Дороги и мосты…
На основании распоряжения департамента имущественных отношений казенному учреждению необходимо сформировать единый объект недвижимости «Автодорога», присоединив к ней два моста и понтон. Какими бухгалтерскими записями отразить данный факт в бухгалтерском (бюджетном) учете и какие оформить первичные документы, рассмотрим в статье.
С. Н. ИВАНЦОВА, консультант
Истоки
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления.
Подпунктом 23 пункта 2 статьи 2 Закона от 30 декабря 2009 г. № 384‑ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Пункт 1 статьи 3 Закона от 8 ноября 2007 г. № 257‑ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Единый объект недвижимости позволяет решать вопросы инвестирования, передачи его во владение (право оперативного управления) иным юридическим лицам, эксплуатации, поддержания в работоспособном состоянии комплексно.
Согласно пункту 29 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), государственными (муниципальными) учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, а также между субъектами учета и иными, созданными на базе государственного (муниципального) имущества, государственными (муниципальными) организациями, в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав (в том числе права оперативного управления (хозяйственного ведения), осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.
Согласно пункту 41 Инструкции № 157н объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.
Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Вывод: автодорога, мост, понтон являются сложными вещами, состоят из разнородных частей, которые могут составлять единое целое и использоваться по общему назначению, предоставляя техническую возможность передвижения.
В соответствии с пунктом 45 Инструкции № 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарный объект основных средств — это объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
Инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям Общероссийского классификатора основных фондов ОК
Согласно ОК
Согласно ОК
В пользу решения о едином объекте недвижимого имущества говорят Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, принятые и введенные в действие письмом Государственной службы дорожного хозяйства Минтранса России от 17 марта 2004 г. № ОС-28/1270-ис (далее — Методические рекомендации № ОС-28/1270-ис).
В соответствии с Методическими рекомендациями № ОС-28/1270-ис дорожные сооружения — сооружения, являющиеся конструктивными элементами дороги: искусственные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, трубы, тоннели и др.), защитные сооружения (снегозащитные лесонасаждения, постоянные снегозащитные заборы, шумозащитные устройства, устройства для защиты дорог от снежных лавин и обвалов и др.), элементы обустройства дорог (остановочные и посадочные площадки и павильоны для пассажиров), площадки отдыха, специальные площадки для остановки или стоянки автомобилей и т. д.
Бухгалтерский (бюджетный) учет. Первичные учетные документы
Оформление финансово—хозяйственных операций, совершаемых бюджетным учреждением, осуществляется первичными учетными документами с учетом требований Закона от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402‑ФЗ), Инструкции № 157н, формы которых утверждены приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и методических указаний по их применению».
В соответствии с порядком учета, установленным Инструкцией № 157н, Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, объекты недвижимости, в отношении которых у правообладателя (казенного учреждения) существует законом обусловленное право оперативного управления, отражаются на счете 0 101 10 000 «Основные средства — недвижимое имущество учреждения».
Согласно пункту 36 Инструкции № 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.
В соответствии с пунктом 34 Инструкции № 157н принятие к учету объектов недвижимости осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательными документами (актами о приеме-передаче объекта основных средств (сооружений)).
Согласно решению профильной комиссии (напомним, что в состав указанной комиссии могут входить также привлеченные (внештатные) работники (специалисты)), основанному на профессиональном суждении и соответствующей технической документации, распоряжении департамента имущественных отношений, возможно решение вопроса о принятии к бухгалтерскому (бюджетному) учету указанных объектов в качестве единого инвентарного объекта.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что выбытия объектов недвижимости нет, финансовый результат с применением счета 0 401 00 000 «Финансовый результат экономического субъекта» отсутствует. Валюта баланса также не меняется.
Кроме того, объединение указанных объектов предполагает формирование единого объекта путем присоединения к автодороге мостов и понтона.
Обратите внимание, что, принимая автодорогу, мост, понтон как единый инвентарный объект, необходимо понимать, что разработка и осуществление перспективных и годовых планов по повышению технического уровня и эксплуатационного состояния автодороги и дорожных сооружений, безопасности движения транспорта и пешеходов будет осуществляться в дальнейшем в целом по одному объекту.
Записи на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) будут следующими:
Дебет 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 1 101 13 310
«Увеличение стоимости сооружений — недвижимого имущества учреждения»
— выбытие объектов «Мост» и «Понтон» для формирования единого инвентарного объекта «Автодорога»;
Дебет 1 101 13 310
«Увеличение стоимости сооружений — недвижимого имущества учреждения»
Кредит 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— принятие инвентарных объектов «Мост» и «Понтон» для формирования единого инвентарного объекта «Автодорога».
Внимание!
При отсутствии в Инструкциях по бухгалтерскому (бюджетному) учету корреспонденций счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой учреждением в соответствии с законодательством, учреждение имеет право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей этим инструкциям.
Амортизация сформированного объекта недвижимости
Расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого объекта основных средств линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования (п. 85 Инструкции № 157н). Срок полезного использования объекта основных средств — период, в течение которого предусматривается использование этого объекта в деятельности учреждения в запланированных целях.
Вместе с тем на балансовом учете числятся объекты, амортизация которых начисляется с момента ввода в эксплуатацию.
Учитывая принятый порядок сформированной учетной политики учреждения, для определения остаточной стоимости указанных объектов может применяться «агрегированный способ» определения.
При этом согласно пункту 44 Инструкции № 157н сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого предусматривается использование в процессе деятельности учреждения объекта нефинансовых активов в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен (в запланированных целях).
В случае применения перспективного способа расчета амортизация на момент объединения объектов недвижимости приводится в соответствие с новым сроком полезного использования.
Согласно пункту 45 Инструкции № 157н в случае наличия у одного конструктивно сочлененного объекта нескольких частей — основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Аналогичная норма присутствует в приказе Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (далее — Стандарт).
Согласно пункту 39 Стандарта на структурную часть объекта основных средств начисляется амортизация отдельно от амортизации иных частей, составляющих совместно со структурными частями объекта основных средств единый объект имущества (единый объект основных средств). Для целей начисления амортизации субъект учета согласно решению комиссии по поступлению и выбытию активов распределяет стоимость объекта основных средств, состоящего из таких частей, между его частями. Если субъект учета отдельно начисляет амортизацию по структурным частям объекта основных средств, то по иным частям, составляющим совместно со структурными частями объекта основных средств единый объект имущества (единый объект основных средств), амортизация начисляется самостоятельно. При этом если срок полезного использования и метод начисления амортизации структурной части объекта основных средств совпадает со сроком полезного использования и методом начисления амортизации иных частей, при определении суммы амортизации такие части могут быть объединены.
Таким образом, целесообразно определить срок полезного использования вновь созданного объекта и норму амортизации таким образом, чтобы это не привело к существенному изменению начисления амортизационных отчислений.
Одновременно с операциями по объединению объекта необходимо отразить суммы начисленной амортизации. Операции в учете будут следующими:
Дебет 1 104 13 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости сооружений — недвижимого имущества учреждения»
Кредит 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— отражение суммы начисленной амортизации по объектам «Мост» и «Понтон»;
Дебет 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 1 104 13 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости сооружений — недвижимого имущества учреждения» «Автодорога»
— отражение начисленной амортизации при формировании единого инвентарного объекта «Автодорога».
При этом необходимо закрыть Инвентарные карточки учета нефинансовых активов" (ф. 0504031) (далее — Инвентарная карточка) на объекты «Мост» («Мосты» группового учета), «Понтон». В Инвентарной карточке следует сделать отметку, свидетельствующую о причинах ее закрытия. Например: «распоряжение департамента имущественных отношений», «решение комиссии учреждения». Аналогичную запись целесообразно сделать в Инвентарной карточке, открытой на автодорогу.
Оформление Акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104), равно как и Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), осуществляется на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов о необходимости списания объектов основных средств.
Следует отметить, что выбытия основных средств (мостов и понтона) как такового не наблюдается. Однако согласно нормам Закона № 402‑ФЗ и Инструкции № 157н учреждение самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, Инструкцией № 157н.
При этом учетная политика разрабатывается учреждением исходя из особенностей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности и полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Казенное учреждение самостоятельно разрабатывает и закрепляет внутренними локальными актами порядок и формы документов, сопровождающих хозяйственную операцию по объединению объектов недвижимости в составе основных средств.
Учет федерального имущества
Согласно постановлению Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» (далее — Постановление № 447) федеральное казенное учреждение как правообладатель федерального имущества (автодороги, мостов, понтона) для внесения в реестр сведений об имуществе, приобретенном им по договорам или на иных основаниях, поступающем в его оперативное управление в порядке, установленном законодательством, обязан в
карты сведений об объекте учета по формам реестра федерального имущества согласно приложению 1;
документы, подтверждающие приобретение объекта учета правообладателем и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также документы, подтверждающие сведения, содержащиеся в картах сведений об объекте учета.
Согласно пункту 16 Постановления № 447 ведение реестра осуществляется путем внесения сведений о федеральном имуществе в карты сведений об объекте учета в соответствующих подразделах реестра и исключения из них изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на вещном праве или составляющем государственную казну Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 21 Постановления № 447 при изменении сведений об объекте учета или о лицах, указанных в пункте 12, правообладатель для внесения в реестр новых сведений об объекте учета либо о соответствующем лице обязан в
а) запись об изменениях сведений об объекте учета по форме согласно приложению 2 к Постановлению № 477 в карте сведений об объекте учета. Если изменившиеся сведения содержатся в других картах сведений об объекте учета, то правообладатель направляет запись об изменениях сведений в отношении каждой из них;
б) документы, подтверждающие новые сведения об объекте учета.