Сервитут в плане ФХД

Сервитут — признанное законом право ограниченного пользования чужим имуществом (объектом). Право земельного сервитута — это право собственника или землепользователя земельного участка на ограниченное пользование чужим земельным участком.

А. В. Кондратьева, бухгалтер

Вещные права — это установленные законом права, важной особенностью которых является то, что они следуют за вещью.

Основное вещное право — это право собственности. Также есть ограниченные вещные права, например сервитут — право ограниченного пользования чужой недвижимостью.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Согласно нормам статьи 274 Гражданского кодекса сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении сервитута.

В случае если заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, допускается при наличии согласия органа государственной власти или органа местного самоуправления, к документам, представляемым для проведения государственной регистрации сервитута, прилагается согласие указанных органа государственной власти или органа местного самоуправления (ст. 52 Закона от 13 июля 2015 г. № 218‑ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок в рамках статьи 39.39 Земельного кодекса.

Понятие различия между сервитутом и публичным сервитутом можно рассмотреть в следующих случаях:

  • сервитут устанавливается, если через земельный участок, право пользования на который принадлежит бюджетному учреждению, необходимо проложить теплотрассу к иному учреждению;
  • публичный сервитут устанавливается в случае прохода через земельный участок к водному общественному объекту (п. 4 ст. 23 ЗК РФ).

Классификация сервитутов предусматривает:

1. В зависимости от оснований возникновения и целей установления:

  • публичный;
  • частный.

2. По месту установления ограничения:

  • земельный;
  • объекты недвижимости (кроме земельных участков);
  • водный;
  • вещный;
  • лесной.

Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Законом от 8 ноября 2007 г. № 257‑ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, установление публичного сервитута определяется интересами государства, муниципального образования или населения.

Срок сервитута определяется по соглашению сторон. В отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, он определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 Земельного кодекса.

Справочно.

В случае когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату (п. 13 ст. 23 ЗК РФ).

Отражение в финансовых документах

Бюджетное учреждение формирует агрегированную сумму полученного дохода согласно источникам финансового обеспечения. В рамках работы по планированию (включая управленческий учет и финансовое планирование) учреждению необходимо до начала финансового года (и планового периода, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период), на который он принимается, утвердить план развития учреждения, план работ (согласно функциональному обеспечению деятельности бюджетного (автономного) учреждения по ведомственной принадлежности), план ФХД.

Бюджетное (автономное) учреждение отражает внутреннее перемещение объектов непроизведенных активов, в том числе при установлении сервитута, по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 103 00 000 «Непроизведенные активы» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 103 00 000 «Непроизведенные активы» с одновременным отражением в структуре групп (видов) нефинансовых активов на соответствующем забалансовом счете Рабочего плана счетов субъекта учета (п. 21 Инструкции № 174н, п. 21 Инструкции № 183н).

Расходы на оплату права ограниченного пользования земельным участком (сервитут) согласно Указаниям № 65н относятся к КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» в увязке с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» (письмо Минфина России от 28 февраля 2017 г. № 02-05-10/11049).

В процессе планирования (подготовки плана ФХД) следует исходить из приоритета планируемых расходов, источника финансового обеспечения. В рамках проводимой работы по планированию возможных расходов на публичный сервитут целесообразно предусмотреть расходы на услуги оценщика.

При необходимости в целях внесения изменений в план ФХД составляется новый план (согласно требованиям к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленным приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н), показатели которого не должны вступать в противоречие в части кассовых операций по выплатам, проведенным до внесения изменения в план ФХД, а также с показателями планов закупок. Решение о внесении изменений в план принимается руководителем учреждения (подразделения).

Справочно.

Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (п. 17 ст. 23 ЗК РФ).

ПРИМЕР

Для определения размера публичного сервитута бюджетное учреждение обратилось к оценщику. Планируемые расходы на оплату услуг оценщика, публичный сервитут (согласно обосновывающим расчетам) учтены в плане ФХД по источнику финансового обеспечения «2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)».

Бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 2 109 ХХ 226
«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части прочих работ, услуг»
Кредит 2 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— отнесение затрат услуг оценщика на себестоимость;

Дебет 2 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— произведен расчет за услуги оценщика с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств».

30_1.png

Порядок определения платы за публичный сервитут в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации установлен приказом Минтранса России от 5 сентября 2014 г. № 240 «Об утверждении Порядка определения платы за публичный сервитут в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации».

Администраторам доходов бюджетов бюджетной системы доходы, полученные от права ограниченного пользования земельным участком (сервитут), согласно Указаниям № 65н необходимо отразить по следующим подстатьям:

123 «Платежи при пользовании природными ресурсами» КОСГУ, если сервитутом обременены земельные участки;

129 «Иные доходы от собственности» КОСГУ, если сервитутом обременены здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которыми не связано с пользованием земельным участком (если такая плата не включена в сумму платы за сервитут земельного участка).

Начиная с 2019 года вместо подстатьи 129 «Иные доходы от собственности» КОСГУ необходимо применять подстатью 12А «Иные доходы от собственности» КОСГУ (приказ Минфина России от 29 ноября 2017 г. № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления», письма Минфина России от 16 апреля 2018 г. № 02-05-10/25298, от 29 июня 2018 г. № 02-05-10/45153).

Применение актуальной подстатьи КОСГУ отразится на оценке применения методологии бухгалтерского (бюджетного) учета, а также на формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.

Справочно.

Информация, содержащаяся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая пояснения к ней, должна отвечать следующим характеристикам: уместность (релевантность), существенность, достоверное представление, сопоставимость, возможность проверки и (или) подтверждения достоверности данных, своевременность, понятность (п. 65 СГС «Концептуальные основы»).

Отдельный случай

Эффект использования сотовой (мобильной) связи трудно переоценить. Удобство использования средств коммуникации обеспечивается соответствующей инженерной конструкцией.

Возникает вопрос: «Вправе ли собственник вещного права (земельного участка, недвижимого имущества) устанавливать сервитут при установке оборудования операторов сотовой связи?».

Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута установлены статьей 39.33 Земельного кодекса.

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе при размещении нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством России.

Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства России от 3 декабря 2014 г. № 1300 (далее — Перечень).

Линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, включены в указанный Перечень (п. 11).

Таким образом, организации сотовой связи могут установить инженерное оборудование на земельном участке, принадлежащем на праве собственности, без установления сервитута.

Налогообложение

НДС

При определении базы по начислению и уплате НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (письмо Минфина России от 16 августа 2017 г. № 03-07-11/52468).

Прибыль

Согласно пункту 33.1 статьи 251 Налогового кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ) (письмо Минфина России от 5 октября 2016 г. № 03-03-06/3/58040).

Справочно.

При заключении соглашения об установлении сервитута на часть земельного участка граница действия сервитута определяется в соответствии со схемой границ сервитута на кадастровом плане территории (п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ).


Реклама