Была бы дорога, а проблема найдется

Автомобильная дорога, как живой организм, требует заботы и защиты. Значение федеральных автотрасс трудно переоценить, особенно связывающих с отдаленными труднодоступными районами нашей страны. Каждая из автомагистралей — элемент региональной транспортной системы, которые, в свою очередь, являются объектами учета.

А. В. Кондратьева, бухгалтер

Автомобильная дорога — важный объект стратегического значения. Предоставляя техническую возможность передвижения, она позволяет реализовать конституционное право граждан на свободу передвижения.

Согласно Градостроительному кодексу автомобильные дороги являются линейными объектами (п. 10.1 ст. 1).

Автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Капитальный ремонт автомобильной дороги — комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых производится в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при осуществлении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безо­пасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

Ремонт автомобильной дороги — комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

Содержание автомобильной дороги — комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (Закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 257-ФЗ)).

Поскольку основными понятиями Закона № 257-ФЗ определено, что автомобильная дорога является объектом транспортной инфраструктуры, что коррелирует с понятиями СГС «Концептуальные основы», СГС «Основные средства», Инструкцией № 157н, указанный объект по решению комиссии по принятию и выбытию объектов может относиться к основным средствам в составе нефинансовых активов.

Согласно статье 5 Закона № 257-ФЗ классификация автомобильных дорог предусматривает признак вещного права:

  • государственная (муниципальная) собственность;
  • частная собственность.

Сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения заносятся в Единый государственный реестр автомобильных дорог.

Необходимые сведения, вносимые в реестр об автомобильной дороге, закреплены в пункте 4 статьи 10 Закона № 257-ФЗ.

В целях реализации государственной политики в области инвестиций, направляемых на развитие автомобильных дорог, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в субъектах России, а также формирования и использования бюджетных ассигнований региональных дорожных фондов разработаны Методические рекомендации[1]. Их предлагается применять в ходе формирования и использования бюджетных ассигнований дорожных фондов. Однако для повышения эффективности расходования денежных (бюджетных) средств указанные Методические рекомендации возможны к применению учреждениями государственного сектора.

Планирование

Планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ (ст. 14 Закона № 257-ФЗ)[2].

Планирование видов и объемов дорожно-ремонтных работ происходит согласно Правилам диагностики и оценки состояния автомобильных дорог. Основные положения. ОДН 218.0.006-2002, утвержденным распоряжением Минтранса России от 3 октября 2002 г. № ИС-840-р:

  • на основе анализа фактического состояния дорог;
  • по критерию обеспеченности расчетной скорости движения, транспортного эффекта и экономической эффективности;
  • на основе «индексов соответствия»;
  • по результатам диагностики и оценки их состояния.

Потребность в реконструкции или ремонте во всех случаях устанавливают путем выявления участков дорог, фактическое состояние которых по каким-либо параметрам и характеристикам не удовлетворяет действующим требованиям к обеспеченной скорости, безопасности движения, пропускной способности, способности пропускать автомобили и автопоезда с разрешенной массой и осевыми нагрузками.

Кроме того, в бюджетном (автономном), казенном учреждениях финансово-хозяйственная деятельность отражается в планах работ, плане ФХД, смете доходов/расходов.

42_1.png

Формирование учредителем государственного (муниципального) задания на очередной финансовый год осуществляется на стадии планирования бюджета на основании информации об объеме планируемых бюджетных ассигнований, доведенной учредителем.

Показатели по выплатам за счет субсидий на выполнение государственного задания осуществляются с учетом затрат, применяемых при обосновании бюджетных ассигнований главными распорядителями бюджетных средств в целях формирования проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 79 Бюджетного кодекса в бюджетах бюджетной системы, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности. При этом согласно пункту 4 статьи 79 Бюджетного кодекса органам государственной власти (государственным органам), органам управления государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления, являющимся государственными (муниципальными) заказчиками, предоставляется право передать безвозмездно на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых указанные органы осуществляют функции и полномочия учредителей.

Формирование и утверждение плана ФХД государственного (муниципального) учреждения осуществляется в порядке, установленном органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), исполняющим функции и полномочия учредителя в отношении государственного (муниципального) бюджетного и автономного учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ).

Обратите внимание, что показатели плана ФХД, сметы доходов/расходов должны быть сбалансированы (доходная, расходная части, источники финансового обеспечения).

Сверка показателей в отношении плана ФХД, сметы доходов/расходов заключается в следующем соответствии:

  • направление доходов/расходов — нормативным правовым актам, уставной деятельности;
  • указанных остатков денежных средств на начало отчетного периода — остаткам денежных средств на лицевых (транзитных) счетах, в кассе учреждения.

Справочно.

При составлении и ведении бюджетной сметы федерального казенного учреждения, начиная с бюджетной сметы на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, применяется приказ Минфина России от 20 июня 2018 г. № 141н.

Ремонт

Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом и Законом № 257-ФЗ (ст. 16 Закона № 257-ФЗ).

Состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции автомобильных дорог, их участков, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством России. При этом государственное (муниципальное) учреждение осуществляет оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Особенности закупок бюджетным (автономным) учреждением договоров (государственных контрактов) подлежат исполнению за счет средств субсидий (на выполнение государственного (муниципального) задания, на иные цели), в рамках переданных полномочий, приносящей доход деятельности согласно нормам Законов № 44-ФЗ, 223-ФЗ.

Особенности закупок казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов подлежат исполнению за счет бюджетных средств в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств согласно нормам Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 704 Гражданского кодекса, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика — из его материалов, его силами и средствами.

Вместе с тем согласно условиям государственного контракта необходимыми для проведения работ отдельными строительными материалами может обеспечить заказчик (учреждение).

При этом подрядчик обязан использовать предоставленный заказчиком материал экономно и расчетливо, после окончания работы представить заказчику отчет об израсходовании материала, а также возвратить его остаток либо с согласия заказчика уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у подрядчика неиспользованного материала.

Если результат работы не был достигнут либо достигнутый результат оказался с недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного в договоре подряда использования, а при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодным для обычного использования, по причинам, вызванным недостатками предоставленного заказчиком материала, подрядчик вправе потребовать оплаты выполненной им работы (ст. 713 ГК РФ).

Расходы соответствующего бюджета бюджетной системы на ремонт автомобильных дорог, находящихся в государственной (муниципальной) собственности (в том числе в казне), подлежат отражению по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» классификации сектора государственного управления (письмо Минфина России от 18 апреля 2014 г. № 02-03-10/18157).

42_2.png

Передача учреждением строительных материалов, необходимых для проведения ремонтных работ, не дает права перехода права собственности. Такие материалы списываются учреждением с балансового учета по факту их использования.

Операции по учету передачи строительных (необходимых) материалов учреждение вправе отразить с использованием дополнительного забалансового счета (п. 332 Инструкции № 157н).

Пример 1

Казенным учреждением заключен контракт на выполнение ремонтных работ участка дороги общего пользования в составе имущества казны. Отдельные строительные материалы переданы подрядчику.

Учет переданных на давальческой основе материалов учреждение отражает на дополнительном счете 43 «Строительные материалы, переданные подрядчику» согласно сформированной учетной политике.

Бухгалтер сделает следующие
записи:

Уменьшение забалансового счета 43 «Строительные материалы, переданные подрядчику» на сумму переданных строительных материалов подрядчику

Дебет 1 401 20 225
«Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»
Кредит 1 302 25 730
«Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
— начислены расходы согласно акту приемки работ;

Дебет 1 302 25 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
Кредит 1 304 05 225
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по работам, услугам по содержанию имущества»
— оплата ремонтных работ по факту исполнения контракта;

Дебет 1 401 20 272
«Расходование материальных запасов»
Кредит 1 105 34 440
«Уменьшение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения»
— списаны строительные материалы согласно акту их использования.

В случае расчетов с контрагентом по выданным авансам (по условиям контракта) бухгалтер применит счет 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам».

Временные сооружения

Для организации полноценного ремонтного процесса следует создать определенные условия. Организация площадок, временных сооружений необходимы для размещения работников, техники, материалов.

При строительстве временных сооружений должны соблюдаться следующие общие требования:

  • размещение временных сооружений не должно препятствовать возведению постоянных объектов;
  • характеристики временных сооружений не должны наносить вред здоровью работников, окружающей среде.

В рамках управленческого учета, а также в целях обеспечения внутреннего финансового контроля за сохранностью созданного в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта имущества целесообразно применять аналитический учет временных сооружений с отражением на забалансовых счетах (письмо Минфина России от 19 января 2018 г. № 02-07-10/2879).

Согласно Сборнику сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ ГСНр 81-05-01-2001, утвержденных постановлением Госстроя России от 7 мая 2001 г. № 46 (далее — ГСНр 81-05-01-2001), к временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспособляемые на период капитального ремонта производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для выполнения ремонтно-строительных работ.

Затраты на строительство временных зданий и сооружений включаются в акты выполненных работ при проведении работ по капитальному ремонту, а при выполнении работ по текущему ремонту они учитываются в составе норм накладных расходов.

Пример 2

Временное сооружение создано в рамках контракта на ремонт аварийного участка дороги. Временное сооружение включено в стоимость строительно-монтажных работ. По окончании работ подрядчиком временное сооружение по решению комиссии по принятию и выбытию активов учреждения принято к учету в составе нефинансовых активов с дальнейшим использованием полученных материалов при его разборке.

Бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 0 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— принятие к учету временного сооружения;

Дебет 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 0 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
— списание временного сооружения согласно решению комиссии;

Дебет 0 105 34 340
«Увеличение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— принятие к учету строительных материалов по факту разборки временного сооружения.

Отметим, что расчеты между подрядчиком и заказчиком производятся только за фактически построенные временные здания и сооружения, которые принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда (п. 3.2–3.4 ГСНр 81-05-01-2001).

Принятие к бюджетному учету указанных объектов осуществляется на соответствующих счетах бюджетного учета по оценочной стоимости на основании решения постоянно действующей комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.

Справочно.

Финансовый результат текущей деятельности учреждения учитывается по методу начисления (п. 295 Инструкции № 157н).

Платный проезд

Согласно положениям статей 20, 41, 42, 57 Бюджетного кодекса доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, являются неналоговыми доходами бюджетов.

Использование платной автодороги предусмотрено нормами Закона № 257-ФЗ.

Проезд транспортного средства пользователя платной автомобильной дорогой или платным участком автомобильной дороги по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги осуществляется на основании договора с владельцем автомобильной дороги (п. 1 ст. 40 Закона № 257-ФЗ).

42_2.png

Бюджетный учет расчетов по прочим неналоговым доходам в части сумм поступлений за пользование платной автодорогой (платным участком) осуществляется на счете 0 205 89 000 «Расчеты по иным доходам» (п. 77, 78 Инструкции № 162н).

Поступление в доход бюджетов бюджетной системы сумм платы за проезд по платным дорогам, находящимся в государственной и (или) муниципальной собственности, следует отражать по соответствующим кодам классификации доходов бюджетов (Указания № 65н).

Согласно Указаниям № 65н полученные доходы за проезд по платным дорогам, находящимся в государственной и (или) муниципальной собственности, отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете с применением кода вида доходов 111 «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности».

Расходы, направленные на оплату проезда автотранспортных средств по платным дорогам, согласно нормам Указаний № 65н следует отражать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.



[1] Текст документа размещен на сайте https://www.mintrans.ru.

[2] С 30 декабря 2018 года Законом от 29 декабря 2017 г. № 443-ФЗ в статью 14 вносятся изменения.


Реклама