Ценности бесценного труда
Волонтеры — это особые люди, готовые протянуть руку помощи добровольного гражданского участия на благо широкой общественности. Однако оказываемое содействие не означает бесконтрольную форму организации такой работы. Взаимоотношения с волонтером находят отражение в бухгалтерском (бюджетном) учете.
Л. А. ЕМЕЛЬЯНОВА, консультант
В России 2018 год объявлен Годом добровольца (волонтера).
Популярность волонтерского движения в различных сферах (чаще в социальной, спортивной, природоохранной) набирает обороты. Деятельность волонтера открывает расширенные возможности участия в масштабных добровольческих проектах всероссийского, межрегионального и краевого уровней.
Добровольцы (волонтеры) — физические лица, осуществляющие благотворительную добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 Закона от 11 августа 1995 г. № 135‑ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее — Закон № 135‑ФЗ), или в иных общественно полезных целях (ст. 5 Закона № 135‑ФЗ).
Перечень благотворительных работ (услуг), оказываемых добровольцами (волонтерами), закреплен статьями 2, 5 Закона № 135‑ФЗ и является закрытым.
Добровольцами (волонтерами) могут быть граждане России и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность (п. 3.1 ст. 2 Закона от 4 декабря 2007 г. № 329‑ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон № 329‑ФЗ).
Лица, получающие работы (услуги) добровольцев (волонтеров), являются благополучателями.
Требования к кандидатам в волонтеры устанавливаются следующие:
- коммуникативные навыки;
- терпение, устойчивость к стрессам;
- энтузиазм, заинтересованность;
- выносливость, исполнительность;
- обучаемость;
- работоспособность в различных условиях;
- умение работать в команде (опыт работы);
- ограничение по возрасту (минимальный и максимальный);
- иные.
Результатом деятельности волонтеров являются:
- укрепление общественных связей, включая разные поколения;
- оказание помощи нуждающимся;
- содействие добровольческой деятельности;
- развитие созидательной активности молодежи;
- содействие укреплению престижа страны в мире;
- содействие деятельности по охране окружающей среды, памятников истории и культуры;
- реализация личностного потенциала;
- другие.
Организация труда
Взаимоотношения сторон, одной из которых является волонтер, не могут характеризоваться как трудовые (на постоянной основе). Предметом таких отношений является процесс, завершающийся фактом исполнения работ (услуг). Экономическое содержание указанной финансово-хозяйственной операции носит временный характер (срок действия заключенного договора определен сторонами).
Взаимоотношения сторон, одной из которых является волонтер, регулируются положениями Гражданского кодекса и оформляются гражданско-правовым договором безвозмездного выполнения работ (оказания услуг) в письменной форме.
Согласно пункту 2 статьи 423 Гражданского кодекса безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или иными правовыми актами).
Однако условия договора между добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) могут предусматривать обязанность добровольца (волонтера) соблюдать при выполнении им работ и (или) оказании им услуг в рамках деятельности указанной организации иные обязательные требования, предусмотренные внутренними документами указанной организации, а также право добровольческой (волонтерской) организации в одностороннем порядке расторгнуть договор с добровольцем (волонтером) в случае нарушения им таких обязательных требований (ст. 17.1 Закона № 135‑ФЗ).
При заключении учреждением государственного сектора экономики договора гражданско-правового характера на безвозмездной основе целесообразно предусмотреть:
- конкретные цели и задачи;
- критерии оценки результатов труда волонтеров;
- первичный учетный документ, подтверждающий факт предоставления работ (услуг). В рамках сформированной учетной политики учреждения по завершении предоставленной работы (услуги) волонтером учреждение вправе предусмотреть отчет о проделанной работе;
- знание иностранного языка (языков) (для отдельных направлений волонтерской работы).
Поскольку труд волонтеров не подлежит оплате (выплаты заработной платы, вознаграждения), стимулом является не денежное вознаграждение, а немонетарная мотивация. Благотворительность, филантропство — вот основные мотивы людей, занимающихся безвозмездной работой (услугами). При этом волонтеры могут реализовать возможное право получения практического опыта в различных сферах экономики, бесплатного посещения музеев (выставок), экскурсий, концертов, увеличения количества баллов, необходимых при поступлении в высшие учебные заведения России, и т. д.
Самым ярким примером работы волонтеров стал чемпионат мира по футболу 2018 года в России.
В части волонтерской программы Оргкомитета «Россия-2018» организованы волонтерские центры, сформированные на базе конкретного вуза и сертифицированные Оргкомитетом «Россия-2018», с одной из задач привлечения, отбора и обучения волонтеров для Кубка конфедераций и чемпионата мира.
Права и обязанности добровольца (волонтера) закреплены в статье 17.1 Закона № 135‑ФЗ.
Вопросы по организации привлечения волонтеров (использования труда) могут быть закреплены во внутреннем локальном акте учреждения — Положении о волонтерах с указанием:
- ответственного координатора по работе с волонтерами;
- порядка оплаты расходов волонтера;
- порядка предоставления скидок (бонусов) волонтеру (например, в учреждениях культуры и спорта) и т. д.
Кроме того, учреждение вправе утвердить методическое пособие для волонтеров с учетом специфики учреждения.
Пример 1
ГБОУ «Центр реабилитации детей-подростков «Позитив» утвердило Пособие по взаимодействию волонтеров с детьми-подростками. Приведена выписка из указанного пособия.
Пособие по взаимодействию волонтеров с детьми-подростками творческой мастерской
Бюджетного учреждения «Центр реабилитации детей-подростков «Позитив»
Содержание
1. Введение.
2. Планирование волонтерской деятельности.
3. Работа волонтера. Обязанности. Инструктаж по технике безопасности, санитарным нормам и правилам.
4. Обучение и супервизия[1] волонтера.
5. Порядок оплаты расходов волонтера.
6. Критерии оценки работы волонтера.
7. Заключение.
Деятельность волонтера может быть отражена в личной книжке волонтера (с подтверждающими записями благодарственных писем организаторов мероприятий). Например:
- патриотическая;
- спортивная;
- экологическая;
- историко-поисковая;
- связанная с донорством и т. д.
Личная книжка волонтера может быть выдана органами исполнительной власти и органами местного самоуправления субъектов России, ответственными за реализацию государственной молодежной политики и работу с детьми и молодежью, по месту жительства волонтера на основании его письменного заявления.
Единая информационная система создана в сети интернет «Добровольцы России».
Порядок регистрации и учета достижений/опыта молодых граждан, принимающих и изъявивших желание принять участие в добровольческой (волонтерской) деятельности на территории России, направлены для использования учреждениями в работе письмом Минобрнауки России от 21 марта 2017 г. №
Планирование
Любые намерения переходят в планы. Планирование деятельности учреждений государственного сектора экономики законодательно закреплено (наличие смет доходов/расходов казенного учреждения, плана ФХД бюджетного (автономного) учреждения).
На этапе планирования взаимодействия с волонтерами необходимо учитывать следующее:
- задачи волонтеров (гражданская инициатива), их необходимость, количество человек;
- финансовое обеспечение ресурсов, необходимых для выполнения волонтерами поставленных задач (материальные и технические средства для обеспечения выполнения необходимой работы (услуг), включая средства индивидуальной защиты (СИЗ), компенсация затрат (проезд, проживание, питание, иные);
- финансовое обеспечение обучения (подготовки) волонтеров;
- территорию охвата работы волонтеров;
- срок привлечения. Характеризуется регулярностью проводимых мероприятий (разовое, с определенной периодичностью, регулярное).
Согласно пункту 1.1 статьи 20 Закона № 329‑ФЗ организаторы физкультурных или спортивных мероприятий определяют условия и порядок предоставления добровольцам (волонтерам), контролерам-распорядителям компенсационных выплат, связанных с оплатой стоимости питания, проезда, проживания; условия и порядок предоставления спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, а также предоставления на безвозмездной и безвозвратной основе форменной одежды и иных предметов вещевого имущества, а контролерам-распорядителям — на возвратной основе форменной одежды и иных предметов вещевого имущества.
Если финансовое обеспечение проведения физкультурных или спортивных мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, условия и порядок предоставления добровольцам (волонтерам), контролерам-распорядителям компенсационных выплат и материально-технического обеспечения подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Финансовое обеспечение предоставления добровольцам (волонтерам), контролерам-распорядителям компенсационных выплат и материально-технического обеспечения осуществляется организаторами соответствующих физкультурных или спортивных мероприятий.
При организации физкультурных или спортивных мероприятий, финансовое обеспечение проведения которых осуществляется не за счет средств федерального бюджета, предоставление добровольцам (волонтерам), контролерам-распорядителям компенсационных выплат и материально-технического обеспечения может осуществляться за счет средств соответствующих общероссийских спортивных федераций, общероссийской общественной организации, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством России об общественных объединениях, со своим уставом и на основе признания международной спортивной организацией в области студенческого спорта, и (или) профессиональных спортивных лиг, если это предусмотрено нормами, утвержденными этими общероссийскими спортивными федерациями, общероссийской общественной организацией и (или) профессиональными спортивными лигами.
Нормы предоставления добровольцам (волонтерам), контролерам-распорядителям форменной одежды, иных предметов вещевого имущества, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, порядок пользования в период проведения физкультурных или спортивных мероприятий указанными имуществом, снаряжением, оборудованием, нормы питания, обеспечения временного проживания для добровольцев (волонтеров), контролеров-распорядителей определяются организаторами таких физкультурных или спортивных мероприятий (п. 1.2 ст. 20 Закона № 329‑ФЗ).
Использование труда волонтеров при предоставлении ими работ (услуг) требует экономической организации, источником которой в учреждениях государственного сектора экономики могут быть:
- средства бюджета бюджетной системы;
- приносящая доход деятельность;
- средства субсидии на иные цели.
Таким образом, бюджетным (автономным) учреждениям необходимо учитывать источники финансового обеспечения возможных компенсационных расходов, отражаемых в плане ФХД.
Например, выписка из плана ФХД, представленная структурному подразделению бюджетного учреждения (куратору волонтеров) в части обеспечения соответствующими материально-техническими средствами (таблица).
Таблица
Выписка из плана ФХД структурному подразделению «Административно-хозяйственный
департамент» в части кураторского обеспечения деятельности волонтеров
Показатели по выплатам учреждения (подразделения) на 2018 год
№ п/п |
Наименование |
Всего |
Объем финансового обеспечения |
|
Госзадание |
Приносящая доход деятельность |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Выплаты по расходам, всего: |
50 000 |
40 000 |
10 000 |
1.1. |
в т. ч. на расходы на закупку товаров, работ, услуг, всего: |
15 000 |
8 000 |
7 000 |
1.1.1. |
в т. ч. увеличение материальных запасов |
5 000 |
1 500 |
3 500 |
1.1.1.1. |
в т. ч. средств индивидуальной защиты волонтеров (СИЗ) |
2 000 |
х |
2 000 |
Экономические основы
Движение денежных средств во взаиморасчетах волонтера и благополучателя основываются на возмещении расходов, осуществляемых волонтерами.
Расчеты с волонтером наличными денежными средствами регулируются Указаниями Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210‑У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее — Указания ЦБ №
Выдача наличных денег работнику производится в порядке, предусмотренном пунктом 6.2 Указаний №
При этом в целях применения Указания №
Пример 2
Бюджетное учреждение культуры в рамках договора безвозмездного оказания услуг волонтером в одноименной местности осуществило расходы по возмещению питания, не превышающие размер суточных (700 рублей).
Бухгалтер сделает следующие
записи:
Дебет 0 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 0 208 26 660
«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате прочих работ, услуг»
— начислены расходы на питание волонтеру;
Дебет 0 208 26 560
«Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате прочих работ, услуг»
Кредит 0 201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»
— выданы наличные денежные средства под отчет волонтеру.
В бухгалтерском (бюджетном) учете для расчетов с волонтерами применяются счета 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам», 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами». Для раскрытия необходимой полной информации пользователям учреждение применяет соответствующую аналитику в рамках сформированной учетной политики.
Согласно Указаниям № 65н расходы на возмещение затрат добровольцев (волонтеров) следует относить на КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» с применением подстатьи КОСГУ в зависимости от сущности операции финансово-хозяйственной деятельности, что необходимо закрепить в рамках сформированной учетной политики учреждения:
- 222 «Транспортные услуги» по договорам перевозки пассажиров и багажа;
- 226 «Прочие работы, услуги» — в случае уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольцев (волонтеров);
- 296 «Иные расходы» — при приобретении СИЗ добровольцем (волонтером);
- 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» — в случае приобретения СИЗ учреждением.
Налогообложение
НДФЛ
Работа волонтера основывается на безвозмездной работе (предоставлении услуг) и не засчитывается в общий трудовой стаж, страховой стаж (запись в трудовой книжке не предусмотрена).
Гарантии, предусмотренные законодательством для работников, работающих по трудовому договору, не распространяются на работников-добровольцев.
К доходам, не подлежащим налогообложению НДФЛ, относятся также доходы в виде выплат на возмещение расходов добровольцев (волонтеров) на приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, на предоставление помещения во временное пользование, на проезд к месту осуществления благотворительной, добровольческой (волонтерской) деятельности и обратно, на питание (за исключением расходов на питание в сумме, превышающей размеры суточных, предусмотренные пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса), на уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольцев (волонтеров) либо на страхование их жизни или здоровья, связанные с рисками для жизни или здоровья добровольцев (волонтеров) при осуществлении ими благотворительной, добровольческой (волонтерской) деятельности (п. 3.1 ст. 217 НК РФ).
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.3 статьи 217 Налогового кодекса не облагаются НДФЛ доходы в натуральной форме, полученные волонтерами по гражданско-правовым договорам, которые заключаются с FIFA, дочерними организациями FIFA, Оргкомитетом «Россия-2018» и предметом деятельности которых является участие в мероприятиях, предусмотренных Законом от 7 июня 2013 г. № 108‑ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 108‑ФЗ), и выплаты, произведенные волонтерам по указанным договорам, на возмещение понесенных ими расходов при исполнении указанных договоров. Эта норма действует с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года.
Страховые взносы
Начисление и уплата страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 420 Налогового кодекса не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты добровольцам (волонтерам) в рамках исполнения заключаемых в соответствии со статьей 17.1 Закона № 135‑ФЗ гражданско-правовых договоров на возмещение расходов добровольцев (волонтеров), за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренные пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса.
Также не облагаются страховыми взносами выплаты, производимые волонтерам по гражданско-правовым договорам, которые заключаются с FIFA, дочерними организациями FIFA, Организационным комитетом «Россия-2018» и предметом деятельности которых является участие в мероприятиях, предусмотренных Законом № 108‑ФЗ, на возмещение расходов волонтеров в связи с исполнением указанных договоров в виде оплаты расходов на оформление и выдачу виз, приглашений и аналогичных документов, оплаты стоимости проезда, проживания, питания, спортивной экипировки, обучения, услуг связи, транспортного обеспечения, лингвистического сопровождения, сувенирных изделий, содержащих символику чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, проводимых в Российской Федерации (п. 7 ст. 420 НК РФ).
Представление отчетности в рамках исполнения Закона от 1 апреля 1996 г. № 27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» по вопросам гражданско-правовых отношений с добровольцами разъяснены письмом Пенсионного фонда от 13 июля 2016 г. № ЛЧ-08-26/9856.
Налог на прибыль
Расходы, связанные с работой волонтеров, можно отнести на затраты по ведению учреждением уставной деятельности, так как волонтер осуществляет свою деятельность в интересах организатора мероприятий.
Согласно пункту 17 статьи 270 Налогового кодекса при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса.
Однако в случае финансового обеспечения расходов по операциям расчетов с волонтерами по приносящей доход деятельности объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком (ст. 247 НК РФ).
[1] Профессиональное консультирование, один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психологии.