Жизнь по стандартам
Стандарты прочно вошли в нашу жизнь, на них ориентируются не только обычные граждане в повседневной жизни, но и юридические лица в своей финансовохозяйственной деятельности. Стандарты есть в каждой отрасли, профессии. В статье речь пойдет о стандарте менеджмента качества. Учреждения государственного сектора, получившие сертификат качества на производимые работы, оказываемые услуги, расцениваются как предприятия иного, более высокого уровня.
С. Н. Иванцова, консультант
ГОСТ ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» — стандарт, разработанный техническим комитетом № 176 при ISO (International Organization for Standardization) — Международной организации по стандартизации.
Отношения, возникающие при оценке соответствия, регулируются Законом от 27 декабря 2002 г. № 184‑ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон № 184‑ФЗ). При этом согласно статье 2 Закона № 184‑ФЗ оценка соответствия — прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
Сертификация по указанному стандарту не является обязательной (исключительно инициативная), однако многие предприятия, выпускающие товары народного потребления, уже ее получили. При закупке товаров бытовой химии, косметических товаров (другой необходимой продукции) для государственных (муниципальных) нужд принимается во внимание информация на упаковке, свидетельствующая о наличии одного из сертификатов: «ISO 9001:2008», «ISO 9001:2011», «ISO 9001:2015».
Какая мотивация нужна государственным (муниципальным) учреждениям для получения сертификации системы менеджмента качества ISO, и как указанная сертификация отражается в финансовых документах учреждений государственного сектора экономики?
Сертификация учреждения государственного сектора экономики в рамках ISO включает в себя независимый аудит, обучение персонала менеджменту качества, проведение экзаменов, получение сертификатов юридического лица, физического лица (работника).
В результате аудирования, обучения работников повышается производительность труда, складывается совокупность практик и методов, которые позволяют исключить низкие показатели оказания услуг, выполнения работ, брак в производстве.
Качество ISO заключается в выработанной документации по организации всех происходящих в учреждении процессов, планировании этапов внедрения системы. Полученное в результате внедрения ISO «имиджевое лицо» позволит учреждению конкурировать в определенной области на рынке товаров, работ, услуг не только на родине, но и за ее пределами.
Согласно статье 18 Закона № 184‑ФЗ одной из целей подтверждения соответствия является повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках.
Например, уровень аккредитации медицинского учреждения государственного сектора экономики является прямым показателем уровня предоставляемых услуг. Полученный сертификат ISO позволит бюджетному медицинскому учреждению в рамках уставной деятельности (международного сотрудничества) заключить контракт с иностранным партнером на выгодных условиях, что поможет ему окупить все затраты, связанные с получением маркировочного знака «ISO 9001».
Организационные преимущества по факту внедрения ISO включают:
- стандартизацию и оптимизацию рабочих процессов;
- совершенствование технологических процессов;
- повышение уровня доверия пользователей услуг;
- улучшение управляемости производственными процессами;
- повышение качества предоставляемых услуг, выполняемых работ, выпускаемой продукции;
- прозрачность производственных процессов;
- исключение дублирования отдельных производственных циклов;
- сокращение непроизводительных этапов в организации финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
- улучшение показателей финансово-экономической деятельности;
- признание со стороны заказчиков через процедуру сертификации;
- повышение лояльности работников, их мотивации;
- иные.
Таким образом, полученный сертификат ISO является индикатором того, что учреждение отвечает мировым критериям менеджмента качества оказываемых услуг, выполняемых работ, выпускаемой продукции с лучшей организацией работы.
Орган по сертификации «Федеральный регистр» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТ) имеет разрешение на сертификацию по стандарту ISO 9001.
Ресурсы
Внедрение системы ISO — процесс трудоемкий, финансово затратный и не сиюминутный. Для него необходимо предусмотреть мероприятия в составе комплексного плана работ учреждения, поскольку подготовка соответствующей документации с описанием всех бизнес-процессов финансово-хозяйственной деятельности учреждения займет немало времени.
Формирование финансовых планов (плана ФХД, сметы доходов/расходов[1]) осуществляется на стадии планирования бюджета на основании доведенной учредителем информации об объеме планируемых бюджетных ассигнований.
Внедрение системы ISO предусматривает следующие мероприятия:
- диагностические (анализ практической деятельности учреждения, оценка соответствия действующей системы менеджмента в учреждении требованиям стандарта ISO);
- утверждение дорожной карты с отражением ответственных должностных лиц (привлеченных аудиторов по системе стандартизации ISO) по разработке и внедрению локальной нормативной документации (положений, методических рекомендаций);
- подготовка и проведение предсертификационного аудита системы ISO;
- оценка готовности учреждения к сертификации;
- подача заявки на сертификацию.
Внедрение системы ISO в части финансового блока управления определяет источник финансового обеспечения. Как правило, источником финансового обеспечения бюджетных (автономных) учреждений при планировании таких затрат являются средства от приносящей доход деятельности. При формировании затрат следует учитывать оплату по договорам:
- с сертифицированным органом;
- повышения квалификации работников;
- приобретения материальных запасов;
- добровольного страхования имущества;
- других необходимых расходов.
Особенности закупок товаров, работ, услуг формируются согласно статусу учреждения, источнику финансового обеспечения, утвержденного планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, сметой доходов и расходов казенного учреждения, следуя нормам Законов № 44‑ФЗ и 223‑ФЗ, источником финансового обеспечения которых являются средства от приносящей доход деятельности.
При формировании плана ФХД (сметы доходов/расходов) на финансовый год и плановый период (если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период) необходимо предусмотреть снижение себестоимости работ, услуг, продукции за счет уменьшения затрат на исправление несоответствий, выявленных в процессе выполнения работ, услуг, производства продукции, по факту получения сертификата соответствия менеджмента качества.
Справочно.
Расходы будущих периодов по экономическому содержанию финансово-хозяйственных операций не являются авансовыми платежами, поскольку денежные средства учреждения направлены в оплату свершившихся фактов хозяйственной жизни (соответствующих договоров (государственных контрактов)).
Бухгалтерский учет
Расходы, связанные с получением сертификации, относятся в бухгалтерском (бюджетном) учете на счет 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года», с учетом кода вида финансового обеспечения, положений сформированной учетной политики учреждения.
Для учета расходов будущих периодов в соответствии со сметой доходов/расходов (планом ФХД), по видам, договорам (государственным (муниципальным) контрактам (контрагентам)) применяется счет 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» — например, для отражения в бухгалтерском учете операции по страхованию имущества в целях проведения сертификации. Порядок списания расходов целесообразно закрепить соответствующим разделом (локальным актом) сформированной учетной политики. Кроме того, в рамках управленческого учета учреждение вправе отразить дополнительные требования к аналитическому учету таких расходов, применив отраслевую специфику деятельности.
Применение статей КОСГУ при совершении операций финансово-хозяйственной деятельности учреждениями государственного сектора обусловлено внедрением (применением) федеральных стандартов (СГС).
Так, начиная с 2019 года уплата страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями, будет относиться на подстатью 227 «Страхование» КОСГУ (приказ Минфина России от 29 ноября 2017 г. № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления»; письма Минфина России от 16 апреля 2018 г. № 02-05-10/25298, от 29 июня 2018 г. № 02-05-10/45153 (далее — Рекомендации)).
Согласно Указаниям № 65н расходы на сертификацию продукции (работ, услуг) учреждения в рамках заключенного с органом по сертификации договора следует отразить в текущем году по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Справочно.
Для отражения расходов на уплату страховых премий (взносов) по договорам страхования со страховыми организациями выделена самостоятельная подстатья 227 «Страхование» КОСГУ.
ПРИМЕР 1
Бюджетное учреждение в рамках проведения мероприятий получения сертификации заключило договор страхования недвижимого имущества, находящегося на правах оперативного управления, сроком на один год по источнику финансового обеспечения приносящая доход деятельность.
Бухгалтер сделает следующие записи:
Дебет 2 206 27 560
«Увеличение дебиторской задолженности по авансам по страхованию»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислено страховой организации с одновременным применением забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств»;
Дебет 2 401 50 226
«Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги» (в части страхования)
Кредит 2 302 27 730
«Увеличение кредиторской задолженности по страхованию»
— начислены расходы будущих периодов сроком на 1 год;
Дебет 2 302 27 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по страхованию»
Кредит 2 206 27 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по страхованию»
— зачет авансовых платежей по факту предоставления страхового полиса;
Дебет 2 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 2 401 50 226
«Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги» (в части страхования)
— начисление текущих ежемесячных расходов.
Справочно.
Имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества (ст. 930 ГК РФ).
Согласно нормам СГС «Концептуальные основы» в целях достоверного раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности информация об объектах бухгалтерского учета, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с экономической сущностью фактов хозяйственной жизни, а не только их правовой формой.
Таким образом, по условиям примера, в случае заключения «переходящего» договора страхования имущества (согласно законодательным нормам) на 2019 год, в межотчетный период целесообразно произвести корректировку бухгалтерских записей согласно Рекомендациям.
Отсутствующие в инструкциях по бухгалтерскому (бюджетному) учету корреспонденции счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой учреждением в соответствии с законодательством, учреждения вправе согласовать с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя), в части, не противоречащей этим инструкциям.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:
Дебет 2 401 50 227
«Расходы будущих периодов на страхование»
Кредит 2 401 50 226
«Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги» (в части страхования)
— перевод остатков в межотчетный период.
Обратите внимание, что счет 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» применяется, в частности, в случае, когда учреждение не создает соответствующего резерва предстоящих расходов (п. 302 Инструкции № 157н).
Вместе с тем расходы на добровольное страхование недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении, могут быть профинансированы источником финансового обеспечения субсидии на иную цель.
Направления расходов, по которым бюджетное (автономное) учреждение вправе расходовать средства субсидии на иные цели, зависят от условий соглашения о предоставлении такой субсидии.
Операции с целевыми субсидиями, поступающими учреждениям, учитываются на лицевых счетах, предназначенных для учета операций со средствами, предоставленными учреждениям из федерального бюджета в виде целевых субсидий, открываемых учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 17 октября 2016 г. № 21н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства».
Не использованные в текущем финансовом году остатки целевых средств субсидий, предоставленных учреждениям из федерального бюджета в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, подлежат перечислению учреждениями в федеральный бюджет в порядке, установленном приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 82н «О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям государственным (муниципальным) унитарным предприятиям».
Справочно.
Информация обладает прогностической ценностью, если она может использоваться для финансовой оценки будущих событий (п. 66 СГС «Концептуальные основы»).
ПРИМЕР 2
В рамках проводимых мероприятий ФБУ «РСА» по внедрению ISO, источником финансового обеспечения которых является субсидия на иную цель, получены материальные ценности (индикаторы) с доставкой, не включенной в стоимость материальных запасов.
Поставка материальных запасов (индикаторов) предусмотрена Соглашением о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса (типовая форма утверждена приказом Минфина России от 31 октября 2016 г. № 197н).
Бухгалтер сделает следующие записи:
Дебет 5 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 5 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислено контрагенту за индикаторы с учетом суммы доставки с одновременным применением забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств»;
Дебет 5 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество»
Кредит 5 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— формирование вложений в материальные запасы с учетом суммы доставки;
Дебет 5 304 06 830
«Уменьшение расчетов с прочими кредиторами»
Кредит 5 106 34 440
«Уменьшение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество».
Одновременно:
Дебет 4 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество»
Кредит 4 304 06 730
«Увеличение расчетов с прочими кредиторами»
— перевод вложений с КВФО «5» на КВФО «4» в сумме стоимости индикаторов и их доставки;
Дебет 4 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество»
— принятие к учету материальных запасов с учетом их доставки.
Налоговый учет
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы на сертификацию продукции и услуг относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (подп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 318 Налогового кодекса сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных Налоговым кодексом.
Таким образом, расходы на добровольную сертификацию системы менеджмента качества, соответствующие критериям, предусмотренным пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса, учитываются при исчислении базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (письмо Минфина России от 4 сентября 2013 г. № 03-03-06/1/36419).
[1] При составлении и ведении бюджетной сметы федерального казенного учреждения начиная с бюджетной сметы на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов применяется приказ Минфина России от 20 июня 2018 г. № 141н.
Справочно.
Цифры, указанные в индексе после двоеточия, означают год редакции стандарта.