Передача полномочий по формированию отчетности
При передаче полномочий подведомственному распорядителю бюджетных средств возникают различные спорные ситуации. Например, при формировании и представлении бюджетной отчетности.
О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор
Ситуация.
Администрация района включена в ведомственную структуру расходов бюджета как главный распорядитель бюджетных средств с соответствующим кодом и согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 158 Бюджетного кодекса главный распорядитель (Администрация района) наделил своего подведомственного распорядителя (Комитет) полномочием по формированию бюджетной отчетности главного распорядителя бюджетных средств в части, относящейся к расходам Комитета.
Годовая бюджетная отчетность была составлена Комитетом и представлена в орган внешнего муниципального финансового контроля для проведения проверки.
Одновременно главным распорядителем бюджетных средств (Администрацией района) в орган внешнего муниципального финансового контроля была представлена годовая бюджетная отчетность главного распорядителя, в которой не содержалось показателей, относящихся к расходам распорядителя (Комитета).
Орган внешнего муниципального финансового контроля в заключении на проведение внешней проверки отчетности указал, что отчетность главного распорядителя сдана не в полном объеме — часть показателей, относящихся к расходам распорядителя (Комитета), не включена в бюджетную отчетность главного распорядителя. Позиция контрольного органа: поскольку в ведомственной структуре расходов бюджета Комитет не выделен с отдельным кодом, отчетность Администрации района как главного распорядителя бюджетных средств должна включать все расходы по соответствующему коду.
Просим разъяснить, прав ли орган внешнего муниципального финансового контроля, который не учитывает бюджетную отчетность Комитета, наделенного полномочиями по составлению бюджетной отчетности главного распорядителя бюджетных средств в части, относящейся к расходам Комитета? Является ли позиция главного распорядителя нарушением бюджетного законодательства?
Решение.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 158 Бюджетного кодекса главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств в случаях, установленных Правительством России, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (местной администрацией), в порядке, установленном финансовым органом, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России,
вправе принять решение о передаче в том числе полномочий получателей бюджетных средств, находящихся в ведении главного распорядителя бюджетных средств, другим получателям бюджетных средств, находящимся в его ведении.
Вместе с тем согласно статье 29 Бюджетного кодекса принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства России, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы, бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы.
Согласно пункту 1 статьи 264.2 Бюджетного кодекса главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета составляют сводную бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.
В соответствии с нормами Закона от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных данным законом, в соответствии с требованиями, установленными им, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются в том числе расходы.
Бюджетная отчетность составляется в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н (далее — Инструкция № 191н), предусматривающей оформление необходимой информации в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160).
Согласно пункту 7 Инструкции № 191н бюджетная отчетность составляется на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, администраторами, главными администраторами доходов бюджета, администраторами, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном Инструкцией № 191н порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности.
В соответствии с пунктом 10 Инструкции № 191н главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств, главный администратор, администратор, выполняющий отдельные полномочия главного администратора, доходов бюджета, главный администратор, администратор, выполняющий отдельные полномочия главного администратора, источников финансирования дефицита бюджета, на основании представленной распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета бюджетной отчетности составляет сводную и (или) консолидированную бюджетную отчетность и представляет ее финансовому органу соответствующего бюджета и (или) главному распорядителю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета в установленные ими сроки.
Ответственность за достоверность данных бюджетной отчетности, представляемой получателями бюджетных средств для формирования сводной бюджетной отчетности главного распорядителя бюджетных средств, несут получатели бюджетных средств, сформировавшие указанную отчетность.
Субъект бюджетной отчетности, ответственный за формирование сводной и (или) консолидированной бюджетной отчетности, обязан производить проверку представленной ему бюджетной отчетности на соответствие требованиям к ее составлению и представлению, установленным Инструкцией № 191н.
Порядок уведомления субъекта бюджетной отчетности о результатах проведенной камеральной проверки бюджетной отчетности, представленной им, и о дате ее принятия устанавливается пользователем бюджетной отчетности.
Кроме того, в рамках осуществления переданных полномочий на формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в части расходов целесообразно в постановлении Администрации района (соглашении) о переданных полномочиях по формированию бюджетной отчетности главного распорядителя бюджетных средств в части, относящейся к расходам Комитета, предусмотреть отчет об осуществлении переданных полномочий (результативности исполнения) и о расходовании средств, составляющих финансовое обеспечение делегированных полномочий.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что распорядителем бюджетных средств (Комитетом) получены полномочия на формирование бюджетной отчетности главного распорядителя бюджетных средств в части, относящейся к формированию бюджетной отчетности Комитета, не предусматривающие представление сводной и (или) консолидированной бюджетной отчетности, распорядитель бюджетных средств (Комитет) выполняет предварительный контроль в ходе исполнения бюджета по расходам.
Таким образом, поскольку в консолидированной информации главного распорядителя часть показателей, относящихся к расходам распорядителя (Комитета), отсутствует, орган внешнего муниципального финансового контроля вправе указать в заключении на проведение внешней проверки отчетности, что отчетность главного распорядителя сдана не в полном объеме. При этом главный распорядитель (орган, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя) составляет сводную бюджетную отчетность с учетом выверки взаимозависимых показателей годовой, квартальной сводной бухгалтерской отчетности подведомственных ему учреждений, сформированной на основании представленной ими бухгалтерской отчетности, в том числе по переданным полномочиям.
Обратите внимание, что согласно пункту 7 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 256н, консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется посредством обобщения и представления информации о финансовом положении и финансовом результате деятельности группы субъектов отчетности, определенной исходя из подведомственности (подконтрольности) субъектов отчетности, принадлежности субъектов отчетности к одному публично-правовому образованию, к группе публично-правовых образований.
Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность должна раскрывать информацию таким образом, как если бы она была подготовлена одним субъектом отчетности. Показатели консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности формируются путем суммирования одноименных показателей и исключения подлежащих консолидации взаимосвязанных показателей (при наличии таковых) бухгалтерской (финансовой) отчетности группы субъектов отчетности.
Непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы, исполнения бюджетов бюджетной системы, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы, исполнения бюджетов бюджетной системы, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей (ст. 15.15.6 КоАП РФ).
В случае выявления фактов недостоверного представления данных в бюджетной отчетности получателями бюджетных средств при осуществлении мероприятий последующего финансового контроля (после составления сводной отчетности) сводная отчетность главного распорядителя должна быть уточнена (письмо Минфина России от 1 августа 2016 г. № 02-07-05/44911).
Справочно
Особенности правового положения, установленные статьей 161 Бюджетного кодекса, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства, устанавливающих полномочия указанных органов (п. 11 ст. 161 БК РФ).