Рекомендации по системам оплаты труда
22 ноября 2005 года решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений были утверждены Единые рекомендации по системам оплаты труда работников учреждений, финансируемых из федерального, региональных и местных бюджетов на 2006 год (далее – Рекомендации).
Рекомендации разработаны в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников учреждений бюджетной сферы.
Рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении размеров финансирования организаций здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.
Размеры оплаты труда
Размеры и условия оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не могут быть ухудшены по сравнению с Трудовым кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Размеры оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации, которым предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации не могут превышать размеров оплаты труда соответствующих категорий работников федеральных государственных учреждений.
Размеры оплаты труда работников муниципальных учреждений в муниципальных образованиях, получающих дотации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности, определяются в соответствии с предельными нормативами, установленными законами и иными нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Регулирование оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы осуществляется на основе тарифной системы оплаты труда. Она включает в себя тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты, как это предусмотрено статьей 143 Трудового кодекса.
Тарифная система устанавливается с учетом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС) и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС).
Размер тарифных ставок (окладов) в тарифной системе зависит от сложности выполняемых работ, количества и качества затрачиваемого труда и требований к квалификации по соответствующей должности.
Обязательные нормы
Обязательными для применения на территории Российской Федерации являются нормы по оплате труда, установленные Трудовым кодексом, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. К основным из них относятся:
1. Минимальный размер оплаты труда (минимальная заработная плата).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 198-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2006 года будет составлять 1100 рублей.
2. Оплата труда работников учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях производится в повышенном размере с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. До принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации к заработной плате работников учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с особыми климатическими условиями, применяются районные коэффициенты (коэффициенты), установленные Правительством Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР.
3. Тарификация работ и присвоение тарифных и квалификационных разрядов работникам производится с учетом ЕКС и ЕТКС.
ЕКС содержит квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих и требования, предъявляемые к уровню их знаний и квалификации.
ЕТКС содержит тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих по видам работ и производств в зависимости от их сложности и соответствующим ей тарифным разрядам; требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, примеры работ.
Применение указанных справочников направлено на сохранение единства тарификации работ и требований, предъявляемых к работникам учреждений бюджетной сферы в условиях децентрализованно устанавливаемых тарифных систем оплаты труда.
До утверждения в установленном порядке ЕКС, содержащего квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих работников учреждений бюджетной сферы, в том числе по общеотраслевым должностям, применяются ранее утвержденные тарифно-квалификационные (квалификационные) характеристики.
Подход един
В целях обеспечения единых подходов к формированию федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда рекомендуется применять установленные на федеральном уровне:
– категорирование работников учреждений бюджетной сферы;
– отнесение учреждений бюджетной сферы к группам по оплате труда руководителей;
– исчисление профессионального стажа работы;
– отнесение к разрядам оплаты труда ETC должностей работников учреждений бюджетной сферы;
– дифференциацию в уровнях оплаты труда работников и тарифных коэффициентов ETC;
– порядок установления оплаты труда высококвалифицированных рабочих, занятых на выполнении важных и ответственных работ;
– порядок установления размеров выплат стимулирующего характера;
– организацию труда и заработной платы отдельных категорий работников учреждений бюджетной сферы (включая правила установления и изменения разрядов и (или) размеров ставок заработной платы при увеличении стажа, при получении образования, при присвоении квалификационной категории, при присуждении ученой степени кандидата или доктора наук, дежурства врачей на дому и др.).
До формирования федеральной, региональных, муниципальных систем оплаты труда в полном объеме, для обеспечения стабильности правового регулирования в вопросах оплаты труда в 2006 году рекомендуется применять тарифную систему оплаты труда работников бюджетной сферы. В основе этой системы должна лежать EТС с сохранением 18 разрядов и соотношением ставок первого и восемнадцатого разрядов 1:4,5 и межразрядных тарифных коэффициентов, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Условия оплаты труда, установленные Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти непосредственно для работников федеральных государственных учреждений, являются рекомендательными для работников учреждений бюджетной сферы регионального и муниципального подчинения.
Вопрос
Может ли сумма отпускных быть ниже минимального размера оплаты труда?
Во всех случаях средний заработок работника, полностью отработавшего определенную в расчетном периоде норму рабочего времени, не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Однако если в соответствии со статьей 93 Трудового кодекса по соглашению между работником и администрацией ему установлен неполный рабочий день или неполная рабочая неделя, то оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ. Соответственно и сохраняемая работнику средняя заработная плата (в том числе и на период отпуска) может быть ниже минимального размера оплаты труда. Но при этом работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений по продолжительности ежегодного отпуска.
Президент сказал «надо»
Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2005 года поставил задачу в течение трех лет добиться повышения доходов работников бюджетных учреждений в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза. Это означает, что в ближайшие годы заработная плата указанных работников должна увеличиваться как минимум в полтора раза быстрее, чем цены на потребительские товары.
В целях реализации Послания Президента Российской Федерации при формировании федерального бюджета на 2006 год определены этапы повышения заработной платы работников федеральных государственных учреждений – с 1 мая на 15 процентов, с 1 октября на 11 процентов.
Рекомендуется осуществить соответствующее повышение заработной платы в указанные сроки по учреждениям бюджетной сферы на региональном и местном уровнях во всех субъектах Российской Федерации с учетом создания Правительством Российской Федерации условий для обеспечения этого повышения.
Президентом Российской Федерации определены отдельные категории работников организаций здравоохранения и образования для принятия дополнительных мер по повышению оплаты их труда в рамках реализации приоритетных национальных проектов. Указанные меры будут осуществляться за счет средств федерального бюджета дополнительно к тем решениям, которые принимаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по повышению заработной платы работников бюджетных учреждений образования и здравоохранения.
В целях выполнения задач, поставленных президентом Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при установлении систем оплаты труда рекомендуется не допускать ухудшения ранее установленных условий оплаты труда. Также нельзя допускать снижения размеров индексации заработной платы, отменять либо уменьшать размеры надбавок, ставок, доплат, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников на региональном и муниципальном уровнях. С.И. ПЕТРОВА,
советник Департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития РФ.