Характеристика рабочего плана счетов учреждений в 2019 году: обзор изменений в Инструкцию № 157н

10 февраля вступил в силу приказ Минфина России от 28 декабря 2018 г. № 298н, вносящий изменения в Инструкцию № 157н. Данные изменения связаны как с вступившими в силу с 1 января 2019 года федеральными стандартами учета, так и с дальнейшим развитием законодательства по бюджетному учету. В статье рассмотрим произошедшие изменения на практических примерах.

А. Ю. ОПАЛЬСКИЙ, заместитель председателя Комитета по бюджетному учету ИПБ России

Основной блок изменений в Инструкцию № 157н связан с появлением новых счетов для начисления доходов, авансов и кредиторской задолженности, применяемых для новых статей КОСГУ, введенных в действие Порядком № 209н. Рассмотрим их более подробно.

Изменения в структуре балансовых счетов начисления доходов

В первой части изменений 2019 года следует выделить новые счета для начисления налоговых доходов бюджетов, а также новые счета для начисления отдельных объектов по доходам от собственности и по возврату дебиторской задолженности в доход бюджета. Схематически данные изменения проиллюстрированы в таблице 1.

Таблица 1

Статья/подстатья КОСГУ 2019

Счета начисления

Объекты учета

110 «Налоговые доходы, таможенные платежи и страховые взносы на обязательное социальное страхование»

111 «Налоги»

205 11 «Расчеты с плательщиками налогов»

доходы бюджетов бюджетной системы России от уплаты налогов в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в том числе задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и обязательным платежам,

недоимка, пени и денежные взыскания (штрафы) по налогам

112 «Государственная пошлина, сборы»

205 12 «Расчеты с плательщиками государственных пошлин, сборов»

доходы бюджетов бюджетной системы России от государственных пошлин, сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах

113 «Таможенные платежи»

205 13 «Расчеты с плательщиками таможенных платежей»

доходы бюджетов бюджетной системы России от таможенных пошлин, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин; обязательных платежей, предусмотренных таможенным законодательством, а также пени и денежные взыскания (штрафы) по указанным платежам

114 «Обязательные страховые взносы»

205 14 «Расчеты с плательщиками по обязательным страховым взносам»

доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также взносы, взимаемые в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц, недоимка, пени и денежные взыскания (штрафы) по этим страховым взносам, поступлений в погашение задолженности по отмененным страховым взносам

120 «Доходы от собственности»

12K «Доходы от концессионной платы»

205 2К «Расчеты по доходам от концессионной платы»

доходы концедента от концессионной платы, возникающие в рамках реализации концессионного соглашения

130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат»

136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет»

205 36 «Расчеты по доходам бюджета от возврата субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания»

209 36 «Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет»

поступления в доход бюджетов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, сформированной получателем бюджетных средств от возврата подотчетным лицом выданного ему аванса в прошлые отчетные периоды

Обратите внимание, что расчеты с плательщиками по обязательным страховым взносам были перенесены из группы счетов 205 60 «Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям капитального характера» в группу 205 10 «Расчеты по налоговым доходам, таможенным платежам и страховым взносам на обязательное социальное страхование», так как вся группа счетов 205 60 с 2019 года занята для начисления доходов от безвозмездных поступлений капитального характера.

Вторая часть изменений связана с начислением доходов от безвозмездных поступлений. С 2019 года учреждениям следует применять счета:

  • 205 50 «Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера» — для начисления доходов по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера;
  • 205 60 «Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям капитального характера» — для начисления доходов по безвозмездным денежным поступлениям капитального характера.

Порядок отнесения поступлений к текущим или капитальным расшифрован в указаниях по применению классификации КОСГУ, доведенных письмом Минфина России от 29 июня 2018 г. № 02-05-10/45153 (далее — письмо № 02-05-10/45153).

Под поступлениями, перечислениями капитального характера понимаются поступления, перечисления, направленные на осуществление получателями:

  • инвестиций в основные фонды (основные средства), нематериальные активы, в том числе на строительство объектов капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества, реконструкцию, техническое перевооружение;
  • приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, отнесенного к основным средствам.

К поступлениям, перечислениям текущего характера относятся соответственно безвозмездные поступления, безвозмездные перечисления организациям, не отнесенные к поступлениям, перечислениям капитального характера.

Если цель выделения средств не установлена передающей стороной (например, средства по договору дарения), их следует классифицировать как безвозмездные поступления текущего характера.

Дальнейшая детализация кода аналитического учета к счетам 205 50 «Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера» и 205 60 «Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям капитального характера» связана со статьей КОСГУ, по которому производится начисление соответствующего дохода. Схематично данная детализация приведена в таблице 2.

Таблица 2

Статья/подстатья КОСГУ

Счета начисления

Объекты учета

150 «Безвозмездные денежные поступления текущего характера»

151 «Поступления текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

205 51 «Расчеты по поступлениям текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

доходы бюджетов бюджетной системы России в результате предоставления дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации текущего характера, а также возврат предоставленных межбюджетных трансфертов, в том числе неиспользованных

152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»

205 52 «Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»

— доходы от субсидии на иные цели текущего характера;

— иные трансферы (в части расчетов с автономными и бюджетными учреждениями) текущего характера

153 «Поступления текущего характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений»

205 53 «Расчеты по поступлениям текущего характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений»

безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) учреждений, в том числе доходы от возврата бюджетными (автономными) учреждениями остатков субсидий прошлых лет, имеющих целевое назначение, иные трансферы (в части расчетов с автономными и бюджетными учреждениями)

154 «Поступления текущего характера от организаций государственного сектора»

205 54 «Расчеты по поступлениям текущего характера от организаций государственного сектора»

безвозмездные поступления текущего характера от организаций государственного сектора*, в том числе доходы бюджетов бюджетной системы России от возврата организациями государственного сектора остатков субсидий, имеющих целевое назначение, прошлых лет

155 «Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)»

205 55 «Расчеты по поступлениям текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)»

— гранты, пожертвования, в том числе денежные пожертвования и безвозмездные поступления от физических и (или) юридических лиц;

— средства самообложения граждан

— доходы бюджетов;

— безвозмездные поступления от иных организаций;

— доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата организациями, за исключением государственных (муниципальных) бюджетных (автономных) учреждений и организаций государственного сектора, остатков субсидии, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

— иные безвозмездные целевые поступления

156 «Поступления текущего характера от наднациональных организаций и правительств иностранных государств»

205 56 «Расчеты по поступлениям текущего характера от наднациональных организаций и правительств иностранных государств»

доходы от получения безвозмездных и безвозвратных трансфертов текущего характера, предоставленных наднациональными организациями и правительствами иностранных государств

157 «Поступления текущего характера от международных организаций»

205 57 «Расчеты по поступлениям текущего характера от международных организаций»

доходы от получения безвозмездных и безвозвратных трансфертов текущего характера, предоставленных международными организациями

158 «Поступления текущего характера от нерезидентов (за исключением наднациональных организаций и правительств иностранных государств, международных финансовых организаций)»

205 58 «Расчеты по поступлениям текущего характера от нерезидентов (за исключением наднациональных организаций и правительств иностранных государств, международных финансовых организаций)»

безвозмездные поступления текущего характера от нерезидентов России, в том числе гранты, пожертвования и безвозмездные поступления от физических и (или) юридических лиц

160 «Безвозмездные денежные поступления капитального характера»

161 «Поступления капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

205 61 «Расчеты по поступлениям капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

доходы бюджетов бюджетной системы России в результате предоставления межбюджетных трансфертов капитального характера из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»

205 62 «Расчеты по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»

доходы, получаемые государственными (муниципальными) учреждениями из соответствующих бюджетов, от субсидий на иные цели капитального характера и субсидии на осуществление капитальных вложений

163 «Поступления капитального характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений»

205 63 «Расчеты по поступлениям капитального характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации

от бюджетных и автономных учреждений»

безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) учреждений капитального характера в доход бюджетов бюджетной системы России

164 «Поступления капитального характера от организаций государственного сектора»

205 64 «Расчеты по поступлениям капитального характера от организаций государственного сектора»

безвозмездные целевые поступления капитального характера от организаций государственного сектора

165 «Поступления капитального характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)»

205 65 «Расчеты по поступлениям капитального характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)»

безвозмездные целевые поступления капитального характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)

166 «Поступления капитального характера от наднациональных организаций и правительств иностранных государств»

205 66 «Расчеты по поступлениям капитального характера от наднациональных организаций и правительств иностранных государств»

доходы от получения безвозмездных и безвозвратных трансфертов капитального характера, предоставленных наднациональными организациями и правительствами иностранных государств

167 «Поступления капитального характера от международных организаций»

205 67 «Расчеты по поступлениям капитального характера от международных организаций»

доходы от получения безвозмездных и безвозвратных трансфертов капитального характера, предоставленных международными финансовыми организациями

168 «Поступления капитального характера от нерезидентов (за исключением наднациональных организаций и правительств иностранных государств, международных организаций)»

205 68 «Расчеты по поступлениям капитального характера от нерезидентов (за исключением наднациональных организаций и правительств иностранных государств, международных

организаций)»

безвозмездные целевые поступления капитального характера от нерезидентов (за исключением наднациональных организаций и правительств иностранных государств, международных организаций)

Таким образом, применение того или иного счета для начисления связано с тем, от кого поступают средства. Учреждениям следует обратить внимание на два типа организаций (субъектов), от которых могут быть получены средства:

  • сектор государственного управления;
  • организации государственного сектора.
  • К сектору государственного управления относятся:
  • органы государственной власти (государственные органы);
  • органы местного самоуправления;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • государственные (муниципальные) учреждения, в том числе находящиеся за пределами России;
  • иные юридические лица, осуществляющие в соответствии с законодательством бюджетные полномочия получателя бюджетных средств в части деятельности по бюджетным полномочиям.

К организациям государственного сектора относятся:

  • государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
  • государственные корпорации и компании, публично-правовые компании;
  • корпоративные юридические лица, владельцем более 50 процентов акций (долей) которых являются публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения.

Несмотря на то, что государственные (муниципальные) учреждения фигурируют как в определении сектора государственного управления, так и в организациях государственного сектора, к сектору государственного управления относятся только казенные учреждения (так как они являются получателями средств бюджета). Бюджетные и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса и относятся к организациям государственного сектора.

Обратите внимание, что к организациям государственного сектора относятся и обычные юридические лица с долей государственной собственности более 50 процентов, а следовательно, бухгалтерам учреждений при начислении дохода следует самостоятельно проверить структуру капитала контрагента для того, чтобы выбрать правильный счет для начисления соответствующего дохода. Данную проверку можно осуществить, например, запросив сведения у самих контр­агентов или получив выписку из ЕГРЮЛ.

Таким образом, субсидия на иные цели (КФО 5) в 2019 году будет начисляться учреждениями по-разному:

  • если целью получения субсидии является приобретение основных средств (или их модернизация, достройка, дооборудование), начисление дохода будет произведено с использованием счета 5 205 62 000 «Расчеты по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»;
  • если целью получения субсидии являются иные расходы, отличные от капитальных вложений, начисление дохода будет произведено с использованием счета 5 205 52 000 «Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления».

Обратите внимание, что расходы на капитальный ремонт (КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества») не увеличивают первоначальную стоимость основных средств, не являются капитальными вложениями, поэтому целевая субсидия, выделяемая на проведение капитального ремонта, будет начисляться учреждениями с использованием счета 5 205 52 000 «Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления».

Обратите внимание: частью номера счета рабочего плана счетов является код аналитической группы подвида доходов. Согласно пункту 12.1.7 Порядка № 132н на статью 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов относятся прочие неналоговые доходы, не отнесенные на другие статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 100 «Доходы», в том числе доходы от субсидии на иные цели и доходы от субсидии на осуществление капитальных вложений.

Таким образом, полный номер счета для начисления дохода от целевой субсидии текущего (капитального) характера будет: 180 5 205 52 560 (180 2 205 62 560). При этом для обычных грантов (пожертвований) от организаций или физических лиц следует использовать код 150 «Безвозмездные денежные поступления». Данное положение предусмотрено пунктом 12.1.5 Порядка № 132н.

При начислении доходов в 2019 году учреждениям следует обратить внимание на более подробную детализацию КОСГУ поступлений и выбытий к статьям 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности» (660 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности»). Согласно пункту 197 Инструкции № 157н для учета расчетов по доходам (и операций, их изменяющих) применяются счета аналитического учета счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», преду­смотренные Единым планом счетов, в 24–26 разрядах номера счета — подстатьи КОСГУ, соответствующей экономической сущности осуществляемого факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета). Согласно подпунктам 13.6 и 14.6 Порядка № 209н применение подстатей КОСГУ к статьям 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности» и 660 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности» зависит от источника получаемых доходов. Схематично данная зависимость проиллюстрирована таблицей 3.

Таблица 3

560/660 Увеличение/уменьшение прочей дебиторской задолженности

561/661

Увеличение/уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса

562/662

Увеличение/уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями

563/663

Увеличение/уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора

564/664

Увеличение/уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями

565/665

Увеличение/уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями

566/666

Увеличение/уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг

567/667

Увеличение/уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с физическими лицами

568/668

Увеличение/уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств

569/669*

Увеличение/уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с нерезидентами[1]

В соответствии с указаниями о порядке применения статей КОСГУ (письмо № 02-05-10/45153) к финансовым организациям относятся банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление банковских операций, а также юридические лица, предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования, микрофинансовые организации, иные финансовые организации. Соответственно к нефинансовым организациям относятся организации, занимающиеся производством товаров и оказанием нефинансовых услуг, работ.

Таким образом, начисление дохода от субсидии на иные цели текущего характера будет отражено с использованием счета 180 5 205 52 561. Субсидия предоставляется учредителем, который является органом государственной власти (местного самоуправления) и относится, в свою очередь, к участникам бюджетного процесса.

В случае получения средств в виде гранта (пожертвования) следует не только правильно определить целевой характер поступления и выбрать правильный счет для начисления дохода, но также и поставить правильный код КОСГУ поступления. Например, грант на проведение научного исследования, предоставленный учреждению от банка (финансовая организация), следует начислять с использованием счета 150 2 205 55 565. Такой же грант, но получаемый от некоммерческой организации, следует начислять уже с использованием счета 150 2 205 55 566. Пожертвование на приобретение основных средств от физического лица следует начислять с использованием счета 150 2 205 65 567. Такое же пожертвование, но от физического лица — гражданина Азербайджана будет уже начисляться с использованием счета 150 2 20568 567.

Обратите внимание, что новые коды КОСГУ к статьям 560 (660) применяются для любых счетов начисления доходов и авансов: 20500, 20600, 20800, 20900, 21000. Поэтому даже обычные доходы от платных услуг следует начислять с использованием разных подстатей КОСГУ 560 в зависимости от того, кто является получателем услуги.

Изменения в структуре счетов расчетов по обязательствам

Следующий блок изменений в рабочем плане счетов связан с появлением новых счетов для начисления заработной платы. Данные изменения проиллюстрированы таблицей 4.

Таблица 4

Статья/подстатья КОСГУ

Счета начисления

Объекты учета

211 «Заработная плата»

302 11 «Расчеты по заработной плате»

206 11 «Расчеты по заработной плате»

208 11 «Расчеты с подотчетными лицами по заработной плате»

расходы на выплату заработной платы, осуществляемые на основе договоров (контрактов), в соответствии с законодательством о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством

212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме»

206 12 «Расчеты по авансам по прочим несоциальным выплатам персоналу в денежной форме»

208 12 «Расчеты с подотчетными лицами по прочим несоциальным выплатам персоналу в денежной форме»

302 12 «Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в денежной форме»

осуществляемые в соответствии с законодательством расходы по оплате работодателем в пользу персонала и (или) их иждивенцев не относящихся к заработной плате дополнительных выплат и пособий (за исключением компенсаций расходов персонала), обусловленных условиями трудовых отношений, статусом работников (сотрудников)

214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме»

206 14 «Расчеты по авансам по прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме»

208 14 «Расчеты с подотчетными лицами по прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме»

302 14 «Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме»

осуществляемые в соответствии с законодательством расходы по оплате работодателем в пользу персонала и (или) их иждивенцев не относящихся к заработной плате компенсаций (возмещений) их расходов, обусловленных условиями трудовых отношений, статусом работников (сотрудников)

266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме»

206 66 «Расчеты по авансам по социальным пособиям и компенсациям персоналу в денежной форме»

208 66 «Расчеты с подотчетными лицами по социальным пособиям и компенсациям персоналу в денежной форме»

302 66 «Расчеты по социальным пособиям и компенсациям персоналу в денежной форме»

расходы по выплате социальных пособий и компенсаций персоналу (за исключением оплаты и (или) компенсации (возмещения) стоимости предоставляемых услуг)

267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме»

206 67 «Расчеты по авансам по социальным компенсациям персоналу в натуральной форме»

208 67 «Расчеты с подотчетными лицами по социальным компенсациям персоналу в натуральной форме»

302 67 «Расчеты по социальным компенсациям персоналу в натуральной форме»

расходы по выплате социальных компенсаций персоналу в части оплаты и (или) компенсации (возмещения) стоимости услуг, в том числе:

— компенсация стоимости путевок на санаторно­курортное лечение судьям;

— компенсация стоимости медицинских услуг, стоимости именных путевок на санаторно­курортное лечение работникам учреждений, служащим, военнослужащим, приравненным к ним лицам и членам их семей, а также путевок их детям в детские оздоровительные лагеря в установленных законодательством случаях;

— другие аналогичные расходы

В соответствии с указаниями Минфина России о порядке применения статей КОСГУ (письмо № 02-05-10/45153):

  • к заработной плате следует относить только расходы из фонда оплаты труда. Исключение — социальные выплаты из ФОТ;
  • несоциальные выплаты связаны с привлечением и удержанием сотрудника в определенной сфере занятости;
  • выплаты относят к социальным, если они связаны с болезнью, утратой заработка или другими социальными рисками. Событие несет социальный риск, если может негативно повлиять на имущественное положение работника;
  • в некоторых случаях законодательством положена гарантия в виде товаров, работ, услуг. Покупку может совершить как учреждение, так и сам гражданин. Выдачу денег или компенсацию личных затрат на товары, работы, услуги относят к выплатам в натуральной форме.

Кроме новых статей КОСГУ по начислению выплат персоналу в 2019 году вступили в силу три новые статьи КОСГУ по расходам на закупку работ (услуг) (см. таблицу 5).

Таблица 5

Статья/подстатья КОСГУ

Счета начисления

Объекты учета

227 «Страхование»

302 27 «Расчеты по страхованию»

206 27 «Расчеты по авансам по страхованию»

208 27 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате страхования»

расходы на уплату страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями

228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений»

302 28 «Расчеты по услугам, работам для целей капитальных вложений»

206 28 «Расчеты по авансам по услугам, работам для целей капитальных вложений»

208 28 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг, работ для целей капитальных вложений»

расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений, в том числе:

— разработка проектной и сметной документации для строительства, реконструкции объектов нефинансовых активов;

— расходы по возмещению затрат учреждений на содержание дирекций строительства и проведение указанными дирекциями строительного контроля, предусмотренных сметой;

— проведение государственной экспертизы проектной документации, осуществление строительного контроля, включая авторский надзор за строительством и т. п.;

— установка (расширение) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как: охранная, пожарная сигнализация, локально­вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в том числе обустройство «тревожной кнопки», а также работы по модернизации указанных систем (за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем, расходы на оплату которых следует отражать по статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств»);

— пусконаладочные работы «вхолостую» (расходы капитального характера на оплату работ по комплексному опробованию и наладке смонтированного оборудования на объектах капитального строительства, осуществляемые в рамках бюджетных инвестиций;

— монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, если данные работы не предусмотрены договорами на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов;

— иные аналогичные расходы

229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами»

302 29 «Расчеты по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами»

206 29 «Расчеты по авансам по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами»

208 29 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами»

расходы по оплате арендной платы в соответствии с заключенными договорами аренды за пользование земельными участками и (или) другими обособленными природными объектами

Обратите внимание, что приведенные счета для начисления расходов по статьям КОСГУ 227, 228, 229 существовали в Инструкции № 157н уже в 2018 году. Применение в 2018 году указанных выше счетов, по мнению Минфина России, доведенного письмом от 18 декабря 2018 г. № 02-06-05/92412, допустимо при наличии соответствующих положений в учетной политике субъекта учета 2018 года.

Для учета расчетов по принятым обязательствам (и операций, их изменяющих) применяются счета аналитического учета счета 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», предусмотренные Единым планом счетов, с указанием в 24–26 разрядах номера счета — подстатьи КОСГУ, соответствующей экономической сущности осуществляемого факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета). Данное положение предусмотрено пунктом 256 Инструкции № 157н. Детализацию статей КОСГУ 730/830 по подстатьям иллюстрирует таблица 6.

Таблица 6

730/830 Увеличение/уменьшение прочей кредиторской задолженности

731/831

Увеличение/уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса

732/832

Увеличение/уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями

733/833

Увеличение/уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора

734/834

Увеличение/уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями

735/835

Увеличение/уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями

736/836

Увеличение/уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг

737/837

Увеличение/уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами

738/838

Увеличение/уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств

739/839*

Увеличение/уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с нерезидентами[2]

Таким образом, порядок начисления обязательств будет связан с контрагентом, с которым производятся расчеты. К примеру, страховые компании согласно разъяснениям Минфина России являются финансовыми организациями, следовательно, начисление страховой премии следует производить с использованием счета 0 302 27 735. При получении земельного участка в аренду от органа власти (является участником бюджетного процесса) начисление арендной платы следует производить с использованием счета 0 302 29 731. Расходы по ремонту, который производит в учреждении обычная организация, будут начислены с использованием счета 0 302 25 734.

Основные изменения в порядке начисления обязательств связаны с появлением новых счетов для отражения безвозмездных перечислений. Безвозмездные перечисления детализированы по их характеру на текущие и капитальные (ст. 240 «Безвозмездные перечисления текущего характера организациям» и 280 «Безвозмездные перечисления капитального характера организациям» КОСГУ). Порядок применения счетов начисления в соответствии с подстатьями КОСГУ приведен в таблице 7.

Таблица 7

Статья/подстатья КОСГУ

Счета начисления

Объекты учета

240 «Безвозмездные перечисления текущего характера организациям»

241 «Безвозмездные перечисления государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям»

206 41 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям»

302 41 «Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям»

расходы бюджетов бюджетной системы России на предоставление безвозмездных и безвозвратных трансфертов государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям, в том числе на предоставление:

— субсидий на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ);

— субсидий на иные цели текущего характера;

— грантов в форме субсидий

242 «Безвозмездные перечисления финансовым организациям государственного сектора на производство»

206 42 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера финансовым организациям государственного сектора на производство»

302 42 «Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера финансовым организациям государственного сектора на производство»

расходы бюджетов бюджетной системы России на предоставление безвозмездных и безвозвратных трансфертов (субсидий) финансовым организациям государственного сектора на производство

243 «Безвозмездные перечисления иным финансовым организациям (за исключением финансовых организаций государственного сектора) на производство»

206 43 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера иным финансовым организациям (за исключением финансовых организаций государственного сектора) на производство»

302 43 «Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера иным финансовым организациям (за исключением финансовых организаций государственного сектора) на производство»

расходы бюджетов бюджетной системы России на предоставление безвозмездных и безвозвратных трансфертов (субсидий) иным финансовым организациям, за исключением финансовых организаций государственного сектора, на производство

244 «Безвозмездные перечисления нефинансовым организациям государственного сектора на производство»

206 44 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера нефинансовым организациям государственного сектора на производство»

302 44 «Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера нефинансовым организациям государственного сектора на производство»

расходы бюджетов бюджетной системы России на предоставление безвозмездных и безвозвратных трансфертов (субсидий) нефинансовым организациям государственного сектора на производство

245 «Безвозмездные перечисления иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на производство»

206 45 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на производство

302 45 «Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на производство»

расходы бюджетов бюджетной системы России на предоставление безвозмездных и безвозвратных трансфертов (субсидий) иным нефинансовым организациям, за исключением нефинансовых организаций государственного сектора, на производство

246 «Безвозмездные перечисления некоммерческим организациям и физическим лицам — производителям товаров, работ и услуг на производство»

206 46 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам — производителям товаров, работ и услуг на производство»

302 46 «Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам — производителям товаров, работ и услуг на производство»

расходы бюджетов бюджетной системы России на предоставление безвозмездных и безвозвратных трансфертов (субсидий) некоммерческим организациям и физическим лицам — производителям товаров, работ и услуг на производство

247 «Безвозмездные перечисления финансовым организациям государственного сектора на продукцию»

206 47 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера финансовым организациям государственного сектора на продукцию»

302 47 «Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера финансовым организациям государственного сектора на продукцию»

расходы бюджетов бюджетной системы России на предоставление безвозмездных и безвозвратных трансфертов (субсидий) финансовым организациям государственного сектора на продукцию

248 «Безвозмездные перечисления иным финансовым организациям (за исключением финансовых организаций государственного сектора) на продукцию»

206 48 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера иным финансовым организациям (за исключением финансовых организаций государственного сектора) на продукцию»

302 48 «Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера иным финансовым организациям (за исключением финансовых организаций государственного сектора) на продукцию»

расходы бюджетов бюджетной системы России на предоставление безвозмездных и безвозвратных трансфертов (субсидий) иным финансовым организациям, за исключением финансовых организаций государственного сектора, на продукцию

249 «Безвозмездные перечисления нефинансовым организациям государственного сектора на продукцию»

206 49 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера нефинансовым организациям государственного сектора на продукцию»

302 49 «Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера нефинансовым организациям государственного сектора на продукцию»

расходы бюджетов бюджетной системы России на предоставление безвозмездных и безвозвратных трансфертов (субсидий) нефинансовым организациям государственного сектора на продукцию

24A «Безвозмездные перечисления иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на продукцию»

206 4А «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на продукцию

302 4А «Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на продукцию»

расходы бюджетов бюджетной системы России на предоставление безвозмездных и безвозвратных трансфертов (субсидий) иным нефинансовым организациям, за исключением нефинансовых организаций государственного сектора, на продукцию

24B «Безвозмездные перечисления некоммерческим организациям и физическим лицам — производителям товаров, работ и услуг на продукцию»

206 4В «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам — производителям товаров, работ и услуг на продукцию»

302 4В «Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам — производителям товаров, работ и услуг на продукцию»

расходы бюджетов бюджетной системы России на предоставление безвозмездных и безвозвратных трансфертов (субсидий) некоммерческим организациям и физическим лицам — производителям товаров, работ и услуг на продукцию

280 «Безвозмездные перечисления капитального характера организациям»

281 «Безвозмездные перечисления капитального характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям»

206 81 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям»

302 81 «Расчеты по безвозмездным перечислениям капитального характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям»

расходы бюджетов бюджетной системы России на предоставление безвозмездных и безвозвратных трансфертов капитального характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям, в том числе на предоставление субсидии на иные цели капитального характера, за исключением расходов, отнесенных на статью 530 «Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов» КОСГУ

282 «Безвозмездные перечисления капитального характера финансовым организациям государственного сектора»

206 82 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера финансовым организациям государственного сектора»

302 82 «Расчеты по безвозмездным перечислениям капитального характера финансовым организациям государственного сектора»

расходы бюджетов бюджетной системы России на предоставление безвозмездных и безвозвратных трансфертов (субсидий) капитального характера организациям государственного сектора

283 «Безвозмездные перечисления капитального характера иным финансовым организациям (за исключением финансовых организаций государственного сектора)»

206 83 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера иным финансовым организациям (за исключением финансовых организаций государственного сектора)»

302 83 «Расчеты по безвозмездным перечислениям капитального характера иным финансовым организациям (за исключением финансовых организаций государственного сектора)»

расходы бюджетов бюджетной системы России на предоставление безвозмездных и безвозвратных трансфертов (субсидий) капитального характера иным финансовым организациям, за исключением финансовых организаций государственного сектора

284 «Безвозмездные перечисления капитального характера нефинансовым организациям государственного сектора»

206 84 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера нефинансовым организациям государственного сектора»

302 84 «Расчеты по безвозмездным перечислениям капитального характера нефинансовым организациям государственного сектора»

расходы бюджетов бюджетной системы России на предоставление безвозмездных и безвозвратных трансфертов (субсидий) капитального характера нефинансовым организациям государственного сектора

285 «Безвозмездные перечисления капитального характера иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора)»

206 85 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора)»

302 85 «Расчеты по безвозмездным перечислениям капитального характера иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора)»

расходы бюджетов бюджетной системы России на предоставление безвозмездных и безвозвратных трансфертов (субсидий) капитального характера иным нефинансовым организациям, за исключением нефинансовых организаций государственного сектора

286 «Безвозмездные перечисления капитального характера некоммерческим организациям и физическим лицам — производителям товаров, работ и услуг»

206 86 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера некоммерческим организациям и физическим лицам — производителям товаров, работ и услуг»

302 86 «Расчеты по безвозмездным перечислениям капитального характера некоммерческим организациям и физическим лицам — производителям товаров, работ и услуг»

расходы бюджетов бюджетной системы России на предоставление безвозмездных и безвозвратных трансфертов (субсидий) капитального характера некоммерческим организациям и физическим лицам — производителям товаров, работ и услуг

Помимо уже описанных ранее различий между финансовыми и нефинансовыми организациями безвозмездные перечисления текущего характера в денежной форме подразделяются на:

  • перечисления на производство;
  • перечисления на продукцию.

Безвозмездные и безвозвратные трансферты (субсидии) текущего характера на продукцию предоставляются в форме возмещения недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, возмещения разницы в тарифах, исходя из стоимости единицы товара, работы, услуги.

Перечисления (трансферты) на производство предоставляются на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с приобретением материальных запасов, оплатой труда работников, уплатой процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и другими текущими затратами на производство, а также трансферты организациям, которые невозможно однозначно отнести к безвозмездным и безвозвратным трансфертам (субсидиям) текущего характера на продукцию. То есть к безвозмездным и безвозвратным трансфертам на производство относится субсидия, включающая в себя как признаки субсидии на производство, так и признаки субсидии на продукт в том случае, если она составляет единую субсидию.

Обратите внимание, что по статьям КОСГУ 240 «Безвозмездные перечисления текущего характера организациям» и 280 «Безвозмездные перечисления капитального характера организациям» отражаются не только перечисления в денежной форме, но и безвозмездные передачи имущества.

Таким образом, передача бюджетным (автономным) учреждением другому учреждению основного средства по Акту приема-передачи объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) будет отражена бухгалтерской записью:

Дебет 0 401 20 281
«Расходы текущего финансового года на безвозмездные перечисления капитального характера государственным (муниципальным)
бюджетным и автономным учреждениям»
Кредит 0 101 00 410
«Уменьшение стоимости основных средств».

В том же примере передача материальных запасов будет отражена бухгалтерской записью:

Дебет 0 401 20 241
«Расходы текущего финансового года на безвозмездные перечисления государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям»
Кредит 0 105 00 440
«Уменьшение стоимости материальных запасов».

Последний блок изменений по счетам начисления обязательств связан с расширением статей КОСГУ 290 «Прочие расходы»: их подразделением на перечисления текущего и капитального характера, физическим и юридическим лицам. Обновленная структура счетов и взаимосвязь с новыми подстатьями КОСГУ проиллюстрирована таблицей 8.

Таблица 8

Статья/подстатья КОСГУ

Счета начисления

Объекты учета

296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам»

206 96 «Расчеты по авансам по оплате иных выплат текущего характера физическим лицам»

208 96 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных выплат текущего характера физическим лицам»

302 96 «Расчеты по иным выплатам текущего характера физическим лицам»

расходы по осуществлению иных выплат физическим лицам несоциального характера, в том числе:

— возмещение ущерба, причиненного имуществу сотрудника или его близкому родственнику в связи с исполнением должностным лицом служебных обязанностей;

— выплаты бывшим работникам государственных (муниципальных) учреждений к памятным датам, профессиональным праздникам и тому подобное;

— выплаты физическим лицам (за исключением физических лиц — производителей товаров, работ, услуг) государственных премий, грантов, денежных компенсаций, надбавок, иных выплат;

— выплаты государственных премий, грантов в различных областях;

— поощрительные выплаты спортсменам — победителям и призерам спортивных соревнований, а также тренерам и специалистам сборных команд, обеспечивающим их подготовку (Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр, чемпионатов мира и Европы);

— возмещение вреда, причиненного гражданину в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов;

— возмещение морального вреда по решению судебных органов;

— ежемесячная компенсация вреда, причиненного повреждением здоровья стороннему гражданину в результате дорожно­транспортного происшествия, в исполнение судебного акта;

— выплаты денежных компенсаций истцам по соответствующим решениям Европейского суда по правам человека;

— возмещение истцам (физическим лицам) судебных издержек на основании вступивших в законную силу судебных актов;

— стипендии безработным гражданам, обучающимся по направлению службы занятости, студентам, учащимся, аспирантам, ординаторам;

— погашение внутренней задолженности бывшего СССР перед физическими лицами — владельцами специальных (рублевых) средств, хранящихся в филиалах публичного акционерного общества «Сбербанк России»;

— иные аналогичные расходы

297 «Иные выплаты текущего характера организациям»

206 97 «Расчеты по авансам по оплате иных выплат текущего характера организациям»

208 97 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных выплат текущего характера организациям»

302 97 «Расчеты по иным выплатам текущего характера организациям»

расходы по осуществлению иных выплат юридическим лицам, не являющихся субсидиями в соответствии с бюджетным законодательством, в том числе:

— возмещение вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов;

— отчисления денежных средств профсоюзным организациям на культурно­массовую и физкультурную работу;

— возмещение истцам (юридическим лицам) судебных издержек на основании вступивших в законную силу судебных актов;

— взносы за членство в организациях, кроме членских взносов в международные организации;

— иные аналогичные расходы

298 «Иные выплаты капитального характера физическим лицам»

206 98 «Расчеты по авансам по оплате иных выплат капитального характера физическим лицам»

208 98 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных выплат капитального характера физическим лицам»

302 98 «Расчеты по иным выплатам капитального характера физическим лицам»

расходы по осуществлению иных выплат физическим лицам несоциального характера, связанных с возмещением ущерба вследствие изъятия (ограничения прав пользования) земель, в том числе:

— компенсация стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, принадлежащих физическим лицам;

— возмещение собственникам земельных участков (физическим лицам), землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель;

— иные аналогичные расходы

299 «Иные выплаты капитального характера организациям»

206 99 «Расчеты по авансам по оплате иных выплат капитального характера организациям»

208 99 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных выплат капитального характера организациям»

302 99 «Расчеты по иным выплатам капитального характера организациям»

расходы по осуществлению иных выплат юридическим лицам несоциального характера, связанных с возмещением ущерба вследствие изъятия (ограничения прав пользования) земель, в том числе:

— компенсация стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, принадлежащих организациям;

— возмещение собственникам земельных участков (юридическим лицам), землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель;

— иные аналогичные расходы

Изменения в порядке применения забалансовых счетов

Основным изменением в части использования забалансовых счетов является новый порядок применения счета 01 «Имущество, полученное в пользование». Согласно обновленному пункту 333 Инструкции № 157н данный счет теперь предназначен для учета имущества, полученного учреждением в пользование, не являющегося объектами аренды, к которому Минфин России предлагает относить:

  • имущество казны и иное имущество, полученное на безвозмездной основе, как вклад собственника (учредителя);
  • имущество, которым по решению собственника (учредителя) пользуется учреждение (орган власти) при выполнении возложенных на него функций (полномочий), без закрепления права оперативного управления);
  • имущество, полученное в безвозмездное пользование в силу обязанности его предоставления (получения), возникающей в соответствии с действующим законодательством;
  • права ограниченного пользования чужими земельными участками (в том числе сервитут).

Обратите внимание, что в 2018 году данные положения Минфин России уже высказывал в рамках писем (например, письмо Минфина России от 14 сентября 2018 г. № 02-07-10/66285, от 13 июня 2018 г. № 02-07-10/40429, от 31 августа 2018 г. № 02-07-10/62448, от 19 сентября 2018 г. № 02-07-10/67168, от 27 сентября 2018 г. № 02-07-10/69410). И если письма не имеют силы закона, то в 2019 году данные объекты уже следует относить на забалансовый счет 01 «Имущество, полученное в пользование» в соответствии с требованием законодательства по бюджетному учету.

Одновременно детализируется порядок применения забалансового счета 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование». Счет теперь предназначен для учета данных об объектах аренды на льготных условиях, а также о предоставленном (переданном) в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управления, в том числе в случаях, предусмотренных законодательством, имуществе.

Таким образом, на счете теперь аккумулируется информация не только об объектах учета аренды, переданных в безвозмездное пользование, но и об объектах имущества, переданного в безвозмездное пользование и не являющихся объектами учета аренды. Данные правила установлены обновленным пунктом 383 Инструкции № 157н.

Кроме этого изменилось наименование забалансового счета 04. Теперь он называется «Сомнительная задолженность». Данное изменение связано с применением положений СГС «Доходы».

[1] Статьи применяются с 1 января 2021 года.

[2] Статьи применяются с 1 января 2021 года.


Реклама