Гранты. Дополнительная поддержка

Безвозмездно переданные средства и добровольные пожертвования не замещают основного финансирования развития науки, культуры, искусства, других сфер экономики, а помогают в реализации государственной политики в каждой из сфер. Подобные инвестиции играют большую роль для поддержки каждого из возможных проектов. Роль финансиста, бухгалтера — соблюсти методологию при отражении в учете хозяйственной операции учреждения.

С. Н. ИВАНЦОВА, консультант

Гранты — денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории России в установленном Правительством России порядке (постановление Правительства России от 23 апреля 2013 г. № 367 «Об утверждении правил получения международными организациями права на предоставление грантов на территории Российской Федерации на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями»), на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, преду­смотренных грантодателями (Закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»).

Многообразие грантов можно классифицировать следующим образом:

1. В зависимости от субъектов, выступающих в качестве грантодателей:

  • отечественные;
  • зарубежные.

2. По видам:

  • исследовательские — предоставляются научным учреждениям на проведение научных исследований;
  • образовательные — как правило, это индивидуальные гранты для обучения;
  • инновационные и научно-технические — выделяются на инновационные и научно-технические разработки и их внедрение.

3. Адресность предоставления:

  • юридическому лицу;
  • физическому лицу (в том числе работнику учреждения).
  • Гранты субъектов России предоставляются по направлениям, признанным значимыми в том или ином регионе.

Согласно пункту 7 статьи 78 Бюджетного кодекса в законе (решении) о бюджете могут преду­сматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента России, Правительства России, высшего должностного лица субъекта России, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта России, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента России, Правительства России, высшего должностного лица субъекта России, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта России, местной администрации некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов России, органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов бюджетным и автономным учреждениям, включая учреждения, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя (п. 4 ст. 78.1 Бюджетного кодекса). Указанная формулировка допускает участие учреждений в получении грантов на конкурсной основе независимо от подведомственности учреждения.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что грант представляет собой отдельный вид бюджетного субсидирования, в соответствии с Порядком № 132н расходы на предоставление вышеуказанных грантов в форме субсидий юридическим лицам отражаются, в частности:

  • согласно пункту 7 статьи 78 Бюджетного кодекса — по виду расходов 813 «Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не подлежащие казначейскому сопровождению» классификации расходов бюджетов;
  • согласно пункту 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса — по виду расходов 633 «Субсидии (гранты в форме субсидий), не подлежащие казначейскому сопровождению».

Планирование

В целях формирования показателей плана ФХД по поступлениям и выплатам, включенных в табличную часть плана ФХД, учреждение (подразделение) составляет на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) план исходя из представленной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, информации о планируемых объемах расходных обязательств, включая гранты в форме субсидий, в том числе предоставляемых по результатам конкурсов (приказ Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (далее — приказ Минфина России № 81н)).

Справочно.

Приказ Минфина России № 81н утрачивает силу с 1 января 2020 года в связи с изданием приказа Минфина России от 31 августа 2018 г. № 186н «О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».

Планирование грантов учреждением осуществляется согласно:

  • предполагаемым к заключению соглашениям (договорам) с грантодателями на основе расчета технико-экономических обоснований;
  • заключенным соглашениям (договорам) с грантодателями, включая переходящие с прошлого года.

В обоснование потребностей получения гранта на стадии проекта заключения соглашения (договора) следует учитывать цели и задачи проблемы.

Цели — краткая формулировка результата, это то, к чему стремятся, чего надо достичь. Можно сформулировать вопросом: «Чего хотим?»

Задачи — это проблемная ситуация с заданной целью, которая отвечает на вопрос: «Как сделать?»

Например, цель — участие учреждения в выставке. Задачами для достижения указанной цели могут быть заключение договора аренды, выпуск брошюр, буклетов, оформление специального стенда и др.

43_2.png

Заявка с обоснованием потребностей может включать план-график мероприятий (дорожную карту).

Спрогнозировать доходы от грантов порой не представляется возможным, однако полученные гранты в течение финансового года обязывают учреждения вносить изменения в план ФХД. При этом вносимые изменения затронут как доходную часть, так и расходную.

Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета федеральным государственным образовательным организациям высшего образования утверждены постановлением Правительства России от 18 июня 2017 г. № 723 «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета федеральным государственным образовательным организациям высшего образования».

Согласно пункту 15 указанного постановления остатки гранта, не использованные в отчетном финансовом году, подлежат возврату в федеральный бюджет в порядке, предусмотренном законодательством. Если неиспользованный остаток грантов не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в установленном порядке.

Хранение документов

Согласно пункту 1 статьи 29 Закона № 402-ФЗ первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Кроме того, согласно пункту 33 СГС «Концептуальные основы» при наличии технической возможности субъект учета вправе осуществлять хранение первичных электронных документов (электронных регистров) на электронных носителях с учетом требований законодательства, регулирующего использование электронной подписи в электронных документах.

При хранении первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться защита их данных от несанкционированных исправлений.

Архивным документом признается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства (подп. 2 ст. 3 Закона от 22 октября 2004 г. № 125‑ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»).

При этом учреждения вправе руководствоваться Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558 (далее — Перечень).

36_2.png

Перечень включает типовые управленческие архивные документы, образующиеся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций при осуществлении однотипных (общих для всех или большинства) управленческих функций, независимо от формы собственности, с указанием сроков хранения.

К документам финансово-экономического планирования, включенным в перечень документов архивного хранения в учреждении, могут быть отнесены:

  • планы ФХД;
  • технико-экономические обос­нования, расчеты для получения грантов;
  • государственные контракты (договора), подтверждающие доход учреждения за соответствующий период, включая гранты;
  • планы учреждения по каждому виду деятельности (с приложением дорожной карты);
  • оперативные планы структурных подразделений;
  • планы движения финансовых потоков, включая гранты;
  • справки (докладные записки) об изменениях, необходимых для внесения изменений в соответствующие планы;
  • иные документы, относящиеся к финансово-экономическому планированию.

Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства представлена на официальном сайте в сети интернет: https://grants.culture.ru/grants/.

Бухгалтерский учет

Для формирования информации в денежном выражении о наличии расчетов по поступлениям денежных средств бюджетного учреждения и операций, изменяющих указанные объекты учета, необходимо руководствоваться предметом соглашения (договора) о предоставлении грантов. Например, адресность гранта, как упоминалось выше, — предоставление его юридическому лицу либо работнику учреждения (физическому лицу).

В соответствии с соглашением (договором) о выделении гранта, заключаемым грантодателями с грантополучателем — физическим лицом, работником бюджетного (автономного) учреждения, средства гранта по соглашению между грантополучателем и учреждением зачисляются на лицевой счет учреждения для дальнейшего их перечисления по поручениям грантополучателя в целях реализации определенного проекта, на который предоставлен грант.

Если в соответствии с договорами о выделении грантов, заключаемыми фондом с грантополучателями — физическими лицами, средства грантов по соглашению между грантополучателем и учреждением зачисляются на лицевой счет учреждения, указанные средства следует отражать как средства во временном распоряжении в связи с тем, что средства грантов, предоставленных физическим лицам, не являются доходами учреждения.

Аналогичная позиция отражена в разъяснениях Минэкономразвития России (письмо от 14 июня 2016 г. № Д28и-1612).

Для учета сумм денежных средств, поступивших во временное распоряжение учреждения и подлежащих при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению, предназначен счет 0 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение».

Отражение в учете операции по поступлению денежных средств во временное распоряжение бюджетного учреждения осуществляется в соответствии с Инструкцией № 174н бухгалтерской записью:

Дебет 3 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение».

Для формирования информации в денежном выражении о наличии расчетов по доходам бюджетного учреждения и операций, изменяющих указанные объекты учета, применяется счет аналитического учета в соответствии с объектами учета и содержанием хозяйственной операции 0 205 89 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по иным доходам».

Когда согласно условиям предоставления гранта грантополучателем является бюджетное учреждение, средства, полученные в форме гранта, отражаются в бухгалтерском учете по коду вида финансового обеспечения «2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)».

Начисление сумм доходов от безвозмездного поступления денежных средств в виде гранта отражается в корреспонденции счета 0 401 10 189 «Иные доходы».

Осуществление перечислений (выплат из кассы) учреждением средств гранта для исполнения предоставленного физическим лицам гранта по поручению владельца денежных средств (грантополучателя) на цели, предусмотренные проектом, отражается записью:

Дебет 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
Кредит 3 201 11 610, 3 201 34 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Выбытия средств из кассы учреждения».

При этом учреждение при формировании учетной политики вправе предусмотреть ведение учета поступления и расходования средств грантов (в том числе по видам выплат), предоставленных физическим лицам, в аналитических регистрах учета (письмо Минфина России от 25 июня 2018 г. № 02-06-10/43614).

Вместе с тем, учитывая, что законодательство не ограничивает право юридического лица, созданного в форме казенного учреждения, на участие в конкурсе на получение гранта, если казенное учреждение будет определено победителем конкурса, то финансовое обеспечение реализации целей, на достижение которых предоставляется грант, должно осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, определенных статьей 70 Бюджетного кодекса, и на основании бюджетной сметы, с учетом ограничений, установленных статьей 161 Бюджетного кодекса (письмо Минфина России от 30 августа 2013 г. № 02-13-09/35843).

Справочно.

Критерии отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества утверждены постановлением Правительства России от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» и нормативными актами органов, осуществляющими в отношении отдельных учреждений функции и полномочия учредителя (ведомственные приказы).

Приобретение имущества

Отношения сторон по окончании выполнения работ по соответствующему проекту (результат работ), включая приобретение имущества, регулируются соглашением (договором). Грантополучатель согласно условиям соглашения (договора) может получать (приобретать) имущество, необходимое для выполнения проекта.

Основанием для принятия имущества к учету являются нормы Гражданского кодекса, Закона № 402-ФЗ, Инструкции № 157н, СГС «Концептуальные основы», СГС «Основные средства», учетная политика учреждения, первичные учетные документы, решение комиссии по поступлению и выбытию активов. Поэтому учреждению следует организовать балансовый либо забалансовый учет «грантового» имущества.

Согласно пункту 8 СГС «Основные средства» материальная ценность подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе основных средств при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить.

Методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, утверждаются актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета (п. 9 СГС «Учетная политика»).

При принятии к балансовому учету указанного имущества также необходимо учитывать признаки отнесения имущества к ОЦДИ.

ПРИМЕР

Бюджетное учреждение-грантополучатель по условиям соглашения о получении гранта на научные исследования в области экологии в размере 1 000 000 рублей приобрело необходимую аппаратуру стоимостью 300 000 рублей в состав ОЦДИ. После завершения исследовательских работ имущество остается в распоряжении бюджетного учреждения.

Бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 2 205 89 560
«Увеличение дебиторской задолженности по расчетам по иным доходам»
Кредит 2 401 10 189
«Иные доходы»
— начислены доходы от гранта в сумме 1 000 000 руб.;

Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 205 89 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по расчетам по иным доходам»
— поступили денежные средства гранта в размере 1 000 000 руб. с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств»;

Дебет 2 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество»
Кредит 2 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— формирование вложений по приобретению аппаратуры в сумме 300 000 руб.;

Дебет 2 101 24 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество»
— принятие к учету аппаратуры в сумме 300 000 руб.;

Дебет 2 302 31 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— платеж контрагенту за поставку оборудования в сумме 300 000 руб. с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств»;

Дебет 2 109 ХХ 271, 2 401 20 271
«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части амортизации», «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»
Кредит 2 104 24 411
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения»
— начисление амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету.

Налоговый учет

Налог на прибыль

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в качестве целевого финансирования, к которому, в частности, отнесены полученные гранты. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

В целях налогообложения прибыли организаций грантами признаются денежные средства или иное имущество, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

  • гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством России, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;
  • гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Разъяснения по вопросу необходимости учета стоимости оборудования, приобретенного за счет средств грантов, в составе внереализационных доходов бюджетного учреждения при расчете налога на прибыль даны в письме Минфина России от 16 июня 2017 г. № 03-03-06/3/37517.

Налог на имущество организаций

Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса объектами налогообложения с 1 января 2019 года для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Таким образом, имущество, полученное от грантодателя и учитываемое по условиям соглашения (договора) на забалансовых счетах, не облагается указанным налогом.

НДФЛ

Согласно пункту 6 статьи 217 Налогового кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц, включая:

  • суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в России международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством России;
  • доходы, полученные налогоплательщиком в виде грантов, премий и призов в денежной и (или) натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях, предоставленных некоммерческими организациями за счет грантов Президента России в соответствии с условиями договоров о предоставлении указанных грантов таким некоммерческим организациям.

Страховые взносы

Что касается вопроса начисления страховых взносов на выплаты за счет средств гранта грантодателем непосредственно в пользу грантополучателя — физического лица вне рамок трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг, то такие выплаты объектом обложения страховыми взносами не признаются (письмо Минфина России от 16 июля 2018 г. № 03-04-06/49533).


Реклама