Членские взносы в международные организации
План финансовохозяйственной деятельности (далее — ПФХД) бюджетного учреждения может предусматривать в расходной части затраты на уплату членских взносов. Однако не всегда имеются основания для их уплаты.
С. Н. ИВАНЦОВА, консультант
Россия осуществляет членство в международных неправительственных научных организациях, что позволяет нашим специалистам участвовать в научных конгрессах, конференциях, генеральных ассамблеях, в деятельности рабочих органов, образовании необходимых лабораторий и кафедр мирового уровня, а также пользоваться банками данных согласно специфике отрасли.
Бюджетные учреждения науки, здравоохранения, энергетики и других отраслей заключают соглашения (государственные контракты, планы совместных исследований) о научном сотрудничестве (сотрудничестве в рамках развития отрасли) с организациями различных стран мира. В рамках таких соглашений подписываются протоколы о взаимном сотрудничестве с зарубежными партнерами.
Обратите внимание, что вступление учреждения в международную неправительственную организацию и перечисление членских взносов возможно при наличии информации о видах деятельности в учредительных документах.
Документальное оформление
Согласно Федеральному стандарту бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденному приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 256н (далее — СГС «Концептуальные основы»), ведение бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета осуществляется в денежном измерении (стоимостном выражении) с использованием принципа допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета. Он означает, что объекты бухгалтерского учета признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и (или) расходов, иных объектов бухгалтерского учета, вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств (или их эквивалентов) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Аналогичная норма присутствует в Законе от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402‑ФЗ).
При заключении соответствующего соглашения о вступлении в международную организацию необходимо учитывать юридические основания таких перечислений, источники финансового обеспечения во временной определенности фактов хозяйственной жизни.
Поскольку допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета относится как к активам, так и пассивам бюджетного учреждения, необходимо осуществлять внутренний финансовый контроль соотнесения операций по поступлению денежных средств (доходов) и затрат (расходов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 № 402‑ФЗ, а также с пунктом 20 СГС «Концептуальные основы» объекты бухгалтерского учета, а также изменяющие их факты хозяйственной жизни подлежат оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора установлены Методическими указаниями по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденными приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.
К документам, подтверждающим осуществление фактов хозяйственной жизни (кроме законодательно утвержденных форм), относятся:
- нормативные документы (копии), определяющие право уплаты взносов за счет средств федерального бюджета (при предоставлении субсидии на иные цели);
- подлинники документов на иностранном языке (с обязательным подстрочным переводом на русский язык), подтверждающие заявленные объемы взносов и их единовременность (соглашения (договора), письма, счета, график платежей, иное);
- подтверждающие документы об изменениях размеров взносов;
- расчеты (обоснования) сумм, подлежащих уплате.
Обратите внимание, что согласно пункту 26 СГС «Концептуальные основы» документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни с денежными средствами, принимаются к отражению в бухгалтерском учете при наличии на документе подписей руководителя субъекта учета и главного бухгалтера или уполномоченных ими лиц.
Справочно.
Сферы использования государственного языка Российской Федерации установлены Законом от 1 июня 2005 г. № 53‑ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».
Финансовое обеспечение
Финансовое обеспечение расходов бюджетного учреждения, связанных с перечислением членских взносов в международные организации, может быть осуществлено за счет следующих источников, с применением соответствующих кодов видов:
- 5 — субсидии на иные цели;
- 2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения).
Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса, утвержден приказом Минфина России от 13 декабря 2017 г. № 226н (далее — Порядок № 226н).
Санкционирование расходов федеральных бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых является субсидия на иные цели, осуществляется на основании направленных в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия учреждению отдельного лицевого счета Сведений об операциях с целевыми субсидиями на соответствующий финансовый год (ф. 0501016) (далее — Сведения) (п. 3, 18 Порядка № 226н).
Согласно Порядку № 226н формирование Сведений осуществляется в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее — ГИИС «Электронный бюджет») в форме электронного документа, подписываемого с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
В случае уменьшения органом-учредителем планируемых поступлений или выплат сумма поступлений целевой субсидии (включая разрешенный к использованию остаток данной целевой субсидии) и сумма планируемых выплат не должны быть меньше сумм фактических выплат, отраженных на отдельном лицевом счете на дату внесения изменений.
ПРИМЕР 1
Федеральное бюджетное учреждение согласно заключенному Соглашению с Российско-французским центром развития перечислило ежегодный взнос в размере 100 000 рублей.
Дебет 5 507 10 180
«Утвержденный объем финансового обеспечения на текущий финансовый год»
Кредит 5 504 10 180
«Сметные (плановые, прогнозные) назначения текущего финансового года»
— плановые назначения по доходам по целевой субсидии в размере 100 000 руб.;
«Получено финансового обеспечения текущего финансового года»
Кредит 5 507 10 180
«Утвержденный объем финансового обеспечения на текущий финансовый год»
— исполнение ПФХД в части поступления целевой субсидии в размере 100 000 руб.;
Дебет 5 205 81 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кредит 5 401 10 180
«Прочие доходы»
— начислены доходы от целевой субсидии в размере 100 000 руб.;
Дебет 5 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 5 205 81 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»
— зачисление денежных средств целевой субсидии в размере 100 000 руб.;
Дебет 5 401 20 253
«Расходы на перечисления международным организациям»
Кредит 5 302 53 730
«Увеличение кредиторской задолженности по перечислениям международным организациям»
— начисление ежегодных взносов в размере 100 000 руб.;
Дебет 5 302 53 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по перечислениям международным организациям»
Кредит 5 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислено контрагенту 100 000 руб. с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств».
Согласно пункту 154 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), учет операций по движению средств в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка на дату совершения операций.
Также учет операций по прочим расчетам с кредиторами в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату совершения операций в иностранной валюте (п. 266.1 Инструкции № 157н).
Переоценка задолженности по прочим расчетам с кредиторами в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций по оплате обязательства в иностранной валюте и на отчетную дату (на дату формирования регистра бухгалтерского учета).
При этом положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов по принятым обязательствам в иностранной валюте с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов.
Аналогичная норма по учету активов, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета в валюте Российской Федерации и отражение указанных объектов в бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также пересчет стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, утверждена СГС «Концептуальные основы» (п. 34, 65).
Использование иностранной валюты при осуществлении расчетов на территории России допускается в случаях, в порядке и на условиях, которые определены Законом от 10 декабря 2003 г. № 173‑ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173‑ФЗ).
Согласно статье 6 Закона № 173‑ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 указанного закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.
Бюджетное учреждение может открыть счета в банке для осуществления расчетов в иностранной валюте (ст. 25 Закона от 12 января 1996 г. № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях», письма Минфина России от 10 декабря 2013 г. № 02-06-007/54200, от 3 июня 2013 г. № 02-03-08/20261).
Справочно.
Рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (ст. 140 ГК РФ).
ПРИМЕР 2
Бюджетное учреждение «Росагентство» в рамках заключенного соглашения перечислило ежегодный взнос в международную организацию в размере 5 000 евро. Учреждению открыт счет в банке для расчетов в валюте. Комиссия банка за выполнение функций агента валютного контроля составила 800 рублей.
Курс евро составил:
- на дату начисления взносов и приобретения валюты — 69,1 рубля;
- на дату перечисления взносов контрагенту — 68,9 рубля.
Бухгалтер сделает следующие записи:
Дебет 2 401 20 253
«Расходы на перечисления международным организациям»
Кредит 2 302 53 730
«Увеличение кредиторской задолженности по перечислениям международным организациям»
— начисление ежегодных взносов в размере 345 500 руб. по курсу Центробанка России по сроку соглашения (5 000 × 69,10);
Дебет 2 201 23 510
«Поступления денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— приобретение иностранной валюты в размере 345 500 руб. с одновременным отражением на забалансовых счетах 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств»;
Дебет 2 201 27 510
«Поступления денежных средств учреждения в иностранной валюте на счет в кредитной организации»
Кредит 2 201 23 610
«Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»
— зачисление денежных средств на валютный счет учреждения, открытый в кредитной организации, в сумме 345 500 руб. с одновременным отражением на забалансовых счетах 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств»;
Дебет 2 302 53 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по перечислениям международным организациям»
Кредит 2 201 27 610
«Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте со счета в кредитной организации»
— перечисление в международную организацию членского взноса в размере 344 500 руб. (5 000 × 68,9) с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств»;
Дебет 2 302 53 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по перечислениям международным организациям»
Кредит 2 401 10 171
«Доходы от переоценки активов»
— отнесена курсовая разница на финансовый результат отчетного периода в сумме 1 000 руб. (345 500 — 344 500);
Дебет 2 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 2 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— начисление комиссии банку по договору о банковском обслуживании (РКО) в сумме 800 руб.;
Дебет 2 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 2 201 27 610
«Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте со счета в кредитной организации»
— списание комиссии банка за РКО по курсу валют в сумме 800 руб. с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств».
Закупки товаров, работ, услуг согласно утвержденным ПФХД бюджетные учреждения вправе осуществлять в зависимости от источника финансового обеспечения согласно нормам Законов от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 18 июля 2011 г. № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Поскольку членские взносы в международные организации не являются по экономической сущности поставкой товаров, работ, услуг и не сопровождаются поставками товаров, работ, услуг, такие выплаты не регулируются указанными законами (письма Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 г. № Д28и-3205, от 18 ноября 2016 г. № Д28и-3165, от 12 февраля 2015 г. № Д28и-229).
План ФХД. Бухгалтерский учет, отчетность
Предварительная работа по формированию ПФХД связана с анализом плана работ на предстоящий период. Согласно плану работ бюджетного учреждения финансовый работник формирует ПФХД кассовым методом с учетом вида финансового обеспечения доходов и расходов, а также с учетом не только безналичных расчетов, но согласно налично-денежному обращению в учреждении.
Выполнение намеченного плана работ бюджетного учреждения на соответствующий год осуществляется в пределах утвержденных показателей и (или) показателей с учетом обоснования вносимых изменений по источникам финансового обеспечения ПФХД по каждому мероприятию плана работ.
Требования к ПФХД государственного (муниципального) учреждения утверждены приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н (далее — Требования № 81н).
Согласно Требованиям № 81н изменения в ПФХД вносятся в том числе в случае корректировки плановых показателей, не связанной с принятием закона (решения) о бюджете (при наличии соответствующих обоснований и расчетов на величину измененных показателей). Например, заключение соглашения с международной организацией в течение года. При этом необходимость своевременных корректировок (в том числе перераспределения показателей) ПФХД должна отвечать критерию сбалансированности проводимых корректировок. Показатели, подлежащие корректировке, не должны вступать в противоречие в части кассовых операций по выплатам и поступлениям, проведенным учреждением до внесения в них изменений.
В целях эффективного сбалансированного планирования и исполнения ПФХД учреждения расходы, обусловленные соответствующими договорами (соглашениями), согласно экономическому содержанию и нормам Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н), относятся на следующие элементы:
- 860 «Предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права» — расходы на осуществление платежей по членским взносам в международные организации;
- 863 «Платежи в целях обеспечения реализации соглашений по обязательствам Российской Федерации перед иностранными государствами и международными организациями» — расходы на осуществление платежей в целях реализации соглашений с правительствами, министерствами и ведомствами иностранных государств и международными организациями, в частности, расходы по обеспечению переговорного процесса, в том числе по присоединению России к международным организациям;
- 832 «Исполнение судебных актов судебных органов иностранных государств, международных судов и арбитражей, мировых соглашений, заключенных в рамках судебных процессов в судебных органах иностранных государств, в международных судах и арбитражах» — расходы на исполнение судебных актов судебных органов иностранных государств, международных судов и арбитражей, определяемых международными договорами России, в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов) либо должностных лиц этих органов; мировых соглашений, заключенных в рамках судебных процессов; оплата юридических и адвокатских услуг, судебных издержек, связанных с представлением интересов России в международных судебных и других юридических спорах.
Расходы на оплату членских взносов в международные организации в соответствии с Указаниями № 65н следует отражать по подстатье КОСГУ 253 «Перечисления международным организациям».
Бухгалтерский учет расчетов с контрагентами по перечислению взносов в международные организации бюджетным учреждением ведется в соответствии с нормами Инструкции № 157н, Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н, и относится к расчетам по обязательствам учреждения с одновременным отражением на счетах групп 300 00 «Обязательства» и 500 00 «Санкционирование расходов».
Аналитический учет расчетов ведется с применением счета 0 302 53 000 «Расчеты по перечислениям международным организациям».
В случае если соглашением (договором) с неправительственными международными организациями предусмотрена предварительная оплата, то применяется счет 0 206 53 000 «Расчеты по авансовым перечислениям международным организациям».
Затраты на перечисление взносов в международные организации относятся в дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
В рамках исполнения Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н, показатель по коду КОСГУ 253 «Перечисления международным организациям», включающий расходы по перечислению членских взносов в международные организации, отражается при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности по коду строки 273 Отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723).
Налог на прибыль
Согласно пункту 40 статьи 270 Налогового кодекса к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся в том числе расходы в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям и международным организациям, кроме указанных в подпунктах 29 и 30 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.
Согласно подпункту 29 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей.
Таким образом, положения подпункта 29 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса применимы в случае, если уплата взносов является условием для осуществления деятельности налогоплательщика в силу норм законодательства.
В иных случаях, в том числе когда обязательство по уплате членских взносов в международные организации возникает исключительно из условий соглашения с такой некоммерческой организацией и не следует из законодательства, указанная норма Налогового кодекса не применяется (письмо Минфина России от 3 сентября 2014 г. № 03-03-10/44184).
Справочно
Кроме утвержденных форм первичных учетных документов учреждение вправе установить в рамках сформированной учетной политики необходимые формы первичных учетных документов.