Кредитные договоры
Слово «кредит» чаще всего ассоциируется с отношениями между физическим или юридическим лицом и банком. Однако заем может быть не только коммерческим. В статье рассмотрены вопросы о бюджетном кредите и муниципальной гарантии.
Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, государственный советник Российской Федерации 3 класса
Финансовый орган муниципального образования возвратил бюджетный кредит, предоставленный ему из другого бюджета (субъекта РФ) с нарушением установленного срока. По состоянию на какой момент определяется подлежащая применению ставка рефинансирования Банка России для целей исчисления пеней за несвоевременный возврат бюджетного кредита?
Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных Бюджетным кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Получатель бюджетного кредита не может иметь просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием).
К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом (п. 1 ст. 93.2 БК РФ).
Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено законодательством (п. 2 ст. 93.2 БК РФ), заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и в сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.
В разделе 7 Методических рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях, подготовленных Минфином России (письмо Минфина России от 31 декабря 2014 г. № 06-04-11/01/69500), указано, что возврат бюджетного кредита в соответствующий бюджет осуществляется в порядке и в сроки, установленные соглашением о предоставлении бюджетного кредита. В случае если бюджетные кредиты, предоставленные местным бюджетам, не погашены в установленные сроки, остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций местному бюджету, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в местный бюджет.
Обязанность по возврату бюджетных кредитов считается исполненной со дня совершения Банком России операции по зачислению (учету) денежных средств на единый счет соответствующего бюджета — внесению платы за пользование ими, а также по внесению штрафов и пеней в случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, на счета органов Федерального казначейства, если иное не установлено договором (п. 9 ст. 93.2 БК РФ).
Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита финансовыми органами влечет бесспорное взыскание суммы непогашенного остатка бюджетного кредита и пеней за его несвоевременный возврат в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка бюджетного кредита (ст. 306.5 БК РФ). При этом положениями Бюджетного кодекса не установлено, на какой день определяется подлежащая применению ставка рефинансирования Банка России в случае несвоевременного возврата бюджетного кредита.
За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или в месте его нахождения (для юридического лица) и опубликованными Банком России средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором (п. 1 ст. 395 ГК РФ).
По нашему мнению, положения пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса не могут быть по аналогии применены в отношении статьи 306.5 Бюджетного кодекса.
Таким образом, поскольку Бюджетным кодексом не установлено иное, подлежащая применению ставка рефинансирования Банка России в случае несвоевременного возврата бюджетного кредита определяется на каждый день периода, за который допущена просрочка.
Между банком (кредитор) и предприятием (заемщик) заключен кредитный договор. Администрация муниципального образования по договору о предоставлении муниципальной гарантии приняла на себя обязательство по субсидиарной ответственности перед банком (бенефициаром) в случае неисполнения предприятием (принципалом) обязательств по кредитному договору. Заемщик произвел погашение кредита в пределах срока действия муниципальной гарантии.
Решением суда предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Постановлениями суда отменены сделки по погашению задолженности предприятия перед банком. Определениями суда требование банка, вытекающее из договора о предоставлении кредитной линии, признано подлежащим удовлетворению за счет имущества предприятия, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Правомерны ли выводы банка, который полагает, что при восстановлении кредитного (основного) обязательства предприятия перед банком подлежит восстановлению обязательство администрации по предоставлению муниципальной гарантии?
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Исключением является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Она считается ничтожной, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с ее недействительностью (ст. 168 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 61.3 Закона от 26 октября 2002 г. № 127‑ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» сделка, совершенная должником в отношении отдельного кредитора или иного лица, может быть признана арбитражным судом недействительной, если она влечет или может повлечь за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими в отношении удовлетворения требований. В частности, если в результате сделки отдельному кредитору оказано или может быть оказано большее предпочтение в отношении удовлетворения требований, существовавших до совершения оспариваемой сделки, чем было бы оказано в случае расчетов с кредиторами в порядке очередности в соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)».
В статье 12 Гражданского кодекса определены способы защиты гражданских прав. В их число включены:
восстановление положения, существовавшего до нарушения права;
пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. Недействительность соглашения об обеспечении исполнения обязательства не влечет недействительности этого обязательства (основного обязательства). Недействительность основного обязательства влечет недействительность обеспечивающего его обязательства, если иное не установлено законом (ст. 329 ГК РФ).
Поручительство может быть прекращено в следующих случаях:
прекращение обеспеченного им обязательства;
в случае изменения обязательства, которое повлекло увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, внесенного без согласия последнего;
с переводом на другое лицо долга по обеспеченному поручительством обязательству;
если поручитель не дал кредитору согласия отвечать за нового должника;
если кредитор отказался принять надлежащее исполнение, предложенное должником или поручителем;
истечение указанного в договоре поручительства срока, на который оно дано. Если такой срок не установлен, оно прекращается, если кредитор в течение года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством обязательства не предъявит иска к поручителю. Когда срок исполнения основного обязательства не указан и не может быть определен или определен моментом востребования, поручительство прекращается, если кредитор не предъявит иска к поручителю в течение двух лет со дня заключения договора поручительства (ст. 367 ГК РФ).
Обеспечивать надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства) может государственная или муниципальная гарантия с указанием срока действия гарантии (абз. 2 п. 1 и абз. 10 п. 5 ст. 115 БК РФ).
Пункт 4 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» указывает, что государственная (муниципальная) гарантия представляет собой не поименованный в главе 23 Гражданского кодекса способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, при котором публично-правовое образование дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами полностью или частично (п. 1 ст. 115 БК РФ, п. 1 ст. 329 ГК РФ). Соответственно к правоотношениям, возникающим в связи с выдачей государственных (муниципальных) гарантий, применяются нормы статей
При этом пункт 11 статьи 115 Бюджетного кодекса гласит, что обязательство гаранта перед бенефициаром по государственной или муниципальной гарантии прекращается истечением определенного в гарантии срока, на который она выдана. Тем не менее законодательство не содержит положений, предусматривающих возможность восстановления обязательства гаранта перед бенефициаром в случаях, когда срок действия муниципальной гарантии истек, но обязательство принципала перед бенефициаром было восстановлено за пределами срока действия такой гарантии (в рассматриваемом случае — определением суда), в том числе при банкротстве принципала (см., например, определение ВАС РФ от 23 декабря 2013 г. № ВАС-18494/13).
Таким образом, в рассматриваемом случае выводы банка являются неправомерными, поскольку срок действия муниципальной гарантии истек и восстановление обязательства предприятия перед банком не является основанием для восстановления обязательства гаранта (администрации) перед бенефициаром (банком).