В помощь бухгалтеру: цифровизация в бюджетном учете
Цифровизация прочно заняла свое место. Независимо от нашего желания работать «по старинке», будут выходить новые версии, обновления, появляться новые государственные реестры и сервисы. Важно организовать работу таким образом, чтобы цифровые технологии были помощниками, а не врагами в работе.
Е. В. Шестакова, кандидат юридических наук, практик в области правового и налогового консалтинга, бухгалтерского и бюджетного учета
Цифровизация бюджетного (бухгалтерского) учета все активнее внедряется в работу финансовых служб учреждений. Этот процесс необратим, и электронное взаимодействие будет развиваться и совершенствоваться.
Централизация и консолидация
Для целей консолидации отчетности разработан СГС «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность», а также специальные версии программного обеспечения. Такая централизация необходима:
- распорядителям бюджетных средств;
- администраторам доходов бюджета;
- администраторам источников финансирования дефицита бюджета;
- органам местного самоуправления;
- местным администрациям;
- бюджетополучателям, имеющим структурные подразделения, выделенные на самостоятельный баланс.
Также в стране есть целая сеть централизованных бухгалтерий, которые обобщают данные, в том числе первичные документы в электронном виде. Как правило, это учреждение, выполняющее функции бухгалтерской службы (ведение бухгалтерского и налогового учета). Централизованная бухгалтерия может вести как полный учет учреждения, так и частичный, например только по расчету заработной платы или только по контролю за движением нефинансовых активов.
Централизованная бухгалтерия ведет оперативный бухгалтерский и налоговый учет, статистическую отчетность, делопроизводство и документооборот в порядке, предусмотренном действующим законодательством. При этом планирование и учет расходов бюджета и средств от приносящей доход деятельности должны осуществляться в разрезе бюджетных учреждений. То есть целесообразно применять стандарт отчетности по сегментам.
Так, в отношении нескольких бюджетных учреждений обобщается:
- информация о юридическом лице;
- информация о бюджетополучателе;
- информация о лицевых счетах, открытых в органах казначейства или кредитных организациях;
- перечень ответственных лиц, уполномоченных подписывать регистры учета и регламентированную отчетность;
- информация, необходимая для налоговых и статистических органов;
- рабочие счета, используемые учреждением;
- элементы учетной политики.
Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.