Полиграфическая деятельность
Статус учреждения, функциональная принадлежность и уставные документы определяют виды деятельности учреждений государственного сектора экономики. Одним из них является полиграфическая деятельность.
С. Н. ИВАНЦОВА, консультант
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК
- издание такой печатной продукции, как газеты, книги, периодические издания, бланки, поздравительные открытки и прочие материалы;
- вспомогательную деятельность, такую как переплетное дело, изготовление печатных форм и обработка изображений и другие. Печать может быть выполнена с использованием различных технологий и на различных материалах.
Полиграфическая деятельность учреждения государственного сектора экономики может быть осуществлена как в рамках выполнения государственного задания, так и в рамках приносящей доход деятельности (сопутствующая деятельность).
Правоотношения, касающиеся средств массовой информации, регулируются Законом от 27 декабря 1991 г. №
Справочно.
Учреждения, выпускающие издания, имеющие постоянное наименование (название), текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год, должны зарегистрировать их как средство массовой информации (журналы, газеты, иные периодические издания, сетевые издания, размещаемые в сети интернет).
Нормативно-правовая база
Начало осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, включая полиграфическую, носит уведомительный характер.
Так, постановлением Правительства России от 16 июля 2009 г. № 584 утверждены Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений. Издательская и полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области включены в перечень нормативных актов, соблюдение положений которых проверяется в рамках государственного надзора в области защиты прав потребителей.
При выпуске отдельной полиграфической продукции с элементами защиты (с применением полиграфических, голографических, информационных, микропроцессорных и иных способов защиты полиграфической продукции, предотвращающих подделку этой продукции) необходимо руководствоваться Положением о лицензировании деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, утвержденным постановлением Правительства России от 24 сентября 2012 г. № 965.
В отношении нормативов затрат времени на те или иные процессы (операции), выполняемые работниками, необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми документами:
- усредненные нормы временных затрат на те или иные операции, выполняемые работниками, занятыми в полиграфической деятельности, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций от 12 мая 2000 г. № 104 «Об утверждении норм времени и выработки на набор, правку и верстку газет на персональном компьютере»;
- межотраслевые нормы времени и выработки на процессы полиграфического производства, утвержденные постановлением Минтруда России от 22 июля 1996 г. № 46 и согласованные с Российским комитетом профсоюза работников культуры;
- межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по копированию и оперативному размножению документов, утвержденные постановлением Минтруда СССР от 14 ноября 1991 г. № 80.
Источники финансового обеспечения
Код вида деятельности, включая полиграфическую, определяется в зависимости от функционала, в соответствии с которым учреждение выполняет поставленную задачу (уставная деятельность). Цикл выпуска полиграфической продукции может включать полную загрузку (собственными силами) либо частичную (согласно заключенному договору (государственному контракту) со сторонними организациями, физическими лицами).
Казенное учреждение осуществляет издательскую деятельность за счет средств соответствующего бюджета — на основании бюджетной сметы доходов/расходов, а бюджетное (автономное) учреждение — на основании плана ФХД за счет разных источников.
Выполнение государственного задания
В рамках выполнения государственного задания учреждение государственного сектора экономики может выпускать периодические печатные издания, внутриведомственную методическую литературу (доклады, справочники, нормативы и др.), внутрифирменные ежедневники, блокноты с соответствующими логотипами и т. п.
Под периодическим печатным изданием понимаются газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год (ст. 2 Закона №
Субсидия на иную цель
Из бюджетов бюджетной системы России могут предоставляться субсидии бюджетным (автономным) учреждениям на иные цели (п. 1 ст. 78.1 БК РФ), которые носят непостоянный (разовый) характер (например, выпуск печатной формы доклада). В указанном случае важно понимать необходимость включения в договор (государственный контракт) условия о возможности изменения по соглашению сторон размера и (или) сроков оплаты и (или) объема товаров, работ, услуг в случае уменьшения получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии (п. 5 ст. 78.1 БК РФ).
Осуществление приносящей доход деятельности
Выполнение типографских работ, услуг может осуществляться структурным подразделением учреждения за плату.
Обратите внимание, что бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых условиях при оказании одних и тех же услуг.
В вопросах планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), связанных с издательской деятельностью, возможно использовать Методические рекомендации по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности Министерства по делам печати, телерадиовещания и средствам массовых коммуникаций от 25 ноября 2002 г. (далее — Методические рекомендации) в части, не противоречащей нормативному правовому регулированию для учреждений государственного сектора экономики.
Согласно пункту 1.5 Методических рекомендаций себестоимость издательской продукции (работ, услуг) — это выраженные в денежной форме затраты на выпуск и продажу издательской продукции, завершенные работы, оказанные услуги. Затраты на выпуск издания, включающие расходы на издательскую подготовку и полиграфические работы, образуют производственную себестоимость (себестоимость выпуска); производственная себестоимость и затраты на продажу образуют полную себестоимость; затраты на выпуск издания и его продажу, включающие только переменные расходы, образуют неполную себестоимость.
Бухгалтерский (бюджетный) учет
Общие подходы к организации бухгалтерского (бюджетного) учета в учреждениях определены Инструкцией № 157н, в соответствии с которой формирование себестоимости результата полиграфической деятельности (полученного готового продукта) осуществляется с применением счета 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».
Принятие к бухгалтерскому учету готовой продукции осуществляется на дату выпуска продукции на основании первичного учетного документа по фактической или плановой (нормативно-плановой) стоимости.
Для учета затрат, формирующих себестоимость готового продукта, целесообразно выделить экономические элементы:
- затраты на оплату труда и начисления на оплату труда;
- материальные затраты;
- начисленная амортизация используемого оборудования;
- иные затраты.
Кроме того, аналитика учета затрат включает прямые и косвенные (общехозяйственные) расходы. Особенности учета распределения расходов и готовой продукции необходимо отразить в сформированной учетной политике учреждения в соответствующем разделе.
При отпуске материалов в производство и ином выбытии способ их оценки также отражается в соответствующем разделе учетной политики (учет материальных запасов):
- по фактической стоимости;
- по средней стоимости;
- с применением методов ЛИФО, ФИФО.
Целью планирования себестоимости по каждому виду продукта является экономически обоснованное определение величины затрат, необходимых в планируемом периоде для реализации продуктовой линейки работ, услуг[1].
ПРИМЕР 1
Бюджетное учреждение здравоохранения в рамках приносящей доход деятельности (полиграфической) выпускает ведомственную нормативную правовую литературу (брошюры). Учет готовой продукции будет оформлен следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 2 105 37 340
«Увеличение стоимости готовой продукции — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 109 ХХ 200
«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»
— принята к учету готовая продукция;
Дебет 2 401 10 131
«Доходы от оказания платных услуг (работ)»
Кредит 2 105 37 440
«Уменьшение стоимости готовой продукции — иного движимого имущества учреждения»
— списана готовая продукция в результате ее реализации;
Дебет 2 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг (работ)»
Кредит 2 401 10 131
«Доходы от оказания платных услуг (работ)»
— начислены доходы от реализации брошюр;
Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг (работ)»
— поступление выручки на лицевой счет учреждения с одновременным отражением увеличения забалансового счета 17 «Поступления денежных средств».
Прогнозный баланс
Составляем
Прогнозный баланс как один из методов планирования (структуры управленческого учета) представляет собой предполагаемые обороты активов и обязательств на прогнозируемый период с целью контроля финансовой устойчивости. В терминологии государственного сектора экономики — бюджетирование процессов финансово-хозяйственной деятельности (обеспечение сбалансированности плановых доходов и расходов).
Прогнозный баланс формируется в рамках управленческого учета и включает активы и обязательства с детальной расшифровкой по указанным показателям. При наличии различных источников финансового обеспечения прогнозный баланс по полиграфической деятельности составляется финансовым работником по каждому виду источника.
Процесс прогнозирования результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждения осуществляется с целью:
- оценки экономических и финансовых перспектив;
- оценки предполагаемого финансового состояния на планируемый период в зависимости от состояния финансирования;
- формирования с учетом полученных данных финансового анализа обосновывающих выводов и рекомендаций для принятия решений руководством учреждения.
Например, оценка предполагаемого финансового состояния на планируемый период в зависимости от состояния финансирования полиграфической деятельности дает возможность распределить (перераспределить) финансовые потоки по источникам ее финансирования. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания в части полиграфической деятельности осуществляется с периодичностью, подписанной сторонами соглашения. Вместе с тем необходимо учитывать периодичность поступления денежных средств от полиграфической деятельности по приносящей доход деятельности на лицевые счета учреждений.
Одним из показателей прогнозного баланса является показатель «Баланс на конец отчетного (заданного) периода».
Расчет показателя «Баланс на конец отчетного (заданного) периода» осуществляется согласно формуле:
Бост = Бостнп + Пп — Пр,
где:
Бост — балансовый остаток на начало периода;
Пп — планируемый приход;
Пр — планируемый расход.
При этом балансовый остаток на начало периода является фактической величиной, иные показатели — планируемые.
В процессе бюджетирования (составления прогнозного баланса) планируемые операции финансово-хозяйственной деятельности учитываются по аналогии с бухгалтерским учетом. Например, показатель увеличения стоимости материальных запасов будет в увязке с показателем увеличения обязательств (принятых, денежных).
Кроме того, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
1. Подготовка исходных данных (вступительный баланс) на начало планового периода.
2. Формирование операционных планов структурных подразделений, отражающих финансово-хозяйственную операцию.
3. Формирование основной структуры прогнозного баланса (статей) первого уровня (например, «Нефинансовые активы», «Финансовые активы»).
4. Формирование второго уровня основной структуры прогнозного баланса (статей) (например, «Основные средства», «Нематериальные активы», «Денежные средства учреждения»).
5. Отражение взаимозависимых показателей.
Подготовка прогнозного баланса базируется на плане работ учреждения и отражает необходимые объемы производства (реализацию готовой продукции, предоставление услуг полиграфической деятельности).
Как правило, прогнозный баланс составляется в агрегированном виде, по укрупненным показателям. Обращаем внимание, что прогнозный баланс, как и бухгалтерский, должен иметь равенство сумм актива и обязательств.
Обоснованный расчет плановых показателей (с учетом возможных изменений финансового обеспечения) при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности позволяет максимально точно сформировать финансовую перспективу развития учреждения государственного сектора.
ПРИМЕР 2
Долгосрочный план развития ФБУ «Крона» предусматривает оснащение материально-техническими средствами (плановое приобретение полиграфического оборудования). Учреждением использован простейший способ прогнозирования по среднему темпу роста с учетом финансового обеспечения по КВФО 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)».
Выписка из прогнозного баланса учреждения представлена в таблице 1.
Таблица 1
Выписка из прогнозного баланса на 2018 год ФБУ «Крона», тыс. руб.
№ п/п |
Наименование |
01.01.2015 |
Индекс роста |
01.01.2016 |
Индекс роста |
01.01.2017 |
Средний Индекс роста |
Прогноз на 01.01.2018 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Актив. Нефинансовые активы |
|||||||
1.1 |
Основные средства |
85 325 |
1,1 |
93 858 |
1,4 |
131 401 |
1,25 |
164 251 |
1.1.1 |
особо ценное движимое имущество учреждения |
54 062 |
1,3 |
70 281 |
1,5 |
105 422 |
1,4 |
147 591 |
Полученный показатель увеличения ОЦДИ на 42 169 тыс. рублей по сравнению с прошлым годом (147 591 — 105 422) позволит учреждению своевременно использовать данные при формировании плана ФХД, плана закупок. Однако увеличение показателя ОЦДИ возможно в случае стабильного получения дохода по приносящей доход деятельности.
Одним из примеров применения метода прогнозного баланса является формирование комплексных обоснований бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционного проекта (мероприятия) по форме «Комплексные обоснования бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционного проекта (мероприятия)» (ОКУД 0505505).
Вместе с тем, формируя прогнозный баланс, финансовому работнику необходимо учитывать поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала основных средств.
Согласно пункту 38 СГС «Концептуальные основы» поступления денежных средств или их эквивалентов субъекту учета либо в ходе выполнения субъектом учета бюджетных полномочий при исполнении бюджета в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, возникающие при использовании актива самостоятельно либо совместно с другими активами, признаются для целей бухгалтерского учета будущими экономическими выгодами, заключенными в активе.
ПРИМЕР 3
Бюджетное учреждение в рамках управленческого учета планирует получение денежных средств от сдачи полиграфического имущества (ризограф) в аренду с согласия собственника сроком на один год.
Бухгалтер с учетом признания предстоящих доходов от предоставления права пользования активом в сумме арендных платежей за весь срок пользования объектом учета аренды сделает следующие записи:
Дебет 2 205 21 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операционной аренды»
Кредит 2 401 40 121
«Доходы будущих периодов от операционной аренды»
— расчеты по доходам от собственности в размере сумм годовых платежей с одновременным отражением увеличения показателя на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)»;
Дебет 2 401 40 121
«Доходы будущих периодов от операционной аренды»
Кредит 2 401 10 121
«Доходы от операционной аренды»
— расчеты по доходам от собственности в сумме ежемесячных платежей.
Кроме того, бухгалтер вправе предъявить арендатору (пользователю) суммы расходов на содержание переданного по операционной аренде имущества для возмещения платежей. Например, расходы на электроэнергию и техническое обслуживание.
Бухгалтерские записи будут следующими:
Дебет 2 401 20 223, 2 401 20 226
«Расходы на коммунальные услуги», «Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 2 302 23 730, 2 302 25 730
«Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам», «Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества».
Анализируем
По факту составления прогнозного баланса необходимо провести анализ его показателей по каждому виду финансового обеспечения. В ходе анализа следует изучить и дать оценку:
- изменениям актива (причинно-следственной связи);
- обязательствам (краткосрочным, долгосрочным обязательствам);
- оптимальному соотношению дебиторской и кредиторской задолженностей;
- соотношениям источников финансового обеспечения, их сбалансированности.
В заключение анализа прогнозного баланса должны быть предложены мероприятия по получению финансовых ресурсов (периодичность финансирования в части обеспечения смет доходов/расходов казенного учреждения, субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, приносящей доход деятельности бюджетного (автономного) учреждения), направлению денежных потоков (срокам проведения платежей (закупок)).
Из сложившейся практики делового оборота оценка положительного прогнозного баланса дается в случае увеличения актива баланса в части основных средств, материальных запасов (расширение материально-технической базы учреждения), а в разделе «Обязательства» — наличие сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения (бухгалтерский счет 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов»), доходов будущих периодов (бухгалтерский счет 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов»). Например, резкий рост кредиторской задолженности может увеличить нагрузку на финансовый ресурс, дать дисбаланс принятым обязательствам (по заработной плате).
Оценка отрицательного значения прогнозного баланса характеризуется ростом дебиторской задолженности со сроком погашения более года (отчетного периода), наличием (увеличением) убытка от приносящей доход деятельности.
Для сравнения показателей в прогнозном балансе текущего финансового года с показателями прошлых лет необходимо привести прогнозный баланс прошлого отчетного периода к соответствию текущему отчетному периоду, а именно — исключить те показатели, которые были единовременными и (или) нехарактерными. В таком случае прогнозный баланс может быть приближен к объективной оценке.
Целесообразно проводить такой анализ за предыдущие
Налогообложение. НДС
Бюджетные (автономные) учреждения являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) согласно нормам Налогового кодекса. При этом следует соблюдать пропорции, установленные пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса («правило пяти процентов»).
Так, суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), — по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
Справочно.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7‑ФЗ).
Ответственность
Учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространяемых сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства о средствах массовой информации (ст. 56 Закона №
Перечень случаев, при возникновении которых возможно освобождение от ответственности, отражен в пункте 57 Закона №
Результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий предоставляется правовая охрана (ст. 1225 ГК РФ).
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом.
Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом (например, статьей 1301), другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации иными, чем правообладатель, лицами без его согласия допускается Гражданским кодексом.
[1] Вопросы формирования себестоимости подробно рассмотрены в статье «Открываем учебный центр». См. журнал «Бюджетный учет» № 5/2018. С.
Справочно.
Срок полезного использования объекта основных средств определяется в том числе исходя из ожидаемого срока получения экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенного в активе, признаваемом объектом основных средств (п. 35 СГС «Основные средства»).