Научный подход в государственном задании
Достижение бюджетным учреждением поставленных задач осуществляется посредством выполнения государственного (муниципального) задания, в том числе проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ. Рассмотрим отдельные моменты.
С. Н. ИВАНЦОВА, консультант
Выполнение научных исследований и разработок регулируется Законом от 23 августа 1996 г. № 127‑ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее — Закон № 127‑ФЗ). Он определяет следующие понятия:
- научная (научно-исследовательская) деятельность — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:
- фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;
- прикладные научные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
- поисковые научные исследования — исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ;
- научно-техническая деятельность — деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы;
- экспериментальные разработки — деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.
Договор на выполнение научно-исследовательских работ (НИР) обязывает исполнителя провести научные исследования, обусловленные техническим заданием заказчика, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР) — разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
При этом условия договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности) (ст. 769 ГК РФ).
Обратите внимание, что согласно статье 770 Гражданского кодекса исполнитель обязан провести научные исследования лично, привлекать к исполнению договора на выполнение НИР третьих лиц вправе только с согласия заказчика.
При выполнении опытно-конструкторских или технологических работ исполнитель вправе, если иное не предусмотрено договором, привлекать к его исполнению третьих лиц. К отношениям исполнителя с третьими лицами применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике.
Согласно статье 773 Гражданского кодекса исполнитель в договорах на выполнение НИР, НИОКР обязан:
- выполнить работы в соответствии с согласованным с заказчиком техническим заданием и передать заказчику их результаты в предусмотренный договором срок;
- согласовать с заказчиком необходимость использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, и приобретение прав на их использование;
- своими силами и за свой счет устранять допущенные по его вине в выполненных работах недостатки, которые могут повлечь отступления от технико-экономических параметров, предусмотренных в техническом задании или в договоре;
- незамедлительно информировать заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы;
- гарантировать заказчику передачу полученных по договору результатов, не нарушающих исключительных прав других лиц.
Все открытые НИОКР и проекты внедрения новых информационных технологий, выполняемые организациями Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм с использованием государственной поддержки, подлежат обязательной государственной регистрации (п. 1.2 письма Минобрнауки России от 30 ноября 2010 г. № АП-352/07 «О государственном учете результатов НИОКР и проектов внедрения новых информационных технологий»).
Классификация НИР, НИОКР
В зависимости от проведения работ НИР, НИОКР могут квалифицироваться в разрезе видов, направлений работ согласно:
- государственному (муниципальному) заданию;
- договорам в рамках приносящей доход деятельности;
- собственных нужд, для внутреннего использования (потребления) самим учреждением.
По результату исполнения работ:
- с положительным результатом;
- не давших положительного результата.
Утверждение технического задания на выполнение НИР, НИОКР в зависимости от заказчика утверждается:
- заказчиком, при заключении договора (соглашения);
- руководителем учреждения с целью использования собственных нужд.
Этапность выполнения НИР, НИОКР:
- единым производственным циклом;
- этапы исполнения, с учетом необходимости их поэтапной приемки заказчиком;
- подэтапы исполнения.
Финансовое обеспечение
Согласно статье 15 Закона № 127‑ФЗ финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования и может осуществляться Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, а также физическими лицами и (или) юридическими лицами способами, не противоречащими законодательству России и законодательству субъектов.
Финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности осуществляется Российской Федерацией, субъектами, муниципальными образованиями посредством выделения бюджетных средств научным и образовательным организациям высшего образования, фондам поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, а также иным организациям, осуществляющим указанную деятельность в рамках конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов в соответствии с законодательством России, законодательством субъектов и муниципальными правовыми актами.
При формировании Плана финансово-хозяйственной деятельности необходимо учитывать:
- цели и задачи НИР, НИОКР;
- содержание, объем и организацию основных работ по соответствующей теме;
- перечень этапов, сроки выполнения и стоимость НИР, НИОКР;
- ожидаемые результаты выполнения НИР, НИОКР;
- представление отчетов по НИР, НИОКР;
- определение балансодержателя, собственника вещного права.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Плановое обеспечение
Планирование НИР, НИОКР осуществляется до начала финансового года в части формирования планов финансово-хозяйственной деятельности бюджетных (автономных) учреждений, смет доходов/расходов казенных учреждений по источникам финансового обеспечения.
Формирование учредителем государственного (муниципального) задания на выполнение НИР, НИОКР на очередной финансовый год осуществляется на стадии планирования бюджета на основании доведенной учредителем информации об объеме планируемых бюджетных ассигнований, тематического плана НИР, НИОКР на финансовый (планируемый) год, сметой работ.
Порядок выполнения и приемки НИР (отдельных этапов НИР), порядок разработки, согласования и утверждения документов в процессе организации и выполнения НИР, порядок реализации результатов НИР определены ГОСТ
В целях обеспечения исполнения НИР, НИОКР необходимо сформировать календарный план работ с отражением:
- сроков выполнения работ (этапов/подэтапов), ответственных исполнителей;
- источника финансового обеспечения;
- необходимых затрат для осуществления таких работ;
- сроков приемки работ (этапов/подэтапов);
- сроков представления отчетов, ответственных исполнителей.
В целях управленческого учета бюджетное учреждение вправе в рамках Плана финансово-хозяйственной деятельности планировать денежные потоки, затраты, связанные с НИР, НИОКР.
Отчет о НИР составляется в соответствии с требованиями ГОСТ
Особенности закупок
Особенности закупок товаров, работ, услуг формируются согласно статусу учреждения, источника финансового обеспечения, утвержденного Планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения, сметой доходов и расходов казенного учреждения, следуя нормам:
Закона от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44‑ФЗ);
Закона от 18 июля 2011 г. № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», источником финансового обеспечения которых являются средства от приносящей доход деятельности.
Согласно пункту 6 статьи 32 Закона № 44‑ФЗ сумма величин значимости критериев (цена контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ) при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях заключения контрактов на выполнение НИР, НИОКР должна составлять не менее двадцати процентов от суммы величин значимости всех критериев.
Приемка результатов
Приемка результатов проведенных работ НИР, НИОКР осуществляется комиссией с оформлением акта приемки выполненных работ.
При этом эффективное использование средств соответствующего бюджета на выполнение государственного муниципального задания (субсидии), с учетом степени достижения целей (результат проведенных НИР, НИОКР), является одним из критериев оценки руководителя учреждения государственного сектора.
Однако в случае невозможности достижения целей (получения результата) в ходе проведения НИР вследствие обстоятельств, не зависящих от исполнителя, заказчик обязан оплатить стоимость работ, проведенных до выявления невозможности получить предусмотренные договором на выполнение научно-исследовательских работ результаты, но не свыше соответствующей части цены работ, указанной в договоре.
Если в ходе выполнения опытно-конструкторских и технологических работ обнаруживается возникшая не по вине исполнителя невозможность или нецелесообразность продолжения работ, заказчик обязан оплатить понесенные исполнителем затраты (ст. 775, 776 ГК РФ).
Бухгалтерский (бюджетный) учет
Согласно пункту 134 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется учреждением самостоятельно или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур.
Изготовление объектов нефинансовых активов, в том числе в сумме затрат, связанных с выполнением НИР, НИОКР, отражается на основании первичных учетных документов по дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», счета 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам».
Сумма произведенных вложений, сформированных при осуществлении НИР, НИОКР, результаты которых подлежат применению в деятельности учреждения (по которым получены положительные результаты), отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 102 00 000 «Нематериальные активы» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы».
Вместе с тем учреждения могут использовать Типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно-технической продукции, утвержденные Миннауки России от 15 июня 1994 г. № ОР-22-2-46, в части, не противоречащей действующему законодательству.
Обратите внимание, что спецоборудование для НИР и НИОКР, приобретенное по договорам с заказчиками для обеспечения выполнения условий договоров до передачи его в научное подразделение, а также реактивы и химикаты, стекло и химпосуда, металлы, электроматериалы, радиоматериалы и радиодетали, фотопринадлежности, подопытные животные и прочие материалы для учебных целей и научно-исследовательских работ учитываются в составе материалов (п. 118 Инструкции № 157н).
Передача спецоборудования со склада учреждения в его научное подразделение для исполнения согласно договору на выполнение НИР, НИОКР производится по дебету счета 0 109 60 272 «Затраты по расходованию материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг» и кредиту счета 0 105 36 440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения» с одновременным отражением специального оборудования на забалансовом счете 12 «Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками».
Отнесение произведенных вложений, сформированных при осуществлении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, по которым не получены положительные результаты, на финансовый результат текущего финансового года, отражаются на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) по дебету счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы».
Согласно пункту 60 Инструкции № 157н сроком полезного использования нематериального актива является период, в течение которого учреждением предполагается использование актива.
Срок полезного использования нематериальных активов в целях принятия объекта к бухгалтерскому учету и начисления амортизации определяется комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения исходя из:
- срока действия прав учреждения на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
- срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству;
- ожидаемого срока использования актива, в течение которого учреждение предполагает использовать актив в деятельности, направленной на достижение целей создания учреждения, либо в случаях, предусмотренных законодательством, для получения экономической выгоды.
Пример
Бюджетное учреждение «НИИ» в рамках выполнения государственного задания осуществило НИР, полученные результаты которого подлежат бухгалтерскому учету в составе нематериальных активов. Собственником нефинансового актива согласно заключенному соглашению является орган, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя; балансодержателем (оперативное управление) — бюджетное учреждение.
Отметим, что согласно пункту 62 Инструкции № 157н в целях определения первоначальной стоимости объекта нематериальных активов при его создании фактические вложения учреждения формируются с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, создания объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС.
Справочно.
Возможность отнесения объектов к НМА, предназначенных для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения, установлена в пункте 56 Инструкции № 157н.
Бухгалтер сделает следующие записи:
Дебет 4 106 32 320
«Увеличение вложений в нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 4 302 31 730, 4 105 ХХ 440, 4 104 ХХ 410
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств», «Уменьшение стоимости материальных запасов», «Уменьшение за счет амортизации стоимости основных средств»
— начисление вложений при формировании НИР на сумму принятых обязательств перед контрагентами, материальных затрат, начисленной амортизации основных средств, используемых при разработке НИР;
Дебет 4 102 30 320
«Увеличение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 106 32 420
«Уменьшение вложений в нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения»
— принятие к учету НИР.
В случае передачи объекта нематериальных активов в рамках расчетов между учреждением, органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, указанная операция отражается на основании первичных учетных документов, оформленных передающей и принимающей сторонами Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) и Извещения (ф. 0504805), следующей бухгалтерской записью:
Дебет 4 304 04 320
«Внутриведомственные расчеты по приобретению нефинансовых активов»
Кредит 4 102 30 420
«Уменьшение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения».
Налог на добавленную стоимость
Согласно нормам Инструкции № 157н в рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, налогового законодательства по раскрытию информации о результатах деятельности учреждения (раздельном учете) устанавливать в составе Рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов по видам доходов (поступлений) — дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета.
Вопросы обложения налогом на добавленную стоимость регулируются главой 21 Налогового кодекса.
Согласно нормам подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса не признаются объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы (разъяснения о порядке применения указанного пункта даны в письме ФНС от 14 декабря 2017 г. № СД-4-3/25449@).
Кроме того, согласно подпунктам 16, 16.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса не облагаются НДС:
- выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов бюджетной системы, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных для этих целей в соответствии с Законом № 127‑ФЗ; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и научными организациями на основе хозяйственных договоров;
- выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:
- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
- разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
- создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.
Отметим, что для подтверждения указанной льготы, а также в ходе проведения камеральной проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения налоговые органы вправе запросить копии следующих документов:
- подтверждение операций, проводимых согласно сформированной учетной политике, раздельно учитываемых на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета (ведение раздельного учета);
- справка учреждения о финансировании из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
- техническое задание на выполнение работ НИР, НИОКР;
- календарный план работ. Этапы/подэтапы;
- договор на выполнение работ с указанием источника финансирования;
- акт выполненных работ;
- отчет НИР, НИОКР (выписка);
- иные подтверждающие документы.
Справочно.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35 Конституции России).