Нам доверили — мы исполнили
Передача полномочий государственных заказчиков на осуществление закупок бюджетным (автономным) учреждениям, а также выделение из бюджетов бюджетной системы средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности порождает вопросы у финансистов и бухгалтеров.
О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор
Нормы законодательства
Согласно терминологии, используемой Градостроительным и Гражданским кодексами, технический заказчик — юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключать договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и т. п.
Согласно пункту 4 статьи 79 Бюджетного кодекса органам государственной власти (государственным органам), органам управления государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления, являющимся государственными (муниципальными) заказчиками, предоставляется право передать на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (далее — Соглашение о передаче полномочий) бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых указанные органы осуществляют функции и полномочия учредителей.
Условия передачи полномочий и порядок заключения соглашений о передаче полномочий в отношении объектов государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов, муниципальной собственности устанавливаются соответственно Правительством России, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов, местными администрациями муниципальных образований.
Согласно Правилам осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства России от 9 января 2014 г. № 13 (далее — Правила № 13), расходы, связанные с бюджетными инвестициями, осуществляются в порядке, установленном бюджетным законодательством, на основании государственных контрактов, заключенных в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) и (или) приобретения объектов:
- государственными заказчиками, являющимися получателями средств федерального бюджета;
- федеральными бюджетными или автономными учреждениями согласно заключенному соглашению с федеральным органом государственной власти (государственный орган), осуществляющим функции и полномочия учредителя (далее — Учредитель) о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов.
Соглашение о передаче полномочий
В целях осуществления бюджетных инвестиций в соответствии с подпунктом «б» пункта 9 Правил № 13 федеральными органами государственной власти (государственными органами) заключаются с учреждениями Соглашения о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от лица указанных органов.
Соглашение о передаче полномочий может быть заключено в отношении нескольких объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) объектов недвижимого имущества, приобретаемых в государственную (муниципальную) собственность, и должно содержать в том числе:
- цель осуществления бюджетных инвестиций и их объем с разбивкой по годам в отношении каждого объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества с указанием его наименования, мощности, сроков строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения, стоимости объекта, общего объема капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности, в том числе объема бюджетных ассигнований, предусмотренного соответствующему органу как получателю бюджетных средств. В случае предоставления бюджетных инвестиций из федерального бюджета их объем должен соответствовать объему бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций, предусмотренному федеральной адресной инвестиционной программой;
- положения, устанавливающие права и обязанности организации по заключению и исполнению от имени Российской Федерации от лица федерального органа государственной власти (государственного органа) государственных контрактов;
- ответственность бюджетного (автономного) учреждения за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных ему полномочий;
- положения, устанавливающие право федерального органа государственной власти (государственного органа) на проведение проверок соблюдения организацией условий, установленных заключенным соглашением о передаче полномочий;
- положения, устанавливающие обязанность бюджетного (автономного) учреждения по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности федеральному органу государственной власти (государственному органу) как получателю средств федерального бюджета в порядке, установленном Минфином России.
Для открытия федеральному органу государственной власти (государственному органу) в органе Федерального казначейства лицевого счета бюджетное (автономное) учреждение в течение пяти рабочих дней со дня получения от федерального органа государственной власти (государственного органа) подписанного им Соглашения о передаче полномочий представляет в орган Федерального казначейства документы, необходимые для открытия лицевого счета по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, в порядке, установленном Федеральным казначейством. Основанием для открытия лицевого счета является копия Соглашения о передаче полномочий.
Согласно пунктам 5, 8, 11 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17 октября 2016 г. № 21н, при передаче отдельных полномочий получателя бюджетных средств в случаях, предусмотренных законодательством, законодательством субъектов и муниципальными правовыми актами, другому получателю бюджетных средств, бюджетному (автономному) учреждению, организации либо иному юридическому лицу, получателю бюджетных средств, передающему свои полномочия, открывается лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств с кодом 14 «Лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств».
Предметом Соглашения о передаче полномочий является передача органом, осуществляющим в отношении бюджетного (автономного) учреждения функции и полномочия учредителя, являющегося государственным заказчиком и главным распорядителем средств федерального бюджета, застройщику исполнения своих полномочий при осуществлении бюджетных инвестиций на выполнение работ, связанных с реализацией направления расходов, включая мероприятия федеральных целевых программ (капитальные вложения в объекты государственной собственности).
Обратите внимание, что в случае внесения изменений в закон о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период, предусматривающий положения, касающиеся условий заключенного Соглашения о передаче полномочий, стороны обязуются заключить соответствующее дополнительное соглашение.
Типовая форма Соглашения о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов при осуществлении за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации утверждена приказом Минфина России от 21 декабря 2017 г. № 245н. Начало действия документа — 17 марта 2018 года.
Соглашения формируются в виде электронного документа, а также подписываются усиленными квалифицированными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени каждой из сторон Соглашения, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».
Соглашение о передаче полномочий позволяет предусмотреть ответственность сторон, включая:
- осуществление контроля за целевым использованием застройщиком выделенных бюджетных средств. При этом заказчик вправе проводить проверки соблюдения застройщиком условий, установленных Соглашением о передаче полномочий, устанавливать требования к формам отчетности застройщика по выполнению Соглашения о передаче полномочий, а также к порядку представления отчетности;
- требование от застройщика возврата неиспользованных средств, при невыполнении застройщиком работ, предусмотренных Соглашением о передаче полномочий с целью возврата в федеральный бюджет;
- закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд на выполнение работ, в соответствии с Законом от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», связанных с реализацией направления расходов по соответствующим мероприятиям федеральной целевой программы;
- осуществление в установленном порядке авансирования подрядных работ, если это предусмотрено государственным контрактом;
- осуществление контроля за соблюдением сроков выполнения подрядчиками строительных и иных работ и их качеством;
- обеспечение надлежащего ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, составления и предоставления достоверной годовой, квартальной и ежемесячной бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- представление бухгалтерской (бюджетной) отчетности Учредителю как получателю средств федерального бюджета в порядке, установленном нормативными правовыми актами;
- представление дополнительной информации о ходе выполнения работ, связанных с реализацией направления расходов по мероприятиям федеральной целевой программы;
- своевременное предъявление подрядным организациям, поставщикам и другим организациям претензий за невыполнение и ненадлежащее выполнение договорных обязательств;
- предъявление исков в суды за невыполнение и ненадлежащее выполнение подрядными организациями, поставщиками и другими организациями договорных обязательств;
- проведение проверок обоснованности цен, а также сведений, содержащихся в документах, предъявленных подрядными организациями, поставщиками и другими организациями к оплате за выполненные ими работы, поставленную продукцию и другие произведенные затраты;
- обеспечение ввода в эксплуатацию объектов после завершения работ, связанных с реализацией направления расходов.
Обратите внимание, что типовая форма Соглашения о передаче полномочий предусматривает возможность внесения информации об иных условиях по заключаемому Соглашению о передаче полномочий.
Справочно.
Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок регулируются Законом от 6 апреля 2011 г. № 63‑ФЗ «Об электронной подписи».
План финансово-хозяйственной деятельности
Одним из основных документов, на основании которого осуществляется финансово-хозяйственная деятельность бюджетного (автономного) учреждения, является План ФХД.
Формирование и утверждение Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения осуществляется в порядке, установленном органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении государственного (муниципального) бюджетного и автономного учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.
Поскольку проект Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения формируется в процессе составления проекта бюджета соответствующего уровня на очередной финансовый год, он должен содержать информацию, представленную Учредителем, о планируемых объемах бюджетных инвестиций.
Согласно приказу Минфина России от 24 сентября 2015 г. № 140н объем бюджетных инвестиций (в части переданных полномочий) государственного (муниципального) заказчика в соответствии с Бюджетным кодексом отражается в Плане ФХД справочно.
Таким образом, структура сформированного Плана ФХД предусматривает отражение информации о планируемом движении денежных средств согласно заключенному Соглашению о передаче полномочий и позволяет в соответствии с Бюджетным кодексом обособленно отражать объем бюджетных инвестиций (в части переданных полномочий государственного (муниципального) заказчика).
Справочно.
При передаче бюджетному (автономному) учреждению полномочий государственного заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций учреждение действует от имени соответствующего получателя бюджетных средств. Объем бюджетных инвестиций не формирует доходы бюджетного (автономного) учреждения.
Бухгалтерский (бюджетный) учет
Операции, связанные со строительством (реконструкцией, в том числе с элементами реставрации, техническим перевооружением) и (или) приобретением объекта в рамках переданных учреждениям полномочий, подлежат отражению такими учреждениями от имени органа власти (главного распорядителя бюджетных средств, Учредителя), с которым учреждением заключено Соглашение о передаче полномочий, в бюджетном учете в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н.
Порядок учета полученных денежных средств в рамках переданных полномочий и расходов по указанному источнику финансового обеспечения необходимо закрепить в положениях сформированной учетной политики учреждения.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, расходы бюджетов бюджетной системы по заключаемым вне рамок государственного оборонного заказа государственным (муниципальным) контрактам на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, на монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимися объектами работы, а также на иные расходы из состава затрат, предусмотренных сметными стоимостями строительства, отражаются по элементу вида расходов 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности».
Код вида расходов 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности» применяется в увязке:
- со статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ в части расходов на оплату контрактов на строительство, в том числе расходов на приобретение мебели, инвентаря и оборудования, стоимость которых включена в сводный сметный расчет строительства, в пределах утвержденных бюджетных ассигнований;
- с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ в части оплаты проектно-изыскательских работ для строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов, включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства (реконструкции, технического перевооружения) объекта;
- со статьей 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов» КОСГУ (в части выкупа изымаемых для государственных (муниципальных) нужд земельных участков под строительство);
- с соответствующей статьей, подстатьей КОСГУ (в части иных расходов, предусмотренных сводным сметным расчетом).
Согласно существенным требованиям, необходимым к соблюдению органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами местной администрации, органами управления государственных внебюджетных фондов, а также наиболее значимыми учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, указанными в ведомственной структуре расходов бюджета, отнесение расходов на бюджетные инвестиции осуществляется по соответствующим разделам и подразделам в соответствии с отраслевой принадлежностью.
Справочно.
Главная книга, бухгалтерские регистры, формируемые учреждением от имени Учредителя, передавшего полномочия, ведутся обособленно.
Таким образом, расходы на строительство (реконструкцию) различных сооружений (зданий) подлежат отражению по соответствующим разделам и подразделам в соответствии с отраслевой принадлежностью. Например, расходы на реконструкцию объектов коммунального назначения (котельная, инженерные сети), находящихся в оперативном управлении учреждений образования, здравоохранения, культуры, следует учитывать по соответствующему подразделу разделов 0700 «Образование», 0900 «Здравоохранение», 0800 «Культура, кинематография», в рамках которого отражаются расходы учреждения на оказание соответствующих услуг (наибольший объем услуг, в случае если учреждение оказывает несколько видов услуг, расходы на которые отражаются по различным разделам и подразделам классификации расходов бюджетов) (письмо Минфина России от 27 декабря 2016 г. № 02-05-11/78338).
ПРИМЕР
Федеральному бюджетному учреждению «ФГБУ» переданы полномочия органа власти, осуществляющего в отношении указанного учреждения функции и полномочия учредителя, на строительство железнодорожного моста.
В связи с чем «ФГБУ» доведены лимиты бюджетных обязательств на цель осуществления бюджетных инвестиций в объект капитального строительства «Железнодорожный мост».
Бухгалтер сделает следующие
записи:
Дебет 1 501 15 310
«Полученные лимиты бюджетных обязательств по увеличению стоимости основных средств»
Кредит 1 501 13 310
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по увеличению стоимости основных средств»
— доведены лимиты бюджетных обязательств;
Дебет 1 501 13 310
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по увеличению стоимости основных средств»
Кредит 1 502 11 310
«Принятые обязательства по увеличению стоимости основных средств»
— принятие обязательств в сумме заключенного государственного контракта;
Дебет 1 106 11 310
«Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения»
Кредит 1 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— осуществлены вложения «ФГБУ» в объект капитального строительства «Железнодорожный мост»;
Дебет 1 502 11 310
«Принятые обязательства по увеличению стоимости основных средств»
Кредит 1 502 12 310
«Принятые денежные обязательства по увеличению стоимости основных средств»
— принятие денежных обязательств в сумме расчетов с контрагентом;
Дебет 1 302 31 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 1 304 05 310
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению основных средств»
— расчеты с контрагентом по факту исполнения государственного контракта.
При закреплении за учреждением вновь выстроенного объекта капитального строительства на праве оперативного управления сформированные вложения в объект передаются Учредителю на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833), Извещения (ф. 0504805) с приложением копий документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку, заверенных в установленном порядке.
Кроме указанных документов учреждению, осуществившему капитальные вложения по переданным полномочиям, необходимо передать Учредителю копии Главной книги, бухгалтерских регистров, сформированных учреждением от имени Учредителя, также заверенные в установленном порядке.
Операция по передаче объемов сформированных вложений по завершенному строительству отражается в бюджетном учете учреждения бухгалтерской записью (п. 11.1.4 письма Минфина России № 02-02-005/58618, Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-897 от 31 декабря 2013 г.; п. 7.2 разд. I.1 приложения к указанному письму):
Дебет 1 215 33 530
«Увеличение вложений в государственные (муниципальные) учреждения»
Кредит 1 106 11 410
«Уменьшение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения».
Внимание!
Соглашения, содержащие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента России и Правительства России тайну, формируются и подписываются сторонами в форме бумажного документа.