Учреждения благоустройства: оплата труда АУП
В журнале «Бюджетный учет»1 была опубликована статья «Оплата труда в учреждениях по благоустройству». У читателя возник вопрос: чем следует руководствоваться при определении месячного должностного оклада служащих и других специалистов, относящихся к административно-управленческому персоналу в учреждении по благоустройству? Ответ на него рассмотрим в статье.
Е. М. ШАХОВА, аудитор
Согласно статье 129 Трудового кодекса заработная плата (оплата труда работника) состоит из следующих составляющих:
- вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (базовый оклад);
- компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);
- стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Кроме того, статья 129 Трудового кодекса дает определение оклада: оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы — минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу (далее — ПКГ), без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Зарплата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, главным критерием при установлении размера оклада является квалификация работника. Ее критериями на основании квалификационных требований, установленных в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах, являются уровень образования (профессиональная подготовка) и наличие опыта практической работы (стажа) (ст. 132 ТК РФ).
Квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащие должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих, содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном постановлением Правительства России от 31 октября 2002 г. № 787.
Что касается оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, то согласно Положению об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденному постановлением Правительства России от 5 августа 2008 г. № 583 (далее — Положение № 583), системы оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также Положением № 583.
Рекомендуемые минимальные размеры окладов работников учреждения, замещающих должности административно-хозяйственного персонала, устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей служащих к ПКГ, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2008 г. № 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих».
Минимальные размеры окладов (ставок) работников по соответствующим ПКГ рекомендуется устанавливать с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации.
Таким образом, а также согласно статье 144 Трудового кодекса оплата труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливается соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и других нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или правовых актов органов местного самоуправления.
Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений определяются с учетом единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых ежегодно решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Следует отметить, что органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, утверждаются государственные (муниципальные) задания и финансовое обеспечение в виде субсидии.
Затраты на оплату труда, в том числе начисления на выплаты по оплате труда работников учреждения, включаются в состав нормативных затрат, входящих в расчет субсидии и утверждаемых органом-учредителем.
На основе расчетов обоснований бюджетных ассигнований (бюджетного финансирования) возможна корректировка указанных величин в сторону повышения.
Кроме того, приказ Минстроя России от 14 апреля 2015 г. № 273/пр «Об утверждении примерного Положения об оплате труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по видам экономической деятельности» (далее — Положение № 273/пр) регулирует порядок оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, находящихся в ведении Минстроя России по видам экономической деятельности, в том числе определяет порядок формирования фонда оплаты труда работников указанных учреждений за счет средств федерального бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством РФ, установления размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, квалификационным уровням с учетом профессиональных стандартов, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера.
В соответствии с пунктом 5 раздела «II. Порядок и условия оплаты труда» Положения № 273/пр системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются с учетом:
- единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;
- государственных гарантий по оплате труда;
- перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных и автономных учреждениях, утверждаемого Минтруда России;
- перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных и автономных учреждениях, утверждаемого Минтруда России;
- рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23 декабря 2016 г., протокол № 11 («Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год»);
- мнения представительного органа работников.
С учетом изложенного способ расчета должностного оклада бюджетное учреждение выбирает самостоятельно и утверждает его внутренним локальным актом.
При этом согласно абзацу 3 статьи 133 и абзацу 11 статьи 133.1 Трудового кодекса месячная зарплата сотрудника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
1 См. журнал «Бюджетный учет» № 12/2015. С.
Справочно
При тарифной системе оплаты труда уровень профессиональной подготовки работника отражается в квалификационном разряде (ст. 143 ТК РФ).