На заметку бухгалтерам и родителям
#?23040?# Если у сотрудника заболевает чадо и он берет отпуск по уходу за ребенком, бухгалтер должен выплатить пособие по временной нетрудоспособности. Размер и порядок расчета зависят от того, каким способом происходит лечение ребенка, а также от стажа родителя.
А.Ю. Ильина, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Пособие по временной нетрудоспособности при уходе за заболевшим ребенком выплачивают в следующих размерах (п. 3 ст. 7 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», далее — Закон № 255-ФЗ).
1. При амбулаторном лечении:
- за первые 10 календарных дней — в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица: при стаже 8 и более лет родителю, осуществляющему уход, полагается 100 процентов среднего заработка, при стаже от 5 до 8 лет — 80 процентов, а если стаж до 5 лет — 60 процентов среднего заработка;
- за последующие дни — в размере 50 процентов среднего заработка.
Заметим, для лиц со страховым стажем менее шести месяцев пособие по временной нетрудоспособности выплачивают в размере одного МРОТ за полный календарный месяц. А в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, — в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов* (п. 6 ст. 7 Закона № 255-ФЗ).
** Более подробно о гарантиях и компенсациях лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях, читайте в статье ««Крайние» на Крайнем Севере» на стр. 53.
В любом случае пособие по временной нетрудоспособности не может превышать 16 125 рублей. Если сотрудник работает у нескольких работодателей, сумма пособия не должна превышать данной суммы по каждому месту работы.
Обратите внимание: пособия по уходу за заболевшим ребенком с первого дня оплачивают за счет средств Фонда социального страхования (п. 3 ст. 3 Закона № 255-ФЗ).
Оплачиваемый период
Размер пособия зависит и от возраста заболевшего (п. 5 ст. 6 Закона № 255-ФЗ). Если малышу еще не исполнилось 7 лет, пособие выдают за весь период амбулаторного лечения (совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении), но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за ребенком, а в случае заболевания, включенного в перечень заболеваний, определяемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития, не более чем за 90 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанным заболеванием.
Если ребенку от 7 до 15 лет, выплата пособия будет осуществляться за период до 15 календарных дней по каждому случаю амбулаторного лечения (совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно- профилактическом учреждении), но не более чем за 45 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком.
Пример 1
Предположим, лечение ребенка осуществляется амбулаторным способом. Болезнь продолжается более 15 дней. Пособие будет начислено следующим образом:
- за первые 10 календарных дней — исходя из среднего заработка и страхового стажа родителя;
- за последующие 5 календарных дней (с 11-го по 15-й день болезни) — в размере 50 процентов среднего заработка;
- за оставшиеся дни, начиная с 16-го дня болезни, пособие не назначают.
Заметим, если родитель будет лежать с ребенком в стационаре более 15 дней, оплачивают 15 календарных дней исходя из страхового стажа.
Существуют три исключения:
- При уходе за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет пособие выплачивают за весь период амбулаторного лечения (совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении), но не более чем за 120 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за ребенком.
- В случае ухода за ребенком в возрасте до 15 лет, являющимся ВИЧ-инфицированным, — за весь период совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении.
- При уходе за ребенком в возрасте до 15 лет при его болезни, связанной с поствакцинальным осложнением, — за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении.
Пример 2
Сотрудница учреждения Ивлева А.П. находилась на больничном по уходу за ребенком 6 лет с 10 марта 2008 г. (понедельник) по 27 марта 2008 г. (четверг) включительно. Листок нетрудоспособности она предъявила в день выхода на работу — 28 марта 2008 г.
Средний дневной заработок Ивлевой составляет 420 руб. Стаж сотрудницы — 5 лет.
Поскольку возраст ребенка 6 лет, оплате подлежит весь период ухода за ребенком (18 календарных дней).
Стационарное лечение
Если сотрудница лежала с ребенком в стационаре, пособие за все дни начисляется исходя из страхового стажа, то есть в размере 80 процентов среднего заработка — 6048 руб. (420 руб. х 80% х 18 дн.).
Амбулаторное лечение
Первые 10 календарных дней болезни будут оплачены исходя из среднего заработка с учетом страхового стажа в сумме 3360 руб. (420 руб. х 80% х 10 дн.).
За оставшиеся 8 календарных дней болезни пособие будет начислено исходя из 50 процентов среднего заработка в размере 1680 руб. (420 руб. х 50% х 8 дн.).
Общая сумма пособия по уходу за ребенком при амбулаторном лечении составит 5040 руб. (3360 + 1680).
Бухгалтерские записи будут следующими:
Дебет 0 303 02 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации»
Кредит 0 302 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по начислениям на оплату труда»
— начислено за счет средств ФСС РФ пособие по уходу за больным ребенком;
Дебет 0 401 01 211
«Расходы по заработной плате»
Кредит 0 302 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»
— начислена оплата труда за отработанное время;
Дебет 0 501 03 213
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по расходам за счет начислений на оплату труда»
Кредит 0 502 01 213
«Принятые бюджетные обязательства текущего года за счет начислений оплату труда»
— приняты бюджетные обязательства по выплате пособия за счет средств ФСС РФ;
Дебет 0 501 03 211
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по расходам за счет заработной платы»
Кредит 0 502 01 211
«Принятые бюджетные обязательства текущего года за счет заработной платы»
— приняты бюджетные обязательства по оплате труда;
Дебет 0 302 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»
Кредит 0 303 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»
— удержан НДФЛ с суммы оплаты труда;
Дебет 0 302 03 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по начислениям на оплату труда»
Кредит 0 303 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»
— удержан НДФЛ с суммы пособия по уходу за ребенком;
Дебет 0 303 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»
Кредит 0 304 05 211
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по заработной плате»
— перечислен НДФЛ с суммы оплаты труда;
Дебет 0 210 03 550
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
Кредит 0 304 05 213
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по начислениям на оплату труда»
— списаны средства с лицевого счета получателя средств бюджета согласно чеку на выплату больничных;
Дебет 0 201 04 510
«Поступления в кассу»
Кредит 0 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
— поступили в кассу денежные средства для выплаты пособия по временной нетрудоспособности;
Дебет 0 210 03 560 (0 201 04 510)
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств» («Поступления в кассу»)
Кредит 0 304 05 211 (0 210 03 660)
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по заработной плате» («Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»)
— получены в кассу денежные средства для выплаты заработной платы (если средства сняты с лицевого счета);
Дебет 0 302 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»
Кредит 0 201 04 610
«Выбытия из кассы»
— выплачена заработная плата;
Дебет 0 302 03 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по начислениям на оплату труда»
Кредит 0 201 04 610
«Выбытия из кассы»
— выплачено пособие за счет средств ФСС.
Нюанс по внебюджетке
Зачастую при выплате пособий (по беременности и родам, нетрудоспособности и т. д.) работодатели производят доплату до среднего фактического заработка. При этом средняя фактическая заработная плата может превышать установленный размер пособий, выплачиваемых из средств ФСС России. Возникает вопрос: вправе ли организация на основании подпункта 15 статьи 255 Налогового кодекса* учесть в целях налогообложения прибыли расходы в виде указанной доплаты? Вопрос возникает, вот только разрешить его не так просто: у чиновников Минфина и налоговиков одно мнение, у служителей Фемиды — другое.
* Данный подпункт гласит: расходами на оплату труда признают в том числе и расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации.
Мнение первое — учесть можно. Согласно позиции финансистов и налогового ведомства разница между размером пособия, выплачиваемого из средств Фонда социального страхования, и фактическим заработком признается расходом. Но возможность доплаты должна быть предусмотрена трудовым, коллективным договором (положением по оплате труда работников учреждения, являющимся приложением к коллективному договору), федеральным законодательством (одного приказа руководителя недостаточно). Данная точка зрения выражена в письмах Минфина России от 29 мая 2007 г. № 03-03-06/1/336, от 17 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/242, от 2 марта 2007 г. № 03-03-06/1/142, от 29 января 2007 г. № 03-03-06/2/12, от 26 сентября 2006 г. № 03-03-04/2/212, УФНС России по г. Москве от 24 мая 2007 г. № 20-12/049601, от 21 июня 2007 г. № 28-11/058415, от 9 марта 2006 г. № 21-18/196, постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 1 ноября 2006 г., 25 октября 2006 г. № Ф03-А59/06-2/3557 по делу № А59-165/06-С19, Московского округа от 15 марта 2007 г. по делу № КА-А40/1087-07, Северо-Западного округа от 17 сентября 2007 г. по делу № А56-3278/2007, от 4 июня 2007 г. по делу № А56-14309/2006.
Чиновники оперируют понятиями статьи 255 Налогового кодекса, в соответствии с которыми в расходы на оплату труда включают любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.
Обратите внимание: в коллективном, трудовом договорах не стоит прописывать, что доплата до фактического заработка выплачивается в виде материальной помощи из средств учреждения, оставшихся после уплаты установленных законодательством налогов и сборов. Ведь пунктом 23 статьи 270 Налогового кодекса предусмотрено: в целях налогообложения не учитывают суммы материальной помощи работникам (в том числе для первоначального взноса на приобретение и (или) строительство жилья, на полное или частичное погашение кредита, предоставленного на приобретение и (или) строительство жилья, беспроцентных или льготных ссуд на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности). А расходы в виде сумм прибыли после налогообложения не учитывают при определении базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 270 НК РФ).
Мнение второе — никак нельзя. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 3 июля 2007 г. № 1441/07 выразил свою точку зрения по рассматриваемому вопросу. А именно: норма подпункта 15 статьи 255 Налогового кодекса могла применяться до 1 января 2005 года к случаям оплаты пособия по временной нетрудоспособности к лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Исходя из статьи 24 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее — Закон № 4520-1) в редакции, действовавшей до указанного срока, было предусмотрено, что в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивают пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки. В районах и местностях, где в установленном порядке применялись районные коэффициенты к заработной плате, максимальные размеры пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам определялись с учетом этих коэффициентов. Разница между фактическим заработком и суммой, установленной законом о бюджете ФСС, увеличенной на районный коэффициент, и была доплатой, которая в соответствии с пунктом 15 статьи 255 Налогового кодекса могла быть отнесена к расходам на оплату труда, поскольку эта разница за счет средств ФСС не компенсировалась.
С января 2005 года в Закон № 4520-1 были внесены изменения, запрещающие работодателю выплачивать сотрудникам суммы, превышающие максимальный размер пособия, установленный федеральным законом. Таким образом, существовавшая ранее обязанность работодателей выплачивать пособия по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки была исключена. Поэтому с 1 января 2005 года организации лишились возможности списывать доплату до фактического заработка, превышающую максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, на расходы.
Как видите, чиновники не могут прийти к общему мнению. Единственный выход из данной ситуации — проанализировать судебную и законодательную практику по вашему округу и исходя из нее делать выводы.
ЕСН
Обложение суммы доплаты до фактического заработка напрямую зависит от того, учтена ли она в расходах. Пунктом 3 статьи 236 Налогового кодекса установлено, что выплаты, производимые в пользу сотрудника, не признают объектом налогообложения ЕСН, если они не отнесены к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде (письма Минфина России от 8 августа 2007 г. № 03-04-05-01/287, от 29 июня 2007 г. № 03-04-06-02/125, от 17 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/242, постановление ФАС Московского округа от 15 марта 2007 г. по делу № КА-А40/1087-07).
НДФЛ
Не подлежат обложению НДФЛ государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством (п. 1 ст. 217 НК РФ). При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относят пособия по безработице, беременности и родам.
Доплата до среднего заработка в сумме, превышающей установленный Фондом социального страхования Российской Федерации максимальный размер пособия, в соответствии с трудовым договором работника также не может рассматриваться в качестве государственного пособия и, следовательно, облагается НДФЛ в общеустановленном порядке.
Внимание
Сумма начисленного в соответствии с законодательством пособия по временной нетрудоспособности облагается НДФЛ, который удерживают в момент выплаты денежных средств (п. 1 ст. 217, п. 1, 4 ст. 226 НК РФ).
Сумму пособия по временной нетрудоспособности, начисленного в соответствии с законодательством, не облагают ЕСН (подп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ). Также не нужно исчислять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 2 ст. 10 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; п. 2 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 765).
На заметку
Пособие по временной нетрудоспособности в период ежегодного отпуска родителя, осуществляющего уход за больным ребенком, не назначают (письмо ФСС РФ от 9 августа 2007 г. № 02-13/07-7422). Дело в том, что на основании пункта 41 Приказа Минздравсоцразвития России от 1 августа 2007 г. № 514 «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности» листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи (в том числе и за больным ребенком) не выдается в период очередного отпуска и отпуска без сохранения заработной платы, в период отпуска по беременности и родам; в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Имейте в виду, что ежегодный оплачиваемый отпуск продлевается или переносится только в случае временной нетрудоспособности самого работника (ст. 124 ТК РФ).
На заметку
Оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 12 декабря 2007 г. № 03-04-05-01/407), и вот почему. НДФЛ не облагают доходы в виде государственных пособий, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, а также иные выплаты и компенсации в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 217 НК РФ). Оплата дополнительных выходных дней не относится к государственным пособиям, поскольку она не поименована в перечне государственных пособий, установленном статьей 3 Закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ. Статья 217 Налогового кодекса не содержит среди освобождаемых доходов выплаты, производимые в виде дополнительных оплачиваемых четырех выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми — инвалидами детства до достижения ими возраста 18 лет.
Источник: © Бюджетный учет, 2008, № 2