Тенденции времени

Рациональное использование энергетических ресурсов, то есть использование меньшего количества энергии для обеспечения той же энергетической возможности потребителей, не обходит стороной учреждения государственного сектора экономики. Мероприятия в рамках Программы по повышению энергоэффективности при осуществлении финансово­хозяйственной деятельности учреждений отражаются в финансовых документах.

С. Н. ИВАНЦОВА, консультант

Главными стратегическими ориентирами долгосрочной государственной энергетической политики являются:

  • энергетическая безопасность;
  • энергетическая эффективность экономики;
  • бюджетная эффективность энергетики;
  • экологическая безопасность энергетики.

В связи с этим распоряжением Правительства России от 13 ноября 2009 г. № 1715-р утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 года.

Одним из важнейших национальных стандартов, направленных на правовое обеспечение реализации технической политики в области ресурсосбережения, является «ГОСТ Р 52106-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Общие положения», утвержденный постановлением Госстандарта России от 3 июля 2003 г. № 236-ст.

Что дает энергосбережение? Необходим развернутый ответ:

  • сохранение окружающей среды, ресурсов;
  • уменьшение расходов на содержание зданий, помещений;
  • перераспределение денежных средств, образовавшихся от экономии, на иные инвестиционные проекты;
  • снижение заболеваемости работников, повышение производительности труда (в результате контроля и регулировки состава воздуха в помещениях).

При этом способами повышения энергосбережения/энергоэффективности могут быть:

  • утепление зданий (помещений), находящихся в эксплуатации;
  • обновление существующей системы отопления/вентиляции с учетом климатических зон (сезонов);
  • внедрение систем автоматического регулирования (применение датчиков света, утечки воды и т. п.);
  • непосредственная экономия потребителями ресурсов;
  • использование энергоэффективной техники.

В целях разработки комплекса мер в рамках энергоэффективности/энергосбережения учреждения государственного сектора могут взять за основу Примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 17 февраля 2010 г. № 61, в частности:

  • проведение энергетического аудита, анализа предоставления качества услуг электро-, тепло-, газо- и водоснабжения;
  • оптимизация режимов работы энергоисточников, количества котельных и их установленной мощности с учетом корректировок схем энергоснабжения, местных условий и видов топлива;
  • разработка технико-экономических обоснований на внедрение энергосберегающих технологий;
  • вывод из эксплуатации муниципальных котельных, выработавших ресурс, или имеющих избыточные мощности, модернизация котельных с использованием энергоэффективного оборудования с высоким коэффициентом полезного действия;
  • внедрение систем автоматизации работы энергопотребляемого оборудования;
  • заключение энергосервисных договоров (контрактов) и т. д.

Проведение энергетического обследования является обязательным, за исключением отдельных случаев, для следующих лиц:

  • органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
  • организации с участием государства или муниципального образования;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
  • организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
  • организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива (за исключением моторного топлива), мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством России, за календарный год, предшествующий последнему году, до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования;
  • организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов России, местных бюджетов (п. 1 ст. 16 Закона от 23 ноября 2009 г. № 261‑ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 261‑ФЗ)).
34_1.png

Правила определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в сопоставимых условиях для целей применения положений пунктов 1 и 2 статьи 24 Закона № 261‑ФЗ регламентированы Порядком определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 24 октября 2011 г. № 591.

Справочно.

Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (п. 4 ст. 15 Закона № 261‑ФЗ).

Планирование

Поскольку формирование учредителем государственного (муниципального) задания на очередной финансовый год осуществляется на стадии планирования бюджета на основании доведенной учредителем информации об объеме планируемых бюджетных ассигнований на финансовый (планируемый) год, бюджетные и автономные учреждения формируют проекты планов финансово-хозяйственной деятельности, казенные учреждения — сметы[1]

В рамках проводимой комплексной работы необходимо учитывать такую статью расходов, как затраты на мероприятия, связанные с энергоэффективностью/энергосбережением. Кроме того, в бюджетных (автономных) учреждениях следует обратить внимание на источник финансового обеспечения.

Согласно пункту 2 статьи 24 Закона № 261‑ФЗ начиная с 1 января 2010 года главные распорядители бюджетных средств осуществляют планирование бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций (предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ) находящимися в их ведении казенными (бюджетными и автономными) учреждениями на основании данных об объеме фактически потребленных казенными (бюджетными и автономными) учреждениями в 2009 году каждого из указанных в пункте 1 данной статьи ресурсов, уменьшенном в сопоставимых условиях на пятнадцать процентов в течение пяти лет с ежегодным снижением такого объема на три процента. При планировании указанных бюджетных ассигнований не учитывается сокращение расходов государственного (муниципального) учреждения, достигнутое им в результате уменьшения объема фактически потребленных им ресурсов сверх установленного объема в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона № 261-ФЗ.

В период до 2015 года энергопотребление учреждений должно было сократиться не менее чем на 15 процентов (по сравнению с объемами 2009 года), то есть ежегодное снижение составляло не менее трех процентов. При этом формальное завершение такой программы не препятствует принятию решения государственным (муниципальным) учреждением о ее продлении.

В рамках проведения необходимых мероприятий следует:

  • утвердить план мероприятий (дорожную карту);
  • утвердить ответственного работника (как правило, это заместитель руководителя по административно-хозяйственным вопросам, главный инженер, инженер по энергетике и т. д.);
  • провести соответствующее обучение работников, непосредственно связанных с проведением таких мероприятий;
  • провести осмотр (внутренний аудит) по используемой (-ым) компьютерной технике, специальному оборудованию (вытяжной шкаф, холодильник для хранения медикаментов, компонентов крови и т. д.), бытовым приборам (холодильник для хранения продуктов, кофемашина, СВЧ-машина, чайник) на предмет класса потребления электроэнергии;
  • осуществлять контроль рабочих режимов и сроков поверки приборов учета энергоресурсов.

План работ в области энергоэффективности/энергосбережения может включать:

  • направления энергосбережения и повышения энергоэффективности;
  • мероприятия по каждому виду потребляемых энергоресурсов, включая подготовительные;
  • затраты на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, их структуре и источникам финансового обеспечения.

В рамках управленческого учета необходимо разработать рабочую таблицу по каждому мероприятию по виду энергоресурса, например, потребление электроэнергии, потребление газа и т. д. (таблица).

Таблица

Мероприятие

Вид энергоресурса

Единица измерения

Объем финансового обеспечения, тыс. руб.

Источник финансового обеспечения

Ожидаемый эффект

в натуральном выражении

в стоимостном выражении, тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

7

Например, к комплексным мероприятиям в части экономии электроэнергии можно отнести:

  • замену ламп накаливания на энергосберегающие (светодиодные);
  • установку датчиков движения (например, на лестничных маршах, лифтовых холлах);
  • установку датчиков света (включение с наступлением сумерек / в темное время суток).

Подготовительные мероприятия, прописанные в Законе № 261‑ФЗ, предусматривают сбор и обработку информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте (п. 7 ст. 2 Закона № 261‑ФЗ).

34_2.png

Проведенная работа позволит сформировать обоснование начальной максимальной цены контракта в рамках проводимых закупок государственным (муниципальным) учреждением согласно требованиям Закона № 44‑ФЗ.

При подготовке документации для заключения энергосервисного договора необходимо включить в соответствующий раздел порядок определения объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении до и после реализации исполнителем мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (показатель эффективности исполнения контракта).

Требования к условиям энергосервисного договора (контракта) и особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота) утверждены постановлением Правительства России от 18 августа 2010 г. № 636 (далее — Требования № 636).

Возникшая в результате проведенных мероприятий по энергоэффективности/энергосбережению экономия денежных средств может быть направлена:

  • казенным учреждением — на другие расходы после изменения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему для оплаты потребляемых ресурсов, на финансовое обеспечение расходов, связанных с выполнением функций учреждения, в том числе на увеличение фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда);
  • бюджетным (автономным) учреждением в случае достижения экономии средств, предусмотренных на оплату коммунальных услуг, за счет осуществления мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению указанные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности бюджетного и автономного учреждения на иные выплаты, в том числе на увеличение заработной платы (письмо Минфина России от 30 декабря 2010 г. № 02-03-06/5448).

Справочно.

Одним из требований к условиям энергосервисного договора (контракта) является наличие условия о порядке перехода к заказчику права собственности на оборудование, установленное исполнителем у заказчика в ходе осуществления мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности (п. 19 Требований № 636).

Бухгалтерский учет

Поскольку одним из требований Закона № 261‑ФЗ является наличие энергетического паспорта учреждения, расходы на его приобретение необходимо отразить в составе операций финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

По решению комиссии по принятию и выбытию активов, основывающемуся на критериях СГС «Концептуальные основы», «Основные средства», Инструкции № 157н, приборы учета, систем автоматизации принимаются к бухгалтерскому (бюджетному) учету в составе основных средств с применением счета 101 00 «Основные средства».

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008), принятому и введенному в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст, товары, приобретенные учреждением в рамках проведения мероприятий по энергоэффективности/энергосбережению и принятые к бухгалтерскому (бюджетному) учету в состав объектов основных средств, могут быть отнесены к коду 300.00.00.00.000 «Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты».

В соответствии с Указаниями № 65н затраты, связанные с обязательным энергетическим обследованием в целях получения энергетического паспорта, необходимо отразить по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке со статьей 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Обратите внимание, что при проведении капитального ремонта обязательно устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замена (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории (п. 5.1 Ведомственных строительных норм «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (ВСН) № 58-88 (р), утвержденных приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. № 312).

Пример 1

Бюджетным учреждением в рамках проведения мероприятий по энергоэффективности/энергосбережению проведена замена радиаторов в нежилом здании с установкой приборов учета потребления теплоресурсов. Радиаторы и их монтаж приобретены учреждением по отдельным договорам.

Бухгалтер сделает следующие
записи:

Дебет 0 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— принято к учету оборудование, требующее монтажа;

Дебет 0 302 34 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 0 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— осуществлена оплата радиаторов контрагенту;

Дебет 0 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество»
Кредит 0 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
— отражены вложения на оборудование, требующее монтажа;

Дебет 0 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество»
Кредит 0 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— отражение вложений на монтаж;

Дебет 0 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 0 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— осуществлена оплата монтажа, с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств»;

Дебет 0 101 38 310
«Увеличение стоимости прочих основных средств — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество»
— приняты к учету радиаторы в составе основных средств.

В случае проведения работ в составе капитального ремонта бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 0 109 ХХ 225, 0 401 20 225
«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части услуг по содержанию имущества», «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»
Кредит 0 302 25 730
«Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
— начислены расходы, связанные с ремонтными работами, включая замену радиаторов;

Дебет 0 302 25 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
Кредит 0 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислено подрядчику, с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств».

В Инвентарной карточке необходимо сделать отметку о проведенных работах.

Пример 2

Учреждением государственного сектора приобретено оборудование, учитывающее расход энергоресурса (прибор учета), взамен вышедшего из эксплуатации, с новыми технологическими характеристиками.

Установлено снижение полезного потенциала прежнего прибора учета, а также выявлены признаки обесценения актива.

Бухгалтер сделает следующие
записи:

Дебет 0 401 20 274
«Убытки от обесценения активов»
Кредит 0 114 Х8 412
«Уменьшение стоимости прочих основных средств за счет обесценения»
— отнесение суммы обесценения, равной остаточной стоимости;

Дебет 0 104 Х8 411
«Уменьшение за счет амортизации стоимости основных средств»
Кредит 0 101 Х8 410
«Уменьшение стоимости прочих основных средств»
— списание начисленной амортизации за период эксплуатации;

Дебет 0 114 Х8 412
«Уменьшение стоимости прочих основных средств за счет обесценения»
Кредит 0 101 Х8 410
«Уменьшение стоимости прочих основных средств»
— отражена сумма обесценения актива в размере остаточной стоимости.

Увеличение забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» до момента принятия решения о его переработке (утилизации).

34_3.png

Налогообложение

Пунктом 21 статьи 381 Налогового кодекса установлены налоговые льготы организациям по налогу на имущество в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством России, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, — в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.

Ответственность

Статьей 9.16 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в том числе:

  • несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц — от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей (п. 3);
  • несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей (п. 7);
  • несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей (п. 8);
  • несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей; на юридических лиц — десяти тысяч рублей (п. 9);
  • осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей (п. 11).

[1] При составлении и ведении бюджетной сметы федерального казенного учреждения, начиная с бюджетной сметы на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, применяется приказ Минфина России от 20 июня 2018 г. № 141н.


Реклама