В рамках своих границ

Современные внешние экономические условия позволяют России осуществить замещение импорта товарами, производимыми внутри страны. Государственные учреждения участвуют в программах импортозамещения. В этой ситуации бухгалтер не остается в стороне.

Е. М. Шахова,аудитор

Основные понятия

Импортозамещение — замещение импорта товарами, произведенными внутри России.

Стимулирование импортозамещения позволяет:

быстро расширить отечественное производство промышленной продукции, которая постепенно вытеснит импорт;

осуществить рост промышленного производства, его потенциала;

локализовать производство в России;

изменить стереотип, что импортное — качественнее отечественного.

Импортозамещение — государственная программа, координационным органом которой является Правительственная комиссия по импортозамещению (постановление Правительства РФ от 4 августа 2015 г. № 785). Данная комиссия образована для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в целях реализации государственной политики в сфере импортозамещения, обеспечения снижения зависимости отраслей промышленности от импорта, а также оперативного решения вопросов, касающихся создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в продукции отраслей промышленности.

33_1.png

Учреждения государственного сектора, участвующие в программах импортозамещения, осуществляя закупки для государственных (муниципальных) нужд, руководствуются Законом от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44‑ФЗ).

Получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств вправе предусматривать авансовые платежи в размере свыше 30 и до 80 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации, по договорам (государственным контрактам) на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции, при включении в указанные договоры (государственные контракты) (за исключением договоров (государственных контрактов), исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, а также при получении к указанным договорам (государственным контрактам) подтверждения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, о соответствии такого договора (государственного контракта) целям импортозамещения технологической продукции до проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществления закупки у единственного поставщика (п. 42 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2016 г. № 1551 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»).

При этом Закон № 44‑ФЗ направлен на поддержку отечественных производителей, учитывая и интересы потребителей:

полный запрет на допуск тех или иных товаров иностранного происхождения для целей государственных закупок;

33_2.png

ограничение допуска товаров иностранного происхождения;

ценовые преференции для поставщиков отечественных товаров.

Взаимосвязь с бухгалтерским (бюджетным) учетом

В 2015 году утвержден План оперативных мер антикризисного реагирования (распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р), нацеленный на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры. Также с целью реализации политики по импортозамещению в Российской Федерации реализуется ряд мероприятий, в том числе предусмотренных планами содействия импортозамещению в промышленности (распоряжение Правительства РФ от 30 сентября 2014 г. № 1936-р) и сельском хозяйстве (распоряжение Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1948-р).

В 2015–2016 годах приняты меры, направленные на активизацию структурных изменений в российской экономике, стабилизацию работы системообразующих организаций в ключевых отраслях и достижение сбалансированности рынка труда, снижение инфляции и смягчение последствий роста цен на социально значимые товары и услуги для семей с низким уровнем доходов, достижение положительных темпов роста и макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе.

Для каждого конкретного учреждения импортозамещение означает либо смену поставщика товаров (оборудование, комплектующие, запасные части, ингредиенты для пищевой промышленности и т. д.), либо инвестиции в производство новой продукции.

Смена контрагента означает внесение новых реквизитов в справочники программных продуктов, используемых для ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в электронном формате, составление актов сверки, закрытие расчетов и т. д.

Согласно нормам Закона от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402‑ФЗ) бухгалтер примет к учету первичные учетные документы, оформленные надлежащим образом, при совершении факта хозяйственной жизни (непосредственно после его окончания). При этом лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несет ответственности за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Вместе с тем согласно статье 19 Закона № 402‑ФЗ экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, должен организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно статье 165 Бюджетного кодекса, Методическим рекомендациям по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденным приказом Минфина России от 30 декабря 2016 г. № 822, одними из принципов аудита являются:

принцип эффективности, который означает исходящий из необходимости достижения наилучших (заданных) результатов аудита с использованием заданного (наименьшего) объема затрачиваемых на него ресурсов (финансовых, трудовых и материальных);

принцип независимости, означающий отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъекта внутреннего финансового аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности;

принцип системности, который заключается в том, что при осуществлении внутреннего финансового аудита выявленные риски (угрозы) и нарушения анализируются по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности структурных подразделений главного администратора (администраторов) бюджетных средств и подведомственных им получателей бюджетных средств с заданной периодичностью в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, подтверждения достоверности бюджетной отчетности, оценки экономности и результативности использования бюджетных средств.

Таким образом, текущий контроль позволит своевременно выявить и скорректировать отклонения от заданных параметров (например, соблюдение норм Закона № 44‑ФЗ в части контрагентов, применение налоговой осмотрительности, уменьшение материальных затрат на аналогичную продукцию, комплектующие, материалы и т. д.).

Последующий контроль — применение всестороннего анализа конкретных результатов деятельности за текущий период, выявление слабого звена, недопущение кризисных ситуаций (сбоев в поставке материалов и комплектующих при необходимости, своевременной закупке сезонных товаров и т. д.).

Также важна роль бухгалтера (финансиста) в управленческом учете. Например, при выборе программного обеспечения для ведения управленческого (финансового) учета выбор будет сделан в пользу программного продукта российского производителя, в настоящее время не уступающего импортному:

отечественные программные продукты в части автоматизации производственного процесса учреждения созданы в соответствии с ГОСТами;

отечественные программные разработки дешевле импортных аналогов;

разработанные системы учитывают государственные стандарты по документообороту и архивному хранению, соответствуют требованиям Закона от 6 апреля 2011 г. № 63‑ФЗ «Об электронной подписи» и национальным стандартам в области криптозащиты и др.

Финансовое обеспечение импортозамещения возможно в форме субсидий на иные цели, бюджетных инвестиций, передачи исполнения полномочий по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Предоставление субсидий на иные цели регламентировано статьями 78, 78.1, 78.2 Бюджетного кодекса и осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием.

Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса в случае нарушения получателями предусмотренных указанной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Вместе с тем КоАП РФ предусмотрена ответственность главных распорядителей бюджетных средств, предоставляющих субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, за соблюдение условий их предоставления, нарушение которых влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или их дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (ст. 15.15.5 КоАП РФ).

Согласно пункту 102 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, учет сумм начисленных субсидий, субвенций, трансфертов отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» (0 302 41 730, 0 302 42 730, 0 302 51 730 — 0 302 53 730) и дебету счетов 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям», 0 401 20 242 «Расходы на безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций».

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 БК РФ).

Например, субсидии на сельское хозяйство — сельскохозяйственным производителям на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов или финансового обеспечения либо возмещения затрат в связи с производством или реализацией товаров.

Пример

Государственному унитарному предприятию предоставлены в установленном порядке бюджетные средства (субсидия) на развитие комплекса в части импортозамещения. Бюджетная роспись с указанием суммы выделяемых средств утверждена в размере 800 000 рублей. Перечислен аванс в размере 200 000 рублей.

Согласно пункту 5 статьи 79 Бюджетного кодекса предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, влечет соответствующее увеличение уставного фонда государственного (муниципального) унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством о государственных (муниципальных) унитарных предприятиях.

Операции в бюджетном учете главного распорядителя (получателя) бюджетных средств, предоставляющего субсидию, будут следующими:

Дебет 1 501 15 530

«Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года»

Кредит 1 501 13 530

«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года»

— доведение лимитов в сумме 800 000 рублей;

Дебет 1 501 13 530

«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года»

Кредит 1 502 11 530

«Принятые обязательства текущего финансового года»

— приняты бюджетные обязательства в сумме 800 000 рублей;

Дебет 1 502 11 530

«Принятые обязательства текущего финансового года»

Кредит 1 502 12 530

«Принятые денежные обязательства текущего финансового года»

— приняты денежные обязательства в сумме 800 000 рублей;

Дебет 1 206 73 560

«Увеличение дебиторской задолженности по авансам на приобретение акций и по иным формам участия в капитале»

Кредит 1 304 05 242

«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по безвозмездным перечислениям, за исключением государственных и муниципальных организаций»

— перечислен аванс в размере 200 000 рублей;

Дебет 1 215 32 530

«Увеличение вложений в государственные (муниципальные) предприятия»

Кредит 1 302 73 730

«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению акций и по иным формам участия в капитале»

— формирование вложений денежных средств (инвестиций) в сумме 800 000 рублей;

Дебет 1 302 73 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению акций и по иным формам участия в капитале»

Кредит 1 206 73 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по авансам на приобретение акций и по иным формам участия в капитале»

— зачтен аванс в размере 200 000 рублей;

Дебет 1 302 73 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению акций и по иным формам участия в капитале»

Кредит 1 304 05 242

«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по безвозмездным перечислениям, за исключением государственных и муниципальных организаций»

— перечислена субсидия ГУП с учетом авансовых платежей в сумме 600 000 рублей;

Дебет 1 204 02 530

«Увеличение участия в уставном фонде государственных (муниципальных) предприятий»

Кредит 1 215 32 630

«Уменьшение вложений в государственные (муниципальные) предприятия»

— увеличены вложения в уставный фонд ГУП в сумме 800 000 рублей.

Корреспонденции у бюджетного (автономного) учреждения в части импортозамещения отражаются в бухгалтерских регистрах согласно Инструкциям:

по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н;

по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н;

по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н, с учетом применяемой аналитики, принятой в рамках сформированной учетной политики указанных учреждений.

При отсутствии в инструкциях по бухгалтерскому (бюджетному) учету корреспонденций счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой учреждением в соответствии с законодательством, учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей этим инструкциям.


Реклама