Открываем учебный центр
Право на свободную конкуренцию может быть реализовано посредством развития уставной деятельности. Открытие нового подразделения — дело хлопотное. Рассмотрим, как подготовиться к этому событию.
С. Н. ИВАНЦОВА, консультант
Организация процесса планирования и бюджетирования финансово-хозяйственной деятельности бюджетных (автономных) учреждений основывается на принципах оптимизации расходов по источнику финансового обеспечения субсидии на выполнение государственного задания и развития приносящей доход деятельности. При этом формирование плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения базируется на годовом плане работ учреждения (подразделения), который, в свою очередь, отражает все направления деятельности.
План работ учреждения может предусматривать организационные изменения, включая структурную реорганизацию путем создания нового структурного подразделения и возможного перераспределения должностных обязанностей работников.
Управленческое решение
Принятие управленческого решения о создании учебного центра обусловлено целями и задачами бюджетного (автономного) учреждения, его уставной деятельностью. В рамках управленческого учета создание структурного подразделения необходимо увязать с нормативом штатной численности и фондом оплаты труда.
Решение о создании учебного центра может исходить от бюджетного (автономного) учреждения либо от органа, осуществляющего в отношении бюджетного (автономного) учреждения функции и полномочия учредителя (далее — учредитель), с целью необходимости повышения компетенций работников в соответствующей сфере деятельности, доведения информации, методического обеспечения (включая доведение нормативных правовых актов подведомственным структурным подразделениям), а также расширения приносящей доход деятельности.
Учебные центры в части повышения квалификации работников различных сфер деятельности открыты в учреждениях различных областей экономики — здравоохранения, авиации, энергетики, МЧС и других.
Целью повышения квалификации, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения для работника является приобретение им определенной компетенции (квалификации).
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Законом от 29 декабря 2012 г. № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273‑ФЗ).
Требования
Согласно пункту 2 статьи 76 Закона № 273‑ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Создание учебного центра как образовательного процесса следует целям усиления учебной и научной работы, привлечения к преподаванию специалистов, обладающих достаточным практическим опытом по направлению профессиональной деятельности, проведения совместных научных исследований и внедрения результатов научной, исследовательской работы в производство.
Учебный центр может быть создан при соблюдении следующих условий:
- наличие указанной деятельности в уставных документах;
- наличие материально-технической базы, необходимой для достижения намеченных целей (соответствующее оборудование классов);
- наличие лицензии;
- компетентный штат работников (включая привлеченных по договорам гражданско-правового характера с подтверждением соответствующей профессиональной подготовки);
- обеспечение пожарной безопасности классов, их соответствие требованиям пожарной безопасности;
- наличие калькуляции — обоснования конкретных курсовых программ. Применение программы скидок за обучающие курсы;
- учебный план работ. Обеспечение проведения практических занятий (лабораторных занятий) с целью развития компетенций обучающихся. Методы оценки полученных знаний (экзамен, тестирование). Заключение соглашения на обработку персональных данных обучающегося;
- создание безопасных условий обучения, обеспечение жизнедеятельности курсантов. Применение соответствующего санитарно-эпидемиологического нормирования (СанПин).
Согласно пункту 1 статьи 102 Закона № 273‑ФЗ образовательные организации должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности.
Кроме того, учебные классы должны отвечать следующим требованиям:
- обеспечивать размещение всех обучаемых групп;
- соответствовать современным требованиям оснащенности электронно-вычислительной техникой и достижениям научно-технического прогресса;
- обеспечивать объективный контроль приобретаемых знаний и практических навыков.
Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (п. 9 ст. 2 Закона № 273‑ФЗ).
Документальное оформление
Идеальные условия для создания нового структурного подразделения «Учебный центр» — начало нового финансового года, когда утверждены планы, осуществляется финансирование с учетом нововведений, открыт новый налоговый период.
Но в жизни, как правило, возможная ситуация возникает в течение календарного года. Какие документы необходимо подготовить (оформить) в этом случае, давайте разбираться.
Документальное оформление включает:
- управленческое обоснование необходимости введения (создания) нового структурного подразделения с целью исключения дублирования функций отделов и обязанностей отдельных работников, четкого разграничения полномочий;
- план работ по созданию структурного подразделения (дорожная карта) с указанием ответственных работников по каждому направлению. Например, отдел кадров (управление персоналом) — в части оформления кадровых документов, финансовые структурные подразделения — в части финансовых обоснований, подготовки проектов внесения изменений в финансовые документы и т. д.;
- внесение изменений в план работ учреждения;
- внесение изменений в сформированную учетную политику учреждения. Необходимо приложить обоснование о внесении изменений в учетную политику:
- финансово-экономическое обоснование вносимых изменений;
- справка о материально-техническом обеспечении;
- согласование с учредителем (в отдельных случаях);
- приказ (распоряжение) о создании структурного подразделения;
- внесение изменений в план ФХД с соответствующими корректировками (перераспределениями) показателей;
- внесение изменений в штатное расписание, штатную расстановку;
- формирование положения об учебном центре, описание функций;
- формирование должностных инструкций работников нового структурного подразделения, права и обязанности;
- перечень образовательных программ (учебно-методическое обеспечение), которые предполагаются к реализации. План проведения обучения по дополнительным образовательным программам повышения квалификации (профессиональная переподготовка), план проведения семинаров/вебинаров;
- в случае перевода работников — дополнительные соглашения к трудовому договору (запись в трудовой книжке);
- регламент взаимодействия с другими структурными подразделениями учреждения с учетом информационных и документальных потоков.
Согласно пункту 13 статьи 76 Закона № 273‑ФЗ формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке. При этом образцы документов о квалификации самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (п. 3 ст. 60 Закона № 273‑ФЗ).
Требования к организационно-распорядительным документам, относящимся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации, утверждены постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. №
ПРИМЕР 1
Бюджетное учреждение «Федеральный центр», соблюдая все необходимые нормы законодательства, приобрело оборудование (оснащение учебного класса: компьютер, проектор, микрофон и т. д.) по источнику финансового обеспечения «5» — субсидии на иные цели. Приобретаемое имущество предполагает детализацию как ОЦДИ с его использованием для выполнения государственного задания.
Соответствующие изменения в показатели плана ФХД внесены.
Бухгалтер сделает следующие записи:
Дебет 5 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»
Кредит 5 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— начисление вложений на приобретение оборудования (ОЦДИ);
Дебет 5 302 31 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 5 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечисление денежных средств контрагенту с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств»;
Дебет 5 304 06 830
«Уменьшение расчетов с прочими кредиторами»
Кредит 5 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения».
Одновременно:
Дебет 4 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»
Кредит 4 304 06 730
«Увеличение расчетов с прочими кредиторами»
— перевод вложений с КВФО «5» на КВФО «4»;
Дебет 4 101 24 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»
— принятие к учету объектов в составе ОЦДИ;
Дебет 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 0 210 06 660
«Уменьшение расчетов с учредителем»
— сформирован показатель расчетов в объеме прав по распоряжению имуществом с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, согласно реестру ОЦДИ.
Планирование
Требования к плану ФХД утверждены приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н (далее — Требования).
Согласно Требованиям изменения в план ФХД вносятся в том числе в случае корректировки плановых показателей, не связанных с принятием закона (решения) о бюджете (при наличии соответствующих обоснований и расчетов на величину измененных показателей).
Согласно пункту 19 Требований в целях внесения изменений в план ФХД составляется новый план, показатели которого не должны вступать в противоречие в части кассовых операций по выплатам, проведенным до внесения в него изменений по соответствующим источникам финансового обеспечения, а также с показателями планов закупок.
Источником финансового обеспечения функционирования учебного центра могут быть средства:
- субсидии на выполнение государственного задания;
- субсидии на иные цели (например, для приобретения имущества);
- от приносящей доход деятельности.
План ФХД государственного (муниципального) бюджетного учреждения (план с учетом изменений) утверждается руководителем государственного (муниципального) бюджетного учреждения, если иное не установлено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п. 22 Требований).
Необходимо учитывать, что учредителем может быть принято решение о периодичности внесения изменений в план ФХД (например, один раз в квартал, в полугодие).
Кроме того, показатели плана ФХД не должны вступать в противоречие с показателями отчетных форм, установленных Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н.
Обратите внимание, что при наличии государственного задания в части функций учебного центра бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом. (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7‑ФЗ).
Справочно.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (ст. 298 ГК РФ).
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов России в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Закона № 273‑ФЗ, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных Законом № 273‑ФЗ особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей (п. 2 ст. 99 Закона № 273‑ФЗ).
Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента России, Правительства России, органов государственной власти субъектов России, органов местного самоуправления.
Целью планирования себестоимости каждой из программ обучающего курса является экономически обоснованное определение величины этих затрат, необходимой в планируемом периоде для реализации продуктовой линейки работ, услуг. При формировании себестоимости программы обучающего курса необходимо учитывать прямые и накладные затраты учреждения.
Учреждение организует учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей), по способу включения в себестоимость (прямые и накладные), по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования и т. д.) (п. 134 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н).
Выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется учреждением самостоятельно или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур.
Кроме того, бюджетные (автономные) учреждения могут использовать Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях, утвержденные Госпланом СССР, Госкомцен СССР, Минфином СССР, ЦСУ СССР 20 июля 1970 г., в части, не противоречащей действующему законодательству.
Для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг применяется счет 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».
Формирование себестоимости продукта складывается из следующих этапов:
- принятие к учету прямых затрат по объектам калькуляции;
- принятие к учету накладных расходов;
- распределение накладных расходов согласно сформированной учетной политике;
- принятие к учету общехозяйственных расходов;
- распределение общехозяйственных расходов.
ПРИМЕР 2
Бюджетным учреждением разработана программа повышения квалификации в рамках курсов повышения квалификации согласно лицензии на образовательную деятельность.
Стоимость на одного слушателя составила 19 500 рублей.
Государственное задание на указанный курс профессиональной подготовки определено на 150 человек.
Рассмотрим пример калькуляции затрат программы (см. таблицу).
Штатное расписание
Как правило, создание нового внутреннего структурного подразделения предполагает простую схему внутренней структуры с указанием штатных единиц.
Структуру учреждения отражает Штатное расписание (ф. Т-3), которое содержит перечень структурных подразделений; наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации; сведения о количестве штатных единиц; рублевое исчисление месячной заработной платы по тарифной ставке (окладу), тарифной сетке, проценту от выручки, доле или проценту от прибыли, коэффициенту трудового участия (КТУ), коэффициенту распределения и пр. в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации в соответствии с действующим законодательством, коллективными договорами, трудовыми договорами, соглашениями и локальными нормативными актами организации.
В соответствии с приказом (распоряжением) руководителя учреждения, основанным на уставной деятельности, в связи с созданием нового структурного подразделения в штатное расписание вносятся изменения. При этом формой нового структурного подразделения может быть:
- филиал;
- представительство;
- иное обособленное структурное подразделение;
- внутреннее структурное подразделение.
Перевод. Перемещение
Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ).
В связи с созданием нового структурного подразделения возможен перевод работников из одного структурного подразделения в другое.
Перевод на другую работу — постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает сотрудник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем.
Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных статьей 72.2 Трудового кодекса (ст. 72.1 ТК РФ).
Таблица
Калькуляция затрат на проведение обучающего курса
дополнительной профессиональной программы повышения
квалификации «Система менеджмента качества лаборатории»
Стоимость на одного обучающегося
Количество часов — 32 часа
Форма обучения — очная
Даты проведения: 21.05.2018 — 24.05.2018
Сроки проведения очной части: 21.05.2018 — 24.05.2018
№ п/п |
Наименование показателя |
Сумма, руб. |
1 |
2 |
3 |
1 |
Оплата труда, всего |
3 780,00 |
2 |
в т. ч. расходы на оплату труда преподавателей |
2 100,00 |
3 |
расходы на оплату труда АУП |
1 050,00 |
4 |
отчисления в резервный фонд (отпуск) (20 %) |
630,00 |
5 |
Начисления на оплату труда |
1 134,00 |
6 |
Оплата работ, услуг, всего |
9 500,00 |
7 |
в т. ч. коммунальные услуги |
2 500,00 |
8 |
вывоз ТБО |
900,00 |
9 |
услуги связи |
1 500,00 |
10 |
услуги по содержанию имущества |
4 200,00 |
11 |
прочие услуги (изготовление свидетельства) |
400,00 |
12 |
Материальные запасы |
5 086,00 |
13 |
Итого |
19 500,00 |
Исполнитель _____________________________ должность, Ф. И. О.
Подпись
Справочно.
Изменение учетной политики может производиться при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта (подп. 3, п. 6, ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ).