Стройка. Первичные учетные документы
Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию мероприятий по созданию и развитию спортивной базы образовательных учреждений, направляются на строительство спортивных площадок, центров, многофункциональных залов, стадионовплощадок в образовательных учреждениях. Как правильно оформить бухгалтеру документы по строительству таких объектов, расскажем в статье.
С. Н. ИВАНЦОВА, консультант
Казенное учреждение заключило мировое соглашение в арбитражном суде, по которому подрядчик обязуется устранить выявленные недостатки при строительстве спортивной площадки и передать объект школе.
Достаточно ли акта приема-передачи готового объекта для постановки его на балансовый учет как инвентарного объекта? Или необходимо требовать документы КС-2, КС-3, КС-11, которые подрядчик вряд ли предоставит?
Основой для разработки проекта по строительству спортивной площадки школы являются:
Конституция Российской Федерации;
Конвенция о Правах ребенка;
Национальная стратегия действий в интересах детей на
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
Устав образовательного учреждения;
комплекс мер по модернизации системы общего образования в школе, принятый в образовательном учреждении, и т. п.
Норма по сохранению в том числе благоприятной окружающей среды, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности закреплена в Законе от 10 января 2002 г. № 7‑ФЗ «Об окружающей среде» (далее — Закон № 7‑ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Закона № 7‑ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают благоустройство территорий в соответствии с законодательством.
Один из способов благоустройства территории школы — строительство спортивной площадки.
Спортивная площадка, прилегающая к территории школы, это обособленный участок территории, предназначенный для занятий физической культурой и спортом, основными атрибутами которого являются специальное покрытие, разметка, оборудование (инвентарь), ограждение, система освещения, трибуны и т. д.
При этом ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта осуществляется при условии, что объект отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам, государственным стандартам. Приемка объекта производится заказчиком и членами приемочной комиссии. Рассмотрим нормативную правовую базу по оформлению приемки законченного строительством объекта (спортивной площадки школы) приемочной комиссией.
Согласно пункту 1 статьи 740 Гражданского кодекса подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную договором цену.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача ему результата работ. Согласно статье 753 Гражданского кодекса сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами договора строительного подряда.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
При строительстве спортивной площадки школы возникает самостоятельный объект либо объект в составе уже созданного нефинансового актива, исходя из критериев которого комиссия по поступлению и выбытию активов, созданная в учреждении на постоянной основе, вправе принять решение о необходимости учитывать образовавшийся объект в составе основных средств (п. 34, 36, 38, 39, 41, 45 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н)).
При этом сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или техническом паспорте на такой объект недвижимости (Закон от 24 июля 2007 г. № 221‑ФЗ «О кадастровой деятельности»).
Кроме того, принимая во внимание новый классификатор основных фондов ОК
Объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости (п. 23 Инструкции № 157н). Первоначальной (фактической) стоимостью объектов основных средств признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение и изготовление с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками, подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством). Это суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ в целях создания объекта основного средства по договору строительного подряда и иным договорам.
Балансовой стоимостью объектов основных средств является их первоначальная (фактическая) стоимость.
В соответствии с пунктом 45 Инструкции № 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарный объект основных средств это объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
Ввод в эксплуатацию объектов, законченных строительством, оформляется следующими первичными документами:
актом о приеме-передаче здания (сооружения);
документами, подтверждающими государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях.
При этом согласно Методическим указаниям по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н, учреждение оформляет на инвентарный объект Инвентарную карточку учета нефинансовых активов (ф. 0504031) (далее — Инвентарная карточка (ф. 0504031)).
Инвентарная карточка (ф. 0504031) открывается учреждением на каждый инвентарный объект, заполняется на основании первичных учетных документов по поступлению (созданию) объекта нефинансового актива, в том числе Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), Приходного ордера на приемку нефинансовых активов (ф. 0505207), паспортов заводов-изготовителей, технической и иной документации, характеризующей объект, принимаемый к учету.
В Инвентарной карточке (ф. 0504031) отражается информация об изменении стоимости объекта, а также об основных изменениях его характеристик, ограничениях по владению, пользованию, распоряжению (например, сервитут, договор доверительного управления, аренды, безвозмездного пользования, концессионное соглашение и другие документы).
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что нефинансовый объект (объект недвижимости, включая спортивную площадку школы) принимается к бухгалтерскому (бюджетному) учету на основании решения постоянно действующей комиссии по принятию и выбытию активов, спортивная площадка школы может быть принята к учету как самостоятельный инвентарный объект либо в составе объекта «Школа».
В случае решения комиссии о принятии к бухгалтерскому (бюджетному) учету спортивной площадки в составе объекта «Школа» необходимо учитывать новый расчет амортизации.
Бухгалтерский (бюджетный) учет
Бухгалтерские записи по отражению операций по расходам на работы по строительству спортивной площадки школы отражаются в соответствии с Инструкцией № 157н, Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н, Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н — в зависимости от типа учреждения и источника финансового обеспечения таких работ.
Учет вложений в объеме фактических затрат учреждений при приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, достройке, дооборудовании), изготовлении ведется на счете 0 106 01 000 «Вложения в основные средства».
Записи по дебету счета 0 106 01 000 «Вложения в основные средства» производятся на основании сопроводительных документов поставщиков и других документов. Законченные капитальные вложения в основные средства принимаются к бухгалтерскому учету на счете 0 101 00 000 «Основные средства» в качестве объектов основных средств по завершении процесса строительства.
Согласно Бюджетному кодексу, Закону от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402‑ФЗ) объектами бухгалтерского (бюджетного) учета являются имущество Российской Федерации и хозяйственные операции, осуществляемые получателями средств федерального бюджета в процессе их деятельности, изменяющие стоимость имущества.
Согласно статье 9 Закона № 402‑ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, составленным с указанием обязательных реквизитов. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством.
Как говорилось выше, принятие к учету объектов основных средств осуществляется согласно пунктам 34, 36 Инструкции № 157н на основании решения постоянно действующей комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного соответствующим первичным (сводным) учетным документом.
Вместе с тем порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ утвержден постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100 (далее — Постановление № 100), согласно которому Акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) (далее — Акт КС-2) применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) (далее — Справка КС-3) составляется на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы и представляется субподрядчиком генподрядчику, генподрядчиком — заказчику (застройщику).
Кроме того, согласно постановлению Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» (далее — Постановление № 71а) основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором (контрактом) является Акт приемки законченного строительством объекта (форма № КС-11) (далее — Акт КС-11).
Обратите внимание, что согласно Постановлению № 71а документом по приемке и вводу законченных строительством объектов производственного и жилищно-гражданского назначения и зачислению их в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности, включая государственную (федеральную), а также объектов, сооруженных за счет льготного кредитования (зданий, сооружений, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение), является Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма № КС-14) (далее — Акт КС-14).
Акт КС-14 также является основанием для окончательной оплаты всех выполненных исполнителем работ в соответствии с договором (контрактом).
Таким образом, оформление результатов работ капитального ремонта первичными учетными документами, включая унифицированные формы и применение их при определении балансовой (первоначальной) стоимости объектов, созданных по результатам указанных работ и подлежащих принятию на учет, обоснованно.
Контрольные мероприятия
Предметом проверок контролирующих органов в части проведения строительных работ являются правомерность и эффективность использования денежных средств, полученных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В комплект документов-оснований, дающих право казенному учреждению использовать денежные средства на строительные работы, в частности спортивной площадки, входят:
смета доходов, расходов казенного учреждения;
проектная документация на строительные работы;
конкурсная документация;
государственный контракт на проводимые строительные работы с указанием в нем представляемых первичных учетных документов (в качестве приложения в состав контрактной документации могут быть включены образцы документов, представляемых контрагентом);
локальная смета на строительные работы, сформированная учреждением для конкурсной документации;
смета строительных работ в составе представленных документов по заключенному государственному контракту, равнозначная сумма которых отражена в цене государственного контракта;
первичные документы по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ:
Акт КС-2;
Справка КС-3;
Общий журнал работ (КС-6);
Журнал учета выполненных работ (КС-6а);
Акт КС-11;
Акт КС-14;
обоснованность применения федеральных и территориальных единичных расценок, СНиПов;
расчеты с подрядчиком: акты сверки расчетов, выписки с лицевых счетов учреждения о перечисленных денежных средствах; копии (сканы) платежных поручений.
Кроме того, в рамках проведения контрольных мероприятий проверяется достоверность ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и финансовой отчетности, соответствие данных синтетического и аналитического учета, применяемая методология бухгалтерского (бюджетного) учета, бюджетной отчетности и данных учета, осуществляется арифметическая проверка, заключающаяся в оценке арифметической точности данных, отраженных в первичных документах и в бухгалтерском (бюджетном) учете, контрольные замеры проведенных работ, указанных в сметном расчете.
Что касается описанной ситуации, то в решении арбитражного суда по устранению выявленных недостатков при строительстве спортивной площадки и передаче ее школе речь идет о техническом исполнении строительства объекта и устранении всех недоделок и неисправностей, а не о комплекте документов, обосновывающих указанные затраты.
В части представления первичных учетных документов по строительству объекта Минфином России даны разъяснения по указанному вопросу. Например, Акт КС-2 является основанием для принятия денежного обязательства и отражения его в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждением (письмо Минфина России от 7 ноября 2016 г. № 09-02-08/65149).
Возможно, подрядчик может ссылаться на то, что с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению (при соблюдении норм статьи 9 Закона № 402‑ФЗ). Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (информация Минфина России № ПЗ-10/2012, письмо Минэкономразвития России от 25 марта 2016 г. № Д 28и-741).
Налогообложение
Рассмотрим вопрос налогообложения понесенных учреждением затрат на строительство спортивного объекта.
В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы, не признается объектом налогообложения по НДС.
Таким образом, в случае предъявления подрядной организацией суммы НДС она учитывается в стоимости выполненных работ по строительству спортивной площадки школы на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса.