Виртуальность в реальности

Расчеты за товары, работы, услуги банковскими картами — в электронном формате — стали привычными. Но вот обеспечение выдачи покупателю электронного чека и передачи фискальных данных в налоговые органы зачастую вызывает вопросы. При этом защиту интересов покупателя и прозрачность хозяйственных операций учреждения должны обеспечивать не только специалисты технических служб, но и финансовые работники.

О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор

Согласно Закону от 22 мая 2003 г. № 54‑ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон № 54‑ФЗ) расчеты — это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги. Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Контрольно-кассовую технику, включенную в реестр, обязаны применять все организации при осуществлении ими расчетов, а также выдавать и (или) направлять в электронной форме кассовый чек или бланк строгой отчетности покупателю (клиенту) на его абонентский номер либо адрес электронной почты, за исключением случаев, установленных Законом № 54‑ФЗ.

Пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением контрольно-кассовой техники, в налоговые органы через оператора фискальных данных (письмо ФНС России от 9 ноября 2016 г. № АС-2-20/1136@).

Прежде чем осуществлять апгрейд или замену кассового аппарата, следует учесть специфику учреждения, поскольку аппараты имеют функциональные различия в зависимости от области их применения. Например, для реализации нормативной методической литературы, готовых блюд для работников учреждения.

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона № 54‑ФЗ организации с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг, включая:

  • продажу газет и журналов на бумажном носителе, а также продажу в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта России. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  • продажу водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте (до 1 июля 2019 г.);
  • обеспечение питанием обу­чающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий.

Кроме того, контрольно-кассовая техника не применяется организациями, реализующими полномочия органов государственной власти субъектов России и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения, а также парковками (парковочными местами), создаваемыми на земельных участках, которые находятся в собственности субъектов России, собственности муниципальных образований или государственная собственность на которые не разграничена, при осуществлении такими организациями расчетов за предоставление указанного права при условии перечисления в полном объеме в разрезе каждого расчета на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня получения такими организациями денежных средств (п. 10 ст. 2 Закона № 54‑ФЗ).

Контрольно-кассовая техника может не применяться государственными и муниципальными библиотеками, а также библиотеками Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций при оказании в помещениях указанных библиотек платных услуг населению, связанных с библиотечным делом.

Перечень платных услуг, оказываемых указанными библиотеками без применения контрольно-кассовой техники, утверждается Правительством России (п. 12 ст. 2 Закона № 54‑ФЗ).

12_1.png

Обратите внимание, что с 3 июля 2018 года контрольно-кассовая техника не применяется организациями в автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России, за исключением автоматических устройств для расчетов, питаемых от электрической энергии (в том числе электрических аккумуляторов или батарей). Указанная норма касается финансово-хозяйственной деятельности учреждений, связанной с операциями вендинга (реализация через торговые автоматы, например, медицинских бахил).

Преимущества онлайн-­касс

Что дает новая система? Усложнение или облегчение в работе? Преимущества онлайн-касс заключаются в следующих возможностях:

  • создание среды доверия (оперативное получение информации фискальными органами, сокращение проверок);
  • «удаленная» регистрация контрольно-кассовой техники;
  • самостоятельная замена фискального накопителя (без привлечения специалиста центра технического обслуживания).

Согласно пункту 3 статьи 7 Закона от 3 июля 2016 г. № 290‑ФЗ контрольно-кассовая техника, соответствующая требованиям Закона № 54‑ФЗ и зарегистрированная в органах ФНС до 1 февраля 2017 года, снимается с регистрационного учета в порядке, установленном Законом № 54‑ФЗ.

Органы ФНС сообщали налогоплательщикам (не снявшим с регистрационного учета контрольно-кассовую технику, не соответствующую требованиям Закона № 54‑ФЗ) о необходимости представления после 1 июля 2017 года в налоговые органы показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков, снятых с контрольно-кассовой техники, не соответствующей требованиям Закона № 290‑ФЗ, до момента осуществления ее модернизации (письмо ФНС России от 19 июня 2017 г. № ЕД-4-20/11625@ «Об осуществлении модернизации контрольно-кассовой техники»).

Переходный период

Переход на новый порядок применения онлайн-касс состоит из трех этапов (в части бюджетных (автономных) учреждений).

1. С 1 июля 2017 года — все организации, за исключением тех, кто был вправе не применять ККТ до введения нового порядка, в том числе оказывающих услуги населению; осуществляющих расчеты с использованием электронных средств платежа (кроме платежных карт); осуществляющих торговлю с использованием торговых автоматов.

2. С 1 июля 2018 года — организации, осуществляющие расчеты с использованием электронных средств платежа; с наемными работниками, осуществляющими торговлю с использованием торговых автоматов.

3. С 1 июля 2019 года — организации, оказывающие услуги населению; осуществляющие безналичные расчеты с физическими лицами (письмо Минфина России от18 июля 2018 г. № 03-01-15/50059).

12_2.png

В отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта России, а также на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных (п. 7 ст. 2 Закона № 54‑ФЗ).

Требования к кассовому чеку

Обязательная информация, содержащаяся в кассовом чеке, должна иметь следующие реквизиты:

  • наименование документа;
  • порядковый номер за смену;
  • дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях — адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах — наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети интернет — адрес сайта пользователя);
  • наименование организации-пользователя;
  • идентификационный номер налогоплательщика пользователя;
  • применяемая при расчете система налогообложения;
  • признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) — приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, — возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) — расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, — возврат расхода);
  • наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена (в валюте России) за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость);
  • сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм налога на добавленную стоимость по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость);
  • форма расчета (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке), а также сумма оплаты наличными деньгами и (или) в безналичном порядке;
  • должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту) (за исключением расчетов, осуществленных с использованием автоматических устройств для расчетов, применяемых в том числе при осуществлении расчетов в безналичном порядке в сети интернет);
  • регистрационный номер контрольно-кассовой техники;
  • заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
  • фискальный признак документа;
  • адрес сайта уполномоченного органа в сети интернет, на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака;
  • абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме или идентифицирующих такие кассовый чек или бланк строгой отчетности признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети интернет, на котором такой документ может быть получен;
  • адрес электронной почты отправителя кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме;
  • порядковый номер фискального документа;
  • номер смены;
  • фискальный признак сообщения (для кассового чека или бланка строгой отчетности, хранимых в фискальном накопителе или передаваемых оператору фискальных данных);
  • QR-код.

Что такое QR-код и для чего он должен применяться? QR-код должен обеспечивать возможность печати на кассовом чеке (бланке строгой отчетности) двухмерного штрихового кода (QR-код размером не менее 20 × 20 мм), содержащего в кодированном виде реквизиты проверки кассового чека или бланка строгой отчетности:

  • дата и время осуществления расчета;
  • порядковый номер фискального документа;
  • признак расчета;
  • сумма расчета;
  • заводской номер фискального накопителя;
  • фискальный признак документа.

Обязательность наличия QR-кода в чеке, формируемом онлайн-устройством, предусмотрена пунктом 1 статьи 4 Закона № 54‑ФЗ. Чек с QR-кодом позволяет подтвердить, что документ зафиксирован в системе ФНС.

Справочно.

QR-код — матричный штрих-код, считываемый машинной оптикой и содержащий информацию об объекте, к которому он привязан.

Методические указания по формированию фискальных документов при стандартном случае (обычная продажа) направлены для использования в работе письмом ФНС от 3 июля 2018 г. № ЕД-4-20/12718.

Методические указания по формированию фискальных документов при продаже товара с использованием подарочных карт направлены для использования в работе письмом ФНС от 3 июля 2018 г. № ЕД-4-20/12717. Например, учреждения культуры в рамках проектов «Мой музей», «Друзья галереи» и других оформляют подарочные карты на посещение постоянных экспозиций и временных выставок.

В письме также приведены описания следующих операций:

  • продажа товара на сумму, выше ранее приобретенной подарочной карты, с доплатой электронным средством платежа (банковской картой);
  • продажа товара на сумму, меньше ранее приобретенной подарочной карты, с условием невозврата остатка по номиналу подарочной карты (сдача не возвращается).

Аренда

Закон № 54‑ФЗ не ограничивает вещное право на контрольно-кассовую технику, в связи с чем наличие онлайн-кассы в учреждении возможно на правах:

  • оперативного управления;
  • арендных отношений (письмо Минфина России от 27 июня 2018 г. № 03-01-15/44250).

Арендные отношения регулируются нормами главы 34 Гражданского кодекса.

Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Кроме того, в предмете договора следует указать данные, позволяющие определенно установить имущество, которое передается в аренду (ст. 607 ГК РФ).

В договоре аренды кассы онлайн целесообразно указать технические характеристики аппарата, приложить копии правоустанавливающих документов права владения, технической документации, обеспечить проверку работоспособности аппарата в день передачи, иные обязанности арендатора, арендодателя (например, постановку на учет в органах ФНС, ремонт в необходимых случаях).

Справочно.

Объекты бухгалтерского учета, возникающие при закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за субъектами учета с целью выполнения ими возложенных на них полномочий (функций), не классифицируются в качестве объектов учета аренды (п. 10 СГС «Аренда»).

При передаче нефинансовых активов, включая контрольно-кассовую технику, между учреждениями, учреждениями и организациями (иными правообладателями), за исключением приобретения имущества на государственные (муниципальные) нужды (нужды бюджетных (автономных) учреждений), продажи государственного (муниципального) имущества оформляется Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).

Бухгалтерский (бюджетный) учет необходимо организовать в соответствии с СГС «Аренда» в зависимости от экономической составляющей финансово-хозяйственной операции:

  • операционная аренда;
  • неоперационная (финансовая) аренда.

ПРИМЕР

Бюджетным учреждением по договору аренды (сроком на 4 месяца) получена контрольно-кассовая техника (онлайн-касса).

Бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 2 111 44 350
«Увеличение стоимости прав пользования машинами и оборудованием»
Кредит 2 302 24 730
«Увеличение кредиторской задолженности по арендной плате за пользование имуществом»
— начислено право пользования в сумме арендных платежей (за 4 месяца);

Дебет 2 506 10 224
«Право на принятие обязательств на текущий финансовый год в части арендной платы»
Кредит 2 502 11 224
«Принятые обязательства на текущий финансовый год в части арендной платы»
— приняты обязательства текущего года в сумме арендных платежей (за 4 месяца);

Дебет 2 109 ХХ 224
«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг, на арендную плату за пользование имуществом»
Кредит 2 104 44 450
«Уменьшение стоимости прав пользования машинами и оборудованием за счет амортизации»
— начислена ежемесячная амортизация права пользования (в размере 1/4 суммы договора);

Дебет 2 502 11 224
«Принятые обязательства на текущий финансовый год в части арендной платы»
Кредит 2 502 12 224
«Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год в части арендной платы»
— приняты денежные обязательства в сумме ежемесячных арендных платежей (согласно акту приемки услуг в размере 1/4 суммы договора);

Дебет 2 302 24 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по арендной плате за пользование имуществом»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислена сумма ежемесячных арендных платежей (в размере 1/4 суммы договора) с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств»;

Дебет 2 104 44 450
«Уменьшение стоимости прав пользования машинами и оборудованием за счет амортизации»
Кредит 2 111 44 450
«Уменьшение стоимости прав пользования машинами и оборудованием»
— прекращение права пользования объектом аренды (по завершении договора).

Расходы бюджетного (автономного) учреждения на аренду онлайн-касс должны быть предусмотрены планом ФХД текущего года (планового периода). При этом следует предусмотреть источник финансового обеспечения (доходная часть плана ФХД).

Как следует из обзора результатов проведенных проверок бюджетных (автономных) учреждений, зачастую возникают нарушения в части завышения предполагаемого дохода в рамках уставной приносящей доход деятельности. В таком случае необходимо руководствоваться порядком составления плана ФХД, утвержденным учредителем (при наличии) в части ограничений на корректировку показателей по поступлениям.

В целях внесения изменений в план ФХД составляется новый план, показатели которого не должны вступать в противоречие в части кассовых операций по выплатам, проведенным до внесения изменения в план ФХД, а также с показателями планов закупок. Решение о внесении изменений в план принимается руководителем учреждения (подразделения) (п. 19 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

Обратите внимание, что приказом Минфина России от 29 ноября 2017 г. № 209н утвержден Порядок применения классификации операций сектора государственного управления (далее — Приказ № 209н), обязательный к использованию в работе с 1 января 2019 года.

С начала следующего года Приказом № 209н установлена детализация статьи 350 «Увеличение стоимости права пользования» в целях реализации СГС «Аренда» — подстатьей 351 «Увеличение стоимости права пользования активом» для отнесения операций, отражающих увеличение стоимости права пользования активом, при признании объекта учета операционной аренды в составе нефинансовых активов при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета.

Установлена детализация статьи 450 «Уменьшение стоимости права пользования» КОСГУ по операциям по выбытию права пользования активом, связанным с начислением амортизации на объекты учета операционной аренды, — они относятся на подстатью 451 «Уменьшение стоимости права пользования активом» КОСГУ.

Кроме того, необходимо учитывать, что статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ детализируется в том числе подстатьей 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ, на которую относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, в составе материальных запасов, в том числе запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и тому подобное.

Справочно

При планировании расходов в плане ФХД применяется подстатья 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)» КОСГУ (Методические рекомендации к порядку применения классификации операций сектора государственного управления, направленные письмом Минфина России от 29 июня 2018 г. № 02-05-10/45153).


Реклама