правило, бутыли для воды емкостью 19 литров относятся к возвратной таре. Поэтому при очередной поставке бутилированной питьевой воды поставщику возвращают освободившиеся бутыли в состоянии, пригодном для повторного использования.

Возвратная тара может иметь залоговую стоимость, которая указывается в расчетных документах отдельно и возвращается покупателю при условии возврата тары в том объеме, в котором покупатель вносил ее.

Принцип оборота залоговой тары следующий.

Ее стоимость не включается в цену питьевой воды. За каждую бутыль с покупателя взимается залог. Его размер установлен в рублях (условных единицах) и не облагается НДС. За возвратную тару, не возвращенную в срок, предусмотренный в договоре, поставщик имеет право не отдавать покупателю ее залоговую стоимость. А также выставить штраф или другие дополнительные санкции за невыполнение обязательств по возврату залоговой тары, если это предусмотрено условиями договора.

Количество бутылей, находящихся у покупателя, не должно превышать количество оплаченных залоговых сумм. Залоговая стоимость бутылей возвращается покупателю при условии их возврата. В учреждении полученные бутыли следует учитывать по фактическим (залоговым) ценам, указанным поставщиком в расчетных и отгрузочных документах.

Пример 6

Бюджетное учреждение заключило договор на поставку питьевой воды в бутылях за счет средств от приносящей доход деятельности. Согласно договору продавец поставляет 20 бутылей емкостью 19 литров. Залоговая стоимость за бутыли составляет 2 000 рублей (20 бут. × 100 руб.). Стоимость воды — 100 рублей за каждую емкость — 2 000 рублей (20 бут. × 100 руб.). Договором предусмотрена предоплата в сумме залоговой стоимости бутылей.

В учете учреждения операции отразятся записями в соответствии с Инструкцией № 174н:

Дебет 2 206 34 560
«Увеличение дебиторской задолженности по авансам по приобретению материальных запасов»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислена предоплата в сумме залоговой стоимости бутылей (2 000 руб.) с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»;

Дебет 2 105 32 340
«Увеличение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— отражены расходы на приобретение воды (2 000 руб.);

Дебет 2 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— принята к учету тара (2 000 руб.);

Дебет 2 302 34 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислена оплата за питьевую воду (2 000 руб.) с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

После расторжения договора тара возвращается поставщику, а тот, в свою очередь, перечисляет учреждению залоговую сумму. Корреспонденция счетов, отражающая возврат залоговой тары, Инструкцией № 174н не предусмотрена. Учреждение может разработать и утвердить ее в своей учетной политике. При этом бюджетному учреждению необходимо согласовать корреспонденцию счетов с финансовым органом и (или) органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя.

Как один из вариантов может быть применен метод «красное сторно»:

Дебет 2 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— отражен возврат тары поставщику методом «красное сторно» (2 000 руб.);

возможна также следующая корреспонденция:

Дебет 2 302 34 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 2 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»;

Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 206 34 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по приобретению материальных запасов»
— поступили на лицевой счет бюджетного учреждения денежные средства, полученные от поставщика за возвратную тару (2 000 руб.), с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».

Внимание!

При передаче возвратной тары поставщику объекта реализации не образуется, так как не происходит перехода права собственности по условиям договора поставки, заключаемого с поставщиком (подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 39 НК РФ).

 

Аналитический учет возвратной тары ведется в Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) (п. 119 Инструкции № 157н).

Нормативы потребления воды

Любая закупка должна быть обо­снована. Поэтому прежде чем закупить питьевую воду, следует определить потребность в ней для сотрудников, учащихся, посетителей и так далее в зависимости от отраслевых особенностей учреждения.

В основу расчетов могут лечь положения постановления Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в редакции постановления Правительства РФ от 3 ноября 2016 г. № 1134. В документе приведены минимальные нормы водообеспечения при водоснабжении населения путем подвоза воды. Данные основаны на ГОСТ 22.3.006-87В «Нормы водообеспечения населения», разработанном Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, Министерством здравоохранения СССР, Министерством здравоохранения РСФСР.

Нормы обеспечения населения водой при размещении в помещениях составляют в сутки:

  • на взрослого человека — 2,5 куб. дм (или 2,5 л);
  • на детей от 1 года до 14 лет и кормящих матерей — 5,0 куб. дм (или 5 л).

Дополнительно к нормам для лечебных нужд предусматривается 5,5 куб. дм воды в сутки на каждого больного, находящегося в лечебном учреждении, независимо от климатической зоны и режима водообеспечения.

Норма питьевой воды для трудящихся лиц изменяется на определенный коэффициент, зависящий от категории тяжести работы:

  • легкая I — 1,125;
  • средней тяжести IIа — 1,330 и IIб — 1,540;
  • тяжелая III — 1,750.

Норму водообеспечения для питья людям, находящимся большую часть суток в помещениях с повышенной температурой, умножают на коэффициенты в зависимости от температуры:

  • 20–22 °C — 1,00;
  • 25 °C — 1,35;
  • 30 °C — 2,30;
  • 35 °C — 3,35;
  • 37 °C — 4,00.

Следует учесть, что приведенные нормы водообеспечения на одного человека в сутки даны для второй климатической зоны. Для первой климатической зоны нормы корректируются применением коэффициента 1,3, а для третьей и четвертой — коэффициента 1,6.

Таким образом, объем закупки питьевой воды для сотрудников учреждения следует подтвердить расчетом: норматив потребления воды на каждого человека, определенный с учетом категории тяжести работ, климатического пояса, средней температуры в помещении, умноженный на среднесписочную численность сотрудников учреждения.

Еще один вопрос, актуальный при использовании приобретенной питьевой воды, — списание. В практике встречается применение норм или принятие по фактическим расходам. Учитывая базовые принципы бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях, списание следует производить по утвержденным нормам.

Согласно пункту 108 Инструкции № 157 выбытие (отпуск) материальных запасов, в том числе питьевой воды, производится по фактической стоимости каждой единицы (поставленного литра) либо по средней фактической стоимости.

Определение средней фактической стоимости материальных запасов производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся, соответственно, из средней фактической стоимости (количества) остатка на начало месяца и поступивших материальных запасов в течение текущего месяца на дату их выбытия (отпуска).

Внимание!

Порядок расчета потребности учреждения в питьевой воде и списания должен быть закреплен отдельным пунктом в учетной политике.

Выдача (списание) бутилированной воды осуществляется на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) и отражается по кредиту счета 0 105 32 440 «Уменьшение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения».

Внимание!

При приобретении организацией питьевой воды для своих сотрудников указанные лица могут получать доходы в натуральной форме, как это установлено  статьей 211 Налогового кодекса, а организация, приобретающая питьевую воду, — выполнять функции налогового агента, предусмотренные статьей 226 Налогового кодекса.

В этих целях организация должна принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой сотрудниками.

Вместе с тем, если при потреблении сотрудниками питьевой воды, приобретенной организацией, отсутствует возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым сотрудником, дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, не возникает (письмо Минфина России от 13 мая 2011 г. № 03-04-06/6-107).


[1] Проставляются соответствующие счета аналитического учета.


Реклама