У пожара шанса нет

Стихийное неконтролируемое распространение огня по естественным причинам (молнии, самовозгорание торфа) и (или) при участии человека составляет угрозу здоровью, жизни людей, наносит ущерб лесным массивам, объектам имущества. При этом пожары могут быть и управляемыми, когда проводятся предупреждающие мероприятия, уничтожаются пожароопасные горючие материалы и т. п. Расходы по противопожарному обеспечению деятельности учреждений как факт хозяйственной жизни должны отражаться на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета согласно соответствующей методологии.

А. В. Кондратьева, бухгалтер

Взаимоотношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами (физическими лицами), определение общих правовых, экономических и социальных основ обеспечения пожарной безопасности в России регулируются Законом от 21 декабря 1994 г. № 69‑ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Закон № 69‑ФЗ).

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции) (в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения), а также в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, регулирует Закон от 22 июля 2008 г. № 123‑ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Закон № 123‑ФЗ).

Комплекс мероприятий, включающий меры пожарной безопасности, обязателен к соблюдению руководителем учреждения государственного сектора.

Справочно.

Меры пожарной безопасности — это комплекс соответствующих мероприятий, регламентированный законодательно. Правила противопожарного режима в России утверждены постановлением Правительства России от 25 апреля 2012 г. № 390.

В компетенции руководителя

Согласно статье 212 Трудового кодекса обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. При этом согласно статье 217 Трудового кодекса в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

Кроме того, согласно статье 37 Закона № 69‑ФЗ руководители организации обязаны, в том числе:

  • соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  • разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;
  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
  • включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
  • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
  • обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Закона № 123‑ФЗ.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно пункту 6 постановления Правительства России от 25 апреля 2012 г. № 390 (далее — Постановление № 390) в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.

Обеспечение требований пожарной безопасности руководителем включает:

  • наличие противопожарного оборудования, его техническое обслуживание;
  • наличие информационных табличек;
  • повышение квалификации работников;
  • обеспечение плана эвакуации людей при пожаре с обозначением мест хранения первичных средств пожаротушения.

Перечень первичных мер пожарной безопасности установлен статьей 63 Постановления № 390.

Первичные средства пожаротушения в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены лицами, уполномоченными владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями и сооружениями.

Номенклатура, количество и места размещения первичных средств пожаротушения устанавливаются в зависимости от вида горючего материала, объемно-планировочных решений здания, сооружения, параметров окружающей среды и мест размещения обслуживающего персонала.

Сотрудники допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.

Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.

22_1.png

Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обу­чение мерам пожарной безо­пасности осуществляется в соответствии с нормативными документами.

Руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение ее требований на объекте защиты.

Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» утверждены приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. № 645. Согласно указанному документу контроль за организацией обучения мерам пожарной безопасности работников организаций осуществляют органы Государственного пожарного надзора.

План противопожарных мероприятий

В целях реализации противопожарных мероприятий учреждению необходимо утвердить локальным актом план противопожарных мероприятий на соответствующий год. Следует учесть, что их выполнение будет сопряжено с закупками товаров, работ, услуг, с отражением показателей в смете доходов/расходов, плане ФХД, плане закупок, плане-графике закупок.

План противопожарных мероприятий может включать следующие мероприятия:

  • организация пожарной охраны на объекте;
  • установка систем противопожарной сигнализации на объекте;
  • аудит пожарной безопасности объекта;
  • утверждение графика предупредительных осмотров (ремонтов) противопожарного оборудования;
  • приобретение средств индивидуальной защиты работников;
  • разработка и утверждение инструкций по вопросам пожарной безопасности;
  • обучение работников правилам пожарной безопасности;
  • обеспечение раздельного хранения материалов с различными пожароопасными свойствами;
  • иные.

Декларация

Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве оперативного управления, должны в рамках реализации мер пожарной безо­пасности разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.

Согласно Закону № 123‑ФЗ все здания должны пройти оценку соответствия в форме декларации пожарной безопасности.

Декларация пожарной безо­пасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:

  • оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
  • оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
22_2.png

Для оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объекта защиты с количеством этажей не более чем два, общая площадь которого составляет не более чем 1500 квадратных метров (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4, Ф4.1, Ф4.2), собственник или иной законный владелец объекта защиты может добровольно составить декларацию пожарной безопасности в отношении этого объекта защиты, которая преду­сматривает, в том числе, сведения о системе противопожарной защиты этого объекта.

В случае изменения содержащихся в декларации пожарной безопасности сведений, в том числе в случае смены собственника или иного законного владельца объекта защиты, изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты, уточненные декларации пожарной безопасности представляются в течение одного года со дня изменения содержащихся в них сведений.

Справочно.

Декларация пожарной безо­пасности — форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска (п. 7 ст. 2 Закона № 123‑ФЗ).

Бухгалтерский учет

Затраты любого учреждения государственного сектора (казенного, бюджетного, автономного) регламентированы планами финансово- хозяйственной деятельности (смета доходов/расходов, план ФХД). В зависимости от экономического смысла производимых расходов на приобретение товаров, работ, услуг, связанных с обеспечением пожарной безопасности, осуществляется отражение на соответствующих счетах бухгалтерского учета с применением разных статей КОСГУ.

Оборудование для пожаротушения, отвечающее критериям (признакам) основных средств, а также по решению комиссии по поступлению и выбытию активов принимаются к учету на счет 0 101 04 000 «Машины и оборудование» с применением счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы».

Расходы на оплату основных средств, материалов в целях предупредительных мер пожаротушения согласно Порядку № 132н отражаются по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и относятся на подстатью КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» (Порядок № 209н), подстатью КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» (с детализацией согласно экономическому содержанию хозяйственной операции).

Кроме того, в первоначальной стоимости приобретенного актива учитываются затраты на его доставку, монтаж и т. п.

Направления расходов по определенному источнику финансового обеспечения зависят от статуса учреждения: условий соглашения о предоставлении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, соглашения о предоставлении субсидии на иные цели (для бюджетных (автономных) учреждений), лимитов бюджетных ассигнований (для казенных учреждений).

Внимание!

Классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности установлена статьей 32 Закона № 123‑ФЗ. Например, класс функциональной пожарной опасности Ф1.1 — здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные) и т. д.

ПРИМЕР 1

Бюджетным учреждением в рамках реализации плана противопожарных мероприятий приобретено противопожарное оборудование. Требования оценки приобретаемого оборудования отвечают критериям ОЦДИ.

Бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 0 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество»
Кредит 0 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— отражены вложения в оборудование согласно договору с поставщиком;

Дебет 0 302 31 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 0 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислены денежные средства поставщику;

Дебет 0 101 24 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество»
— принято к учету оборудование.

Как говорилось выше, одной из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, проводимой не заинтересованным в результатах такой оценки экспертом в области оценки пожарного риска (п. 1 ст. 144 Закона № 123‑ФЗ, ст. 1 Закона № 69‑ФЗ), является аудит пожарной безопасности.

Согласно Правилам оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденным постановлением Правительства России от 7 апреля 2009 г. № 304, независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) проводится экспертом в области оценки пожарного риска на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области оценки пожарного риска.

Расчет пожарного риска может включать:

  • размер площади пожарных отсеков и секций;
  • планировочные решения эвакуационных путей и выходов;
  • ширину и протяженность путей эвакуации;
  • выбор средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара;
  • тип систем оповещения работников (посетителей) о пожаре;
  • наличие либо отсутствие систем пожаротушения.

ПРИМЕР 2

Бюджетным учреждением культуры заключен экспертный договор на оценку пожарного риска. Источник финансового обеспечения — «2 — приносящая доход деятельность».

Бухгалтерские записи будут следующими:

Дебет 2 401 20 226, 2 109 ХХ 226
«Расходы на прочие работы, услуги», «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части прочих расходов»
Кредит 2 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— начислены расходы согласно принятым обязательствам;

Дебет 2 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислены денежные средства экспертной организации.

В комплексе противопожарных мероприятий учреждения могут предусмотреть страхование ответственности перед третьими лицами.

22_3.png

Страховые выплаты, поступающие от страховых компаний в качестве возмещения ущерба в результате наступления страхового случая, подлежат учету учреждением как средства, полученные от приносящей доход деятельности, по коду вида финансового обеспечения «2».

Учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы, страховые выплаты должны перечислять в доход соответствующих бюджетов.

Расходы на оплату услуг страхования (выплаты страховой премии) согласно Порядку № 132н и № 209нотражаются по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и относятся на подстатью КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» (Порядок № 209н).

ПРИМЕР 3

Бюджетное учреждение заключило договор страхования ответственности перед третьими лицами от воздействия пожара сроком на один год.

Источник финансового обеспечения — приносящая доход деятельность.

Бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 2 401 50 226
«Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги»
Кредит 2 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— начисление расходов будущих периодов в полном объеме принятых обязательств;

Дебет 2 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечисление ежемесячной суммы контрагенту в размере 1/12 суммы договора;

Дебет 2 401 20 226, 2 109 ХХ 226
«Расходы на прочие работы, услуги», «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части прочих расходов»
Кредит 2 401 50 226
«Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги»
— отражение текущих расходов на страхование в размере 1/12 суммы договора.

Справочно.

Вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим (ст. 1064 ГК РФ).

Ответственность

Порядок осуществления пожарного надзора должностными лицами органов исполнительной власти установлен Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 (далее — Положение № 290).

Согласно пункту 21 Положения № 290 проведение плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

  • для категории высокого риска — один раз в 3 года;
  • для категории значительного риска — один раз в 4 года;
  • для категории среднего риска — не чаще одного раза в 7 лет;
  • для категории умеренного риска — не чаще одного раза в 10 лет.

В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

В силу норм статьи 38 Закона № 69‑ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

  • собственники имущества;
  • руководители федеральных органов исполнительной власти;
  • руководители органов местного самоуправления;
  • лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
  • лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно статье 20.4 КоАП России нарушение требований пожарной безопасности, за исключением отдельных случаев (нарушение правил пожарной безопасности в лесах, на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте), влечет наложение штрафа:

  • на граждан — в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах, на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте влечет наложение штрафов согласно статьям 8.32, 11.16 КоАП России.

ПРИМЕР 4

По результатам проверки по соблюдению требований пожарной безопасности органом государственного пожарного надзора наложен административный штраф.

Бухгалтер запишет:

Дебет 0 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 0 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— учреждением начислен штраф согласно предписанию;

Дебет счета 0 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит счета 0 201 11 610, 1 304 05 290
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим расходам»
— перечисление денежных средств.

В заключение отметим, что подтверждением того, что учреждение приняло все необходимые меры противопожарной безо­пасности, будут верно оформленные следующие документы:

  • декларация пожарной безо­пасности;
  • приказ о назначении лица, ответственного за пожарную безо­пасность;
  • локальный акт (инструкция) о мерах пожарной безопасности с учетом специфики учреждения;
  • инструкция о действиях персонала при эвакуации на объектах с массовым пребыванием людей;
  • план эвакуации при пожаре;
  • договора (государственные контракты), предмет которых сопряжен с противопожарными мероприятиями, акты выполненных работ;
  • график планово-предупредительных работ;
  • журнал регистрации инструктажа по пожарной безопасности работников учреждения;
  • журнал учета огнетушителей;
  • иные.

Реклама