На страже безопасности

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности. Затраты на приобретение материальных запасов, подготовку работников и другие мероприятия в части гражданской обороны необходимо отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете.

А. В. Кондратьева, бухгалтер

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории России от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (ст. 1 Закона № 28‑ФЗ от 12 февраля 1998 г. «О гражданской обороне» (далее — Закон № 28‑ФЗ)).

Согласно статье 9 Закона № 28‑ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами:

  • планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
  • проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
  • осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;
  • создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Запасы материально-технических средств включают специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование локальные системы оповещения (ЛСО) и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований МЧС России, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. При этом локальная система оповещения представляет собой организационно-технический комплекс дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи (при авариях (катастрофах), прогнозируемые последствия которых не выходят за границы потенциально опасного объекта, при авариях, прогнозируемые последствия которых выходят за границы потенциально опасного объекта).

Запасы продовольственных средств включают крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты. Запасы медицинских средств включают лекарственные препараты, медицинские изделия. Запасы иных средств включают вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.

Согласно пункту 4 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства России от 27 апреля 2000 г. № 379, номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых МЧС России совместно с Минэкономразвития России исходя из возможного характера военных конфликтов на территории России, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических, физико-географических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

58_1.png

Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне утвержден приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. № 701.

Мероприятия по подготовке к защите при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера также относятся к мероприятиям гражданской обороны.

Планирование

Согласно пункту 5 постановления Правительства России от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» (далее — Постановление № 841) в целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны:

  • органы исполнительной власти субъектов России:
    • планируют подготовку населения в области гражданской обороны;
    • организуют изучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», а в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам и находящихся в сфере ведения этих органов, — дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;
    • создают и оснащают учебно-методические центры или другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, а также организуют их деятельность;
    • организуют и проводят учебно-методические сборы, учения, тренировки и другие плановые мероприятия по гражданской обороне;
    • организуют и осуществляют информирование населения и пропаганду знаний в области гражданской обороны;
    • организуют издание (в том числе и на языках народов России) учебной литературы и наглядных пособий по гражданской обороне и обеспечение ими населения;
    • осуществляют контроль за ходом и качеством подготовки населения в области гражданской обороны;
    • организуют не менее двух раз в год тематические и проблемные обучающие семинары (вебинары) по гражданской обороне с руководителями (работниками) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, муниципальных образований, организаций, деятельность которых связана с деятельностью муниципальных образований или которые находятся в сфере их ведения и отнесены в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также организаций, продолжающих работу в военное время;
    • организуют курсовое обучение руководителей организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов исполнительной власти субъектов России или которые находятся в сфере их ведения и отнесены в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также организаций, продолжающих работу в военное время;
  • органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований:
    • организуют и проводят подготовку населения муниципальных образований к защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
    • осуществляют подготовку личного состава формирований и служб муниципальных образований;
    • проводят учения и тренировки по гражданской обороне;
    • осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территории муниципальных образований;
    • создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность либо обеспечивают курсовое обучение соответствующих групп населения и оказание населению консультационных услуг в области гражданской обороны в других организациях;
  • организации:
    • разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;
    • осуществляют курсовое обу­чение работников организаций в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации;
    • создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;
    • разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне;
    • организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы;
    • планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне.

В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, работа по гражданской обороне может выполняться по совместительству одним из работников организации (п. 5.1.2 приказа МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций»).

58_2.png

Постановлением Правительства России от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» определен порядок создания (назначения) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (далее — структурные подразделения (работники) по гражданской обороне).

Структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях.

Поскольку формирование бюджетным (автономным) учреждением проекта плана ФХД на очередной финансовый год осуществляется на стадии планирования бюджета на основании доведенной учредителем информации об объеме планируемых бюджетных ассигнований, тематического плана учреждения (плана работ), мероприятия по гражданской обороне также должны быть включены в состав общих мероприятий по формированию плана ФХД и содержать:

  • мероприятия по подготовке работников по гражданской обороне;
  • план закупки средств оповещения, материальных запасов, средств индивидуальной защиты, коррелирующий с планом закупки, планом-графиком учреждения;
  • план инвестиций на строительство новых сооружений;
  • иные.

К каждой позиции плана мероприятий по указанному вопросу необходим расчет-обоснование исходя из необходимости обучения работников, приобретения материальных запасов, инвестиций и др.

Повышение квалификации или курсовое обучение в области гражданской обороны работников гражданской обороны, руководителей организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, проводится не реже одного раза в пять лет (Постановление № 841, постановление Правительства России от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

При наличии филиальной сети у бюджетного (автономного) учреждения необходимо агрегировать информацию с учетом потребностей подведомственных учреждений.

Обратите внимание, что при закупках необходимых имущества, материальных запасов для обеспечения гражданской обороны филиалов, не являющихся юридическими лицами, следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса, Закона от 12 января 1996 г. № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7‑ФЗ), Закона № 44‑ФЗ.

Статьей 55 Гражданского кодекса и пунктом 4 статьи 5 Закона № 7‑ФЗ установлено, что филиалы не являются юридическими лицами. Филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Таким образом, когда филиалу переданы полномочия от имени бюджетного (головного) учреждения, он может размещать заказы самостоятельно. При этом сумма в 100 000 рублей в течение квартала распространяется в целом на бюджетное учреждение (с учетом всех филиалов).

Внимание!

Право оперативного управления на приобретенное имущество принадлежит учреждению в целом, независимо от того, головным учреждением или филиалом производилась закупка объектов нефинансовых активов.

Бухгалтерский учет

Принятие к бухгалтерскому (бюджетному) учету результатов хозяйственной операции (объектов основных средств, включая законченные строительством сооружения, итоги мероприятий по подготовке работников по гражданской обороне) осуществляется согласно статье 5 Закона № 402‑ФЗ, пункту 35 СГС «Концептуальные основы», пункту 1 Инструкции № 157н.

Принятие к бухгалтерскому (бюджетному) учету результатов мероприятий по подготовке работников по гражданской обороне отражается записью:

Дебет 0 109 00 226, 0 401 20 226
«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части прочих работ, услуг», «Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 0 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам».

Принятие к бухгалтерскому (бюджетному) учету материально-технических средств, имеющих срок службы более 12 месяцев и от которых ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод, отражается на счетах 0 106 ХХ 310 «Увеличение вложений в основные средства», 0 101 ХХ 310 «Основные средства». При принятии решения комиссией по поступлению и выбытию активов при их признании основными средствами в бухгалтерском (бюджетном) учете необходимо руководствоваться положениями СГС «Основные средства».

Принятие к учету материальных запасов (в том числе продовольственных, медицинских средств), средств индивидуальной и медицинской защиты отражается на счете 0 105 00 340 «Материальные запасы».

Затраты учреждений на подготовку работников в области ГО, закупку запасов, средств защиты и приборов, создание локальной системы оповещения согласно Порядку № 132н отражаются по коду вида расходов (КВР) 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

ПРИМЕР

Бюджетным учреждением (расположенным в отдельно стоящем здании, находящемся в оперативном управлении) в рамках выполнения государственного задания установлена локальная система оповещения, интегрированная с городской сетью (ЛСО), на сумму 475 000 рублей (365 000 рублей — оборудование, 110 000 рублей — проектирование, доставка, строительно-монтажные работы). ЛСО не является отдельным объектом в составе коммуникаций здания учреждения. В соответствии с проектом ЛСО используется как единый инвентарный объект. Срок использования в целях расчета амортизационных отчислений решением постоянно действующей комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов установлен в соответствии с ожидаемым сроком физического износа (10 лет). Согласно критериям отнесения имущества к ОЦДИ локальная система оповещения признана особо ценным движимым имуществом.

Бухгалтер сделает следующие
записи:

Дебет 4 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество»
Кредит 4 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— вложения в ЛСО на сумму 365 000 руб.;

Дебет 4 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество»
Кредит 4 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— вложения в части услуг проектирования, доставки, строительно-монтажных работ на сумму 110 000 руб.;

Дебет 4 101 24 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество»
— принято к учету ЛСО в состав основных средств в сумме 475 000 руб.;

Дебет 4 302 31 830, 4 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств», «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 4 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— оплата контрагенту с учетом услуг проектирования, доставки, строительно-монтажных работ в сумме 475 000 руб. с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств»;

Дебет 4 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 4 210 06 660«Уменьшение расчетов с учредителем»
— сформированы расчеты с учредителем на сумму 475 000 руб.;

Дебет 4 109 ХХ 271
«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части амортизации основных средств»
Кредит 4 104 24 411
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения»
— начислена амортизация с месяца, следующего за отчетным, в сумме 3 958,33 руб. (475 000 : 10 : 12).

Ответственность

Проверки

Государственный надзор в области гражданской обороны, включая организацию и проведение плановых и внеплановых проверок, осуществляется лицами, перечень должностей которых утвержден приказом МЧС России от 26 декабря 2014 г. № 732 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области гражданской обороны».

О проведении плановой проверки объект надзора уведомляется не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения руководителя надзорного органа или его заместителя заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты объекта надзора, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен объектом надзора в надзорный орган или иным доступным способом (п. 54 приказа МЧС России от 14 июня 2016 г. № 323 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — Приказ № 323)).

Проводимые проверки контролирующими в этой сфере деятельности органами могут быть:

  • выездными:
  • плановыми;
  • внеплановыми;
  • документарными.

Приказом МЧС России от 27 февраля 2018 г. № 78 утверждена форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны. Указанную форму учреждения могут использовать при разработке плана мероприятий в части гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС).

Поводом для внеплановых проверок может быть информация о нарушениях (обращения и заявления граждан, юридических лиц), истечение срока предписания об устранении выявленных нарушений и т. п.

58_3.png

Если проведение плановой или внеплановой проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя объекта надзора, в отношении которого проводится проверка, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности объектом надзора, либо в связи с иными действиями (бездействием) руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя объекта надзора, в отношении которого проводится проверка, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо надзорного органа составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае надзорный орган в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких объектов надзора плановой или внеплановой проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления объекта надзора (п. 57 Приказа № 323).

Согласно пункту 68 Приказа № 323 предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах объекта надзора, устанавливающие их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, исполнением предписаний надзорных органов.

Если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении надзорного органа, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение объектом надзора обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, надзорный орган направляет в адрес объекта надзора мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения руководителя органа надзора или его заместителя о проведении проверки.

В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса объект надзора обязан направить в надзорный орган указанные в запросе документы.

Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью руководителя или уполномоченного представителя объекта надзора. Объекты надзора вправе представить указанные в запросе документы в виде электронных документов в порядке, определенном Правительством России (п. 71–73 Приказа № 323).

Как правило, проверки начинаются с представления учреждением соответствующих документов:

  • приказа о назначении ответственного должностного лица по ГО и ЧС;
  • дорожной карты (плана мероприятий);
  • журнала проведения инструктажа;
  • иных.

Штрафы

Невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны согласно статье 20.7 КоАП России влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Реклама