Управление социальным страхованием в СССР в реконструктивный период
Реконструктивный период означает серьезный перелом в экономическом и политическом развитии СССР[1]. Менялось все. Социальное страхование также не смогло избежать очередных перемен.
Укрупнение страховых органов
Процесс укрупнения страховых касс начался еще в первый год советской власти с создания страховой организации, построенной по территориальному принципу и ведающей всеми видами социального страхования. На IV съезде отделов труда в марте 1923 года ее оформление было закончено. К октябрю 1923 года в СССР уже насчитывалось 735 территориальных страховых касс, в которых числилось 4 млн 306 тысяч работников[2], то есть в среднем по 5,8 тысячи человек на одну кассу.
По мере развития промышленности численность застрахованных постоянно росла и к концу восстановительного периода в 1925 году достигла 6,7 млн человек[3]. В этих условиях, по мнению заведующего организационным отделом Цустраха Б. Файнгольда, необходимо было "во-первых, усилить темп развертывания страховой сети, заранее учитывая и приспосабливаясь к темпу развития промышленности в тех или иных районах, а во-вторых, при переходе к построению сети надо руководствоваться принципами приближения страхового аппарата к рабочей массе"[4]. Организационная структура соцстраха реформаторам того периода представлялась в виде крупных страховых касс с широкой сетью страховых пунктов, уполномоченных и других первичных ячеек.
При формировании страховых органов нельзя было не учитывать особенностей административно-территориального деления СССР. Период 1920-х годов характеризовался пестрой картиной административных территориальных образований. Наряду с губерниями, уездами и волостями, сохранившимися от царской Российской империи, появлялись новые советские административные образования: районы, округа, области и края. Новые области и края формировались путем объединения губерний. Вместо уездов создавались более крупные ячейки — округа, а последние делились на районы, которые также были значительно крупнее, чем волости. Возникли национальные территориальные образования: автономные области, союзные и автономные республики. Под эти административно-территориальные образования подстраивалась и сеть страховых органов, что приводило к одновременному существованию губернских, областных, районных (действующих в радиусе от 5 верст с числом застрахованных от 2 тыс. человек), городских, участковых на транспорте и других страховых касс. По мере укрупнения страховых касс расширялась сеть их первичных звеньев. Вокруг страховых касс создавались страховые пункты, вводились уполномоченные и другие ячейки низового страхового звена — филиалы, отделения страховых касс и т. п.[5] Через свои первичные низовые звенья соцстрах пытался приблизиться к трудящимся. "Чем дальше, — писал в 1927 году Б. Файнгольд, — тем все яснее вырисовывается остов будущего страхового аппарата в виде крупной территориальной кассы с многочисленной сетью отдельных пунктов и уполномоченных"[6].
Административно-территориальное деление СССР*
Наименование делений | Российская империя | СССР | |||||||
1922 | 1923 | 1924 | 1925 | 1927 | 1929 | 1930 | 1931 | ||
Союзные республики | - | 3 | 4 | 4 | 6 | 6 | 6 | 7 | 7 |
Республики Закавказья | - | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Автономные республики | - | 9 | 13 | 14 | 13 | 15 | 15 | 15 | 15 |
Автономные области | - | 10 | 10 | 14 | 17 | 14 | 16 | 17 | 18 |
Области и края | - | - | - | 1 | 2 | 4 | 8 | 13 | 14 |
Губернии | 101 | 84 | 75 | 72 | 66 | 38 | 16 | - | - |
Округа | - | - | - | 68 | 96 | 124 | 176 | 228 | 7 |
Уезды | 812 | 759 | 766 | 611 | 498 | 419 | 198 | 26 | - |
Районы | - | - | - | 938 | 1 294 | 1 641 | 2 426 | 3 012 | 2 917 |
Волости | 16 760 | 15 072 | 13 659 | 9 291 | 4 810 | 4 117 | 1 595 | 245 | - |
*Административно-территориальное деление Союза ССР. Районы и города. М., 1931. С. XXVI.
В целях дальнейшего укрупнения страховых касс и систематизации многообразной страховой сети в июле 1928 года было принято "Примерное Временное положение о местных органах социального страхования"[7], в соответствии с которым вводились кассы двух типов — окружные и краевые.
К типу краевых относились страховые кассы, деятельность которых распространялась на территорию краев и областей (в районированных местностях), губерний в нерайонированных местностях, автономных республик и областей, в которых имелось более одной страхкассы, республик, входивших в состав РСФСР (Азербайджанской ССР, Армянской ССР, Грузинской ССР). Краевые кассы от операционной работы полностью освобождались. За ними закреплялись функции руководства и надзора за деятельностью нижестоящих страховых касс.
К типу окружных относились страхкассы, деятельность которых распространялась на территорию округов в районированных местностях, уездов в нерайонированных местностях, кантонов и тех автономных республик и областей, в пределах которых имелась лишь одна страхкасса. На них переносилась вся тяжесть операционной работы. Окружные территориальные страховые кассы приобретали всю полноту прав, начиная с тарификации предприятий, применения бесспорного принудительного взыскания страховых взносов и кончая назначением пенсий и организацией профилактических учреждений. "Такое расширение прав местных касс следует расценивать, прежде всего, как дальнейшее приближение страхового аппарата к застрахованным, что создает условия для более быстрого разрешения их претензий, а главное — вовлекает представителей рабочих во все отрасли страховой работы«[8].
Этим же Положением разрешался вопрос о многообразии низового звена организационной структуры соцстраха. Вместо 5–6 названий первичной страховой ячейки («уполномоченный», «филиал», «страховой пункт», «отделение» и т. п.) Положение устанавливало одно: «страховой пункт». Печатный орган Цустраха писал в то время: "Независимо от объема прав и функций, которыми страховая касса наделит ту или иную свою низовую ячейку, а также независимо от количества сотрудников, обслуживающих ее, наименование для низовой ячейки устанавливается одно — страховой пункт«[9].
К 1928 году организационная структура управления социальным страхованием выглядела, как показано на схеме 1.
Страховые пункты, так же как и окружные кассы, наделялись более широкими полномочиями по сравнению с предусмотренными Положением о страховых пунктах и уполномоченных страховых касс от 21 апреля 1923 года. Окружная страховая касса имела право дополнительно возложить на страховой пункт решение вопросов, ранее выполнявшихся районными страховыми кассами: назначение и выплату всех видов пособий и пенсий; направление трудящихся на медицинское освидетельствование; тарификацию отдельных предприятий, самостоятельное взимание страховых взносов от отдельных категорий нанимателей; контроль за постановкой медпомощи застрахованным, участие в работе секций здравоохранения советов, комиссий по оздоровлению труда и быта, лечебных учреждений и т. п.
Процесс укрупнения страховых касс шел быстрыми темпами. С 1924 по 1929 год общее число страховых касс в СССР уменьшилось почти в три раза за счет сокращения мелких и роста крупных страховых касс. Если в 1924 году на одну страховую кассу в среднем приходилось 8055 застрахованных, то в 1929 году одна страховая касса обслуживала уже 30 734 застрахованных[10]. Увеличивая область своей деятельности, страховые кассы территориально удалялись от застрахованных в них трудящихся. Это обстоятельство затрудняло реализацию основополагающего большевистского принципа построения соцстраха — принципа самоуправления трудящихся в страховых органах. Сокращение страховых касс за счет их укрупнения неминуемо уменьшало численность страхового актива вокруг них в лице членов комитетов и ревизионных комиссий.
Не приблизились к застрахованным и страховые пункты. Только за три года, с 1926 по 1929 год, их количество увеличилось почти в два раза — с 840 до 1585[11]. Страховые пункты, созданные в удаленных от окружных касс территориях и за пределами предприятий, во-первых, были территориально удалены от самих застрахованных. Большой округ в среднем имел 4–5 страховых пунктов, а административных районов в округе было 18—20[12]. Поэтому рабочим приходилось преодолевать большие расстояния, до 50–60 километров, до территориального страхового пункта для получения пенсий и пособий по соцстраху, справок и других документов. Во-вторых, ввиду отсутствия у страховых пунктов выборных комитетов и ревизионных комиссий страховой актив при них вообще не формировался, что удаляло тем самым трудящихся от участия в управлении социальным страхованием. Что касается страховых пунктов, создаваемых на предприятиях, то на них кроме обслуживания трудящихся этого предприятия возлагалось обслуживание застрахованных, занятых в других, более мелких предприятиях, близко расположенных к нему. Например, страховой пункт при заводе, находящемся далеко от страховой кассы, одновременно обслуживал и расположенные около этого завода мелкие учреждения и предприятия, школы, больницы, домработниц, батраков близлежащих сел и деревень и т. п. Поэтому в силу чрезвычайной загруженности текущей операционной работой страховые пункты при крупных заводах и фабриках не могли уделять должное внимание организационной работе с застрахованными лицами своего и других предприятий по вовлечению их в управление социальным страхованием. Страховые пункты не справлялись с большим объемом операционной работы по обслуживанию возрастающего числа рабочих. Численность застрахованных за четыре года увеличилась почти в два раза — с 6,7 млн в 1925 году до 11,5 млн в 1929 году[13]. Росли бюрократизм и волокита при обслуживании рабочих. Страховой пункт превращался в обычную бюрократическую ячейку финансового аппарата окружной страховой кассы.
Приведенные выше цифры показывают, что, несмотря на утверждения реформаторов соцстраха, структурная перестройка страховых органов, предпринятая в 1927–1929 годах, не приблизила их к застрахованным.
В 1930 году в средствах массовой информации, в том числе на страницах журнала «Вопросы страхования», началось обсуждение очередной реорганизации органов соцстраха. Так, один из опытных страховых работников М. Н. Минц предложил пересмотреть, прежде всего, их первичное и основное звено. Он писал, что «надо обратить внимание на низовую ячейку — страховой пункт. До сих пор промышленность концентрировалась преимущественно в городах. Районы были «пустыми» в страховом отношении. Там не было промышленности и почти не было застрахованных. В настоящее время положение меняется... При таком положении уже недостаточно иметь страховой пункт на 2–3 административных района с назначенным заведующим. Необходимо организовать районные страховые кассы с выборными комитетами, с расширенными правами"[14].
Идею об учреждении районных страховых касс поддержал и заведующий организационным отделом Главсоцстраха РСФСР Б. Любимов, стоявший у истоков структурной реформы соцстраха начала 1920-х годов. Однако он считал нецелесообразным привязывать страховые кассы к районному территориальному делению СССР. В одной из своих статей Б. Любимов писал, что «основное организационное правило построения страховой сети — создание касс не по одному лишь признаку административно-территориального деления, а, сообразуясь с компактностью расположения промышленного пролетариата, — должно быть сохранено и в дальнейшем. Поэтому нам представляется правильной такая схема организации страховой сети: Главсоцстрах — область (край) — районная касса. Район деятельности последней вовсе не должен совпадать с административным делением, т. е. с границами одного только района. Одна районная страховая касса может обслуживать несколько административных непромышленных районов. Центр такой «межрайонной» кассы должен находиться в одном из наиболее промышленных ее пунктов, а для обслуживания остальных частей района, возможно, создать страховые пункты с достаточно широкими правами, во всяком случае, не меньшими, чем в настоящее время«[15]*.
В районах с большим количеством промышленного пролетариата Б. Любимов считал возможным создание страховых касс, совпадающих с границами административно-территориального района, а в исключительных случаях в пределах одного района, по его мнению, можно было бы создать несколько районных касс.
Центральное управление социального страхования поступило иначе. В директивном письме Цустраха от 28 июня 1930 года «О перестройке страховой сети в связи с ликвидацией округов» давалась установка на создание в строгом соответствии с административно-территориальным делением в каждом районе (городе) независимо от числа застрахованных районного выборного органа — районной (городской) страховой кассы при наличии 5 тысяч застрахованных или районного страхового бюро, если численность застрахованных в районе была менее 5 тысяч[16]. В тех районах, где насчитывалось менее 1,5 тысячи застрахованных, районные страховые бюро не создавались. Вся страховая работа в этих районах возлагалась на инспектора труда системы Наркомата труда. Районные страховые бюро точно так же, как и комитеты районных страховых касс, становились выборными органами. А в тех районах, где были органы труда, директивным письмом предписывалось возглавить выборные страховые бюро руководителю соответствующего органа труда. При страховых бюро предусматривалось наличие ревизионных комиссий.
Все районные страховые кассы и страховые бюро непосредственно попадали в подчинение областной, краевой страховой кассе[17] или Главсоцстраху союзной республики. О своей работе они отчитывались также перед районными профсоюзными организациями, на конференциях которых избирались комитеты страховых касс, страховых бюро и их ревизионные комиссии. Не допускалось обслуживание нескольких районов одной страховой кассой или одним районным страховым бюро.
В соответствии с указанной директивой Цустраха фактически упразднялись все окружные кассы и страховые пункты, с помощью которых авторы предыдущей структурной реформы рассчитывали приблизить страховое обеспечение к трудящимся. Районным страховым кассам и страховым бюро передавались функции окружных страховых касс и страховых пунктов вместе с их персоналом. Организационная структура управления социальным страхованием в СССР в 1930 году приведена на схеме 2.
Ликвидация отраслевой структуры соцстраха
Кассам социального страхования работников железнодорожного и водного транспорта, единственным для того времени построенным по отраслевому (производственному) принципу, места в новой организационной структуре соцстраха не нашлось. В организации отраслевых страховых касс авторы структурных реформ конца 1920-х годов усматривали нарушение ленинского принципа территориального построения страховых органов. Поэтому они, следуя своей стратегической политике на укрупнение территориальных страховых касс, предложили упразднить названные отраслевые кассы, а их функции вместе с застрахованными передать в территориальную страховую сеть, тем самым еще более укрупнив ее. Делалось это также, по их мнению, в целях исключения дублирования функций территориальных и отраслевых страховых касс, которое в ряде случаев действительно имело место.
У территориальных страховых касс были свои выплатные пункты в городах и поселках, через которые проходили водные и железнодорожные пути. Так, например, Тверская территориальная страховая касса на территории губернии имела уполномоченных и страховые пункты на станциях, входящих в район действия участковой транспортной (отраслевой) страховой кассы Октябрьской железной дороги: Завидово, Редькино, Тверь, Кулицкий Мох, Лихославль, Калашниково, Вышний Волочек. Кречетов, один из авторов статьи в журнале «Вопросы страхования», считал, что это обстоятельство сводит на нет необходимость существования транспортной учстрахкассы и говорит о необходимости ликвидации не только учкассы в Твери, но и вообще о ликвидации транспортной страховой сети.
В практической работе территориальных и отраслевых страховых касс возникало много спорных вопросов. Часто не сразу можно было определить, к ведению какой страховой кассы принадлежит та или иная группа рабочих, предприятие или отдельный застрахованный. Споры между ними особенно часто возникали по поводу оказания медицинской помощи, выдачи пенсий, а также пособий по безработице застрахованным, которые работали на транспорте и вне его. В целях еще большего усиления позиций территориальных страховых органов, устранения дублирования функций и спорных вопросов ВЦСПС и Наркомтруд предприняли ряд конкретных действий по ликвидации отраслевых транспортных касс на железнодорожном и водном транспорте.
Переход транспортных страховых органов в территориальную структуру управления начался сверху — с принятия постановления Наркомтруда от 23 февраля 1928 г. № 125 "О ликвидации Центральной транспортной страховой секции Цустраха"[18]. Курс на слияние отраслевой системы управления соцстрахом на транспорте с территориальными органами был санкционирован VIII съездом профсоюзов в декабре 1928 года, в резолюции которого отмечалось, что "необходимо изучить вопрос о возможности объединения в отдельных районах деятельности транспортных и территориальных касс"[19]. Среди страховых и профсоюзных работников, а также в средствах массовой информации развернулась острая дискуссия по этому вопросу, которая завершилась в пользу ликвидаторов отраслевой страховой сети. В марте 1930 года Наркомтруд СССР принял постановление о передаче транспортных страховых касс в ведение Главсоцстрахов НКТ союзных республик[20]. А в ноябре 1930 года это решение было закреплено резолюцией Всесоюзного совещания органов труда, которая гласила: "Признать целесообразным объединение транспортных касс с территориальными страховыми кассами и провести это слияние не позднее января 1931 года"[21].
Проведенные в 1930 году структурно-штатные мероприятия значительно, почти в 10 раз, увеличили количество страховых касс. К 1 декабря 1930 года в СССР было создано 2540 районных и городских страховых касс вместо 291 ликвидированной окружной кассы. По РСФСР создано 1648 райгорстрахкасс вместо 190 окружных[22].
В директивном письме Цустраха говорилось, что "значительное разветвление страховой сети уже само по себе должно дать приближение страхового обеспечения к массам застрахованных"[23].
Однако практического сближения страховых органов с застрахованными трудящимися не получилось и в этот раз. Страховые кассы, хотя и приблизились территориально к месту работы трудящихся, тем не менее, по-прежнему находились вне предприятий, где трудились застрахованные. Отсутствовало связующее звено между страховыми кассами и застрахованными. Таким связующим звеном попытались сделать страховых делегатов.
Страховые делегаты
В январе 1930 года совместным решением ВЦСПС и Цустраха было утверждено Положение о страховых делегатах[24]. Однако задолго до этого решения попытка соединить страховые органы с застрахованными через институт страховых делегатов была предпринята в инициативном порядке профсоюзами Московской области. Президиум Московского губпрофсовета 5 января 1926 года утвердил Положение о страховых делегатах при комиссиях по охране труда фабрично-заводских комитетов профсоюзов[25]. В соответствии с этим Положением страховые делегаты выдвигались из состава комиссий по охране труда на предприятиях с численностью от 25 до 500 работающих по одному делегату. Далее на каждых 500 работающих предусматривалось еще по одному страхделегату. В обязанности страхделегатов входил контроль за внесением предприятием страховых взносов, участие в проверке правильности получения пособий и пенсий застрахованными, проведение разъяснительной работы по вопросам социального страхования. Каждые три месяца Московский губернский совет профсоюзов должен был проводить районные и уездные конференции страховых делегатов, на которых обсуждались бы доклады о деятельности страховых касс.
Положение Московского губпрофсовета о страхделегатах имело ряд недостатков. Во-первых, страхделегаты вводились в подчинение комиссий по охране труда. Сами фабрично-заводские комитеты от страховой работы уклонялись. "Мало того, у некоторых фабзавкомов устанавливалось мнение, что работать со страхделегатами — значит перегружать себя несвойственными функциями«[26]. Во-вторых, на крупных предприятиях с численностью 3–4 тыс. работающих 6–7 делегатов, выдвинутых комиссиями по охране труда по установленным нормативам, фактически терялись в общей массе рабочих. Многие рабочие не видели своих выдвиженцев, а сами страхделегаты зачастую не знали, как им справиться с непосильной работой.
Аналогичное Положение о страхделегатах в тот период разработало Центральное управление социального страхования[27]. Однако оно не было утверждено, так как институт страхделегатов не поддерживался высшим органом профсоюзов — ВЦСПС. В статье «Социальное страхование в реконструктивный период», опубликованной в 1931 году, отмечалось по этому поводу, что "институт страховых делегатов не был санкционирован старым профсоюзным руководством. Под предлогом того, что ни о каком страховом движении не может быть и речи, профсоюзы категорически возражали против института страховых делегатов. Институт страховых делегатов был непризнанным институтом, и если кое-где удавалось его все-таки провести, то он быстро распадался, будучи лишен конкретного содержания и поддержки профсоюзов"[28].
Новое руководство ВЦСПС и Цустраха, реанимируя институт страхделегатов в 1930 году, попыталось учесть имевшие место недостатки. На этот раз норматив численности страховых делегатов не устанавливался. Он определялся на местах самостоятельно страховыми кассами по согласованию с соответствующими профсоюзными органами. Положением вводилась выборность страхделегатов на групповых, цеховых и общих собраниях предприятий и учреждений на срок полномочий фабзавкомов. Устанавливалась обязательная отчетность страхделегатов перед фабзавкомами на общих и цеховых собраниях. В обязанности страховых делегатов входило установление связи со страховой кассой. На них возлагались контроль за внесением предприятием страховых взносов, выплатой пенсий и пособий, учет и рассмотрение жалоб и предложений застрахованных, проведение среди них разъяснительной работы по вопросам социального страхования.
Положение о страхделегатах распространялось на территорию всей страны. Однако реального развития институт страхделегатов не получил. Страховые делегаты работали на заводах и фабриках, а страховые кассы находились в других местах, на удаленном от них расстоянии.
Все попытки профсоюзов, органов труда и соцстраха реформировать в 1920-х годах организационную структуру страховых органов с целью приближения их к застрахованным были малоэффективными и желаемых результатов не приносили. «Если взять резолюции прошлых профсоюзных съездов, которые рассматривали профсоюзы как идейных руководителей соцстраха, то мы увидим, что почти в каждой резолюции о соцстрахе имеется пункт, где говорится об укреплении связи с рабочими массами. «Связь» понималась как нечто невесомое, достигаемое неизвестно каким путем. «Пункты» были лишены конкретного содержания, и на деле получалось, что страховые кассы ограничивались в лучшем случае некоторым усилением работы в области страховой пропаганды и страхового просвещения, в худшем — оставляли все в прежнем виде, а очередной съезд выносил очередную резолюцию о связи«[29].
Органы соцстраха продолжали оставаться в стороне от заводов и фабрик, где трудились застрахованные рабочие. Приблизить страховые органы к застрахованным, по мнению журнала «Вопросы страхования», возможно было лишь при условии, "что оперативная работа и направление средств соцстраха будет производиться главным образом на предприятии, а не в канцелярии страхкасс и не бюрократическим путем, причем только на самом предприятии и при участии самих рабочих...«[30]. Решить эту задачу в конце 1920-х — начале 1930-х годов попытались путем внедрения так называемого зачетного механизма назначения и выплаты страхового обеспечения трудящимся непосредственно на предприятиях в счет начисленных страховых взносов.
[1] См. журнал «Бюджетный учет» № 1/2017. С. 74–80.
[2] Обзор социального страхования СССР за 1923 год. М., 1925. С. 157, 184.
[3] Энгель И. Ф. Социальное страхование в СССР. М.,1929. С. 5.
[4] Файнгольд Б. О рационализации страхового аппарата. Вопросы страхования. 1927. № 5. С. 61.
[5] Шер В. К вопросу о структуре страховых органов. Вопросы труда. 1927. № 5. С. 64–68; Лещ Н. Страховые пункты или филиалы? Вопросы страхования. 1927. № 20. С. 2; Файнгольд Б. Страховые пункты и уполномоченные. Вопросы страхования. 1928. № 25. С. 4; Файнгольд Б. Три звена страхового аппарата. Права и обязанности местных страховых органов. Вопросы страхования. 1927. № 3. С. 2.
[6] Файнгольд Б. Пути развития страхового аппарата. Вопросы страхования. 1927. № 44. С. 28.
[7] Примерное положение о местных органах социального страхования, утвержденное СССС при НКТ СССР 21 июля 1928 года, № 416. Действующее законодательство по социальному страхованию СССР и РСФСР. Под редакцией проф. Р. Н. Даниловой, общая редакция М. И. Романова. Гострудиздат, 1930. С. 13–17.
[8] Новое положение о местных страховых органах. Вопросы страхования. 1928. № 32. С. 1.
[9] Там же. С. 2.
[10] Страховая сеть за десять лет. Вопросы страхования. 1931. № 30. С. 35.
[11] Страховая сеть за десять лет. Вопросы страхования. 1931. № 30. С. 35.
[12] Там же.
[13] Вопросы труда в цифрах. Статистический справочник за 1927–1930 гг. С введением Н. А. Угланова. Гострудиздат, 1930. С. 77.
[14] Минц М. Перестроить страховые органы. Вопросы страхования. 1930. № 10. С. 11.
[15] Любимов Б. Основное звено — районы. Ликвидация округов и строительство страховой сети. Вопросы страхования. 1930. № 20. С. 4–5.
* По такому правилу построена в настоящее время сеть филиалов региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации, когда один «межрайонный» филиал обслуживает страхователей нескольких административных районов субъекта Российской Федерации.
[16] О перестройке страховой сети в связи с ликвидацией округов. Директивное письмо Цустраха от 28.06.1930. Вопросы страхования. 1930. № 23–24. С. 4.
[17] К концу 1929 года на территории СССР не осталось ни одной губернии. Они были заменены краями и областями. Вместо 82 старых губерний, существовавших в 1923 году, на территории РСФСР к 1930 году после ликвидации округов остались 23 крупные административно-территориальные единицы: 6 областей, 7 краев и 10 автономных советских социалистических республик (АССР): Башкирская, Бурят-Монгольская, Дагестанская, Казахская, Кара-Калпакская, Карельская, Киргизская, Крымская, Татарская и Якутская. Небольшие по площади и по населению автономные образования входили в состав краев и областей. Их было всего 17. Среди союзных республик областное деление к концу 1920 годов имелось в РСФСР и на Украине.
[18] См.: Известия НКТ СССР. 1928. № 11.
[19] ВКП(б) и профсоюзы о социальном страховании. Сборник документов. М., 1934. С. 99.
[20] Действующее законодательство по социальному страхованию СССР и РСФСР. М., 1930. С. 17.
[21] Резолюции Всероссийского совещания органов труда (14–18 ноября 1930 года). М., 1930. С. 61.
[22] Страховая сеть за десять лет. Вопросы страхования. 1931. № 30. С. 35.
[23] О перестройке страховой сети в связи с ликвидацией округов. Директивное письмо Цустраха от 28.06.1930. Вопросы страхования. 1930. № 23–24. С. 5.
[24] Положение о страховых делегатах, утвержденное ВЦСПС и Цустрахом 9 января 1930 г. № 22/159/40. Вопросы страхования. 1930. № 4. С. 20–21.
[25] Баевский И. Л., Эмдин Я. Р. Действующее законодательство по социальному страхованию (с комментариями). М., 1928. С. 511.
[26] Страховые делегаты. Вопросы страхования. 1927. № 23. С. 4.
[27] Баевский И. Л., Эмдин Я. Р. Действующее законодательство по социальному страхованию. М., 1928. С. 512–513.
[28] Социальное страхование в реконструктивный период. Вопросы труда. 1931. № 1. С. 22.
[29] Социальное страхование в реконструктивный период. Вопросы труда. 1931. № 1. С. 22.
[30] Перестроить страховую работу сверху донизу. Вопросы страхования. 1931. № 6. С. 10.