Электронные деньги в автономном учреждении
Электронные системы прочно входят в нашу жизнь. С их помощью приобретаем билеты на перевозку авиа и ж/д сообщением, в театр, оплачиваем коммунальные платежи и не только. Уже не удивляют платежные системы с электронными денежными средствами. В настоящее время набирают популярность различные платежные системы. И, как правило, новые технологии накладывают свой отпечаток на работу финансиста, экономиста, бухгалтера.
С. Н. ИВАНЦОВА, консультант
Согласно Закону от 27 июня 2011 г. № 161‑ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон № 161‑ФЗ) электронные денежные средства — денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. При этом не являются электронными денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.
Иными словами, электронные денежные средства — это информация о движении реальных денег.
Правила осуществления перевода денежных средств Банком России, кредитными организациями на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации установлены Положением Банка России от 19 июня 2012 г. №
Актуальность инструмента перевода электронных денежных средств заключается в удобстве в расчетах: доступность в любой точке мира (при наличии сети интернет), экономия времени плательщика (принцип «не выходя из дома»), минимизация наличного денежного обращения в секторе государственного управления. С другой стороны, использование электронных денежных средств порождает соответствующие вопросы.
Например, автономное учреждение приняло решение о возможности предоставления потребителям услуги (физическим лицам) производить оплату с применением электронных денежных средств. Удобно и современно.
Согласно нормам Закона № 161‑ФЗ перевод электронных денежных средств без открытия банковского счета осуществляют операторы по переводу электронных денежных средств (далее — оператор), функции которых в соответствии со статьей 12 Закона № 161‑ФЗ могут осуществлять кредитные организации. При этом между оператором по переводу денежных средств и клиентом должен быть заключен договор об использовании электронного средства платежа (п. 1 ст. 9 Закона № 161‑ФЗ).
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона № 161‑ФЗ при осуществлении безналичных расчетов в форме перевода электронных денежных средств клиент предоставляет денежные средства оператору на основании заключенного с ним договора.
Клиент — физическое лицо может предоставлять денежные средства оператору с использованием банковского счета или без использования банковского счета, а также за счет денежных средств, предоставляемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями оператору в пользу такого клиента — физического лица, если договором между оператором и клиентом — физическим лицом предусмотрена такая возможность (п. 2 ст. 7 Закона № 161‑ФЗ).
Перевод электронных денежных средств осуществляется на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств. В случаях, предусмотренных договорами между плательщиком и оператором, между плательщиком и получателем средств, перевод электронных денежных средств может осуществляться на основании требований получателей средств в соответствии со статьей 6 Закона № 161‑ФЗ с учетом особенностей перевода электронных денежных средств, за исключением случаев использования электронных средств платежа, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 данного закона (п. 7 ст. 7 Закона № 161‑ФЗ).
Перевод электронных денежных средств может осуществляться между плательщиками и получателями средств, являющимися клиентами одного или нескольких операторов (п. 8 ст. 7 Закона № 161‑ФЗ).
Альтернативно подключению к различным платежным системам и заключению большого количества договоров юридическое лицо может заключить один договор с платежным агрегатором и через него принимать платежи на сайте. Такой агрегатор может являться небанковской кредитной организацией, иметь лицензию на ведение банковских операций и быть оператором по переводу денег самостоятельно. В этом случае с ним заключается договор на осуществление переводов без открытия счетов и информационно-технологическое взаимодействие.
Перевод электронных денежных средств осуществляется путем одновременного принятия оператором распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств либо в срок не более трех рабочих дней после принятия оператором распоряжения клиента, если более короткий срок не предусмотрен договором, заключенным оператором с клиентом, либо правилами платежной системы.
Согласно статье 10 Закона № 161‑ФЗ перевод электронных денежных средств осуществляется с проведением идентификации клиента, упрощенной идентификации клиента — физического лица или без проведения идентификации в соответствии с Законом от 7 августа 2001 года № 115‑ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115‑ФЗ).
В случае проведения оператором идентификации клиента — физического лица в соответствии с Законом № 115‑ФЗ использование электронного средства платежа осуществляется клиентом — физическим лицом при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 600 тыс. рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тыс. рублей по официальному курсу Банка России. Указанное электронное средство платежа является персонифицированным.
При непроведении оператором идентификации клиента — физического лица в соответствии с Законом № 115‑ФЗ использование электронного средства платежа осуществляется клиентом — физическим лицом при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент, как правило, не превышает 15 тысяч рублей, за исключением случая, предусмотренного указанным законом. Такое электронное средство платежа является неперсонифицированным.
Общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием одного неперсонифицированного электронного средства платежа не может превышать 40 тысяч рублей в течение календарного месяца, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5.1 статьи 10 Закона № 115‑ФЗ.
Небанковская кредитная организация в зависимости от прохождения или непрохождения клиентом (физическим лицом) процедуры идентификации предоставляет клиенту (физическому лицу) возможность использования:
- неперсонифицированных кошельков (клиент не прошел ни процедуру идентификации, ни процедуру упрощенной идентификации);
- неперсонифицированных именных кошельков (клиент прошел процедуру упрощенной идентификации);
- персонифицированных кошельков (клиент прошел процедуру идентификации).
Физическое лицо при переводе электронных денежных средств может выступать плательщиком в пользу юридических лиц.
Финансовый управленческий учет
Финансовый управленческий учет базируется на информации, полученной с применением показателей бухгалтерского учета.
Зачем нужен финансовый управленческий учет, если есть бухгалтерский?
Внешние потребители бухгалтерской информации получают ее из установленных законодательством форм и отчетов.
Кроме того, согласно Закону от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, то есть работу бухгалтера определяет свершившийся факт хозяйственной операции.
Задача финансового управленческого учета состоит в том, чтобы на основе показателей имеющихся фактов хозяйственной жизни предусмотреть (спрогнозировать) текущие задачи, пути их решения и возможный результат.
Представление информации (ее раскрытие) в целях финансового управленческого учета возможно в самостоятельно разработанных автономным учреждением формах, отличных от обязательных к применению бухгалтерских форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.
Обеспечение деятельности автономного учреждения осуществляется посредством закрепления за ним собственником недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества или путем приобретения автономным учреждением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.
Поэтому регулярный контроль поступления и расходования денежных средств по источникам финансового обеспечения позволит избежать долгосрочных заимствований.
Например, использование денежных средств одного направления (источника финансового обеспечения) в части временного заимствования для обеспечения расходов другого направления в рамках действующего законодательства. Планирование внутренних заимствований для осуществления операций по привлечению денежных средств в пределах их остатка на лицевом счете на оплату принятых учреждением денежных обязательств позволит эффективно использовать денежные средства автономного учреждения.
Принимая в финансовый оборот электронные денежные средства, следует учитывать их график движения:
- факт предоставления услуги физическому лицу, ее оплата физическим лицом либо предоплата предоставляемой услуги (авансовый платеж) и ее предоставление по факту получения электронных денежных средств;
- возможная комиссия платежных систем;
- поступление электронных денежных средств в распоряжение автономного учреждения.
Бухгалтерский учет
При формировании учетной политики государственного (муниципального) автономного учреждения применяется Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н (далее — Инструкция № 183н).
Согласно пункту 76 Инструкции № 183н для ведения бухгалтерского учета по операциям с денежными средствами на счетах автономных учреждений, открытых в соответствии с законодательством в кредитной организации, применяются счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции, в том числе 0 201 21 000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации».
Поскольку денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации являются безналичными денежными средствами, и нормы Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), позволяют субъектам учета вводить дополнительные забалансовые счета и (или) аналитические коды синтетических счетов, а также принимая во внимание, что перевод электронных денежных средств без открытия банковского счета осуществляют операторы таких средств, автономные учреждения вправе в составе рабочего плана счетов открыть аналитический счет «Электронные денежные средства» к счету 0 201 21 000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации».
Вместе с тем напоминаем, что при отсутствии в инструкциях по бухгалтерскому (бюджетному) учету корреспонденций счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой учреждением в соответствии с законодательством, учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей этим инструкциям.
В случае удержания платежными системами комиссионного вознаграждения за оказанные услуги такие расходы следует отразить с использованием счетов 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года».
Учет операций по формированию себестоимости готовой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), операций принятия к учету готовой продукции, в том числе отражение отклонений фактической себестоимостью от плановой (нормативно-плановой) стоимости, а также операций по отнесению сформированной себестоимости затрат, произведенных общехозяйственных расходов, издержек обращения на соответствующие счета финансового результата ведется в Журнале по прочим операциям (п. 140 Инструкции № 157н).
При этом согласно пункту 7 статьи 9 Закона № 161‑ФЗ оператор по переводу денежных средств обязан представлять клиенту документы и информацию, которые связаны с использованием им его электронного средства платежа, в порядке, установленном договором.
Как говорилось выше, для осуществления расчетов электронными денежными средствами автономное учреждение обязано заключить с оператором договор (п. 1 ст. 4 и п. 1 ст. 9 Закона № 161‑ФЗ), пройти регистрацию на сайте оператора. В договоре следует отразить все услуги, которые оператор будет предоставлять организации-клиенту.
Распоряжение клиента исполняется оператором по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов в размере суммы, указанной в распоряжении. Вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, расходы автономного учреждения на оплату вознаграждения кредитной организации отражаются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
Пример
Автономное учреждение «Парк культуры и отдыха» получило в оплату предоставленной услуги от физического лица с использованием платежной системы «Y» электронные денежные средства в размере 2000 рублей. Комиссия платежной системы составила 5 процентов (100 рублей).
Бухгалтер сделает следующие записи:
Дебет 2 205 30 000
«Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»
Кредит 2 401 10 000
«Доходы текущего финансового года»
— начислена плата за услугу в размере 2000 рублей;
Дебет 2 109 ХХ 000
«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»
Кредит 2 302 26 000
«Расчеты по прочим работам, услугам»
— начислено вознаграждение за предоставленные услуги платежной системой «Y» в размере 100 рублей;
Дебет 2 201 21 000
«Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации»
Кредит 2 205 30 000
«Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»
— получены электронные денежные средства в размере 2000 рублей с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств»;
Дебет 2 401 20 000
«Расходы текущего финансового года»
Кредит 2 109 ХХ 000
«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»
— уменьшение финансового результата текущего финансового года в размере 100 рублей;
Дебет 2 302 26 00
«Расчеты по прочим работам, услугам»
Кредит 2 201 11 000
«Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»
— перечислено вознаграждение за предоставленные услуги платежной системой «Y» в размере 100 рублей.
Справочно.
Помимо осуществления перевода электронных денежных средств остаток (его часть) электронных денежных средств клиента — юридического лица может быть по его распоряжению зачислен или переведен только на его банковский счет (п. 22 ст. 7 Закона № 161‑ФЗ).
Налогообложение
Налог на прибыль
Доход, полученный автономным учреждением, отражается в налоговом учете с применением норм главы 25 Налогового кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 249 Налогового кодекса выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме.
Расходы на выплату вознаграждения организации с использованием платежной системы автономное учреждение вправе учесть в целях налогообложения прибыли как в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, так и в составе внереализационных расходов (подп. 25 п. 1 ст. 264, подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Первичными учетными документами, подтверждающими произведенные расходы на выплату вознаграждения при использовании платежных систем, могут быть акты выполненных работ, отчеты, выписки, полученные от оператора платежной системы по цифровым каналам связи и заверенные цифровой подписью либо на бумажном носителе (письмо Минфина России от 11 января 2011 г. № 03-03-06/1/3).
Налоговый контроль
Согласно статье 86 Налогового кодекса банки открывают счета, депозиты и предоставляют право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, в том числе российским организациям, иностранным некоммерческим неправительственным организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации через отделения, аккредитованным филиалам, представительствам иностранных организаций, индивидуальным предпринимателям — при наличии сведений о соответствующих идентификационном номере налогоплательщика, коде причины постановки на учет в налоговом органе, дате постановки на учет в налоговом органе, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.
Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.
Также банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных статьей 86 Налогового кодекса.
Следует учитывать норму пунктов 2, 3 статьи 76 Налогового кодекса о возможности принятия налоговым органом соответствующих решений о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.
Внимание!
Директива 2009/110/EC Европейского Парламента и Совета от 16 сентября 2009 г. содержит следующую позицию: средства, полученные оператором электронных денежных средств, не могут являться вкладами либо другими возвратными средствами. Они незамедлительно должны быть обменены на электронные деньги.