План ФХД утвержден. Выполняем

Любой проект не обходится без плана, тем более когда речь идет о планировании деятельности бюджетного (автономного) учреждения. Рассмотрим особенности.

С. Н. ИВАНЦОВА, консультант

Планирование деятельности бюджетного учреждения начинается с формирования плана работ, плана финансово-хозяйственной деятельности (далее — План ФХД) (проектов доходов, расходов (выплат), необходимых для нужд учреждения).


Целью составления Плана ФХД является обеспечение финансовой устойчивости, сбалансированности показателей, управления доходами и расходами бюджетного (автономного) учреждения.

Общие требования к порядку составления и утверждения такого плана утверждены приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н (далее — Приказ № 81н). План ФХД составляется:

  • на финансовый год, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год;
  • финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.

План ФХД составляется учреждением (подразделением) по кассовому методу в рублях с точностью до двух знаков после запятой и по форме, утвержденной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Кроме того, в настоящее время в состав Плана ФХД введены таблицы для отражения новых показателей, с приложением расчетов (обоснований) выплат.

Электронный бюджет

Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее — ГИИС «Электронный бюджет») несет основную функцию по повышению качества финансового менеджмента, соответствующего уровня автоматизации различных функций и процессов в развитии сферы управления общественными финансами, автоматизации процедур бюджетного планирования и учета операций по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности организаций госсектора и др.

Согласно постановлению Правительства России от 30 июня 2015 г. № 658 «О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» внедрение масштабного проекта позволит обеспечить прозрачность, открытость деятельности государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений — бизнес-процессов управления общественными финансами.

ГИИС «Электронный бюджет» обеспечивает выполнение нормы пункта 3.3 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях» в части открытости Плана ФХД, юридически значимого электронного документооборота.

Предоставляемая информация (документы в электронном формате) должна быть подписана электронной подписью уполномоченного представителя учреждения.

Согласно Закону от 6 апреля 2011 г. № 63‑ФЗ «Об электронной подписи» электронная подпись может быть:

  • простая;
  • усиленная, которая подразделяется на неквалифицированную и квалифицированную.

Подключившись к ресурсу ГИИС «Электронный бюджет», бюджетные (автономные) учреждения формируют и подписывают в электронном формате:

соглашения о предоставлении субсидий (на выполнение государственного задания, иные цели, осуществление капитальных вложений);

  • отчет (предварительный отчет) о выполнении госзадания;
  • план финансово-хозяйственной деятельности;
  • бухгалтерскую отчетность.

При этом в бюджетном (автономном) учреждении необходимо провести предварительную работу:

  • определить ответственного работника (работников) за техническое обеспечение работы и подключение пользователей для обеспечения функциональных обязанностей работы в ГИИС «Электронный бюджет».

Кроме того, необходимо обеспечить безопасность хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации (в том числе с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну), получение квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи, исполнение требований к автоматизированному рабочему месту, с которого осуществляется доступ к компонентам ГИИС «Электронный бюджет»;

  • определить ответственного работника (работников) с полномочиями формирования документов в электронном формате, ввода информации, ее согласования и утверждения от лица учреждения.

Перечень полномочий уполномоченных лиц за формирование Плана ФХД государственного учреждения и сведений об операциях с целевыми субсидиями для работы в ГИИС «Электронный бюджет» указан в приложении 1 к письму Минфина России от 15 декабря 2016 г. № 21-03-04/75209.

В настоящее время в электронный документооборот организаций госсектора вовлечены не только федеральные бюджетные (автономные) учреждения, но и учреждения регионального уровня, которые составляют и утверждают План ФХД с использованием ГИИС «Электронный бюджет».

При этом информация о поправках, не связанных с принятием закона о федеральном бюджете, при наличии соответствующих обоснований и расчетов на величину измененных показателей, вносимых в План ФХД, также отражается с использованием ГИИС «Электронный бюджет».

Согласно пункту 15 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. № 86н, в случае принятия новых документов и (или) внесения изменений в документы, информация из которых была ранее размещена на официальном сайте, учреждение не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем принятия документов или внесения изменений в документы, предоставляет через официальный сайт уточненную структурированную информацию об учреждении с приложением соответствующих электронных копий документов.

В части бухгалтерского учета внесение изменений в План ФХД на сумму поступивших доходов отражается по дебету счета 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения» и кредиту счета 0 504 00 000 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» (п. 176, 177 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н).

Аналитический учет по счету 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения» ведется в разрезе видов (кодов), при их наличии, доходов (поступлений) в структуре, предусмотренной утвержденным на соответствующие финансовые годы Планом ФХД учреждения, законом (решением) о бюджете (п. 329 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н).

Документ к исполнению

План работы бюджетного (автономного) учреждения — это намеченная перспектива работ с указанием целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков их выполнения.

План работы бюджетного (автономного) учреждения общий и объединяет в себе все планы работы структурных подразделений учреждения по каждому направлению уставной деятельности учреждения.

План ФХД, включающий сбалансированные финансовые показатели, обеспечивает реализацию намеченных целей и задач бюджетного (автономного) учреждения.

Содержательная часть Плана ФХД включает следующие показатели с соотнесением источников финансового обеспечения:

  • по выплатам;
  • по расходам.

Плановые объемы расходов (выплат) Плана ФХД отражаются в разрезе:

  • связанных с выполнением учреждением государственного задания, с учетом нормативных затрат, определенных в установленном порядке;
  • предусмотренных субсидиями на финансовое обеспечение выполнения государственного задания из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • связанных с осуществлением приносящей доход деятельности (с учетом внутренних взаиморасчетов между подразделениями и филиалами), которые предусмотрены с учетом необходимости развития материально-технической базы учреждения (оснащения необходимым специализированным оборудованием), лимитов, установленных внутренними локальными актами в рамках сформированной учетной политики;
  • предусмотренных субсидиями на иные цели, которые утверждены с целью финансового обеспечения расходов на капитальные вложения создания объектов основных средств, возникших вследствие чрезвычайных обстоятельств (стихийного бедствия, пожара, аварии), и др.

Внимание!

Требование соответствия показателей по выплатам, отраженных в Плане ФХД, объемам и назначениям нормативных затрат, использованным при расчете субсидии на выполнение задания, Приказом № 81н не установлено (письма Минфина России от 1 ноября 2016 г. № 02-07-10/64005, от 30 ноября 2015 г. № 02-01-10/69546, от 13 декабря 2013 г. № 02-01-011/54916).

Поскольку расчеты плановых показателей по выплатам формируются с учетом норм трудовых, материальных, технических ресурсов, используемых для оказания учреждением (подразделением) услуг (выполнения работ), за счет субсидий, предоставляемых в соответствии с бюджетным законодательством, с учетом затрат, применяемых при обосновании органами власти бюджетных ассигнований в целях формирования проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также с учетом требований, установленных нормативными правовыми актами, в том числе требованиями технических регламентов, положениями стандартов, сводами правил, порядками и регламентами (паспортами) оказания государственной услуги (работы), целесообразно в рамках документооборота управленческого учета предоставить выписки из Плана ФХД структурным подразделениям учреждения, осуществляющим обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.

Выписки из Плана ФХД в части субсидий на иные цели, приносящей доход деятельности, иных источников финансового обеспечения также необходимо предоставить для исполнения соответствующим структурным подразделениям. Например, в части обеспечения выполнения условий заключенных трудовых договоров, договоров гражданско-правового характера, заключенных с физическими лицами, и осуществления начислений на выплаты по оплате труда, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и др.

ПРИМЕР 1

Выписка из Плана ФХД структурному подразделению «Административно-хозяйственный департамент» в части обеспечения жизнедеятельности учреждения и взаимодействия со структурным подразделением «Контрактная служба» (таблица 1).

Таблица 1

Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения) на 2018 год

№ п/п

Наименование

Всего

Объем финансового обеспечения

Госзадание

Приносящая доход деятельность

1

2

3

4

5

1

Поступления от доходов, всего

98 102

66 602

31 500

2

в т. ч. доходы от собственности

2

2

0

3

доходы от оказания работ, услуг

98 100

66 600

31 500

4

Выплаты по расходам, всего

98 102

66 602

31 500

5

в т. ч. расходы на закупку товаров, работ, услуг, всего

35 000

15 000

20 000

6

в т. ч. услуги связи

3 000

2 500

500

7

коммунальные услуги

15 000

5 000

10 000

8

работы, услуги по содержанию имущества

5 000

2 000

3 000

9

Увеличение стоимости основных средств

9 000

4 500

4 500

10

Увеличение стоимости материальных активов

3 000

1 000

2 000

ПРИМЕР 2

Выписка из Плана ФХД структурному подразделению «Департамент научных исследований и обучения» в части обеспечения функциональной деятельности и взаимодействия со структурным подразделением «Контрактная служба» (таблица 2).

Таблица 2

Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения) на 2018 год

№ п/п

Наименование

Всего

Объем финансового обеспечения

Госзадание

Приносящая доход деятельность

1

2

3

4

5

1

Поступления от доходов, всего

98 102

66 602

31 500

2

в т. ч. доходы от собственности

2

2

0

3

доходы от оказания работ, услуг

98 100

66 600

31 500

4

в т. ч. доходы от оказания работ, услуг Департаментом научных исследований и обучения

10 000

0

10 000

5

Выплаты по расходам, всего

98 102

66 602

31 500

6

в т. ч. на расходы на закупку товаров, работ, услуг, всего

3 000

3 000

0

7

в т. ч. услуги арендных платежей конференц­зала

3 000

3 000

0

Заключили в декабре — выполняем в январе

Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы, и иных средств в соответствии с требованиями Закона от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44‑ФЗ) и Закона от 18 июля 2011 г. № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223‑ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона № 44‑ФЗ при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона № 223‑ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе, учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований Закона № 223‑ФЗ и правового акта закупки за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических и юридических лиц, в том числе в рамках основных видов деятельности, предусмотренных его учредительным документом (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона № 44‑ФЗ принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении закупок в порядке, установленном Законом № 44‑ФЗ, или в соответствии с Законом № 223‑ФЗ, не может быть изменено в текущем году.

Обратите внимание, что закупки бюджетным учреждением не могут быть осуществлены, если они не предусмотрены планами-графиками закупок.

План-график закупок коррелирует с Планом ФХД бюджетного учреждения. Так, План ФХД содержит таблицу 2.1 «Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)», в которой указывается сумма выплат по расходам на закупку товаров, работ и услуг в зависимости от источника финансового обеспечения (согласно нормам Закона № 44‑ФЗ, Закона № 223‑ФЗ) по оплате контрактов, заключенных до начала очередного финансового года.

Таким образом, исполнение контракта, заключенного в 2017 году со сроком исполнения в 2018 году, возможно в случае, если планом-графиком и Планом ФХД на 2018 год запланированы бюджетные ассигнования на предусмотренные контрактом обязательства (письмо Минфина России от 25 сентября 2017 г. № 24-03-07/62257).

Вместе с тем бюджетное учреждение вправе осуществить оплату по контракту, заключенному в соответствии с положениями Закона № 44‑ФЗ, по двум источникам финансирования: за счет средств субсидий, полученных из бюджета, и за счет средств, полученных при осуществлении приносящей доход деятельности (письмо Минэкономразвития России от 26 мая 2016 г. № Д28и-1468).

Внутренний контроль

Система внутреннего контроля представляет собой способы и методики, направленные на эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения.

Внутренний контроль исполнения плана лежит на экономических финансовых службах, контрольно-ревизионных, юридических (структурных) подразделениях бюджетного (автономного) учреждения с целью проверки целесообразности (эффективности) использования денежных средств, законности проводимых платежей.

Выполнение намеченного плана работ бюджетного (автономного) учреждения на соответствующий год требует определенных затрат, которые осуществляются в пределах утвержденных показателей и (или) показателей с учетом обо­снованных вносимых изменений по источникам финансового обеспечения Плана ФХД по каждому мероприятию плана работ.

Контроль выполнения Плана ФХД осуществляется в оперативном порядке, с применением методов внутреннего финансового контроля.

При этом в рамках управленческого учета, в части внутреннего контроля исполнения Плана ФХД, бюджетное (автономное) учреждение может установить временные промежутки, соответствующие плану работ (например, месяц, квартал), с целью исключения значительных отклонений (например, взаимосвязь финансового плана и учебного плана образовательного учреждения).

Основными элементами внутреннего контроля являются:

  • исполнения нормативных правовых актов действующего законодательства;
  • предварительный контроль осуществления фактов хозяйственной жизни, адресность направления;
  • своевременное и полное отражение операций финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерском (бюджетном) учете;
  • своевременное формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • предоставление необходимой информации внутренним и внешним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • разделение центров ответственности (распределение полномочий) внутренней структуры бюджетного (автономного) учреждения;
  • формирование методики оценки деятельности бюджетного (автономного) учреждения;
  • оптимальное соотношение затрат, направленных на мероприятия внутреннего контроля, с полученным результатом.

Кроме того, необходим детальный контроль:

  • расходования средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания; целевая направленность денежных средств, обеспечение расходования ресурсов по нормативу (при наличии);
  • выполнения показателей доходной части Плана ФХД, правомерность осуществления приносящей доход деятельности; недопустимость осуществления приносящей доход деятельности, отсутствующей в уставных документах, и (или) закрытый перечень приносящей доход деятельности, указанной в уставе;
  • расходования средств в соответствии с целями программ, в рамках которых выделяются финансовые средства (целевое финансирование);
  • соответствия заключаемых договоров утвержденным показателям расходов Плана ФХД;
  • своевременных корректировок (в том числе перераспределения показателей) Плана ФХД; сбалансированность проводимых корректировок. При этом необходимо учитывать, что показатели, подлежащие корректировке, не должны вступать в противоречие в части кассовых операций по выплатам и поступлениям, проведенным до внесения в них изменений;
  • дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе по источникам финансового обеспечения (дата возникновения и срок погашения);
  • недопущения планомерных убытков (пеней, штрафов), уплачиваемых учреждением в бюджеты бюджетной системы, по условиям договоров (государственных контрактов). Проведение мероприятий, направленных на экономию (целесообразность) денежных средств, материальных и иных ресурсов.

Отметим, что в ходе проверок вопросов осуществления закупок бюджетными учреждениями контрольные органы выявляют несоблюдение норм законодательства в работе контрактных служб (подразделений) и неприменение профессиональных стандартов.

Согласно пункту 6 статьи 38 Закона № 44‑ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

При этом порядок применения профессиональных стандартов установлен статьей 195.3 Трудового кодекса. Критерии необходимых умений и знаний при осуществлении закупочных процедур содержит Профессиональный стандарт эксперта в сфере закупок, утвержденный приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 626н.

Мероприятия по внутреннему контролю исполнения Плана ФХД бюджетное (автономное) учреждение вправе утвердить внутренним локальным актом в рамках управленческого учета.


Реклама