Там, где живет детство
Спят усталые игрушки... А вот бухгалтеру времени на сон, как всегда, не хватает. Вопросы методологии бухгалтерского учета в детских садах связаны со спецификой работы дошкольных учреждений. Рассмотрим вопросы, возникающие как в организациях со стажем, так и в новостройках.
Н. П. Нестеренко, консультант
Оснащение дошкольного учреждения (детского сада) включает комплексное оборудование всем необходимым для комфортного нахождения и развития детей в зависимости от возрастных групп: игрушки, игры, спортивный инвентарь, дидактические материалы, а также инвентарь для бассейна.
Дошкольные учреждения оказывают услуги (могут функционировать) в различных режимах пребывания детей:
- кратковременный (до 5 часов в день);
- сокращенный
(8–10 часов в день); - полный день (12 часов в день);
- круглосуточный.
Нормативная база
Отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования, регулируются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (далее — образовательный стандарт № 1155).
Требования к содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений установлены СанПиН
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы в отношении плавательных бассейнов, гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды установлены СанПиН
Согласно СанПиН
Кроме того, СанПиН
Требования к предметно-развивающей среде дошкольных образовательных учреждений установлены в пункте 3.3 образовательного стандарта № 1155. Развивающая предметно-пространственная среда детского садика должна быть доступной и безопасной, содержательно насыщенной, трансформируемой (возможность активации режима двигательной активности детей в помещении), полифункциональной и вариативной.
Оборудование детских дошкольных учреждений (детских садов) классифицируется по следующим группам:
инженерно-техническому исполнению
- общее (компактная мебель актовых залов, шторы (жалюзи), посуда, хозяйственно-бытовые товары и т. п.);
- новые технологии (конструкторы, цифровые лаборатории, методики дошкольного и начального школьного образования и т. д.);
месту установки
- стационарное;
- передвижное;
использованию в зависимости от времен года
- зима;
- лето;
спектру обучающих игр
- настольные;
- шнуровые;
- логические;
- наборы для опытов;
игровому комплексу
- единичные элементы;
- комплексы;
материалу изготовления
- деревянные;
- пластиковые;
- металлические;
- комбинированные;
возможностям здоровья детей.
Также можно добавить в классификацию критерии отнесения к особо ценному движимому имуществу.
Перечень нормативных правовых документов, рекомендуемых для ознакомления при организации работы по созданию физкультурно-спортивной образовательной среды образовательных организаций и обеспечению ее безопасности, довольно широк. Например, ГОСТ Р
Уровень безопасности
Для снижения уровня травмоопасности детей при оказании услуг детским садиком необходимо выполнять контроль безопасности использования игровых комплексов и бассейнов:
- визуальный. Периодический осмотр на предмет исправности, пригодности к эксплуатации согласно установленному графику (планово-предупредительные осмотры);
- инструментальный. Осмотр с помощью специального оборудования.
Материалы осмотров используют для разработки технического задания конкурсной документации закупочных процедур. При проведении закупочных мероприятий в документацию целесообразно включить требование о сертифицированном оборудовании (соответствие требованиям санитарно-гигиенических норм, охраны жизни и здоровья ребенка, удобство в процессе технической эксплуатации, эстетическая привлекательность в соответствии с возрастом ребенка).
Планово-предупредительные осмотры проводятся согласно утвержденному графику до начала финансового года руководителем учреждения.
Поскольку планирование деятельности и ее финансового обеспечения осуществляется в период формирования проекта бюджета соответствующего уровня на очередной финансовый год, целесообразно формировать план осмотров, результаты которых могут быть использованы при составлении плана закупок.
Результатом проведенных технических осмотров оборудования детского садика является дефектная ведомость, форму которой учреждение разрабатывает самостоятельно в рамках сформированной учетной политики (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете»).
В дефектной ведомости кроме обязательных реквизитов указываются:
- перечень выявленных дефектов;
- характеристика выявленных дефектов;
- перечень работ, необходимых для устранения выявленных дефектов;
- ответственное должностное лицо за проведение ремонтов (исполнитель);
- перечень материалов, работ необходимых для выполнения работ по устранению выявленных дефектов (в том числе в случае принятия решения о ремонтных работах своими силами);
- сроки выполнения работ;
- источник финансового обеспечения;
- заключение комиссии.
При необходимости, определив сметную стоимость требующихся ремонтных работ, бухгалтер может формировать резерв предстоящих расходов (п. 302.1 Инструкции № 157н).
Детский сад под ключ
Инфраструктура района, микрорайона города (поселения и т. д.) включает обеспечение детскими дошкольными учреждениями. После утверждения плана проекта начинается его реализация — стройка или аренда помещения, его ремонт, закупка необходимого оснащения, строительство под ключ.
Согласно терминологии экономического словаря строительство объекта под ключ это выполнение подрядчиком (поставщиком) всех работ, начиная с технико-экономического обоснования и завершая пуском всего объекта. В нашем случае — строительство детского садика (осуществление строительно-монтажных работ), оснащенного необходимой мебелью и инвентарем.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. В данном случае целевое использование бюджетных средств — строительство детского садика со всем необходимым оснащением, коммуникациями, игровыми комплексами, мебелью и т. д.
Обзор проверок надзорными органами выявляет следующую ситуацию: при формировании технического задания объединяются строительные работы по возведению детского садика и поставка товаров (мебель, посуда, игрушки и т. д.), поскольку указанные позиции включены в сводный сметный расчет.
Однако реализация такой задачи непроста — возникают жалобы заявителей конкурсных процедур. Существует арбитражная практика: решение Управления федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 24 августа 2017 г. № Г 841-04/2017, решение Управления федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 7 октября 2015 г. по делу № ЭА-933/2015, решение Управления федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 мая 2014 г. № 03-10.1/195-2014.
Вместе с тем предметом государственного контракта может быть строительство детского садика под ключ — функциональность такой задачи состоит в том, что весь технологический процесс завершится готовностью здания (помещений) к приему маленьких посетителей.
Метод строительства объектов под ключ предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование — выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, — ввод в эксплуатацию) (п. 1.2 Положения об организации строительства объектов под ключ, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 10 ноября 1989 г. № 147 (далее — Положение об организации строительства объектов под ключ)).
Согласно пункту 2 Порядка определения договорных цен при строительстве объектов под ключ приложения к Положению об организации строительства объектов под ключ в договорную цену при строительстве объектов под ключ включаются в том числе:
стоимость строительно-монтажных работ;
стоимость оборудования, мебели, инвентаря.
Кроме того, согласно пункту 3.14 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС
- стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ;
- стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ);
- затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря;
- прочие затраты.
Указанными нормативными правовыми актами, регламентирующими организационно-экономические взаимоотношения между участниками инвестиционного процесса при строительстве под ключ жилых домов и других объектов социальной сферы, возможно руководствоваться в части, не противоречащей действующему законодательству.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 17 Закона от 26 июля 2006 г. № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что основанием для привлечения учреждения к гражданско-правовой ответственности является наличие его вины, следует быть готовым отстаивать свою позицию (изложение предмета договора (государственного контракта)) в суде.
Такой серьезный комплекс работ возможен согласно утвержденной смете (плану ФХД) казенного (бюджетного (автономного)) учреждения.
Закупки могут быть осуществлены в рамках норм Законов № 44‑ФЗ и 223‑ФЗ.
Согласно пункту 16.1 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Правила заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и Положение о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства (предметом контрактов которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства), утверждены постановлением Правительства России от 12 мая 2017 г. № 563.
Бухгалтерский (бюджетный) учет
Принятие к учету объектов основных средств, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, а также выбытие основных средств, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета)), осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) (п. 34 Инструкции № 157н).
Обратите внимание, что объекты основных средств, материальных запасов, не приносящие субъекту учета экономических выгод, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, в частности при прекращении по решению субъекта учета их использования для целей, предусмотренных при их признании (принятии к бухгалтерскому учету), в том числе в связи с полной или частичной утратой потребительских свойств, технического потенциала (физического или морального износа), учитываются на забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета, утвержденного субъектом учета в рамках его учетной политики. Информация о таких объектах нефинансовых активов подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 35 Инструкции № 157н, п. 36 СГС «Концептуальные основы»).
В случае принятия решения комиссией по поступлению и выбытию активов при их признании основными средствами в бухгалтерском (бюджетном) учете необходимо руководствоваться положениями СГС «Основные средства».
Единицей учета основных средств является инвентарный объект. Каждому объекту основных средств присваивается инвентарный номер.
Если объект основного средства является сложным (комплексом конструктивно сочлененных предметов), то есть включает в себя обособленные элементы (конструктивные предметы), составляющие вместе с ним единое целое, то на каждом таком элементе (конструктивном предмете) должен быть обозначен инвентарный номер, присвоенный основному средству (сложному объекту, комплексу конструктивно сочлененных предметов).
Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении.
Что касается объекта учета, созданного под ключ, необходимо руководствоваться установленными критериями (условиями) признания активов в качестве основных средств (обладающими самостоятельными функциями), а также материальных запасов, необходимого для введения объекта в эксплуатацию (установочного комплекта).
Пример 1
По решению комиссии по поступлению и выбытию активов детского дошкольного учреждения ГБУ «Солнышко» признан основным средством игровой комплекс стационарной установки в сумме 65 000 рублей по КВФО «2» в рамках приносящей доход деятельности, включающий:
- игровой комплекс (горка, лестница, домик) — 47 000 рублей, срок полезного использования данных объектов одинаков;
- затраты на подготовку площадки — 10 000 рублей;
- затраты на доставку и разгрузку — 3 000 рублей;
- затраты на установку и монтаж — 5 000 рублей.
Согласно пункту 15 СГС «Основные средства» первоначальная стоимость объекта основных средств включает любые фактические затраты на приобретение, создание объекта основных средств, в том числе на доставку его к месту назначения и приведение в состояние, пригодное для эксплуатации.
Бухгалтер сделает следующие
записи:
Дебет 2 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество»
Кредит 2 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— вложения в игровой комплекс в сумме 65 000 руб.;
Дебет 2 302 31 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— оплата контрагенту в сумме 65 000 руб. с одновременным отражением операции на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств»;
Дебет 2 101 3Х 310
«Увеличение стоимости основных средств — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество»
— принятие к учету игрового комплекса в сумме 65 000 руб.
Согласно пункту 10 СГС «Основные средства» бухгалтер вправе объединить предметы игрового комплекса в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств согласно своей учетной политике.
Обратите внимание, что в соответствии с нормами Указаний № 65н расходы на поставку игрового комплекса, его установку и монтаж, осуществляемые в рамках одного договора (государственного контракта), следует относить на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. Расходы, осуществляемые в рамках разных договоров (государственных контрактов) в части выполнения работ по установке и монтажу, — по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Обесценение активов
Единые требования к порядку выявления признаков обесценения активов, признаков снижения убытка от обесценения активов, классификации и составу таких признаков, требования к порядку признания (восстановления) убытков от обесценения активов в бухгалтерском учете, к реклассификации активов для целей обесценения, а также к информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, установлены СГС «Обесценение активов».
Обесценение актива — это снижение стоимости актива, превышающее плановое (нормальное) снижение его стоимости в связи с владением (использованием) таким активом (нормальным физическим и (или) моральным износом), связанное со снижением ценности актива (п. 5 СГС «Обесценение актива»).
В целях применения СГС «Обесценение актива» необходимо классифицировать актив по внешним и (или) внутренним признакам:
для активов, генерирующих денежные средства, — снижение запланированных результатов движения денежных средств либо значительное увеличение запланированных убытков, возникающих от использования данного актива;
для активов, не генерирующих денежные средства, — сокращение срока полезного использования актива, объема производства, обеспечиваемого активом, по сравнению с тем, что предполагалось первоначально.
Пример 2
Комиссией по принятию и выбытию активов детского сада «Радуга» принято решение, что дальнейшее использование игрового комплекса балансовой стоимостью 150 000 рублей (начисленная амортизация 125 000 рублей) нецелесообразно по причине повреждения актива, снижающего его полезный потенциал (эксплуатация может нанести вред здоровью детей).
Бухгалтер сделает следующие
записи:
Дебет 0 401 20 274
«Убытки от обесценения активов»
Кредит 0 114 3Х 412
«Уменьшение стоимости иного движимого имущества учреждения за счет обесценения»
— отнесение суммы обесценения, равной остаточной стоимости, в сумме 25 000 (150 000 —
— 125 000) руб.;
Дебет 0 104 3Х 411
«Уменьшение стоимости имущества за счет амортизации»
Кредит 0 101 3Х 410
«Уменьшение стоимости основных средств — иного движимого имущества учреждения»
— списание амортизации в сумме 125 000 руб.;
Дебет 0 114 3Х 412
«Уменьшение стоимости иного движимого имущества учреждения за счет обесценения»
Кредит 0 101 3Х 410
«Уменьшение стоимости основных средств — иного движимого имущества учреждения»
— отражена сумма обесценения игрового комплекса 25 000 руб.
Справочно.
Инвентарные номера объектов основных средств, выбывших с балансового учета, объектам основных средств, вновь принятым к бухгалтерскому учету, не присваиваются (п. 9 СГС «Основные средства»).
Операционная эффективность
Усилением государственного финансового контроля является контроль за целевым использованием бюджетных средств. Одним из направлений усиления такого контроля (операционной эффективности) является «Казначейский аккредитив».
Порядок санкционирования операций при казначейском сопровождении целевых средств утвержден приказом Минфина России от 8 декабря 2017 г. № 220н.
При казначейском сопровождении целевых средств условие о казначейском обеспечении обязательств включается в условия соответствующих государственных контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения (п. 10 ст. 5 Закона от 5 декабря 2017 г. № 362‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»).
Порядок осуществления казначейского обеспечения обязательств при казначейском сопровождении целевых средств утвержден приказом Минфина России от 19 декабря 2017 г. № 239н.
Формы казначейского аккредитива и иных документов, применяемых при перечислении сумм авансовых платежей из федерального бюджета в рамках осуществления казначейского сопровождения государственных контрактов (контрактов, договоров), утверждены приказом Казначейства России от 14 июня 2016 г. № 8н.
Пример 3
Детский сад № 2 в рамках исполнения государственного контракта по строительству новых корпусов по переданным полномочиям государственного заказчика использовал казначейское сопровождение.
Бухгалтер сделает следующие
записи[1]:
Дебет 1 501 17 310
«Лимиты бюджетных обязательств»
Кредит 1 502 11 310
«Принятые обязательства»
— принятие бюджетного обязательства в форме казначейского аккредитива;
Дебет 1 401 20 225
«Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»
Кредит 1 302 25 730
«Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
— принятие обязательств по оплате выполненных работ, услуг, поставленной продукции;
Дебет 1 502 11 310
«Принятые обязательства»
Кредит 1 502 12 310
«Принятые денежные обязательства»
— принятие обязательств по оплате исполненного по контракту на сумму, превышающую объем выданного аккредитива;
Дебет 1 302 25 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
Кредит 1 304 05 225
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по работам, услугам по содержанию имущества»
— перечисление средств федерального бюджета исполнителю контракта.
[1] Записи приведены в соответствии с письмом Минфина России от 20 октября 2017 г. № 02-06-10/68702.
Справочно.
Полезный потенциал, заключенный в активе, это его пригодность для использования субъектом учета самостоятельно или совместно с другими активами в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий) в соответствии с целями создания субъекта учета, осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, не обязательно обеспечивая при этом поступление указанному субъекту учета денежных средств (эквивалентов денежных средств) (п. 37 СГС «Концептуальные основы»).