«Детский» транспорт
Перевозка детей актуальна в любое время года. Учащихся везут в школы, юных спортсменов — на соревнования. Во время каникул автобусные колонны спешат в лагеря отдыха. Чтобы организовать перевозку, нужен соответствующий транспорт. Разберемся какой.
Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Перевозка детей осуществляется по особым правилам и с использованием специального транспорта. Правила организованной перевозки группы детей автобусами утверждены постановлением Правительства России от 17 декабря 2013 г. № 1177 (далее — Правила № 1177). Об организации перевозок обучающихся в образовательные организации разработаны методические рекомендации, которые направлены письмом Минобрнауки России от 29 июля 2014 г. №
- доставка в образовательные организации;
- развоз по окончании занятий (организованных мероприятий);
- перевозки групп детей при организации туристско-экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий (п. 1.3 Методических рекомендаций).
В пункте 4 Правил № 1177 указано, что для осуществления организованной перевозки группы детей необходимо наличие ряда документов, в том числе договора фрахтования, который согласно статье 632 Гражданского кодекса является разновидностью договора аренды.
Аренда транспорта — не единственное решение организации поездок. Особенно если они не являются регулярными. Учреждение может заключить договор перевозки. Относятся ли такие отношения к арендным? На первый взгляд, они аналогичны аренде транспортного средства с экипажем. В обоих случаях арендодатель предоставляет транспортное средство во временное пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. В чем разница?
В случае аренды транспортного средства с экипажем арендатор имеет право использовать его для поездок по различным адресам с разными целями. То есть присутствует право владения и пользования транспортом в течение определенного времени по согласованию сторон (ст. 632 ГК РФ).
При договоре перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти его в пункт назначения, а пассажир должен оплатить проезд (п. 1 ст. 786 ГК РФ). При организации перевозки учреждением оплата производится в рамках заключенного договора. То есть права владения у арендатора в этом случае не возникает. Перевозчик должен в установленные сроки перевезти группу людей по определенному маршруту (маршрут следования определен предметом договора).
В соответствии с Порядком № 209н оказание услуг перевозки на основании договора автотранспортного обслуживания, в рамках которого в обязанности исполнителя входят в том числе: техническое обслуживание предоставляемых автомобилей, осуществление заправки автомобилей, обеспечение горюче-смазочными материалами и запасными частями (при необходимости), осуществление персонального подбора водительского состава, поддержание транспортных средств в надлежащем санитарном состоянии, относится на подстатью 222 «Транспортные услуги» КОСГУ.
Расходы по оплате арендной платы в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды, имущественного найма, проката) объектов нефинансовых активов относятся на подстатью 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)» КОСГУ.
Особенности
Образовательные учреждения могут организовать перевозку обучающихся самостоятельно при выполнении ряда условий, в том числе наличия необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базы, позволяющей обеспечить безопасность дорожного движения при осуществлении перевозок обучающихся (п. 3.1, 3.1.1 Методических рекомендаций). Нужен только соответствующий транспорт.
Для перевозки детских групп используются автобусы, соответствующие требованиям, закрепленным в пункте 3 Правил № 1177. В соответствии с ними для осуществления организованной поездки группы детей допускается автобус, имеющий следующие параметры:
- соответствие по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров. Они установлены «ГОСТ
33552-2015. Межгосударственный стандарт. Автобусы для перевозки детей. Технические требования и методы испытаний», принятым приказом Росстандарта от 22 июня 2016 г. №662-ст (далее — ГОСТ33552-2015); - допуск в установленном порядке к участию в дорожном движении, осуществленный согласно постановлению Правительства России от 5 декабря 2011 г. № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств»;
- оснащение транспорта в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в соответствии с нормами приказа Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273;
- наличие на крыше или над ней маячка желтого или оранжевого цвета, который должен быть включен при движении автобуса (с 1 июля 2018 года). При этом наличие включенного маячка не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения.
Обратите внимание на «возраст» автобуса. Начало действия указанного в пункте 3 Правил № 1177 ограничения — не более 10 лет с года выпуска, постоянно переносилось. На сегодняшний день постановлением Правительства России от 8 августа 2018 г. № 925 установлен новый срок вступления в силу этой нормы — 30 июня 2020 года.
Учреждение транспорт может приобрести, арендовать, получить в рамках централизованной поставки, заключить договор перевозки.
При самостоятельном приобретении автобусов учреждением проводится закупка в соответствии с положениями Законов № 44‑ФЗ, 223‑ФЗ на конкурентной основе путем проведения торгов. Несмотря на высокую стоимость объекта, явно превышающую предел в четыреста тысяч рублей, установленный в подпункте 5 пункта 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ для ряда учреждений, закупка транспорта у единственного поставщика все же возможна. Положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ предусмотрено осуществление закупки для государственных нужд у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента России. Например, распоряжением Правительства России от 5 сентября 2018 г. №
Автобусы принимаются к учету в качестве основных средств. Они соответствуют требованиям для объектов этой группы нефинансовых активов, закрепленных в пунктах 7, 8 СГС «Основные средства», пункте 39 Инструкции № 157н — срок полезного использования более 12 месяцев, предназначены для неоднократного или постоянного использования субъектом учета в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.
Согласно Подрядкам № 132н, 209н расходы учреждений на приобретение транспортных средств отражаются по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. Высокая стоимость автобуса, важная роль в осуществлении учреждением основных видов деятельности, предусмотренных его уставом, позволяют отнести объект к категории особо ценного движимого имущества. Эти признаки подпадают под критерии особо ценного движимого имущества, установленные постановлением Правительства России от 26 июля 2010 г. № 538.
Школьные автобусы принимаются к учету в составе группы «Транспортные средства» и отражаются на счете 0 101 25 000 «Транспортные средства — особо ценное движимое имущество учреждения» или 0 101 35 000 «Транспортные средства — иное движимое имущество учреждения».
На объект основных средств стоимостью свыше 100 000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации (подп. «а», п. 39 СГС «Основные средства»). Таким образом, автобус, обладая высокой стоимостью, является амортизируемым имуществом. Амортизация исчисляется в течение установленного срока полезного использования, который определяет комиссия по поступлению и выбытию активов.
Срок полезного использования устанавливается исходя из ряда оснований, приведенных в пункте 35 СГС «Основные средства». По объектам основных средств, включенным согласно постановлению Правительства России от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее — Постановление № 1) в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для группы. При классификации объектов используются коды, установленные ОК
Согласно Постановлению № 1 автобусы входят в следующие группы:
- третья группа (срок полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно):
- автобусы городские. Особо малые и малые длиной до 7,5 м включительно (код 310.29.10.30.111);
- автобусы прочие. Особо малые и малые длиной до 7,5 м включительно (код 310.29.10.30.119);
- четвертая группа (срок полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно):
- автобусы городские. Особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24 м включительно (код 310.29.10.30.111);
- автобусы дальнего следования (код 310.29.10.30.112);
- автобусы прочие. Средние и большие длиной до 12 м включительно (код 310.29.10.30.119);
- пятая группа (срок полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно):
- автобусы прочие. Особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24 м включительно (код 310.29.10.30.119).
Приобретение транспорта
С вступлением в силу СГС «Основные средства» основные принципы принятия к учету нефинансовых активов не изменились. Объект основных средств принимается к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (п. 14 СГС «Основные средства», п. 23 Инструкции № 157н), которая определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, формируемых с учетом сумм НДС, предъявленных поставщиками (подрядчиками, исполнителями). В частности, в первоначальную стоимость включается цена приобретения, а также любые фактические затраты на приобретение объекта основных средств, в том числе на доставку его к месту назначения и приведение в состояние, пригодное для эксплуатации (п. 15 СГС «Основные средства», п. 23 Инструкции № 157н).
Для формирования первоначальной стоимости автобуса предусмотрены счета:
- 0 106 21 000 «Вложения в основные средства — особо ценное движимое имущество»;
- 0 106 31 000 «Вложения в основные средства — иное движимое имущество».
Автобус является дорогостоящим объектом и далеко не каждое учреждение в состоянии приобрести его за счет собственных средств. Как правило, для обеспечения учреждения автобусом есть несколько различных вариантов — выделение субсидии на покупку, распределение средств в рамках централизованной поставки, передача от другого учреждения или ведомства.
За счет субсидии
Расходы на приобретение автобуса относятся к единовременным (не постоянным). Поэтому для покупки транспорта учреждениям может быть предоставлена субсидия на иные цели.
ПРИМЕР 1
Детскому оздоровительному центру (бюджетному учреждению) с круглогодичным пребыванием детей выделена субсидия на приобретение автобуса для перевозки в рамках государственного (муниципального) задания. После проведения конкурсных процедур была осуществлена покупка транспорта.
В соответствии с критериями отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества (ОЦДИ) автобус был причислен к указанной категории. Согласно учетной политике учреждения принято решение начислять амортизацию линейным методом.
Решением комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения автомобиль отнесен к коду ОКОФ 310.29.10.30.119 и установлен срок его полезного использования, равный пяти годам. Как отразить в бухгалтерском учете муниципального бюджетного учреждения приобретение легкового автомобиля за счет средств целевой субсидии?
В учете бюджетного учреждения операция отразится записями согласно Инструкции № 174н:
Дебет 5 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 5 205 83 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по расчетам по субсидиям на иные цели»
— поступила субсидия на иные цели на отдельный лицевой счет бюджетного учреждения, открытый в территориальном органе казначейства, с одновременным отражением по забалансовому счету 17 «Поступления денежных средств»;
Дебет 5 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество»
Кредит 5 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— принят к учету автобус по первоначальной стоимости, равной сумме фактических вложений в его приобретение (с учетом НДС);
Дебет 5 302 31 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 5 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислены денежные средства за приобретенный автобус с одновременным отражением по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств».
Автобус отнесен к ОЦДИ и предназначен для использования в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, поэтому вложения в его приобретение следует перевести с кода вида финансового обеспечения (КФО) «5 — субсидии на иные цели» на КФО «4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания». Операция отражается записями:
Дебет 5 304 06 830
«Уменьшение расчетов с прочими кредиторами»
Кредит 5 106 21 410
«Уменьшение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество»;
Дебет 4 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество»
Кредит 4 304 06 730
«Увеличение расчетов с прочими кредиторами».
После изменения КФО объект принимается к учету в составе основных средств:
Дебет 4 101 25 310
«Увеличение стоимости транспортных средств — особо ценного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество».
На основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) по предоставленной целевой субсидии начисляется доход в сумме расходов, подтвержденных отчетом:
Дебет 5 205 83 560
«Увеличение дебиторской задолженности по расчетам по субсидиям на иные цели»
Кредит 5 401 10 183
«Доходы от субсидии на иные цели»
— начислен доход по предоставленной целевой субсидии.
Расчеты с учредителем формируются в сумме балансовой стоимости принятого к учету особо ценного движимого имущества (автобуса), приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных средств, и оформляются следующими записями:
Дебет 4 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 4 210 06 660
«Уменьшение расчетов с учредителем».
Автобус относится к амортизируемому имуществу. Согласно пункту 153 Инструкции № 174н начисление расходов бюджетного учреждения, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии на иные цели, с отнесением на финансовый результат текущего финансового года отражается на основании первичных (сводных) учетных документов по соответствующим операциям и объектам учета записью:
Дебет 4 401 20 271, 4 109 XX 271
«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части амортизации основных средств и нематериальных активов»
Кредит 4 104 25 411
«Уменьшение за счет амортизации стоимости транспортных средств — особо ценного движимого имущества учреждения».
Передача между учреждениями, централизованная поставка
Учреждение может получить транспортное средство в рамках передачи имущества между органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), государственными (муниципальными) учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами, а также учреждениями и организациями, созданными на базе государственного (муниципального) имущества.
Прием-передача объектов осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету) и в случае наличия суммы начисленной амортизации (п. 29 Инструкции № 157н). Передающей стороной оформляются и направляются в адрес принимающей стороны Извещение (ф. 0504805) в двух экземплярах и Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
При получении транспортного средства принимающая сторона заполняет Извещение (ф. 0504805) в своей части реквизитов и направляет второй экземпляр заполненного документа передающей стороне. Если передача автобуса не связана с дополнительными расходами, то при расчетах между главным администратором доходов бюджета и подведомственными ему администраторами доходов бюджета в учете бюджетного учреждения (принимающей стороны) производятся записи:
Дебет 0 101 25 310, 0 101 35 310
«Увеличение стоимости транспортных средств — особо ценного движимого имущества учреждения», «Увеличение стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 304 04 310
«Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств»
— принят к учету автобус по первоначальной (балансовой) стоимости;
Дебет 0 304 04 310
«Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств»
Кредит 0 104 25 411, 0 104 35 411
«Уменьшение за счет амортизации стоимости транспортных средств — особо ценного движимого имущества учреждения», «Уменьшение за счет амортизации стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения»
— принята к учету сумма начисленной амортизации по полученному автобусу.
По принципу приема-передачи проходит и централизованная поставка. В ее процессе участвуют три стороны: заказчик, грузополучатель, поставщик.
Заказчиком является получатель бюджетных средств, уполномоченный на заключение государственного (муниципального) контракта на централизованную поставку. В его функции входит расчет с поставщиком.
Грузополучатель — учреждение, в распоряжение которого поступает транспортное средство; поставщик — исполнитель, осуществляющий поставку транспорта согласно заключенному государственному (муниципальному) контракту.
Оформление взаимосвязанных расчетов между участниками централизованного снабжения (заказчиком, грузополучателем) осуществляется с обязательным оформлением двух экземпляров Извещения (ф. 0504805) согласно прилагаемым к нему первичным учетным документам.
После получения Извещения (ф. 0504805) и прилагаемых к нему первичных учетных документов учреждение (грузополучатель) в соответствии со сложившейся ситуацией производит в учете записи. Рассмотрим их.
1. Автобусы поступили вместе с документами:
Дебет 0 106 21 310, 0 106 31 310
«Вложения в основные средства — особо ценное движимое имущество», «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество»
Кредит 0 304 04 310
«Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств»
— приняты к учету вложения в основные средства;
Дебет 0 101 25 310, 0 101 35 310
«Увеличение стоимости транспортных средств — особо ценного движимого имущества учреждения», «Увеличение стоимости транспортных средств — иного движимого имущества
учреждения»
Кредит 0 106 21 310, 0 106 31 310
«Вложения в основные средства — особо ценное движимое имущество», «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество»
— принят к учету автобус по первоначальной (балансовой) стоимости.
2. В адрес учреждения-грузополучателя поступили документы, но к моменту получения Извещения (ф. 0504805) не пришли автобусы:
Дебет 0 107 21 310, 0 107 31 310
«Увеличение стоимости основных средств — особо ценного движимого имущества учреждения в пути», «Увеличение стоимости основных средств — иного движимого имущества учреждения в пути»
Кредит 0 304 04 310
«Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств».
При поступлении транспортных средств учреждение примет к учету объекты, указанные в Извещении (ф. 0504805), в качестве материальных вложений:
Дебет 0 106 21 310, 0 106 31 310
«Вложения в основные средства — особо ценное движимое имущество», «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество»
Кредит 0 107 21 410, 0 107 31 410
«Уменьшение стоимости основных средств — особо ценного движимого имущества учреждения в пути», «Уменьшение стоимости основных средств — иного движимого имущества учреждения в пути»;
Дебет 0 101 25 310, 0 101 35 310
«Увеличение стоимости транспортных средств — особо ценного движимого имущества учреждения», «Увеличение стоимости транспортных средств — иного движимого имущества
учреждения»
Кредит 0 106 21 310, 0 106 31 310
«Вложения в основные средства — особо ценное движимое имущество», «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество»
— принят к учету автобус по первоначальной (балансовой) стоимости.
3. Транспортное средство поступило без Извещения (ф. 0504805) и копий документов поставщика.
До момента получения учреждением-грузополучателем Извещения (ф. 0504805) и копий документов поставщика на отправленные ценности в адрес грузополучателя автобус учитывается на забалансовом счете 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» (п. 375 Инструкции № 157н). Аналитический учет по забалансовому счету ведется в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики (п. 376 Инструкции № 157н).
После поступления документов автобус принимается к учету:
Дебет 0 101 25 310, 0 101 35 310
«Увеличение стоимости транспортных средств — особо ценного движимого имущества учреждения», «Увеличение стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 304 04 310
«Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств»
— принят к учету автобус по первоначальной (балансовой) стоимости с одновременным уменьшением забалансового счета 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению».
При централизованной поставке учреждение-грузополучатель должно провести приемку школьных автобусов в соответствии с условиями заключенного государственного (муниципального) контракта, в которые входит проведение экспертизы поставленного товара, а также отдельных этапов исполнения контракта (п. 1 ст. 94 Закона № 44‑ФЗ).
Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком как своими силами, так и с помощью экспертов, экспертных организаций на основании заключенных контрактов (п. 3 ст. 94 Закона № 44‑ФЗ).
Кроме того, статьей 26 Закона № 44‑ФЗ предусмотрена возможность передачи полномочий по приемке товаров, работ, услуг и подписанию документов уполномоченному органу, уполномоченному учреждению в рамках осуществления централизованных закупок.
Учреждение принимает автобус к учету на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) (п. 34 Инструкции № 157н).
Справочно
Пользование имуществом для получения документов допускается:
- казенному учреждению - при наличии разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, главного распорядителя бюджетных средств;
- обособленному подразделению (филиалу) бюджетного учреждения (автономного учреждения) - при наличии разрешения создавшего его учредителя.
Аренда, услуги
перевозки
В некоторых случаях перевозка детей решается с помощью арендованного транспорта или договора оказания услуг.
Аренда
Принимая решение о заключении договора аренды автобуса для перевозки детей, следует убедиться, что транспортное средство соответствует требованиям, установленным ГОСТ
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Аренда транспортного средства может быть:
- без экипажа. Арендодатель предоставляет арендатору (учреждению) транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ). Арендатор в течение всего срока договора аренды обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта (ст. 644 ГК РФ);
- с экипажем. Арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). Арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ).
СГС «Аренда» предусматривает операционную (нефинансовую) и неоперационную (финансовую) аренду.
В отношении арендования транспортных средств возможны и та и другая, в зависимости от соответствия признакам, установленным СГС «Аренда».
Объекты операционной (нефинансовой) аренды классифицируются по следующим признакам (по отдельности или вместе):
- срок пользования имущества меньше и несопоставим с оставшимся сроком полезного использования передаваемого в пользование имущества, указанным при его предоставлении;
- на дату классификации объектов учета аренды общая сумма арендной платы (платы за пользование имуществом, предусмотренной договором за весь срок пользования имуществом) ниже и несопоставима со справедливой стоимостью передаваемого в пользование имущества на эту же дату (п. 12 СГС «Аренда»).
Объекты учета аренды, возникающие по договору, в рамках которого арендные платежи являются только платой за пользование арендованного имущества (арендной платой), классифицируются как объекты учета операционной аренды (п. 15 СГС «Аренда»).
Объектами учета неоперационной (финансовой) аренды признаются объекты, соответствующие одному или всем признакам:
- срок пользования передаваемого имущества сопоставим с оставшимся сроком его полезного использования, указанным при предоставлении;
- на дату классификации объектов учета аренды сумма арендной платы (ожидаемых экономических выгод арендодателя) сопоставима со справедливой стоимостью передаваемого имущества на эту же дату;
- передача права собственности арендатору на арендованное имущество предусмотрена по истечении срока аренды или до его истечения, если арендатор внес выкупную цену. При этом ее размер настолько ниже рыночной стоимости объекта аренды с учетом его естественного износа к завершению срока пользования, что это предопределяет такой выкуп;
- специализированный характер передаваемого имущества позволяет только пользователю (арендатору) использовать его без существенных изменений (реконструкций, модификации);
- передаваемое имущество не может быть заменено другим без дополнительных финансовых расходов;
- предусмотрено приоритетное право арендатора продлить договор аренды на дополнительный срок при сохранении прежней арендной платы, в том числе на уровне ниже рыночного;
- убытки (прибыль) от изменений справедливой стоимости передаваемого имущества в течение срока договора относятся на пользователя такого имущества, в том числе из-за того, что собственник (правообладатель) имущества принял одностороннее решение увеличить арендные платежи (арендную плату) (п. 13 СГС «Аренда»).
Объекты учета неоперационной (финансовой) аренды также возникают в случаях:
- предусматривающих рассрочку по внесению арендных платежей (арендной платы и (или) выкупной стоимости арендованного имущества);
- предоставления имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, за плату или в безвозмездное пользование коммерческим и (или) некоммерческим организациям, даже если выявлены признаки, соответствующие объектам операционной аренды;
- заключения договора лизинга органом, уполномоченным на управление государственным (муниципальным) имуществом, а также субъектом учета, в котором они выступают либо арендодателями (лизингодателями), либо арендаторами (лизингополучателями) (п. 13, 14 СГС «Аренда»).
Таким образом, исходя из срока эксплуатации автобуса, периода, на который заключен договор аренды, возможности рассрочки или лизинга и иных признаков, автобус может быть определен как объект учета операционной (нефинансовой), так и неоперационной (финансовой) аренды.
ПРИМЕР 2
Казенное учреждение в соответствии с Законом № 44‑ФЗ заключило договор аренды автобуса для перевозки детей из сельской местности в образовательные учреждения с 1 сентября 2018 года по 31 мая 2019 года (9 месяцев). Размер арендной платы составляет 30 000 рублей в месяц. Иных расходов договором аренды не предусмотрено.
Предмет аренды отнесен к операционной.
В учете бюджетного учреждения операция отразится в соответствии с Инструкцией № 162н:
Дебет 1 111 45 350
«Увеличение стоимости прав пользования транспортными средствами»
Кредит 1 302 24 730
«Увеличение кредиторской задолженности по арендной плате за пользование имуществом»
— отражено право пользования объектом операционной аренды (9 мес. × 30 000 руб. = 270 000 руб.);
Дебет 1 401 20 224
«Расходы на арендную плату за пользование имуществом»
Кредит 1 104 45 450
«Уменьшение стоимости права пользования транспортных средств за счет амортизации»
— начислена амортизация за право пользования объектом операционной аренды (начисляется ежемесячно в сумме арендных платежей, то есть в размере 30 000 руб.);
Дебет 1 302 24 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по арендной плате за пользование имуществом»
Кредит 1 304 05 224
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по арендной плате за пользование имуществом»
— отражена оплата арендных платежей (ежемесячно в сумме арендных платежей, то есть в размере 30 000 руб.);
Дебет 1 104 45 450
«Уменьшение стоимости права пользования транспортных средств за счет амортизации»
Кредит 1 111 45 450
«Уменьшение стоимости прав пользования транспортными средствами»
— прекращено право пользования автобусом по завершении срока пользования (31 мая 2019 года).
Исходя из условий договора аренды, права пользования транспортным средством могут быть отнесены к финансовой (неоперационной) аренде[1].
При неоперационной (финансовой) аренде транспорт учитывается в составе основных средств по стоимости, которая сформирована из арендных обязательств и затрат, произведенных при заключении договора (агентские вознаграждения, оплата юридических услуг, расходы, связанные с ведением переговоров, и др.) (п. 18.1, 18.2 СГС «Аренда»).
Формирование стоимости основного средства, полученного при неоперационной (финансовой) аренде (лизинге), оформляется Бухгалтерской справкой (ф. 0504833).
Величиной арендных обязательств признается наименьшая из следующих сумм:
- справедливая стоимость имущества, предоставляемого в пользование (определяется в порядке, предусмотренном п.
54–60 СГС «Концептуальные основы»); - дисконтированная стоимость арендных платежей (п. 18.3 СГС «Аренда»).
В учете казенного учреждения операции отражаются записями в соответствии с Инструкцией № 162н:
Дебет 1 106 41 310
«Увеличение вложений в основные средства — объекты финансовой аренды»
Кредит 1 302 24 730
«Увеличение кредиторской задолженности по арендной плате за пользование имуществом»
— признаны арендные обязательства по договору финансовой аренды;
Дебет 1 106 41 310
«Увеличение вложений в основные средства — объекты финансовой аренды»
Кредит 1 302 ХХ 730
«Увеличение кредиторской задолженности по принятым обязательствам»
— признаны затраты, произведенные при заключении договора;
Дебет 1 101 25 310, 1 101 35 310
«Увеличение стоимости транспортных средств — особо ценного движимого имущества учреждения», «Увеличение стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 106 41 310
«Увеличение вложений в основные средства — объекты финансовой аренды»
— принят к учету объект основных средств (автобус).
На объект основных средств, полученный при неоперационной (финансовой) аренде, в течение срока его полезного использования нужно начислять амортизацию в общем порядке (п. 19 СГС «Аренда»):
Дебет 1 401 20 271
«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»
Кредит 1 104 15 411
«Уменьшение стоимости транспортных средств — недвижимого имущества учреждения за счет амортизации»
— начислена амортизация на автобус, принятый по договору финансовой аренды.
Справочно.
Поскольку договор финансовой аренды (лизинга) имеет определенный срок, права пользования транспортными средствами (активами) — предметами лизинга, переданные лизингополучателями государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям, определены во времени. Следовательно, для целей бухгалтерского учета указанные объекты следует классифицировать в качестве объектов операционной аренды (письмо Минфина России от 21 сентября 2018 г. № 02-07-10/67679).
Вопрос в тему
Бюджетное учреждение имеет в оперативном управлении автобус, приобретенный на средства, выделенные учредителем, предназначенный для перевозки детей в школу и из школы. Во время каникул транспорт безвозмездно используется также другими бюджетными учреждениями для доставки детей в лагеря отдыха.
Каким образом учредитель может урегулировать использование автобуса другими учреждениями?
Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (ст. 296 ГК РФ). При этом в соответствии с пунктом 10 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Таким образом, по решению учредителя (собственника) бюджетное учреждение в каникулярный период вправе передавать «школьный» автобус в безвозмездное пользование другим бюджетным учреждениям для перевозки детей.
По договору безвозмездного пользования одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п. 1 ст. 689 ГК РФ).
Передаваемый в безвозмездное пользование автобус не выводится из оперативного управления бюджетного учреждения и, соответственно, не выбывает из состава основных средств учреждения. Операция отражается на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».
Передача имущества оформляется Актом приема-передачи объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), порядок применения которого в качестве первичного документа для таких операций должен быть закреплен в учетной политике учреждения.
[1] Подробно о неоперационной (финансовой) аренде читайте в статье «Особенности учета финансовой аренды» в журнале «Бюджетный учет» № 4/2018. С.
Справочно.
«Школьный автобус» — специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации (п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства России от 23 октября 1993 г. № 1090).