Аудиторская проверка глазами практика
Целесообразность аудиторских проверок учреждений не вызывает сомнений. Они выявляют и предотвращают нарушения ведения учетных операций и составления отчетности. Некоторые нарушения, установленные в процессе контрольных мероприятий, мы уже рассмотрели[1]. В этой статье обратим внимание на ряд других ситуаций, выявленных аудиторами.
Материальные ценности
Согласно пункту 38 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), в целях бухгалтерского учета к основным средствам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев. Соответственно к материальным ценностям относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев.
При поступлении оборудования сотрудники учреждения должны заполнять Инвентарные карточки учета основных средств в соответствии с пунктом 3 Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н (далее — Приказ № 52н). Однако, как показали проверки, на местах инвентарные карточки заполняются не в полном объеме. Например, отсутствуют данные об организации-изготовителе, паспорт, номер объекта и краткие технические характеристики основных средств.
Напомним, основанием для списания оборудования должны быть технические освидетельствования специализированных организаций о техническом состоянии объектов движимого имущества, позволяющие сделать вывод о его непригодности к дальнейшему использованию, что нечасто встретишь на местах.
При проверке правильности оформления результатов ежегодной инвентаризации нередко встречаются в инвентаризационных описях следующие нарушения:
- не указаны номер и дата приказа (распоряжения) о проведении инвентаризации;
- не заполнены поля дат начала и окончания инвентаризации;
- не указана дата подписания инвентаризационных описей;
- не указаны номера проверенных ценностей в описи;
- отсутствуют даты подписания материально ответственным лицом описей в расписке и об итогах инвентаризации;
- не указано место поведения инвентаризации.
Например, в инвентаризационной описи (сличительной ведомости) на страницах не подведены итоги по страницам по объему, количеству фактических единиц, не заполнена информация о фактическом наличии материальных ценностей, не подведены итоги по страницам.
У аудиторов часто возникают вопросы о целесообразности использования бюджетных средств на предметы снабжения и расходные материалы. Рассмотрим этот вопрос на примере.
Пример 1
В ходе проверки структурного подразделения бюджетного образовательного учреждения обнаружено поступление посуды (тарелки глубокие, мелкие, блюдца, бокалы) на общую сумму 97 307,00 рубля. На момент приобретения у учреждения отсутствовала потребность в данных материальных ценностях в связи с тем, что в соответствии с условиями контракта от 24 августа 2016 г. № 2016/2017, заключенного с ООО «Школьник» на оказание услуг по организации питания обучающихся государственных образовательных учреждений, в стоимость оказания услуг входит поставка посуды.
Также было выявлено оборудование (графические планшеты, тренажер «Беговая дорожка») на общую сумму 150 742,00 рубля, которое учреждение не использует в своей деятельности, а хранит в товарных упаковках на складе. Материально ответственные лица объяснили этот факт тем, что тренажеры не используются по причине отсутствия помещения, отвечающего установленным требованиям, а графические планшеты не используются в связи с психофизиологическими особенностями учащихся.
В отдельных случаях учреждениями несвоевременно отражаются в учете первичные учетные документы по нефинансовым активам, что нарушает пункт 1 статьи 10 Закона № 402?ФЗ. Например, проверке представлена товарная накладная от 8 февраля 2016 г. № 2009 на получение кладовщиком канцелярских товаров на сумму 26 987,79 рубля. По данным бухгалтерского учета на 12 декабря 2016 года, поступление материальных запасов по указанной накладной в учете не отражено. Таким образом, учреждение имеет риски искажения достоверности бухгалтерского учета по балансовому счету 105 00 000 «Материальные запасы» на определенную дату (например, на 1 апреля 2016 г., 1 июля 2016 г., 1 октября 2016 г.) и риски обеспечения сохранности материальных запасов материально ответственными лицами, получившими эти ценности.
Следует отметить, что поступление материальных ценностей в учреждение по договорам пожертвования также следует отражать в учете в полном объеме.
Обоснованность использования бюджетных средств
Источниками финансового обеспечения учреждения являются средства, выделяемые из бюджета согласно утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности и иных источников, не противоречащих законодательству. По завершении года первоначальный или уточненный план ФХД должен быть исполнен учреждением, а все произведенные расходы — обоснованы.
Пример 2
При проверке бюджетного образовательного учреждения установлено, что при расчете фонда оплаты труда применены оклады и количество ставок, отличные от окладов и количества ставок, утвержденных штатным расписанием, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.
Должность | Следовало рассчитать согласно штатному расписанию | Рассчитано образовательным учреждением | Разница | ||||
Количество ставок | Оклад | Итого за 2016 год | Количество ставок | Оклад | Итого за 2016 год | ||
Учитель-логопед | 4,00 | 31 050,00 | 1 490 400,00 | 5,00 | 31 050,00 | 1 863 000,00 | -189 450,00 |
0,50 | 30 525,00 | 183 150,00 | |||||
Педагог- | 6,00 | 30 015,00 | 2 161 080,00 | 5,00 | 30 015,00 | 1 800 900,00 | 533 430,00 |
0,50 | 28 875,00 | 173 250,00 | |||||
Воспитатель | 20,00 | 30 015,00 | 7 203 600,00 | 27,80 | 30 015,00 | 10 013 004,00 | -2 410 929,00 |
1,15 | 28 875,00 | 398 475,00 | |||||
Педагог- | 2,00 | 30 525,00 | 732 600,00 | 4,00 | 23 400,00 | 1 123 200,00 | -390 600,00 |
Учитель | 131,70 | 31 050,00 | 49 071 420,00 | 129,50 | 62 506,72 | 97 135 442,88 | -48 064 022,88 |
Уборщик | 11,30 | 16 500,00 | 2 237 400,00 | 5,00 | 15 000,00 | 900 000,00 | 1 337 400,00 |
ИТОГО | 63 651 375,00 | 112 835 546,88 | -49 184 171,88 |
На выявленную в оплате труда разницу произведены начисления страховых взносов в размере 14 853 619,91 рубля (49 184 171,88 × × 30,2 %).
Таким образом, учреждение необоснованно включило в план ФХД на 2016 год денежные средства на оплату труда и произведенные на них начисления на общую сумму 64 037 791,79 рубля (49 184 171,88 + 14 853 619,91), направленные на содержание ставок, не предусмотренных штатным расписанием учреждения, а также примененные при расчете окладов, отличных от утвержденных ставок.
Пример 3
При проверке договоров, заключенных образовательным учреждением на коммунальные услуги и услуги связи, также были выявлены нарушения.
В плане ФХД учреждения на эти позиции утверждена сумма 9 653 430,49 рубля.
Учреждение заключило договора на предоставление коммунальных услуг и услуг связи в 2016 году на общую сумму 7 862 773,81 рубля.
Вид расходов | КОСГУ | Поставщик | Договор | Плановая сумма на 2016 год по договору |
Услуги связи | 221 | ООО «ГТС» | № 0031954 № 7120575 | 199 487,21 |
Тепловая энергия | 223 | ООО «ОЭК» | № 7520 № 7590 № 7698 № 7797 | 7 663 286,60 |
Итого | 7 862 773,81 |
Задолженность по оплате коммунальных услуг и услуг связи на 1 января 2016 года отсутствовала. Кассовые расходы учреждения по этим статьям за девять месяцев 2016 года составили сумму 6 504 950,80 рубля.
Таким образом, на оплату коммунальных услуг до конца года учреждению потребуется сумма 1 357 823,01 рубля (7 862 773,81 — 6 504 950,80). Однако согласно плану ФХД на оплату этих услуг в IV квартале утверждена сумма 3 148 479,69 (9 653 430,49 — 6 504 950,80), что на 1 790 656,68 рубля (3 148 479,69 — - 1 357 823,01) больше, чем необходимо.
Обоснованность дебиторской и кредиторской задолженностей
Проверка аудиторами обоснованности дебиторской и кредиторской задолженностей начинается с анализа задолженностей, итогов проведенной инвентаризации и актов сверок с контрагентами.
Пример 4
При выборочном сопоставлении сведений о задолженности по актам сверки с данными бухгалтерского учета на 31 декабря 2016 года аудиторами установлены расхождения на общую сумму 2 077 296,06 рубля.
№ | Наименование контрагента (договор) | По данным актов сверки | По данным бухгалтерского учета | Общая сумма расхождений |
Кт | Дт | |||
1 | АО «Водоканал» (№ 75В от 30 декабря 2015 г.) | 37 325,60 | 158 700,90 | 196 026,50 |
2 | ООО «Горэнергосбыт» (№ 01.0075кГВ от 30 декабря 2015 г.) | 48 188,77 | 1 283 173,98 | 1 331 362,75 |
Итого | 85 514,37 | 1 441 874,88 | 1 527 389,25 | |
Кт | Кт | |||
3 | ООО «Горэнергосбыт» ОАО (№ 01.0076кГВ от 30 декабря 2015 г.) | 1 361 251,95 | 1 258 428,05 | 102 823,90 |
Итого | 102 823,90 | |||
Дт | Дт | |||
4 | АО «Водоканал» (№ 96В от 30 декабря 2015 г.) | 17 477,77 | 429 605,14 | 412 127,37 |
Итого | 412 127,37 |
Выявленные нарушения в учете дебиторской и кредиторской задолженностей привели к искажению соответствующих показателей бюджетной отчетности за 2016 год.
Кроме этого в нарушение Инструкции № 157н, а также Закона № 402?ФЗ учреждением было допущено несвоевременное отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций. То есть по счету 1 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» операции отражались не по дате выполнения работ.
Наименование документа | Наименование услуги, период | Стоимость работ (руб.) | Примечание |
Акт о сдаче-приемке услуг от 31 августа 2016 г. № 319, оказанных по контракту от 18 июля 2016 г. № 3643 | Плата за сброс загрязняющих веществ | 100 680,90 | Произведенные расходы по счету 1 401 20 223 «Расходы на коммунальные услуги» отражены в январе 2017 года |
Итого | 100 680,90 |
Таким образом, выявленные нарушения привели к занижению кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2017 года на сумму 100 680,90 рубля, а также завышению дебиторской задолженности на эту же сумму в связи с тем, что сумма авансового платежа (п/п от 23 ноября 2016 г. № 809) была зачтена в период проведения сверки по Акту о сдаче-приемке услуг от 31 августа 2016 г. № 319, оказанных по контракту от 18 июля 2016 г. № 3643, то есть 12 января 2017 года.
Полнота выполнения государственного задания
Государственное (муниципальное) задание устанавливает требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) (ст. 69.2 БК РФ). Для выполнения государственного (муниципального) задания до каждого учреждения доводится финансовое обеспечение в форме субсидии, которую необходимо использовать по назначению.
Пример 5
Проверкой выполнения объемов оказываемых услуг бюджетным образовательным учреждением установлено, что государственное задание не выполнено в части оказания услуг по реализации образовательных программ начального, основного общего и среднего общего образования за период с 1 сентября 2016 года по 31 декабря 2016 года (отклонения составили от 8 до 70 человек, или от 3,0 % до 100 % соответственно).
Наименование государственной услуги (работы) | Объем ГЗ (чел.) | Факт | Отклонение | ||
чел. | % | ||||
Реализация образовательных программ обучающихся, в том числе из числа детей-инвалидов и инвалидов НОДА (нарушения опорно-двигательного аппарата) | Начальное общее образование | 271 | 263 | 8 | 3,0 |
Основное общее образование | 375 | 364 | 11 | 3,0 | |
Среднее общее образование | 70 | 0 | 70 | 100,0 |
При отсутствии норматива на одного обучающегося расчет стоимости излишне выделенного финансирования произведем следующим образом:
- фонд оплаты труда и начисления на ФТО на учителей, обучающих начальному общему образованию, в месяц составляет 2 567 521,90 рубля. Отклонение от утвержденного объема госзадания по этой программе в месяц:
- 2 567 521,90 : 271 чел. × 8 чел. = 75 794,00 руб.;
фонд оплаты труда и начисления на ФТО на учителей, обучающих основному общему образованию, в месяц составляет 4 100 169,34 рубля. Отклонение от утвержденного объема госзадания в месяц:
- 4 100 169,34 : 375 чел. × 11 чел. = 120 271,64 руб.;
- фонд оплаты труда и начисления на учителей, обучающих 10-11-е классы (среднее общее образование), в месяц составляет 797 333,69 рубля. Отклонение от утвержденного объема госзадания по программе «Среднее общее образование» в месяц: 797 333,69 рубля.
Излишне выделенное финансирование учреждению на реализацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования за проверяемый период (с 1 сентября 2016 г. по 31 декабря 2016 г.) составило:
(75 794,00 + 120 271,63 + + 797 333,69) × 4 мес. = 3 973 597,28 руб.
Таким образом, учреждением не оказана в полном объеме услуга по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Проверяющими произведена оценка стоимости не оказанной учреждением государственной услуги, финансирование на которую было получено из бюджета в полном объеме, и произведен возврат в бюджет излишне выделенных сумм в размере 3 973 597,28 рубля.
Трудовые отношения
При аудиторской проверке ревизоры обращают внимание на оформление трудовых договоров, дополнительных соглашений и личных дел работников. В оформлении трудовых договоров часто выявляются нарушения статей 57 и 72 Трудового кодекса. Например, отсутствуют данные о местонахождении обособленного структурного подразделения, в которое принимается работник, дата начала работы (нарушения ст. 57 ТК РФ). Или же при изменении условий трудового договора учреждениями не заключаются дополнительные соглашения (нарушения ст. 72 ТК РФ). Например, отсутствуют дополнительные соглашения на изменения размеров окладов, педагогической нагрузки, при установлении работникам квалификационной категории по итогам прохождения аттестации.
Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» работники педагогического состава должны иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей профилю работы «Образование и педагогика». Отметим, что работники, не имеющие соответствующего образования, не имеют права занимать педагогические должности. Например, при проверке личных дел работников педагогического состава аудиторы обнаружили справки о том, что сотрудники являются студентами последних курсов высшего учебного заведения или имеют высшее экономическое образование, а сведения о дополнительном профессиональном образовании по направлению подготовки «Образование и педагогика» в личном деле отсутствуют.
Внимание!
В целях недопущения фактов неэффективного распоряжения учреждением бюджетными средствами и государственным имуществом, повышения результативности их использования следует проводить следующие мероприятия:
осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием государственного имущества;
проводить анализ использования государственного имущества на предмет его эффективного использования;
усилить административный контроль исполнения работниками учреждения своих должностных обязанностей;
принимать меры по организации и осуществлению контроля за соблюдением трудового законодательства Российской Федерации и выплатой работникам заработной платы, включая контроль за обоснованностью назначения стимулирующих выплат работникам;
обеспечить контроль за приемкой выполненных исполнителями работ;
проводить надлежащим образом инвентаризацию имущества, оформлять и утверждать ее результаты, результаты проведенной инвентаризации своевременно отражать в бухгалтерском учете, а также осуществлять инвентаризационные мероприятия регулярно в соответствии с установленными требованиями учетной политики учреждения.
[1]См. журнал «Бюджетный учет», № 1/2017. С. 51–55.